Файл: Иноземцев Г.Г. Обработка цилиндрических зубчатых колес фрезерными головками методом непрерывного деления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ном методе обработки и установлены оптимальные схемы на­ резания с учетом стойкости инструмента и производительности зубофрезерования. Выведены зависимости для определения основных параметров резания при зубофрезероваиии по раз­

личным схемам.

3. Рассмотрены вопросы чистоты и точности обработки. Выведены зависимости для определения теоретической вы­

соты остаточных микронеровностей, появление которых вызы­ вается самим методом обработки. Разработана методика и даны зависимости для определения величины разноса впадин. Дан анализ этой погрешности и причин, ее порождающих, на основании чего сделаны практические выводы и рекомендации.

4.Доказано, что новый метод зубофрезерования может быть применим для окончательного нарезания колес относи­ тельно невысоких степеней точности, а также шлицевых вали­ ков с прямобочным профилем. Приведена методика для опре­ деления координат точек профиля зубьев фрезы с учетом вели­ чины разноса впадин, производимой этими точками. Приве­ дены также зависимости для определения величин погрешно­ стей обработки, которые могут возникнуть из-за неточной уста­ новки фрезы относительно заготовки.

5.Проведены экспериментальные исследования нового ме­

тода зубонарезания.

Спроектированная и изготовленная для проведения экспе­ риментов система электропривода станка с бесступенчатым регулированием скорости показала надежность в работе и удобство в эксплуатации.

6.Экспериментальными исследованиями подтверждены теоретические решения, сделанные при анализе нового метода зубофрезерования. Доказано, что оптимальными по стойко­ сти фрез являются четвертая и шестая схемы нарезания.

7.При проведении экспериментов изучен характер износа зубьев фрез и установлен критерий их затупления.

Показано, что износ зубьев происходит преимущественно

по задним поверхностям. Наибольший износ наблюдается по периферийным режущим кромкам в месте сопряжения их с боковыми режущими кромками.

С учетом оптимальной стойкости фрез и производительно­ сти зубофрезерования, в качестве критерия затупления при черновом зубонарезании принят износ в месте сопряжения вершины зуба с боковыми сторонами при обработке стальных колес равный 1 мм, а при обработке колес из серого чугуна — 1,5 мм.

458


Экспериментально установлены оптимальные значения зад­ них углов по вершенным режущим кромкам ав=12° и по боко­ вым режущим кромкам Об— 10°.

8. Исследовано влияние различных факторов на стойкость фрез.

Установлены оптимальные значения максимальной толщи­ ны срезаемых слоев: при обработки стали 45 ашах=0,25 мм, при обработке серого чугуна — ат ах=0,35 мм.

Опыты п о исследованию влияния скорости резания на. стой­ кость инструмента позволяют рекомендовать при обработке стали применять твердый сплав Т15К6, который при скорости резания 200 м/мин обеспечивает стойкость равную 120 мин, а при обработке серого чугуна — твердый сплав ВК.8, который такую же стойкость обеспечивает при скорости резания

150м/мин.

9.Экспериментально исследовано также влияние различ­ ных факторов на величину крутящего момента.

Установлено, что при обработке стали 45 с повышением скорости резания крутящий момент уменьшается, что можно объяснить повышением температуры в зоне резания и сниже­ нием, за счет этого, прочности обрабатываемого материала, а также работы, затрачиваемой на пластическую деформацию.

При обработке серого чугуна крутящий момент практиче­ ски не зависит от скорости резания; относительная величина крутящего момента при этом в 1,3—2 раза меньше, чем при обработке стали.

Опытами доказано, что влияние максимальной толщины срезаемых слоев, модуля обрабатываемых колес и величины износа зубьев фрезы на крутящий момент при обработке ста­ ли значительно выше, чем при обработке серого чугуна.

Экспериментально установлено также, что применение ■фрез второго типа дает снижение крутящего момента на 12— 15%, а фрез третьего типа на 15—20% по сравнению с фре­ зами первого типа.

10. Проверкой разности и накопленной погрешности окруж­ ного шага зубьев колес, обработанных новым методом, уста­ новлено, что сам метод обработки не увеличивает отклонений указанных параметров точности.

