Файл: Инженерные изыскания в строительстве. Инженерно-геологические, геофизические и геодезические исследования [сборник].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорости. По этим данным, а также данным, поступаю­ щим из блока датчика курса, в вычислителе курса опре­ деляются географические координаты.

В блоке навигационного вычислителя интегрируются составляющие путевой скорости север — юг и восток — запад и складываются полученные измерения по широте и долготе с координатами точки взлета, что дает воз­ можность непрерывно выдавать текущие координаты са­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

йг,

J.ATA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГШ k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

[ Е0

Наавто-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

|

|

пилот

Блок

 

 

 

Вычисли­

Vnpod

 

 

 

 

УполюсЛ

Навигаци­

приемо­

 

Г*Д2

 

тель

 

 

Датчик

 

 

онный

 

передат­

 

 

 

 

 

курса

 

 

 

 

 

 

путевой

 

 

 

 

 

 

вычисли­

чика

и

 

Ъз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

антенна

 

 

скорости

Vnonep

 

 

 

 

Veocm

тель

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ТВ Глгв1

1ВшПДпв

Рис. 66.

Структурная

схема

допплеровской

 

навигационной

 

системы

 

 

 

 

 

 

 

 

AN/APN-79:

 

 

 

 

 

 

 

 

/ д . /д . . / Д з — сигналы допплеровской

частоты;

 

у — угол

крена;

 

v — угол

тангажа;

Vвертикальная

 

скорость

самолета;

 

Ущрод — составляющая пу­

тевой скорости вдоль

продольной оси самолета;

V n o n e p

— составляющая пу­

тевой

скорости,

перпендикулярная

продольной

оси самолета;

q — курс са­

молета

относительно

географического

полюса;

V n o m o o путевая

 

скорость,

параллельная

направлению

на

географический

полюс;

и в 0 0 т путева я ско­

рость,

параллельная

направлению

на

восток;

(1т ш —текущая

 

шпрота;

Д т д —текущая

долгота;

£ 0 — угол

курсовой

 

ошибки;

Ai — путевой

угол са­

молета

относительно

географического

полюса;

Л : — курсовой угол

 

(к пункту

назначения)

относительно

географического

полюса; d — расстояние

до пункта

назначения;

0 Т В — широта

точки

взлета;

Д т

в — долгота

точки

взлета;

0 д н

—широта

пункта

назначения;

Д п н

—долгота

пункта

назначения

молета. По текущим координатам самолета и координа­ там пункта назначения вычисляются необходимые угол и расстояние до заданного пункта назначения, а также время полета к нему.

Вычислитель также выдает значение угла линии пути, если он отличается от требуемого курсового угла. На­ пряжение, пропорциональное величине этого угла (сиг­ нал ошибки), подается на автопилот. Таким образом, система AN/APN-79 обеспечивает автоматический полет самолета к месту назначения по самому кратчайшему пути.

9 Н. П. Супряга

129

 



3. РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕНИТНЫМИ РАКЕТАМИ

В настоящее время, как указывается в зарубежной печати, одной из важных проблем является борьба с самолетами противника, действующими на малых высо­ тах. Это объясняется тем, что ранее разработанные зенитные ракетные комплексы, радиолокационные сред­

ства

которых работают в импульсном режиме, в борьбе

с

низколетящими

целями оказались

малоэффек­

тивными. Из-за влияния земли радиолокационные стан­ ции этих комплексов не могут своевременно обнаружить цель, поэтому времени для принятия решения остается настолько мало, что не представляется возможным об­ стрелять цель.

Это заставило зарубежных специалистов модернизи­ ровать старые, а также создавать новые зенитные ра­

кетные

комплексы, лишенные

указанного

недостатка.

Основное

направление

модернизации

и

разработки

новых

комплексов — переход

на непрерывное излу­

чение.

 

 

 

 

 

 

Зенитный ракетный комплекс, как указывается в за­

рубежной

печати, состоит

из зенитной

управляемой ра­

кеты, радиотехнических средств обнаружения, опозна­ вания и выбора для обстрела воздушной цели и средств управления ракетой (наведения ракеты на цель и под­ рыва ее боевой части).

По степени участия человека в работе средств управ­ ления ракетой зенитные комплексы делят на автома­ тические, полуавтоматические и неавтоматические. В ав­ томатическом комплексе определение положения точки встречи и наведение в соответствии с этим положением направляющих пусковой установки с ракетами, опреде­ ление момента пуска ракеты, пуск и наведение ракеты на цель осуществляются автоматически без участия че­ ловека. Человек только контролирует работу комплекса или принимает в ней минимальное участие.

