Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Таблица 5

 

Чпело

Допуск по

Действи­

 

ГОСТ

тельное

Погрешность

зубьев

1643-56 (7-я

отклонение,

 

колес

степень),

мкм

 

 

мкм

 

Погрешность ос­

21

18

15

35

17

новного шага

 

Накопленная

21

50

35

погрешность ок­

35

60

50

ружного шага

Радиальное бие­

21

42

30

ние зубчатого

35

50

40

венца

Говоря об этом варианте обработки, следует отметить, что он обеспечивает примерно такую же равномерность припуска под чистовую обработку, какая получается при применении фрез с зубьями, имеющими разные профильные углы.

После предварительного прорезания впадин у этих колес, они, как и в первом случае, обрабатывались окончательно чер­ вячной фрезой класса А, а затем подвергались проверке на точность обработки по основному и окружному шагу и ради­ альному биению зубчатого венца. Контроль их по указанным параметрам показал, что они (так же как и колеса предвари­ тельно обработанные червячной фрезой) удовлетворяют нор­ мам 7 степени точности.

Как показано ранее, при наличии соответствующим обра­ зом спрофилированного инструмента, новый метод может быть применим для окончательной обработки зубчатых колес отно­ сительно невысоких степеней точности.

Для экспериментальной' проверки этого положения по ме­ тодике, изложенной в главе четвертой настоящей книги, были спрофилированы и изготовлены специальные дисковые фрезы модуля 3 и 5 мм, из быстрорежущей стали Р9, с затылованными зубьями, для нарезания колес с числом зубьев 21 и 35. Этими фрезами обрабатывались зубчатые колеса из текстоли­ та. Обработка велась по четвертой схеме нарезания, за один проход, со скоростью резания 300 м/мин, при подаче. 2— 5 мм/об.стола и максимальной толщине срезаемых слоев 0,5— 1,0 мм.

После обработки колеса подвергались проверке на точ­ ность. Контролировались основной и окружной шаг зѵбьев.

148


радиальное биение зубчатого венца, точность профиля и чи­ стота рабочих поверхностей зубьев.

Данные о точности колес модуля 3 мм приведены в табл. 5. Из нее видно, что отклонения указанных параметров нахо­

дятся в пределах 7—8 степени точности.

При проверке колес установлено также, что профиль впа­ дин зубьев соответствует профилю шаблона, построенного по точкам, координаты которых определялись по формулам (105), (106). Чистота рабочих поверхностей зубьев контролировалась на профилометре—профилографе модели 201 завода «Ка- -чянбр» и соответствовала 6 классу по ГОСТ 2789—59.

Новым методом нарезались также шлицевые валики Д8Х36Х42х • SzX, ГОСТ 1139—58, из стали 45. Обработка ве­ лась за один проход, по четвертой схеме нарезания, со скоро­ стью резания 200 м/мин, при подаче 3 мм/об. стола.

В качестве инструмента применялась дисковая фреза, осна­ щенная пластинами твердого сплава Т15К6, Г>ф=114 мм, 2 ф =

= 12.

Поскольку боковые поверхности шлиц должны иметь пря­ молинейный профиль, то боковые режущие кромки зубьев ■фрезы были также прямолинейными. Профиль зубьев фрезы определялся по профилю обрабатываемых впадин с внесением коррекции, учитывающей их разнос. Проверка точности обра­ ботанных шлиц показала, что размеры впадин соответствуют размерам шаблона, построенного по расчетным точкам, а не­ прямолинейность профиля шлиц в плоскости перпендикуляр­ ной оси валика составляет 0,012—0,015 мм.

Чистота боковых поверхностей шлиц — в пределах 5—6

'класса по ГОСТ 2789—59.

7.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

ИТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОГО МЕТОДА ЗУБОНАРЕЗАНИЯ

Выводы из теоретического анализа кинематики процесса резания и экспериментальная проверка их позволяют систе­ матизировать пути повышения производительности зубофрезерования колес новым методом.

При зубонарезанйи рассматриваемым методом, также как

.и при зубофрезеровании другими методами, основное техно­ логическое время складывается из времени, идущего на вреза­ ние и резание.

В некоторых случаях время врезания может быть равно и

.даже превышать время резания.

149



Учитывая это, в первую очередь представляет интерес сни­ жение основного технологического времени за счет уменьше­ ния времени врезания. Это достигается сокращением пути врезания, т. е. заменой осевого врезания радиальным.

