Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
ном методе обработки и установлены оптимальные схемы на резания с учетом стойкости инструмента и производительности зубофрезерования. Выведены зависимости для определения основных параметров резания при зубофрезероваиии по раз
личным схемам.
3. Рассмотрены вопросы чистоты и точности обработки. Выведены зависимости для определения теоретической вы
соты остаточных микронеровностей, появление которых вызы вается самим методом обработки. Разработана методика и даны зависимости для определения величины разноса впадин. Дан анализ этой погрешности и причин, ее порождающих, на основании чего сделаны практические выводы и рекомендации.
4.Доказано, что новый метод зубофрезерования может быть применим для окончательного нарезания колес относи тельно невысоких степеней точности, а также шлицевых вали ков с прямобочным профилем. Приведена методика для опре деления координат точек профиля зубьев фрезы с учетом вели чины разноса впадин, производимой этими точками. Приве дены также зависимости для определения величин погрешно стей обработки, которые могут возникнуть из-за неточной уста новки фрезы относительно заготовки.
5.Проведены экспериментальные исследования нового ме
тода зубонарезания.
Спроектированная и изготовленная для проведения экспе риментов система электропривода станка с бесступенчатым регулированием скорости показала надежность в работе и удобство в эксплуатации.
6.Экспериментальными исследованиями подтверждены теоретические решения, сделанные при анализе нового метода зубофрезерования. Доказано, что оптимальными по стойко сти фрез являются четвертая и шестая схемы нарезания.
7.При проведении экспериментов изучен характер износа зубьев фрез и установлен критерий их затупления.
Показано, что износ зубьев происходит преимущественно
по задним поверхностям. Наибольший износ наблюдается по периферийным режущим кромкам в месте сопряжения их с боковыми режущими кромками.
С учетом оптимальной стойкости фрез и производительно сти зубофрезерования, в качестве критерия затупления при черновом зубонарезании принят износ в месте сопряжения вершины зуба с боковыми сторонами при обработке стальных колес равный 1 мм, а при обработке колес из серого чугуна — 1,5 мм.
458
Экспериментально установлены оптимальные значения зад них углов по вершенным режущим кромкам ав=12° и по боко вым режущим кромкам Об— 10°.
8. Исследовано влияние различных факторов на стойкость фрез.
Установлены оптимальные значения максимальной толщи ны срезаемых слоев: при обработки стали 45 — ашах=0,25 мм, при обработке серого чугуна — ат ах=0,35 мм.
Опыты п о исследованию влияния скорости резания на. стой кость инструмента позволяют рекомендовать при обработке стали применять твердый сплав Т15К6, который при скорости резания 200 м/мин обеспечивает стойкость равную 120 мин, а при обработке серого чугуна — твердый сплав ВК.8, который такую же стойкость обеспечивает при скорости резания
150м/мин.
9.Экспериментально исследовано также влияние различ ных факторов на величину крутящего момента.
Установлено, что при обработке стали 45 с повышением скорости резания крутящий момент уменьшается, что можно объяснить повышением температуры в зоне резания и сниже нием, за счет этого, прочности обрабатываемого материала, а также работы, затрачиваемой на пластическую деформацию.
При обработке серого чугуна крутящий момент практиче ски не зависит от скорости резания; относительная величина крутящего момента при этом в 1,3—2 раза меньше, чем при обработке стали.
Опытами доказано, что влияние максимальной толщины срезаемых слоев, модуля обрабатываемых колес и величины износа зубьев фрезы на крутящий момент при обработке ста ли значительно выше, чем при обработке серого чугуна.
Экспериментально установлено также, что применение ■фрез второго типа дает снижение крутящего момента на 12— 15%, а фрез третьего типа на 15—20% по сравнению с фре зами первого типа.
10. Проверкой разности и накопленной погрешности окруж ного шага зубьев колес, обработанных новым методом, уста новлено, что сам метод обработки не увеличивает отклонений указанных параметров точности.
Разность и накопленная погрешность окружного шага зубь ев, полученная после предварительного . прорезания впадин новым методом, оказалась такой же, как и у колес обработан ных на этом же станке червячной фрезой, и соответствует восьмой степени точности.
159
Точность чистового зубонарезания зависит от равномерно сти припуска по профилю зубьев, получаемой после предвари тельного прорезания впадин. В связи с этим, при предвари тельном прорезании впадин у колес с небольшим числом зубь ев следует применять фрезы третьего типа или использовать вариант обработки тремя фрезами, смещенными в осевом на правлении друг относительно друга на 1/3 шага нарезаемых колес.
