ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
(например, наличие крена вызывает поворот ракеты от носительно вертикальной оси), их иногда объединяют в единую боковую устойчивость.
Рис.3.1
Наличие или отсутствие статической устойчивости определяется характером моментных характеристик (рис . З . І) . В случае а) увеличение или уменьшение угла
атаки Ad- по сравнению с балансировочным ckßay} при водит к возникновению восстанавливающего аэродинамиче ского момента, стремящегося возвратить ракету в состоя ние равновесия. При этом
<=—-2-<0. |
' |
(I) |
|
' |
dot |
|
|
В случае б) когда |
m > о |
і возникает |
опрокидываю- |
щий аэродинамический момент, стремящийся отклонить
74
ракету от равновесного |
состояния, |
а |
при |
ти=0 |
раке- |
|
та является нейтральной в |
отношении |
статической |
устой |
|||
чивости. |
|
|
|
|
|
|
Производная (т"1 ) , |
, |
|
|
от |
которой |
зависит |
абсолютная величина восстанавливающего или опрокидываю щего момента, называется степенью продольной статиче ской устойчивости. Величина коэффициента mt » а
•с/ следовательно, и степень статической устойчивости,за висят от взаимного положения центра давления и центра масс ракеты. Покажем это на примере баллистической ракеты (рис.3.2).
Рис.3.2
Очевидно, что
или
75
Pv2 |
• |
pv2 |
. |
. |
откуда
тгГ~% |
L |
9 |
(2) |
где £ - длина ракеты.
Но для осесишетричных ракет си *к et а. ; m_-mt-cL . Следовательно,
Наряду с коэффициентом тг , для характеристики
статической устойчивости баллистической ракеты в раз личных точках траектории используется динамический
коэффициент |
, |
равный (см. |
гл.ІУ) |
|
|
|
||
|
oL |
|
|
|
.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c*+~ a. = m* |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Этот |
коэффициент |
представляет |
собой |
ііриращение |
|
|||
s углового ускорения |
ракеты при изменении угла |
атаки |
на |
|||||
единицу. Если |
ракета статически |
устойчива, то |
c&d>0 |
|||||
а если |
неустойчива, |
то |
с^^О |
; для |
нейтральной |
раке |
||
ты |
= 0. |
Величина |
коэффициента |
существенно |
76
меняется за |
время |
полета баллистической ракеты,причем |
|||||
|,л |
I |
имеет место |
в районе |
максимальных |
зна- |
||
/ Vet |
I mot* |
|
|
р^і |
|
|
|
чений |
скоростного |
напора |
2 = ^ — |
. Заметим, что |
при |
||
отсутствии |
стабилизаторов |
х^<хт |
, |
т . е . неоперенная |
баллистическая ракета всегда статически неустойчива. Для крылатой ракеты можно получить зависимость,
аналогичную выражении (3):
где |
%А |
- |
средняя |
аэродинамическая хорда крыла; |
|
|
Хг, |
- |
координата фокуса ракеты. |
||
|
Напомним, что фокусом называется точка приложения |
||||
той |
части |
подъемной силы, которая |
обусловлена наличи |
||
ем угла |
атаки |
.В общем случае |
фокус не совпадает |
с центром давления, являющимся ТОЧКОЙ приложения всей подъемной силы. Только в случае полной симметрии раке
ты и при нулевых углах |
|
отклонения |
органов |
управления |
|||||
координаты |
ас |
и |
совпадают. Характерно |
также,что |
|||||
если координата |
центра |
|
давления |
зависит от |
углов |
c?ß |
|||
и др . , то |
координата^ |
от |
них |
не |
зависит .Be личина |
||||
может |
быть найдена |
по |
формуле |
|
|
|
X -= -г ->
гу"
где tj. - подъемная сила, создаваемая той или иной
частью ракеты; л^- - координата точки приложения этой силы.
77
Таким образом, условие статической устойчивости крылатой ракеты заключается в том, что ее фокус должен находиться за центром масс, чему и соответствует не-
равенство |
тг |
<• и |
• |
|
|
|
Следует |
иметь |
в виду, |
что в полете |
центр |
масс |
|
смещается |
из-за |
выгорания |
топлива. Это |
может |
привести |
к тому, что ракета станет статически неустойчивой или будет обладать малым запасом устойчивости. С другой стороны, слишком большая степень статической устойчи
вости |
отрицательно отражается на управляемости ракеты, |
|
т . е . |
на ее способности реагировать на отклонения ор |
|
ганов |
управления путем изменения параметров движения |
|
( t/- , |
OL , ß |
и д р . ) . |
Боковая статическая устойчивость также определяется характером соответствующих моментных характеристик ракеты. Запишем выражения для стабилизирующих моментов рыскания и крена:
ß |
ß |
|
причем для осесимметричной ракеты m , = / 7 7 ' |
, а |
|
у/ |
X/ |
|
если центр масс ракеты лежит на ее продольной оси, то
<Г0'
Условия боковой статической устойчивости записывают ся в таком виде:
78
-условие путевой устойчивости ;
-условие поперечной устойчивости.
Следует подчеркнуть, что понятие статической устой чивости нельзя отождествлять с понятием устойчивости движения ракеты, так как, во-первых, наличие статиче ской устойчивости свидетельствует лишь о том, что в данный момент времени на ракету действуют силы,стре мящиеся вернуть ее в положение равновесия. Однако это не исключает возможности колебаний ракеты относительно
положения |
равновесия, причем амплитуда |
колебаний |
может |
с течением |
времени увеличиваться, т . е . |
статически |
ус |
тойчивая ракета может быть динамически неустойчивой. Во-вторых, статическая устойчивость является харак теристикой ракеты с закрепленными органами управления. Наличие же управления движением коренным образом из меняет динамические свойства ракеты. Благодаря системе
управления |
ракета, |
даже статически неустойчивая,может |
|||
совершать |
движение, |
близкое |
к заданному. |
|
|
§ |
2. Маневренность |
и перегрузки |
ракет |
||
П о д |
м а н е в р е н н о с т ь ю |
ракеты понимают |
|||
быстроту изменения |
ее скорости полета |
по |
величине и |
направлению. Понятие маневренности вводится в теорию движения ракет для сравнения и оценки эффективности органов управления, а также способности ракеты выпол нять те или иные маневры в полете.
Маневренность ракеты |
оценивается |
с помощью п е р е |
г р у з о к . Перегрузка |
- величина |
векторная (п ) . |
79