Файл: Зайцев Н.Г. Информационное и математическое обеспечение АСУП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

u -

Эти наиболее характерные группы объектов пред­ приятия составляют его информационную базу на ка­ кой-то конкретный момент времени, соответствующий формированию основных массивов.

Степень стабильности того или иного массива опре­ деляется изменением: количества объектов данной груп­ пы или вида (в информационном плане — количества строк); перечня показателей.

Если считать, что номенклатура выпускаемых пред­ приятием изделий ежегодно обновляется в среднем на 20%, то объем информационной базы изменится при­ мерно на 30—35%, так как трудоемкость пересматри­ вают и по старым изделиям. Кроме того, количество объектов резко изменяется при: реконструкции пред­ приятия в части повышения мощностей; изменении профиля, а следовательно, и структуры производства, значительном обновлении производства; пересмотре в массовом масштабе прейскурантных цен или условий оплаты работающих и т. п.

Перечень же показателей, описывающих объект, определяется задачами, где используют необходимые данные. Поэтому с развитием АСУП возможно и боль­ шее или меньшее увеличение перечня показателей по данному объекту. Определять объем информационной базы можно двумя методами: 1) все потребляемые ре­ сурсы (оборудование, рабочую силу и т. п.) описывать для конкретной детали или операции, и тоща их расход будет более точным; 2) проанализировать все производ­ ство, определить наиболее характерные (типовые) опе­ рации, отнести к ним потребляемые ресурсы, а при составлении технологических процессов и создании нормативной базы указывать только соответствующие операции (тогда машинным путем при решении задач можно обсчитать трудоемкость, расход инструмента и т. п.).

Второй метод, возможно, будет давать результаты, несколько менее точные, но он позволит значительно поднять коэффициент унификации по технологическим показателям и облегчит внедрение метода группового производства, а главное сократит информационную базу. Однако его внедрение потребует изменения первичных документов и значительной технологической перестрой­ ки. Кроме того, найдутся всегда детали, которые нельзя

22

отнести к разряду типовых, но этот фактор неопреде­ ляющий.

Если описать все объекты АСУП, то простое сумми­ рование итоговых данных по группам или по видам определило бы полный объем информационной базы. На этапах проектирования его находят для наиболее важных объектов, определяющих основной объем ин­ формационной базы.

5. ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ

Информационный процесс, т. е. процесс сбора, перера­ ботки, хранения, поиска и распределения информации, вплоть до выдачи по назначению результатов решения задач, состоит из следующих основных процедур: прие­ ма первичных документов; контроля правильности оформления и своевременности поступления первичных документов; регистрации поступления первичных доку­ ментов; сортировки документов по характеру информа­ ции; кодирования информации и подготовки вторичных носителей информации на машинных бланках; перфора­ ции первичной информации; ввода первичной информации в систему; обработки информации на ЦВМ; получения результатов; оформления результатов; передачи резуль­ татов по назначению.

Информационный процесс в любой системе начи­ нается, прежде всего, с подготовки и представления необходимой информации для решения поставленных задач. Вопросами подготовки и представления информа­ ции должны заниматься сами службы предприятия, неся при этом всю полноту ответственности как за достовер­ ность представляемой информации, так и за сроки ее предоставления. Такое положение позволит четко раз­ граничить обязанности и выполняемые работы между службами предприятия и информационно-вычислитель­ ным центром (ИВЦ) АСУП.

Рассмотрение технологического маршрута прохож­ дения информации (рис. 2) начнем с приема поступаю­ щих из служб предприятия первичных документов, т. е. документов, содержащих информацию, непосредственно отображающую деятельность какого-либо звена пред­ приятия или состояние объекта (изделия). Первичные документы должны поступать в ИВЦ на специально

23


Службы

тдпр^я-

 

 

 

Норматив­

 

. нодирсх,_ .

 

Служба

■т„„тшх

ныедокумен­

 

ты

[ние, подготв

 

системы

окументов.

 

JBku вторич-

Контроль

Оформление

 

\ны х несите-)

мехнологичес-,

 

 

лей

входных

\ких iMcnop

 

 

 

^

mo8^J

 

 

 

докУмШв

/ Регистра\

Учетные

[Перфорация

Оформле-

м ая входных

 

документы

т е вь/хо-

\и выходных .

 

 

 

дных доку­

Документов) '^ ^ »

т о в Е£т5ам

ментов

4lepeda4as

/результата1 [нарегистра- ) \рию и оформ

utenue

' Получение

I результата}

'СнятР

(носителей У [и сдачаих

Д а храпе-j ние_

/Систем [ные носи- [тели инф-\

формации/

ХранеN ( Контроль

'ние ноеитеК {перфолент лей идокуА

'Иолуче- ментов [ние иуста­

новка neoSxL

( ча перфома\

\димых носи-i

\телей

[ссивов на

Чхранение

ч

1 пакоп-

/ Машинная

 

ожидание

гобработка

Ввод

1информации

очередности)

[информации

 

\йктема_

в ЦВМ

I

 

Рис. 2. Технологический маршрут прохождения информации в АСУП.


