Файл: Инженерные изыскания в строительстве. Инженерно-геологические, геофизические и геодезические исследования [сборник].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
скорости. По этим данным, а также данным, поступаю щим из блока датчика курса, в вычислителе курса опре деляются географические координаты.
В блоке навигационного вычислителя интегрируются составляющие путевой скорости север — юг и восток — запад и складываются полученные измерения по широте и долготе с координатами точки взлета, что дает воз можность непрерывно выдавать текущие координаты са
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
йг, |
J.ATA |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГШ k |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
[ Е0 |
Наавто- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
| |
| |
пилот |
Блок |
|
|
|
Вычисли |
Vnpod |
|
|
|
|
УполюсЛ |
Навигаци |
|||||||||
приемо |
|
Г*Д2 |
|
тель |
|
|
Датчик |
|
|
онный |
|
|||||||||
передат |
|
|
|
|
|
курса |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
путевой |
|
|
|
|
|
|
вычисли |
|||||||||||
чика |
и |
|
Ъз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
антенна |
|
|
скорости |
Vnonep |
|
|
|
|
Veocm |
тель |
|
й |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ТВ Глгв1 |
1ВшПДпв |
||||
Рис. 66. |
Структурная |
схема |
допплеровской |
|
навигационной |
|
системы |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
AN/APN-79: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
/ д . /д . . / Д з — сигналы допплеровской |
частоты; |
|
у — угол |
крена; |
|
v — угол |
||||||||||||||
тангажа; |
Vвертикальная |
|
скорость |
самолета; |
|
Ущрод — составляющая пу |
||||||||||||||
тевой скорости вдоль |
продольной оси самолета; |
V n o n e p |
— составляющая пу |
|||||||||||||||||
тевой |
скорости, |
перпендикулярная |
продольной |
оси самолета; |
q — курс са |
|||||||||||||||
молета |
относительно |
географического |
полюса; |
V n o m o o — путевая |
|
скорость, |
||||||||||||||
параллельная |
направлению |
на |
географический |
полюс; |
и в 0 0 т — путева я ско |
|||||||||||||||
рость, |
параллельная |
направлению |
на |
восток; |
(1т ш —текущая |
|
шпрота; |
|||||||||||||
Д т д —текущая |
долгота; |
£ 0 — угол |
курсовой |
|
ошибки; |
Ai — путевой |
угол са |
|||||||||||||
молета |
относительно |
географического |
полюса; |
Л : — курсовой угол |
|
(к пункту |
||||||||||||||
назначения) |
относительно |
географического |
полюса; d — расстояние |
до пункта |
||||||||||||||||
назначения; |
0 Т В — широта |
точки |
взлета; |
Д т |
в — долгота |
точки |
взлета; |
|||||||||||||
0 д н |
—широта |
пункта |
назначения; |
Д п н |
—долгота |
пункта |
назначения |
молета. По текущим координатам самолета и координа там пункта назначения вычисляются необходимые угол и расстояние до заданного пункта назначения, а также время полета к нему.
Вычислитель также выдает значение угла линии пути, если он отличается от требуемого курсового угла. На пряжение, пропорциональное величине этого угла (сиг нал ошибки), подается на автопилот. Таким образом, система AN/APN-79 обеспечивает автоматический полет самолета к месту назначения по самому кратчайшему пути.
9 Н. П. Супряга |
129 |
|
3. РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕНИТНЫМИ РАКЕТАМИ
В настоящее время, как указывается в зарубежной печати, одной из важных проблем является борьба с самолетами противника, действующими на малых высо тах. Это объясняется тем, что ранее разработанные зенитные ракетные комплексы, радиолокационные сред
ства |
которых работают в импульсном режиме, в борьбе |
||
с |
низколетящими |
целями оказались |
малоэффек |
тивными. Из-за влияния земли радиолокационные стан ции этих комплексов не могут своевременно обнаружить цель, поэтому времени для принятия решения остается настолько мало, что не представляется возможным об стрелять цель.
Это заставило зарубежных специалистов модернизи ровать старые, а также создавать новые зенитные ра
кетные |
комплексы, лишенные |
указанного |
недостатка. |
|||
Основное |
направление |
модернизации |
и |
разработки |
||
новых |
комплексов — переход |
на непрерывное излу |
||||
чение. |
|
|
|
|
|
|
Зенитный ракетный комплекс, как указывается в за |
||||||
рубежной |
печати, состоит |
из зенитной |
управляемой ра |
кеты, радиотехнических средств обнаружения, опозна вания и выбора для обстрела воздушной цели и средств управления ракетой (наведения ракеты на цель и под рыва ее боевой части).
По степени участия человека в работе средств управ ления ракетой зенитные комплексы делят на автома тические, полуавтоматические и неавтоматические. В ав томатическом комплексе определение положения точки встречи и наведение в соответствии с этим положением направляющих пусковой установки с ракетами, опреде ление момента пуска ракеты, пуск и наведение ракеты на цель осуществляются автоматически без участия че ловека. Человек только контролирует работу комплекса или принимает в ней минимальное участие.
