Файл: Силкин А.М. Инженерные сооружения на осушительных системах в торфяниках учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

f; b; h; ут; Yn! фт; фп; фт.п; d\ hn ; p — то же, что и в фор­ муле (39).

Ширина подушки Ьа правильно определена, если

Р1,1Рср.

16. Сооружения на естественном торфяном основании

Основываясь на результатах изучения физико-меха­ нических свойств торфов и торфяных оснований, а также устойчивости гидротехнических сооружений, построен­ ных на торфяном основании, автор считает, что на бо­ лотах с торфом при степени разложения до 45% устраи­ вать шлюзы-регуляторы и трубы-переезды целесообразно непосредственно на естественном торфяном основании, без какого-либо предварительного улучшения строитель­ ных свойств торфов.

Шлюзы-регуляторы, как известно, состоят из трех основных частей: водоподводящей, водопроводящей и водобойной (водоотводящей). Однако, учитывая то, что деформируемость торфов под нагрузкой как по харак­ теру, так и по величине отличается от деформируемости минеральных грунтов, очевидно, что конструкции соору­ жений на естественном торфяном основании и на мине­ ральном основании не могут быть аналогичными. В ос­ нову конструкций таких сооружений с целью обеспече­ ния их устойчивости должен быть положен принцип равномерного давления на торфяное основание каждой из трех основных частей и сведения до минимума влия­ ния их на устойчивость друг друга.

На рисунке 44 в качестве примера показана предла­ гаемая конструкция закрытого трубчатого шлюза-регу­ лятора. Водоподводящая часть — понур 1 выполнен из типовых ребристых железобетонных плит; водопроводя­ щая часть 2 представляет собой в целом жесткую нераз­ резную конструкцию; водобойная (водоотводящая) часть 3 выполнена, как и понур, из типовых ребристых железобетонных плит. Каждая из этих частей передает свою по величине, но равномерно распределенную (ли­ нейную в направлении оси шлюза) нагрузку на торфяное основание.

Энергия водного потока в нижнем бьефе гасится га­ сителями 4, такими же, как и в проекте Росгипроводхоза. Однако это не исключает применение других типов гасителей.

105

Рис. 44. Закрытый трубчатый шлюз-регулятор с переездом, имеющий жесткую неразрезную водопроводящую часть и дорожную насыпь в подпорных стенках:

а — продольный разрез; б — план; 1 — понур; 2 — водопроводящая часть; 3 — водобойная часть; 4 — гасители; 5 — дорожная насыпь; 6 — гибкое по­ крытие; 7 подпорные стенки; 8 и 9 — оголовки; 10 — плиты; 1 1 щитовая рама; 12 — подъемное устройство; 13 — служебный мостик; 14 — стяжки; 15

фильтр; 16 зуб.

Водопроводящая часть расположена под дорожной насыпью 5, по которой проходит внутрихозяйственная дорога с гибким покрытием 6. Дорожная насыпь заклю­ чена в сборные железобетонные подпорные стенки 7. Благодаря этому эпюра давления от нее (в поперечном сечении насыпи) имеет прямоугольную форму. Осадка торфяного основания под водопроводящей частью и до­ рожной насыпью имеет равную по направлению оси ка­ нала величину, но свою в каждом поперечном сечении насыпи.

106


В известных конструкциях осадка основания под во­ допроводящей частью по направлению оси канала име­ ет разную величину — максимум по оси дорожной на­ сыпи и минимум по подошве откосов насыпи, то есть в начале и конце водопроводящей части. Из-за того что водопроводящая часть выполнена из отдельных звеньев труб и осадка неравномерна при устройстве этих соору­ жений на естественном торфяном основании, нить звень­ ев труб в вертикальной плоскости получает изломы. В результате нарушается нормальная гидравлическая работа шлюза, целостность стыков и сооружение выхо­ дит из строя.

В предлагаемой конструкции излома быть не может, так как нагрузка имеет прямоугольную форму и, кроме того, водопроводящая часть выполнена из неразрезной жесткой трубы. Устойчивость шлюза-регулятора гаран­ тируется еще и тем, что части сооружения не связаны друг с другом и имеют каждая свою равномерно распре­ деленную нагрузку на торфяное основание.