разработанных для этих целей бланках (если это воз­ можно).

После поступления первичных документов в ИВЦ производится контроль их на правильность оформления и заполнения данными. Если документы оформлены правильно, их регистрируют и передают на следующую технологическую процедуру. Если же в документах обнаружены ошибки, то их немедленно возвращают в службу предприятия, а факт неправильного оформления документа регистрируют в специальном журнале.

Правильно оформленные документы после регистра­ ции в журнале поступают на сортировку, где по опре­ деленным признакам, заранее нанесенным на документ, их сортируют на нормативные и учетные документы. Под нормативными документами следует понимать такие документы на изделие или производство, которые характеризуют его с конструкторско-технологических позиций, т. е. это условно-постоянная информация об изделиях или о производстве, поступающая из руково­ дящих организаций либо служб предприятия. Учетные документы, отображающие состояние производства на данный период времени,— это так называемая учетная информация переменного характера, которая поступает от исполнительных служб промышленного предприятия.

После сортировки на каждый документ (или группу документов, одновременно поступивших) выписывают специальный технологический паспорт, где указывают все технологические операции дальнейшего прохождения документа по подразделениям ИВЦ. Форма такого тех­ нологического паспорта может быть разработана каж­ дым предприятием самостоятельно.

Далее первичные документы вместе с технологиче­ скими паспортами поступают для кодирования инфор­ мации и оформления их на вторичных носителях (машинных бланках), если они не были соответственно оформлены в службах предприятия. После этого вторич­ ные носители поступают на перфорацию, а первичные документы подлежат возврату службам предприятия. Если же первичные документы поступили в ИВЦ уже оформленными на машинных бланках и не требуют дополнительного кодирования, то такие документы после оформления на них технологического паспорта поступают непосредственно на перфорацию. Учетные документы в

25

целях оперативности их прохождения подготавливают в форме, пригодной для перфорации, непосредственно в службах. Поэтому они сразу передаются на перфорацию.

После перфорации производится контроль правиль­ ности подготовки лент (их маркировки, намотки и т. п.). В случае положительного результата информация с пер­ фоленты может быть введена в систему. Однако это делается только в строгом соответствии с графиком решения задач. Если время ввода перфомассива не подошло или информация собрана и отперфорирована не полностью, то уже подготовленные перфомассивы долж­ ны быть переданы в хранилище необработанных перфо­ лент— специально оборудованное устройство или поме­

щение.

С наступлением времени, отведенного по графику для

решения задачи, производится

получение и установка

на лентопротяжные механизмы

(ЛПМ) ЭВМ носителей

с условно-постоянной информацией, программ решения задач и ввод в систему подготовленных перфомассивов. Выполняется машинная обработка информации, т. е. совокупность различных операций, связанных с преоб­ разованием информации к виду, специально предназна­ ченному для хранения, поиска и дальнейшего исполь­ зования не только результатов решения задач, но и самой введенной в систему информации.

После машинной обработки информации и получения результата носители информации (перфоленту, магнит­ ную ленту) сдают на хранение в хранилище массивов. Для перфолент здесь может быть выделен обычный стеллаж с ячейками, где они будут находиться в течение установленного для них срока хранения. Что же касает­ ся магнитных лент, то после окончания работ их необ­ ходимо тщательно осмотреть на предмет установления возможности дальнейшего использования и хранить в особо оговоренных для них условиях.

Результат решения оформляют в виде выходного до­ кумента, тиражируют, если это необходимо, а затем пе­ реплетают, брошюруют и в оформленном виде после регистрации доставляют по назначению службам пред­ приятия. Что касается технологических паспортов, то их после регистрации оформленного выходного доку­ мента сшивают и хранят в течение установленного срока. По этим паспортам можно производить контроль

26


качества выполнения исполнителями отдельных «техно­ логических операций» в информационном процессе, а также начисление заработной платы работникам службы функционирования системы со сдельной оплатой труда.

Срок хранения магнитных носителей информации, перфолент, вторичных носителей первичной информации и технологических паспортов на каждом предприятии может быть установлен самостоятельно как для каж­ дого вида информации, так и для каждого типа носи­ теля. Общим правилом для всех предприятий является то, что этот срок должен быть ограничен определенным отчетным периодом не менее одного месяца, в течение которого хранимая информация не утрачивает своего актуального значения.