В таких комплексах все необходимые расчеты выпол няются счетно-решающими приборами, которые полу чают информацию о параметрах полета цели и ракеты от радиолокационных станций сопровождения. Если в комплексе используется метод теленаведения, то ракета наводится на цель по командам, вырабатываемым на-
130
Земным Счетно-решающим устройством. В случае Же самонаведения команды наведения ракеты на цель авто матически вырабатываются ее бортовым счетно-реша ющим устройством, получающим информацию о полете цели от бортового локатора слежения за ней.
Вполуавтоматическом комплексе исходные данные для стрельбы вырабатываются (определяются) челове ком. В неавтоматических комплексах степень участия человека в этапах стрельбы максимальна. Здесь коман ды наведения вырабатываются наземным счетно-реша ющим устройством, а информация ' о параметрах по лета цели и ракеты поступает в это устройство от обслу живаемых человеком приборов визуального сопровожде ния цели и ракеты.
Взависимости от способа наведения ракеты на цель методы наведения бывают трехточечные и двухточечные.
Трехточечный |
метод |
применяется при |
теленаведении. |
|
В этом случае |
ракета |
сближается с целью по закону, |
||
при котором |
в |
ходе |
всего наведения |
обеспечивается |
удержание ракеты на прямой линии, соединяющей пункт
наведения и цель |
(или упрежденную точку). |
В зарубежных |
армиях применяются две разновидно |
сти трехточечного метода: метод накрытия цели и метод спрямления траектории. В первом случае ракета наво
дится на цель, во втором |
случае — в |
упрежденную точ |
ку. Достоинство метода |
накрытия |
цели — отсутствие |
необходимости в определении дальности до летящих це ли и ракеты. Это позволяет упростить средства наведе ния и использовать только одну радиолокационную станцию наведения.
Двухточечный метод применяется при самонаведении. В зарубежных комплексах (например, типа «Хок») на иболее распространенной разновидностью этого метода является метод пропорционального сближения, сущность которого заключается в следующем.
При методе пропорционального сближения скорость поворота управляемой ракеты WP не равна, но пропор
циональна |
скорости |
поворота |
линии |
визирования № л в . |
К моменту |
встречи |
ракеты с |
целью |
траектория ракеты |
приближается к траектории полета по методу пропор ционального сближения (постоянного угла визирования), при котором ракета летит в заранее вычисленную уп режденную точку.
9* |
131 |
Выразим метод пропорционального сближения математически.
Скорость |
поворота |
ракеты |
Wp |
пропорциональна |
скорости |
поворота |
|||||||||
линии |
визирования |
№ Л в : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
WV |
= |
AWm, |
|
|
|
|
(127) |
|||
где А — коэффициент |
пропорциональности |
|
(коэффициент |
навига |
|||||||||||
ции), |
который |
зависит |
от |
скорости |
ракеты |
и |
цели и |
курса |
цели; |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Кеб |
|
|
|
|
|
|
|
|
обычно |
принято |
считать А=А'—— |
(где А' |
— эффективный |
коэффн- |
||||||||||
циент |
пропорциональности; |
У с о — скорость |
сближения |
ракеты с |
|||||||||||
целью; |
Vp |
— скорость |
ракеты). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Считается |
[15], |
что |
А |
наиболее |
целесообразно |
|
выбирать |
||||||||
Л ' = 4 . |
Подставив |
значение |
в |
формулу |
(127), |
получим |
|
|
|||||||
|
|
|
|
W9 = A'^}wm. |
|
|
|
|
|
(128) |
|||||
Таким образом, ракета должна управляться с земли до тех пор, |
|||||||||||||||
пока Wp |
станет |
равным A'^-^jW.m. |
Но |
ракета не измеряет |
свою |
скорость поворота, а с помощью акселерометров измеряет свое по перечное ускорение С р , которое равно
|
|
|
|
GB |
= |
WpVP l |
|
(129) |
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
WV |
= |
- ^ . |
|
(130) |
|
Приравняв |
правые |
части |
уравнений |
(128) и |
(130), |
получим |
|||
|
|
|
W |
J ^ |
W |
. B = |
_2P, |
|
( 1 3 1 ) |
Следовательно, |
|
|
V l'l> |
/ |
|
гр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
G P = |
A ' V c 6 W a B . |
|
(132) |
||
Уравнение (132) |
является |
уравнением |
управления |
||||||
полетом ракеты. Gp измеряется |
акселерометром и вы |
||||||||
дается в |
виде |
напряжения |
определенной |
величины; |
|||||
/4'=const |
(зависит |
от типа |
ракеты); |
VC6 |
определяется |
||||
по допплеровскому |
сдвигу частоты; WAB |
определяется по |
отраженному от цели сигналу, принятому антенной го
ловки самонаведения, |
который в |
результате сканирова |
|||
ния луча антенны будет модулирован по амплитуде. |
|
||||
Произведение величин |
VC G И WNJI, выработанных |
ап |
|||
паратурой |
самонаведения |
ракеты |
в виде напряжения |
оп |
|
ределенной |
величины, |
умноженное |
на 4, является коман |
дой. Разница между напряжением команды и выходным напряжением акселерометра используется для установки
132