Нагрузка на торфяное основание под каждой частью сооружения имеет свою величину (под водоподводящей и водобойной — около 0,02 кГ/см2, под водопроводящей с дорожной насыпью — до 0,5 кГ/см2 и более), поэтому осадка под ними будет различная. Есди под водопод­ водящей и водобойной частями она составит несколько сантиметров, то под водопроводящей частью с насыпью

она может

достигнуть нескольких

десятков сантимет­

ров. После

стабилизации основания

отметки дна

водо­

подводящей,

водопроводящей и

водобойной

частей

должны быть равны. Следовательно, дно котлована под водопроводящей частью должно быть сделано выше, чем под водоподводящей и водобойной частями на раз­ ность ожидаемых осадок основания под этими частями. Величины ожидаемых осадок нетрудно определить по тем или иным формулам в процессе привязки сооруже­ ния (в проекте), зная физико-механические характери­ стики торфов основания.

Подпорные стенки уголкового сечения, заключающие дорожную насыпь, установлены по всему сечению кана­ ла. Нижний конец вертикальной плиты подпорной стен­ ки по всей ее длине выпущен ниже горизонтальной пли­ ты не менее чем на разность ожидаемых осадок основа­ ния под водопроводящей частью с дорожной насыпью и водоподводящей и водоотводящей частями.

107


 

Роль

подпорных

сте­

 

нок у входа и выхода во­

 

допроводящей

трубы вы­

^ V V V V V V V V V V

полняют оголовки 8 и 9\

над

оголовками — плиты

 

а

10,

установленные

на

верхнюю часть оголовков,'

 

 

а по бокам примыкающие

 

внахлестку

к

подпорным

 

стенкам

7.

Оголовки к

 

концам труб крепятся же­

 

стко путем сварки выпу­

 

щенных арматурных стер­

 

жней. К оголовку 9 при­

 

мыкает и крепится жест­

 

ко щитовая рама 11 с

 

подъемным

устройством

 

12. Для приведения в дей­

 

ствие

подъемного устрой­

 

ства

предусмотрен

слу­

 

жебный мостик-плита 13,

 

опирающийся одним

кон­

 

цом на раму 11, а другим

 

на насыпь

5.

Оголовки

части подпорных стенок и торфя­

имеют

прямоугольную

ного основания под ними.

форму.

 

конец верти­

 

Нижний

 

кальной плиты подпорной

стенки выпускают ниже горизонтальной плиты (рис. 45,6), чтобы в строительный период и в начале эксплуа­ тации (когда осадки еще не достигли конечных величин) торф из-под подпорной стенки не выдавливался, как это может быть без выпущенного конца (рис. 45, а). Соору­ жение будет устойчивым. В эксплуатационный период выпущенные концы вертикальных плит выполняют роль антифильтрационных диафрагм.

Нижний конец вертикальной плиты делают заострен­ ным, в противном случае замедлится осадка основания. Кроме того, может нарушиться устойчивость подводящей и отводящей частей. Как отмечено выше, несущая спо­ собность торфов определяется сопротивлением сжатию и сопротивлению срезу волокон. При тупом конце в про­ цессе осадки срез волокон будет происходить только тогда, когда слои торфа под ним прогнутся на довольно

108


значительную величину (рис. 45, в). А так как срез за­ медляется и волокна торфа прогибаются, то под плита­ ми образуется «пустота», которая может привести к раз­ рушению подводящей и отводящей частей шлюза. При заостренном конце облегчается срез, он происходит при меньшем прогибе и быстрее (рис. 45, г).

Подпорные стенки соединены с оголовками конструк­ тивным швом, позволяющим свободное скольжение их относительно друг друга.

Для большей устойчивости противоположные под­ порные стенки могут быть скреплены металлическими 'стяжками из арматурного железа.

Остальные детали сооружения — обратный фильтр, гравийная отсыпка (зуб) и т. п. — такие же, как в кон­ струкции Росгипроводхоза.

Строительство шлюза надо начинать с устройства водопроводящей части с насыпью, с тем чтобы осадка происходила в основном в строительный период.