Для обеспечения выполнения перечисленных выше процедур информационного процесса, которые должны выполняться персоналом вручную, и создается служба функционирования системы — орган, осуществляющий информационную деятельность на предприятии, т. е. со­ вокупность процессов сбора, обработки, хранения, поис­ ка и распространения информации. Наряду с этим на службу функционирования системы возлагаются задачи хранения носителей информации и диспетчирования ин­ формационного процесса.

Для подготовки и своевременного предоставления исходных документов в службу функционирования си­ стемы в подразделениях предприятия, обслуживаемых системой, должны быть выделены лица, ответственные за первичную информацию по подразделению. Эти лица обязаны следить за соблюдением графика подачи пер­ вичных документов, принимать выдаваемые документы, отвечать за правильность заполнения первичных доку­ ментов как по форме, так и по содержанию, немедленно сообщать об обнаруженных ошибках в ранее поданных документах. Ответственным за первичную информацию по подразделению должен быть сотрудник этого же подразделения (например, начальник производственно­ диспетчерского бюро в цехе, заведующий складом на складе и т. д.).

Вопрос транспортировки первичных документов из служб предприятия в службу функционирования систе­ мы, когда содержащаяся в них информация не может быть передана по каналам связи непосредственно

27

с периферийных устройств, должен быть решен в каждом конкретном случае начальником подразделения и ответ­ ственным за первичную информацию по подразделению (в цехе, например, это может быть поручено одному из диспетчеров и т. д.).

6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

Обмен данными между вычислительной машиной и управленческими службами осуществляется документа­ ми, под которыми в данном случае понимаются оформ­ ленные в соответствии с принятыми в письменности формами наборы сведений о производственных объектах. Такое понимание соответствует общепринятому в произ­ водственной деятельности, за исключением вопроса юри­ дической силы документа. Юридическое оформление достигается подписями, печатями, а в ряде случаев — и использованием специальной бумаги. Такое оформление не может быть осуществлено машинными способами и поэтому в данной работе не рассматривается.

Различают два типа документов: входные, поступаю­ щие в систему и содержащие данные, отображающие деятельность и состояние предприятия; выходные, выда­ ваемые как результат решения производственно-эконо­ мических задач и содержащие информацию, необходи­ мую для принятия решения на различных уровнях производства.

Между входными и выходными документами суще­ ствуют следующие различия:

1)входные документы имеют больше пояснительной информации, а также большее разнообразие шрифтов, алфавитов и форматов бумаги, чем выходные;

2)структура входных документов проще, чем выход­ ных, так как входные документы содержат только пер­ вичную, необработанную информацию, в частности в них отсутствуют записи с итоговыми результатами;

3)входные документы должны удовлетворять тре­ бованиям дальнейшей машинной обработки и содержать

вявном виде все необходимые служебные знаки, по­ зволяющие программам обработки документов отличать

одни элементы документа

от других

и в соответствии

с их сущностью выполнять

над ними

те или иные опе­

рации; в выходных же документах такие служебные знаки

28


отсутствуют, однако используются оформительские прие­ мы типа разграфления документа;

4) входные документы должны обеспечивать возмож­ ность перфорирования их содержания на печатно-пер- форирующих устройствах.

Наличие рассмотренных различий обусловливает различное оформление входных и выходных документов.

Входные документы по содержанию должны соответ­ ствовать производственному назначению и быть оформ­ лены с учетом требований машинной обработки. Неза­ висимо от содержания общая форма входного докумен­ та может быть представлена по следующей схеме:

Головная часть документа

с переменными,

входящими в за г о л о в о к ...................................

 

Заголовок

Конкретные данные, размещаемые

в таб­

личной

форме в за п и с я х ...................................

 

Таблица

Данные,

располагаемые в

нижней

части

документа, обычно подписи..............................

Основание

Количество переменных, элементов таблицы и данных

вдокументе может быть любым и определяется содер­ жанием каждого конкретного документа.

Взаголовке располагаются данные, относящиеся ко всему документу или ко всей таблице. В таблице раз­ мещаются данные, характеризующие отдельные объек­ ты или производственные акты. В основании распола­ гаются итоговые данные по всей таблице, а также не вводимая в машину информация оформления документа

вюридическом смысле, например подписи, печати и т. п.

Сформальных позиций и в целях упрощения программи­ рования заголовок н основание могут быть объединены. Поэтому в дальнейшем рассматриваются входные документы, состоящие из заголовка и таблицы. Кроме того, в ряде документов основание может отсутствовать и само по себе. В заголовок же включается идентифика­ тор типа документа, поэтому заголовок всегда имеется, хотя иногда в нем могут и отсутствовать производствен­ ные данные.

Сточки зрения подготовки данных и ввода в маши­ ну вся информация, входящая в документ, делится на пояснительную и содержательную. Пояснительная ин­ формация служит для удобства использования доку­ мента человеком и содержит необходимые текстовые пояснения, например названия граф, рекомендации по

29