Разность и накопленная погрешность окружного шага зубь­ ев, полученная после предварительного . прорезания впадин новым методом, оказалась такой же, как и у колес обработан­ ных на этом же станке червячной фрезой, и соответствует восьмой степени точности.

159



Точность чистового зубонарезания зависит от равномерно­ сти припуска по профилю зубьев, получаемой после предвари­ тельного прорезания впадин. В связи с этим, при предвари­ тельном прорезании впадин у колес с небольшим числом зубь­ ев следует применять фрезы третьего типа или использовать вариант обработки тремя фрезами, смещенными в осевом на­ правлении друг относительно друга на 1/3 шага нарезаемых колес.

11.Экспериментально доказано, что при наличии соответ­ ствующим образом спрофилированного инструмента новый метод зубонарезания при обработке колес относительно невы­ соких степеней точности может применяться как оконча­ тельный.

Проведенные опыты по обработке колес модулей 3 и 5 мм из текстолита дисковыми фрезами из быстрорежущей стали, спрофилированными по разработанной методике, и последую­ щий контроль их основного шага и окружного шага, а также биения зубчатого венца показали, что отклонения указанных параметров у них находятся в пределах 7—8 степени точности по ГОСТу 1643—56. Чистота рабочих поверхностей зубьев не ниже 6 класса по ГОСТу 2789—59.

Опытами доказано также, что новый метод может быть применим для окончательной обработки шлицевых валиков с прямобочным профилем шлиц.

12.Данные испытаний нового метода зубонарезания, а так­ же расчеты показали его высокую технико-экономическую эф­ фективность.

13.Новый метод зубофрезерования не исключает сущест­ вующие методы. Он дополняет их и расширяет возможности для дальнейшего роста объема производства и снижения се­ бестоимости выпускаемых изделий.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

1.

А д а м

Я- И., О в у м я н

Г. Г.

Справочник зубореза. М., «Машино­

строение», 1964.

Г. Г.,

Н е с т е р о в Р. В. Опыт внедрения

2.

А д а м

Я. И., О в у м я н

высокопроизводительных пальцевых модульных фрез. «Вестник машиност­ роения», 1966, № 7.

•» 3. А д а м Я. И. Силы резания и мощность при зубофрезеровании. Ис­ следования в области технологии обработки металлов резанием. ЦНИИТМАШ. Кн. 82. Машгнз, 1957.

- 4. А д а м

Я- И. О

мощности резания при

зубофрезеровании. «Станки

и инструмент»,

1955, № 9.

 

 

 

5. А л е н и и М. П. Крутящие моменты при черновом зубофрезеровании

труднообрабатываемых

материалов. «Станки н

инструмент», 1968, № 11.

6. А л е н IIII М. П.

Высокопроизводительное черновое

зубофрезерова-

ние колес из

труднообрабатываемых

сталей.

«Станки

и инструмент»,

1968. № 3.

 

 

вопросы

кинематики

нового метода-

7. В а р н а к о в 'Д . В. Некоторые

обработки зубчатых колес. «Механика». Сборник научных трудов Куйбы­ шевского политехнического института. Куйбышев, 1969.

8. В а г и н П. Т. Черновое

нарезание крупномодульных колес

диско­

выми твердосплавными фрезами. «Станки н инструмент», 1968, № 1.

9. Г р а н о в с к и й

Г. И.

Кинематика резания. М., Машгиз,

1948.

10. Г р у б и н А. Н., Л и X ц

и е р М. В., П о л о ц к и й М. С. Зуборезный

инструмент. Часть 1 и

2. М.,

Машгнз, 1947.

 

11.Г II и з б у р г Е. Г., Ш а м а и и и А. В. Типовые технологические процессы изготовления зубчатых колес. Вып. 1, 2. М., Машгнз, 1962.

12.Г у д к о в В. А., Ц в и с Ю. В. Скоростное зубофрезерованпе. «Стан­

ки и инструмент». 1953, № 1.

13.

Д у б о в Ю. С., Ш у л ь г а В. А. Способ повышения стойкости чер­

вячных фрез. «Станки и инструмент», 1969, № 5.

14.

Ж е л я н и н Л. А., И з р а и л е в и ч Я. С. Зубофрезерованпе прямо­

зубых конических колес методом обката спаренными дисковыми фрезами. — В со.: «Прогрессивная обработка деталей на металлорежущих станках». № 6—63—182/21. ГОСИНТИ, 1963.