Трубу водопроводящей части можно изготовлять на заводе железобетонных изделий требуемой длины или делать два звена с выпуском стержней арматуры в тор­ цах. На месте строительства, на подготовленном в кот­ ловане основании, сварка стержней звеньев и замоноличивание стыка бетоном с повышенным содержанием це­ мента обеспечивает монолитную конструкцию. Длина звена около 4—4,5 м. Заводы железобетонных изделий выпускают трубы такой длины.

Вообще говоря, жесткость водопроводящей части можно обеспечить, укладывая отдельные короткие звенья на жесткую ребристую неразрезную железобетон­ ную плиту корытообразного поперечного сечения.

Сооружения предлагаемой конструкции получили одобрение на научно-технических конференциях по во­ просам водохозяйственного строительства в г. Ровно (январь, 1966 г.) и в г. Омске (апрель, 1966 г.).

Закрытый трубчатый шлюз-регулятор с переездом запроектирован из условия равномерности передачи дав­ лений на торфяное основание и жесткости водопроводя­ щей части. Этот принцип может быть положен и в осно­ ву других типов железобетонных гидротехнических сооружений на торфах.

УК А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.А в е р ь я н о в С. Ф. Об осушении низинных болот. — «На­ учные записки МИИВХ», Сельхозгиз, т. XIX, 1957.

2. А в е р ь я н о в С. Ф. Сравнение осушительного действия го­ ризонтального дренажа при продольном и поперечном его располо­

жении.— «Доклады ТСХА», Изд-во ТСХА, 1961, вып. 67.

торфяных

3. А м а р я н Л.

С.

Прочность и

деформируемость

грунтов. М., «Недра», 1969.

 

Расчет

оснований сооружений. Л.,

4. Б е р е з а н ц е в

В. Г.

«Стройиздат», 1970.

 

К у з н е ц о в а

Н. П. Дороги на болотах.

5. Б р а т ц е в Л. А.,

М.—Л., Гострансиздат, 1936.

С к р и п н и к О. В. О

строитель­

6. В а с и л е в с к и й

В. П.,

стве и эксплуатации малых гидротехнических и дорожных сооруже­ ний на глубоких и средних торфяниках. — «Гидротехника и мелио­ рация», 1962, № 9.

7. В и н о к у р о в Ф. П., Т е т е р к и н А. Е., П и т е р м а н М. А.

Строительные свойства торфяных грунтов. АН БССР,

Минск, 1962.

8.

Вопросы

сооружения и эксплуатации

насыпей

на болотах.

М., «Транспорт», 1965.

добычи и сушки торфа. М.,

9. Г о р я ч к и н

В. Г. Технология

Госэнергоиздат,

1948.

Б. И. Устройство

песчаных подушек под фун­

10. Д а л м а т о в

даментами.— «Архитектура и строительство

Ленинграда»,

Л.— М.,

1946.

Д р о з д

П. А. Сельскохозяйственные дороги на болотах.

11.

Минск, «Урожай», 1966.

 

осадки насыпей

на бо­

12.

Д р о з д

П. А., З а я ц В. Н. Расчет

лотах. — «Гидротехника и мелиорация», 1968, № 3.

 

напря­

13.

Д р о з д

П.

А., С е л ь ч а н о к

В. П. Распределение

жений

в торфе

естественной структуры. Основные результаты на­

учно-исследовательских работ ин-та за 1958 г. Минск, АСХН БССР,

НИИМиВХ, 1960.

А. Д. Гидрология болот. Л., Гидрометеоиздат, 1944.

14. Д у б а х

15. Е в г е н ь е в И. Е. Строительство автомобильных дорог че­

рез болота. М., «Транспорт», 1968.

 

 

 

16. Е в с т а ф ь е в

Л. С. Водопроницаемость торфа естествен­

ной влажности. — «Труды Ин-та торфа», 1939, вып. 18.

17. З у б е ц В. М. Реконструкция

гидромелиоративных систем.

Минск, «Урожай», 1966.

болот.

Л.,

Гидрометеоиздат,

18. И в а н о в

К-

Е. Гидрология

1953.