11.Экспериментально доказано, что при наличии соответ ствующим образом спрофилированного инструмента новый метод зубонарезания при обработке колес относительно невы соких степеней точности может применяться как оконча тельный.
Проведенные опыты по обработке колес модулей 3 и 5 мм из текстолита дисковыми фрезами из быстрорежущей стали, спрофилированными по разработанной методике, и последую щий контроль их основного шага и окружного шага, а также биения зубчатого венца показали, что отклонения указанных параметров у них находятся в пределах 7—8 степени точности по ГОСТу 1643—56. Чистота рабочих поверхностей зубьев не ниже 6 класса по ГОСТу 2789—59.
Опытами доказано также, что новый метод может быть применим для окончательной обработки шлицевых валиков с прямобочным профилем шлиц.
12.Данные испытаний нового метода зубонарезания, а так же расчеты показали его высокую технико-экономическую эф фективность.
13.Новый метод зубофрезерования не исключает сущест вующие методы. Он дополняет их и расширяет возможности для дальнейшего роста объема производства и снижения се бестоимости выпускаемых изделий.
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
1. |
А д а м |
Я- И., О в у м я н |
Г. Г. |
Справочник зубореза. М., «Машино |
строение», 1964. |
Г. Г., |
Н е с т е р о в Р. В. Опыт внедрения |
||
2. |
А д а м |
Я. И., О в у м я н |
высокопроизводительных пальцевых модульных фрез. «Вестник машиност роения», 1966, № 7.
•» 3. А д а м Я. И. Силы резания и мощность при зубофрезеровании. Ис следования в области технологии обработки металлов резанием. ЦНИИТМАШ. Кн. 82. Машгнз, 1957.
- 4. А д а м |
Я- И. О |
мощности резания при |
зубофрезеровании. «Станки |
||
и инструмент», |
1955, № 9. |
|
|
|
|
5. А л е н и и М. П. Крутящие моменты при черновом зубофрезеровании |
|||||
труднообрабатываемых |
материалов. «Станки н |
инструмент», 1968, № 11. |
|||
6. А л е н IIII М. П. |
Высокопроизводительное черновое |
зубофрезерова- |
|||
ние колес из |
труднообрабатываемых |
сталей. |
«Станки |
и инструмент», |
|
1968. № 3. |
|
|
вопросы |
кинематики |
нового метода- |
7. В а р н а к о в 'Д . В. Некоторые |
обработки зубчатых колес. «Механика». Сборник научных трудов Куйбы шевского политехнического института. Куйбышев, 1969.
8. В а г и н П. Т. Черновое |
нарезание крупномодульных колес |
диско |
|
выми твердосплавными фрезами. «Станки н инструмент», 1968, № 1. |
|||
9. Г р а н о в с к и й |
Г. И. |
Кинематика резания. М., Машгиз, |
1948. |
10. Г р у б и н А. Н., Л и X ц |
и е р М. В., П о л о ц к и й М. С. Зуборезный |
||
инструмент. Часть 1 и |
2. М., |
Машгнз, 1947. |
|
11.Г II и з б у р г Е. Г., Ш а м а и и и А. В. Типовые технологические процессы изготовления зубчатых колес. Вып. 1, 2. М., Машгнз, 1962.
12.Г у д к о в В. А., Ц в и с Ю. В. Скоростное зубофрезерованпе. «Стан
ки и инструмент». 1953, № 1.
13. |
Д у б о в Ю. С., Ш у л ь г а В. А. Способ повышения стойкости чер |
вячных фрез. «Станки и инструмент», 1969, № 5. |
|
14. |
Ж е л я н и н Л. А., И з р а и л е в и ч Я. С. Зубофрезерованпе прямо |
зубых конических колес методом обката спаренными дисковыми фрезами. — В со.: «Прогрессивная обработка деталей на металлорежущих станках». № 6—63—182/21. ГОСИНТИ, 1963.
15. З о р е в Н. Н. Вопросы механики процесса резания металлов. М., Машгнз, 1956.
161
16. З о р е в Н. Н. Обработка стали твердосплавным инструментом в условиях прерывистого резания с большим сечением среза «Вестник ма шиностроения», 1963, № 2.