15. З о р е в Н. Н. Вопросы механики процесса резания металлов. М., Машгнз, 1956.

161


16. З о р е в Н. Н. Обработка стали твердосплавным инструментом в условиях прерывистого резания с большим сечением среза «Вестник ма­ шиностроения», 1963, № 2.

17. И н о з е м ц е в Г. Г. Червячные фрезы с улучшенными геометриче­ скими параметрами режущих элементов. Организация процессов обработки металлов резанием. Вып. 69. Тема 6. № М—61—274/69. ЦИТЭИН, 1961.

18. И н о з е м ц е в

Г. Г. Червячные фрезы с рациональными геометри­

ческими параметрами. Саратов, издательство СГУ, 1961.

19. И н о з е м ц е в

Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Новый планетарный ме­

тод нарезания цилиндрических зубчатых колес. «Усовершенствование зубо­ обрабатывающего инструмента». Сборник докладов конференции по зубо­ обрабатывающему инструменту. М., 1969.

20. И н о з е м ц е в

Г. Г.,

В а р н а к о в Д.

В. Стойкость инструмента

при зубофрезерованни

колес

новым методом.

«Металлорежущий и конт­

рольно-измерительный инструмент». Научно-технический реферативный сбор­ ник. Выпуск 4. НИИМАШ. М„ 1970.

21. И н о з е м ц е в Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Некоторые вопросы кине­ матики и стойкость инструмента при зубофрезерованни колес новым мето­ дом. «Прогрессивная технология машиностроения». Исследования в области

станков, инструмента и резания металлов. СПИ. Саратов,

1970.

.

22. И н о з е м ц е в Г. Г., И в а н о в Н. И. Сборные

шлицевые червяч­

ные

фрезы «Усовершенствование зубообрабатывающего инструмента».

Сборник докладов конференции по зубообрабатывающему инструменту. М.,

1969.

И н о з е м ц е в

Г. Г., В а р н а к о в Д. В. Новый метод и инструмент

23.

для чернового фрезерования цилиндрических зубчатых колес. «Известия

вузов СССР. Машиностроение», 1970, № 11.

24.

И н о з е м ц е в

Г. Г., И в а н о в Н. И. Профилирование незатылован-

 

ных шлицевых червячных фрез. «Известия вузов СССР. Машиностроение»,

 

1968, № 12.

А. И., О в у м я н Г. Г. Исследование технологии нарезания

 

25.

И с а е в

 

зубьев пальцевыми модульными фрезами. — В сб.: Исследование техноло­

 

гических процессов в тяжелом машиностроении. Кн. 102. Машгнз, 1961.

 

26. И с а е в

А. И., К о т к и н а М. Г. Чистовая обработка зубчатых ко­

 

лес повышенной твердости червячными фрезами. «Вестник машинострое­

 

ния», 1966, № 1.

А. И.,

К о т к и н а М. Г.

Влияние

сил резания

на точ­

 

27.

И с а е в

 

ность зубофрезерования зубчатых колес повышенной твердости. «Станки и

 

инструмент», 1966, № 9.

 

 

 

 

 

28. К р и в о у X о в В. А. Ускоренный метод нахождения стойкостных и

 

силовых зависимостей для составления нормативов

по режимам

резания.

*

«Станки и инструмент»,

1960, № 6.

зубчатых

колес. М.,

Машгнз,

29.

К о р н и л о в

К. А. Производство

.

1947.

 

Г. И. Повышение производительности зубофрезерных стан­

. 30. К о г а н

 

ков. М., Машгнз, 1949.

 

 

 

 

 

31.

К о с т ю к о в

Я. X. Динамика фасонного фрезерования. М., Машгнз,

 

1950.

К р а й т м а н

П. М., Ю л н к о в М. И., В в е д е н с к а я Н. П. Ис­

 

32.

 

следование процесса резания червячными фрезами. ЦБТИ МСС, 1949.

 

33.

К р и ч м а р И. С., В а р н а к о в Д. В. Черновая обработка

крупно-

 

.модульных зубчатых колес. — В сб.: Эффективные режущие и меритель­

 

ные инструменты. Куйбышев, 1966.

Нарезание зубьев цнлиндрн-

 

34.

К о г а н о в И. А., Ф е д о р о в Ю. Н.

162