Файл: Власов В.П. Технология производства кускового торфа [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2600

Р и с . 43.

О б щ и й

в и д м а ш

и н

ы М Т К - 1 | 2 д л я

 

д о б ы ч и

к у с к о в о г о

т о р ф а :

а — вид

сбоку;

б — вид

сверху. / — ф реза;

2 — главный

редуктор;

 

3 — формователь;

 

4 — онорпыіі

каток

87

Техническая характеристика ДПК-5 (МТК-12)

Назначение.........................................................

 

Производство бытового

 

 

кускового топлива из

 

 

торфа на залежах верхо­

 

 

вого и переходного типов,

 

 

степенью

разложения бо­

Тип машины

 

лее 15%

 

Прицепная к трактору Б-75

Ф р е з а ...............................................

 

Дисковая

 

Диаметр по концам ножей, м м ........

1116

До 400

Глубина фрезерования,

м м ..............................

 

Ширина фрезы, м м ..........................................

 

17,2

45

Скорость резания, м /с .......................

 

 

Уголі наклона диска

фрезы к вертикали,

 

градусы ...........................................

 

15

 

Формователь.....................................

 

Шнековый

 

Частота вращения шнека, о б /м и н .

200

 

Рабочие скорости передвижения, м/ч. . . .

445—672

Масса машины, (без ходоуменьшнтеля), кг

.

1561

Машина предназначена для использования на отдельных уча­ стках промышленных торфяных предприятий или на небольших торфяных месторождениях. Машина МТК-12 серийно выпускается с 1970 г. Горьковским заводом торфяного машиностроения им.

Свердлова [11]. Эксплуатационная влажность

верховой торфяной залежи, фре­ зеруемой дисковой фрезой на глубину 400 мм, изменяется от 77‘до 84% [42].

Схема работы машины МТК-12 показана на рис. 44. Колонна из четырех машин изо­ бражена на рис. 45. Работая на двух картах, машины сначала огибают среднюю картовую ка­ наву. Последняя должна быть справа от машин, так как спра­ ва происходит стилка торфа (вы­ дача его через формующий ап­ парат). Чтобы обеспечить равно­ мерную сработку торфяной за­ лежи, добывающие машины в другом цикле начинают работу уже не у средней картовой ка­ навы, а у внешних.

Производительность машины МТК-12 в кубических метрах фре-

Рис. 44. Схема работы фрезформовочных комбайнов МТК-12:

зеруемой торфяной

залежи за

час чистой работы

определяется

1, 2, 3— рабочий ход машины

ПО ф о р м у л е

88


Q= fvkykyü,

(63)

где f — площадь поперечного сечения выемки, м2; V — скорость рабочего хода машины, м/ч;

ku— коэффициент использования скорости, равный 0,95; kn — коэффициент использования циклового времени;

а— коэффициент, учитывающий потери торфа при экскава­ ции, принимаемый равным 0,95.

Величину коэффициента а экспериментально надлежит уточ­ нить.

Рис. 45. Колонна машин MTK-L2

Площадь поперечного сечения выемки

/ = Ьщк,

где Ьщ — ширина щели, равная 0,045 м; h — глубина выемки.

Сезонная производительность машины в тоннах воздушно-сухо­

го торфа

 

^сез = pQtkiTa,

(64)

где р — выход воздушно-сухого торфа влажностью 33%

из 1 м3

разрабатываемого слоя торфяной залежи, т;

 

t — число часов работы в течение суток;

 

kt — коэффициент использования рабочего времени;

 

Т — число дней добычи торфа

в сезоне;

а — коэффициент сбора, для

верхового торфа принимается

равным 0,94—0,96.

 

89


§ 30. Производство кускового торфа фрезформовочными машинами МВТ

В1965 г. Всесоюзным институтом торфа АН БССР на торфя­ ной опытной станции Дукора была испытана фрезформовочная машина ПМК с глубинно-щелевым принципом фрезерования тор­ фяной залежи [43].

В1971 г. этим же институтом испытывалась новая фрезформо­ вочная машина, имеющая много общего с машиной ПМК.

1

Рис. 46. Машина МБТ для производства бытового торфяного топ­ лива

Новая машина, как и ПМК, предназначена для добычи бы­ тового топлива и получила название МБТ (рис. 46); машина МБТ работает с трактором ДТ-55 или ДТ-75, оборудованным ходоуменыиителем.

Основными рабочими органами машины МБТ (рис. 47) яв­ ляются фреза, шнековый пресс и формующий аппарат. Фреза, со­ стоящая из двух дисков, осуществляет щелевое фрезерование на глубину до 500 мм. Как и в других фрезформовочиых комбайнах, передача сфрезерованной торфяной крошки в приемную часть шнека производится с помощью кожуха. Фреза поднимается в транспортное положение и опускается в рабочее с использованием гидроцилиндра, работающего от гидросистемы трактора. Пере­

90

рабатывающий орган (шнек) машины МБТ . состоит из двух ча­ стей— приемной и напорной (меньшего диаметра).

Формующий аппарат машины МБТ состоит из четырех шнеков, установленных перпендикулярно напорному шнеку под корпусом последнего. Каждый из четырех шнеков формователя продавли­ вает переработанную торфяную массу через цилиндрический мундштук диаметром 80 мм с резиновым наконечником.