Путь, проходимый головкой при осевом врезании, посколькуугол ее установки б мал и длина фрезы небольшая, достаточ­ но точно можно определить по формуле L=~\/h(Drh). Длина пути радиального врезания равна высоте зуба, т. е. Lp = /i.

Расчеты показывают, что при замене осевого врезания ра­ диальным (при прочих равных условиях) путь врезания сокра­ щается в несколько раз и это сокращение тем больше, чем меньше модуль обрабатываемого колеса.

Так, например, при обработке колеса т = 3 мм и Rr= 98 мм Lp — 2,2 т =6,6 мм, а L —35,4 мм\ при том же значении Rr и при т — 10 мм Lp= 22 мм, а L = 61,9 мм.

Таким образом, при обработке колес модулей 3—10 мм за­ мена осевого врезания радиальным дает сокращение пути вре­ зания в 3—5,3 раза.

Во столько же раз можно было бы сократить и время вре­ зания при условии, чтобы процесс врезания осуществлялся за один оборот заготовки.

Однако эксперименты, проведенные по обработке зубчатых колес с радиальным врезанием, показывают,-что практически осуществить радиальное врезание за один оборот заготовки неудается из-за чрезмерного возрастания нагрузки на зубья фрезы, так как объемы металла, удаляемые из впадин за вре­ мя полного врезания независимо от способа врезания, одина­ ковы.

Опытами установлено, что нагрузку на зубья фрезы при радиальном врезании можно снизить двояко: во-первых, сни­ жая подачу на оборот заготовки, т. е. растягивая процесс вре­ зания на 1,5—2 оборота, во-вторых, уменьшая максимальнуютолщину срезаемых слоев, т. е. при определении числа оборо­ тов головки п2принимать при обработке стали 45 аШах=0,15— 0,2 мм, а при обработке серого чугуна ат ах=0,20,25 мм.

Меньшие значения подач и максимальной толщины срезае­ мых слоев следует принимать при обработке колес больших. модулей, большие значения — при обработке колес меньших модулей.

Замена осевого врезания радиальным обеспечивает сокра­ щение времени врезания в 1,5—2 раза без снижения стойкостиинструмента.

150


Снижения основного технологического времени можно до­ биться также за счет применения фрезы не с одним, а с двумя или с тремя рядами зубьев, смещенными друг относительно друга вдоль оси фрезы на расстояние, равное шагу нарезае­ мых зубьев, так как в этом случае цепь деления станка наст­ раивается как при обработке двухили трехзаходной фрезой и стол станка при этом вращается в два или в три раза бы­ стрее.

При достаточной жесткости системы СПИД и достаточной мощности привода фрезы такой вариант обработки зубчатых колес может обеспечить повышение производительности зубофрезерования кратно числу рядов зубьев фрезы.

Вэкспериментах с применением фрез с несколькими ряда­ ми зубьев, устанавливаемых на головке, конструкция которой описана выше, получить такого повышения производительно­ сти зубофрезерования не удалось.

Возросшие усилия резания вызывали вибрации, устранять которые приходилось снижением величины подачи или умень­ шением максимальной толщины срезаемых слоев.

Так, например, опыты показали, что станок 5Е32 и головка описанной конструкции позволяют вести обработку стальных зубчатых колес модулем до 5 мм фрезой с двумя рядами зубь­ ев с максимальной толщиной срезаемых слоев равной 0,2 мм,

афрезой с тремя рядами зубьев — 0,15 мм.

Врезультате при обработке по четвертой схеме нарезания

колес модуля 5 мм из стали 45, со скоростью резания 200 м/мин, с подачей 5 мм/об. стола, при параметрах головки /?г=95 мм, R0= 38 мм и фрезы R$ = 57 мм, 2ф=12 числа оборотов головки были следующими:

при работе фрезой с одним рядом зубьев

(ат ах=0,25 мм)

пг= 16,4 об/мин-,

(ат ах=0,2 мм)

при работе фрезой с двумя рядами зубьев

лг= 13,2 об/мин;

(аШах:=0,15 мм)

при работе фрезой с тремя рядами зубьев

Пг— 9,8 об/мин.

 

Таким образом, применение фрезы с двумя рядами зубьев

по сравнению с фрезой с одним рядом зубьев обеспечивало

повышение производительности в 1,6 раза, а применение фре­ зы с тремя рядами зубьев — в 1,8 раза.

Очевидно, большая жесткость системы СПИД обеспечит обработку с большей максимальной толщиной срезаемых сло­ ев и повысит эффективность применения фрез с несколькими рядами зубьев.

151