В таких комплексах все необходимые расчеты выпол­ няются счетно-решающими приборами, которые полу­ чают информацию о параметрах полета цели и ракеты от радиолокационных станций сопровождения. Если в комплексе используется метод теленаведения, то ракета наводится на цель по командам, вырабатываемым на-

130


Земным Счетно-решающим устройством. В случае Же самонаведения команды наведения ракеты на цель авто­ матически вырабатываются ее бортовым счетно-реша­ ющим устройством, получающим информацию о полете цели от бортового локатора слежения за ней.

Вполуавтоматическом комплексе исходные данные для стрельбы вырабатываются (определяются) челове­ ком. В неавтоматических комплексах степень участия человека в этапах стрельбы максимальна. Здесь коман­ ды наведения вырабатываются наземным счетно-реша­ ющим устройством, а информация ' о параметрах по­ лета цели и ракеты поступает в это устройство от обслу­ живаемых человеком приборов визуального сопровожде­ ния цели и ракеты.

Взависимости от способа наведения ракеты на цель методы наведения бывают трехточечные и двухточечные.

Трехточечный

метод

применяется при

теленаведении.

В этом случае

ракета

сближается с целью по закону,

при котором

в

ходе

всего наведения

обеспечивается

удержание ракеты на прямой линии, соединяющей пункт

наведения и цель

(или упрежденную точку).

В зарубежных

армиях применяются две разновидно­

сти трехточечного метода: метод накрытия цели и метод спрямления траектории. В первом случае ракета наво­

дится на цель, во втором

случае — в

упрежденную точ­

ку. Достоинство метода

накрытия

цели — отсутствие

необходимости в определении дальности до летящих це­ ли и ракеты. Это позволяет упростить средства наведе­ ния и использовать только одну радиолокационную станцию наведения.

Двухточечный метод применяется при самонаведении. В зарубежных комплексах (например, типа «Хок») на­ иболее распространенной разновидностью этого метода является метод пропорционального сближения, сущность которого заключается в следующем.

При методе пропорционального сближения скорость поворота управляемой ракеты WP не равна, но пропор­

циональна

скорости

поворота

линии

визирования № л в .

К моменту

встречи

ракеты с

целью

траектория ракеты

приближается к траектории полета по методу пропор­ ционального сближения (постоянного угла визирования), при котором ракета летит в заранее вычисленную уп­ режденную точку.

9*

131


Выразим метод пропорционального сближения математически.

Скорость

поворота

ракеты

Wp

пропорциональна

скорости

поворота

линии

визирования

Л в :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WV

=

AWm,

 

 

 

 

(127)

где А — коэффициент

пропорциональности

 

(коэффициент

навига­

ции),

который

зависит

от

скорости

ракеты

и

цели и

курса

цели;

 

 

 

 

 

 

 

Кеб

 

 

 

 

 

 

 

обычно

принято

считать А=А'—

(где А'

— эффективный

коэффн-

циент

пропорциональности;

У с о скорость

сближения

ракеты с

целью;

Vp

— скорость

ракеты).

 

 

 

 

 

 

 

 

Считается

[15],

что

А

наиболее

целесообразно

 

выбирать

Л ' = 4 .

Подставив

значение

в

формулу

(127),

получим

 

 

 

 

 

 

W9 = A'^}wm.

 

 

 

 

 

(128)

Таким образом, ракета должна управляться с земли до тех пор,

пока Wp

станет

равным A'^-^jW.m.

Но

ракета не измеряет

свою

скорость поворота, а с помощью акселерометров измеряет свое по­ перечное ускорение С р , которое равно

 

 

 

 

GB

=

WpVP l

 

(129)

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WV

=

- ^ .

 

(130)

Приравняв

правые

части

уравнений

(128) и

(130),

получим

 

 

 

W

J ^

W

. B =

_2P,

 

( 1 3 1 )

Следовательно,

 

 

V l'l>

/

 

гр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G P =

A ' V c 6 W a B .

 

(132)

Уравнение (132)

является

уравнением

управления

полетом ракеты. Gp измеряется

акселерометром и вы­

дается в

виде

напряжения

определенной

величины;

/4'=const

(зависит

от типа

ракеты);

VC6

определяется

по допплеровскому

сдвигу частоты; WAB

определяется по

отраженному от цели сигналу, принятому антенной го­

ловки самонаведения,

который в

результате сканирова­

ния луча антенны будет модулирован по амплитуде.

 

Произведение величин

VC G И WNJI, выработанных

ап­

паратурой

самонаведения

ракеты

в виде напряжения

оп­

ределенной

величины,

умноженное

на 4, является коман­

дой. Разница между напряжением команды и выходным напряжением акселерометра используется для установки

132