Рис. 47. Схема фрезформовочноіі машины МБТ:

/ — рам а;

2 — цилиндрический

редуктор:

3 — ш нековый пресс; ‘/ — ф реза;

5 — кож ух

фрез:

ff — привод

ш некового пресса;

7 — конический

редуктор; 8 — механизм

подъема

фрез;

9 — шнековый

ф ормователь;

10 — опорный

каток;

// — маслопроводы; 12 — разравниваю щ ие

скребки;

13 — привод

ш некового ф орм ователя; /‘/ — кры ш ка; 15 — карданны й вал

 

 

 

Техническая характеристика машины МБТ

 

 

Скорость машины,

км/ч:

 

0,32—

 

 

поступательная........................................................................

 

 

 

 

транспортная

 

 

 

 

0,75

 

 

............................................................................

 

 

 

4,07

 

Масса машины, к г ............................................................................

 

 

 

1800

 

Фреза:

 

шт

 

 

 

 

2

 

число дисков,

 

 

 

1200

 

диаметр по концам ножей, м м .............................................

 

 

 

ширина ножа,

м м .....................................................................

мм

 

35

 

 

расстояние между дисками,

 

300

 

 

скорость резания,

м/с ..............................................................

 

 

19

 

Благодаря применению активных шнековых формователей мелкие пни, попадающие вместе с фрезерной крошкой в машину, легко продавливаются через мундштуки.

На работу всех узлов машины требуется мощность 40—45 л. с., на фрезерование торфяной залежи и пней расходуется 10— 15 л. с., на переработку и формование торфа 20—25 л. с. Машина обслуживается водителем трактора.

91


В настоящее время пока еще нет специальных нормативных показателей для проектирования торфяных предприятий с фрезформов’очным способом добычи кускового торфа. Ориентировочно можно принять следующие значения эксплуатационной влажности торфяной залежи при глубоком фрезеровании (табл. 17).

Т а б л и ц а

17

Глубина

Тип торфяной

Степень р аз­

Э ксплуата­

ф резерова­

лож ения

ционная

вл аж ­

залеж и

ния, м

 

торф а, %

ность,

%

500

Верховой

До

25%

 

83

400

 

>

25%

 

82

 

До

25%

 

81—82

 

Низинный

>

25%

 

80—81

500

До 25%

 

82

 

>

25%

80

400

 

До

25%

79—80

 

> 25%

 

78—79

При разработке крошащегося торфа (тростниковый) влаж­ ность при формовании должна быть достаточно высокой и со­ ставлять 83—84%.

Пример 7. Рассчитать сезонную производительность машины МВТ.

Да н о . Торфяная залежь верхового типа, степень разложения торфа 30%,

пнистость залежи

1,3%, торфяное месторождение

находится в Калининской об­

ласти.

 

Р е ше н и е .

Производительность машины за

час чистой работы в кубиче­

ских метрах торфяной залежи определяем по формуле (63)

Q = fvkvkua;

f = 2-0,035 -0,5=0,035 м2.

Коэффициент использования циклового времени определяется по формуле

Д

Р-Х

*р.х + б*

Расстояние между валовыми каналами 300 м; длина рабочего хода машины

250м.

По формуле (7) определяем продолжительность рабочего хода

*р.х = 3-°°-250 = 2960 с.

320-0,95

В с п о м о г а т е л ь н о е в р е м я

^всп — +

4 "Ь ta~Ь 20, С,

где t i и /з — длительность поворотов, совершаемых машиной

во время цикла;

после первого поворота машина двигается вдоль

штабеля, а после

второго — выходит на новый рабочий ход, с;

 

92


h

— продолжительность перехода машины вдоль штабеля, С;

 

20 — время, затрачиваемое

на остановку трактора

после окончания

 

рабочего хода, выключение вала отбора мощности, подъем фрезы

 

и включение поступательной скорости трактора

перед

началом

 

рабочего хода;

 

 

 

 

 

 

 

ЗбООлг _ 3600-3,14-5

 

 

 

 

 

2нпов&и

2-4070-0,95

 

 

 

 

 

3600 (/ср -

2г)

 

 

где /ср — средняя длина

перехода машины

по подштабельноіі

полосе,

равная

ширине карты

(30 м);

 

 

 

 

3600 (3 0 -2 -5 )

 

 

 

 

----- ---------- -

= 19 с

 

 

 

 

4070-0,95

 

 

 

 

 

 

^всп — 8 +

19 -J- 8 -f- 20 — 55 с;

 

 

 

 

,

2960

=

0,98;

 

 

 

 

 

2960 + 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q= 0,035-320-0,95-0,98-0,95=

=9,9 м3/ч.

Рис. 48. Зависимость

продолжи­

тельности сушки

кускового торфа

от диаметра кусков:

/ — К алининская область: 2

и 3 — М осков­

ская

область

 

Сезонная производительность машины в кубических метрах торфяной залежи

<2сез = QfktT.

Число часов работы в течение суток /=17,5 ч.

Продолжительность сезона добычи принимается по нормативам. Согласно графику (рис. 48) для кусков диаметром 80 мм продолжительность цикла со­ ставляет 32 дня. Общая производительность сезона от первого дня фрезерования до последнего дня уборки (с 15 мая по 25 сентября) равна 134 дням,

Продолжительность сезона добычи

Т — 134 — 32 = 102 дня.

<2сез = 9,9 • 17,5 • 0,75 • 102 = 13 300 м3.

Выход воздушно-сухого торфа из I м3 торфа-сырца при эксплуатационной влажности торфяной залежи, равной 82%,

р = 0,79 100 ~ 82- = 0,212 т.

100 — 33

Сезонная производительность фрезформовочной машины МВТ в тоннах

Рсез = pQces« = 0,212 • 13 300 • 0,96 = 2700.

93