17. И н о з е м ц е в Г. Г. Червячные фрезы с улучшенными геометриче скими параметрами режущих элементов. Организация процессов обработки металлов резанием. Вып. 69. Тема 6. № М—61—274/69. ЦИТЭИН, 1961.
18. И н о з е м ц е в |
Г. Г. Червячные фрезы с рациональными геометри |
ческими параметрами. Саратов, издательство СГУ, 1961. |
|
19. И н о з е м ц е в |
Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Новый планетарный ме |
тод нарезания цилиндрических зубчатых колес. «Усовершенствование зубо обрабатывающего инструмента». Сборник докладов конференции по зубо обрабатывающему инструменту. М., 1969.
20. И н о з е м ц е в |
Г. Г., |
В а р н а к о в Д. |
В. Стойкость инструмента |
при зубофрезерованни |
колес |
новым методом. |
«Металлорежущий и конт |
рольно-измерительный инструмент». Научно-технический реферативный сбор ник. Выпуск 4. НИИМАШ. М„ 1970.
21. И н о з е м ц е в Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Некоторые вопросы кине матики и стойкость инструмента при зубофрезерованни колес новым мето дом. «Прогрессивная технология машиностроения». Исследования в области
станков, инструмента и резания металлов. СПИ. Саратов, |
1970. |
|
. |
22. И н о з е м ц е в Г. Г., И в а н о в Н. И. Сборные |
шлицевые червяч |
ные |
фрезы «Усовершенствование зубообрабатывающего инструмента». |
Сборник докладов конференции по зубообрабатывающему инструменту. М.,
1969. |
И н о з е м ц е в |
Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Новый метод и инструмент |
23. |
||
для чернового фрезерования цилиндрических зубчатых колес. «Известия |
||
вузов СССР. Машиностроение», 1970, № 11. |
||
24. |
И н о з е м ц е в |
Г. Г., И в а н о в Н. И. Профилирование незатылован- |
|
ных шлицевых червячных фрез. «Известия вузов СССР. Машиностроение», |
|||||||
|
1968, № 12. |
А. И., О в у м я н Г. Г. Исследование технологии нарезания |
||||||
|
25. |
И с а е в |
||||||
|
зубьев пальцевыми модульными фрезами. — В сб.: Исследование техноло |
|||||||
|
гических процессов в тяжелом машиностроении. Кн. 102. Машгнз, 1961. |
|||||||
|
26. И с а е в |
А. И., К о т к и н а М. Г. Чистовая обработка зубчатых ко |
||||||
|
лес повышенной твердости червячными фрезами. «Вестник машинострое |
|||||||
|
ния», 1966, № 1. |
А. И., |
К о т к и н а М. Г. |
Влияние |
сил резания |
на точ |
||
|
27. |
И с а е в |
||||||
|
ность зубофрезерования зубчатых колес повышенной твердости. «Станки и |
|||||||
|
инструмент», 1966, № 9. |
|
|
|
|
|||
|
28. К р и в о у X о в В. А. Ускоренный метод нахождения стойкостных и |
|||||||
|
силовых зависимостей для составления нормативов |
по режимам |
резания. |
|||||
* |
«Станки и инструмент», |
1960, № 6. |
зубчатых |
колес. М., |
Машгнз, |
|||
29. |
К о р н и л о в |
К. А. Производство |
||||||
. |
1947. |
|
Г. И. Повышение производительности зубофрезерных стан |
|||||
. 30. К о г а н |
||||||||
|
ков. М., Машгнз, 1949. |
|
|
|
|
|||
|
31. |
К о с т ю к о в |
Я. X. Динамика фасонного фрезерования. М., Машгнз, |
|||||
|
1950. |
К р а й т м а н |
П. М., Ю л н к о в М. И., В в е д е н с к а я Н. П. Ис |
|||||
|
32. |
|||||||
|
следование процесса резания червячными фрезами. ЦБТИ МСС, 1949. |
|||||||
|
33. |
К р и ч м а р И. С., В а р н а к о в Д. В. Черновая обработка |
крупно- |
|||||
|
.модульных зубчатых колес. — В сб.: Эффективные режущие и меритель |
|||||||
|
ные инструменты. Куйбышев, 1966. |
Нарезание зубьев цнлиндрн- |
||||||
|
34. |
К о г а н о в И. А., Ф е д о р о в Ю. Н. |
162