 

С. С. Несущая

способность

залежей. — «Тор­

19. К о р ч у и о в

фяная промышленность», 1946, Ms 9

 

 

 

20. К о р ч у н о в

С. С. Исследование физико-механических

свойств торфа. — «Труды ВНИИТП»,

вып. XII. М„

Госэнергоиздат,

1953.

 

 

 

 

 

21. К у з н е ц о в а

Н. П. Итоги изучения болот с точки зрения

дорожного строительства. «Проектирование

и возведение земляного

ПО


полотна железных и автомобильных дорог». М —Л., Изд. АН СССР, 1950.

22. К о р н Г., К он г Т. Справочник по

математике. М., «На­

ука», 1970.

 

23. Л и т в и н о в И. М. Укрепление слабых оснований. Харьков,

Гос. научно-техническое издательство Украины,

1934.

24.Л у н д и н К. П. Водные свойства торфяной залежи. Минск, «Урожай», 1964.

25.О р д у я н ц К. С. Устройство железнодорожных насыпей на болотах. М., Трансжелдориздат, 1946.

26.П е ч к у р о в А. Ф. Устойчивость русл рек и каналов. Минск, «Урожай», 1964.

27. П о к л е в с к и й-К о з е л л И. И. Методы устройства фун­ даментов на болотах и плывунах. СПБ, 1896.

28.Постройка железных дорог. М., Трансжелдориздат, 1951.

29.Проектирование и сооружение земляного полотна. ВНИИТС, М., Трансжелдориздат, 1961, вып. 40.

30.Р я б о в А. К. О пределе несущей способности торфяного грунта при равномерно распределенной нагрузке. Изв. ВУЗов, «Гор­

ный журнал», 1962, № 9.

 

 

 

 

31.

С и д я к и н С. А. Полная влагоемкость торфа. — «За торфя­

ную индустрию», 1939, № 9.

на болотах. — «Изв.

32.

С и л к и н

А. М.

Устройство насыпей

ТСХА», 1961, № 3

(49).

 

 

 

 

 

33.

С и л к и н

А. М. К вопросу ускорения осадки насыпей на

торфяном основании. — «Доклады ТСХА», вып. 82, 1962.

 

 

34.

С и л к и н

А. М. Прибор для испытания образца, преимуще­

ственно, торфа на сжатие.— «Бюллетень изобретений»,

1963, № 5.

35.

С и л к и н

А.

М.

Глубинный репер. — «Бюллетень

изобрете­

ний и товарных знаков», 1963, № 18.

 

свойств тор­

36.

С и л к и н

А.

М.

Определение строительных

фов,— «Изв. ТСХА», 1963, № 3 (52).

песчаных

подушек

37.

С и л к и н

А. М. К вопросу устройства

при строительстве

на

торфах. — «Научные записки»,

т.

XXXIII,

МГМИ, 1968.

 

 

 

 

 

 

38.С и л к и н А. М. О проектировании насыпей на болотах. «Во­ просы осушения». Киев, «Урожай», 1969.

39.Справочник по торфу. М., Госэнергоиздат, 1954.

40.СНиП Н-Б. 1-62; СНиП П-И. 3-62*; СНиП Н-И. 4-62*.

41.Строительство на торфяных грунтах. Материалы к первой Всесоюзной конференции по строительству на торфяных грунтах. Калинин, 1972.

42.С у к а ч е в В. Н. Болота, их образование, развитие и свой­

ства. Изд. Ленинградского лесного института, 1926.

43. Т к а ч е н к о А. А. Исследование осадок насыпей магист­ ральных узкоколейных лесовозных дорог на болотах. — «Труды Ар­ хангельского лесотехнического ин-та им. В. В. Куйбышева», т. XVII,

1957.

44. Т к а ч е н к о А. А. Изв. ВУЗов. — «Лесной журнал», 1959,

6, 1962, № 5.

45.Торф в строительстве. Канал Москва — Волга. М,— Л., Строй-

издат, 1940.

46. Указания по проектированию осушительных систем. Ч. I, II, III, IV, V, VI. М., «Росгипроводхоз», 1967— 1968,