Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
и фланцем, чем в двухкорпусном ЦВД, в котором наружный корпус обтекается изнутри паром, предварительно отрабо танным в регулирующей ступени и нескольких ступенях дав ления.
По литературным данным перепад температур корпус — фланец ЦСД не должен превышать 9(fC. Применение обо грева фланцев и шпилек ЦВД и ЦСД приводит к выравни ванию температурного поля по ширине фланцев, ускоряет расширение корпусов и позволяет увеличить скорость нагру жения турбины. Вообще говоря, допустимая скорость нара щивания мощности турбины определяется, в первую очередь, относительным удлинением ротора и перепадом температур по ширине фланца ЦСД. Следует иметь в виду, что повы шению нагрузки парогенератора сопутствует интенсивный рост температуры пара за вторичным перегревателем. Для удержания температуры пара перед ЦСД в заданных пре делах требуется воздействовать па нее байпасом промпере грева (см. гл. IV) и аварийным впрыском.
Подключение к турбиңе системы промперегрева второго корпуса, выравнивание температур вторичного и свежего пара обоих корпусов, перевод на турбину вторичного, а после вывода на прямоточный режим и свежего пара от корпуса 2, дальнейшее нагружение турбины н наращивание темпера туры пара производят теми же способами, что и при пуске холодного блока.
§16. Пуск при сохранившемся избыточном давлении
втракте до ВЗ
После остановки блока избыточное давление в трубной системе парогенератора до ВЗ сохраняется обычно на про тяжении не более 14—15 часов. В течение этого времени тем пературы металла ЦВД и ЦСД близки между собой; не намного отличаются от них и температуры паропроводов вы сокого давления, «горячих» линий промперегрева, перепуск ных труб и клапанных корпусов. В этих условиях отпадает необходимость предварительного прогрева турбины и паро проводов. Не требуется использование байпаса промпере грева. Пар, выделяющийся в растопочном расширителе, должен направляться не в «холодные» нитки промперегрева, а непосредственно в конденсатор. В соответствии с этим' должна быть собрана пусковая схема. Ее отличие от схемы пуска холодного блока заключается в следующем.
Остаются закрытыми задвижками РП-04 на байпасах промперегрева и СП-01 на линии сброса из паропровода вто ричного пара перед ЦСД.
98
Не следует заранее, при сборке схемы, подключать встро енные сепараторы и сбросы из них к полостям парогенера тора, находящимся под давлением. В связи с этим дроссель ные клапаны ОП-01 перед сепараторами, а также клапаны отводов, из I и II ступеней СВ-01 и СВ-02 и задвижки СВ-03 должны быть закрыты. Остается закрытой и арматура воз душников и дренажей, включая дренажи линий отводов пара из сепараторов.
Во время сборки растопочный расширитель не соединяют со сбросными емкостями, поэтому клапан СВ-04 и задвижку СВ-06 на сливе из расширителя держат закрытыми.
Положение запорных и регулирующих органов остальной арматуры такое же, как и в пусковой схеме холодного блока.
Вслед за сборкой схемы, параллельно с подготовкой газо воздушного тракта и топливного фронта корпуса (см.гл. Ill),
подготавливают |
к растопке и водопаровой тракт. При пуске |
в сепараторном |
режиме, очевидно, должны быть' открыты |
пути отвода перед ВЗ воды, поступающей в парогенератор; Для этого открывают дроссельные клапаны 0/7-0/ перед, се параторами и СВ-02 на сбросе из них.
Ко времени открытия клапанов ОП-01 состояние, в кото рое приходит среда, заполняющая сепараторы, зависит от плотности арматуры, степени охлаждения, а также от давле ния и температуры среды в момент отключения сепараторов от трубной системы при остановке корпуса. Следовательно, в сепараторах может находиться как перегретый, так и влаж ный пар различной степени сухости.
Поскольку металл и содержимое поверхностей нагрева парогенератора остывает быстрее сепараторов, следует пола
гать, что при |
открытии |
клапанов ОП-01 и СВ-02 давление |
в сепараторах |
снизится; |
при этом произойдет и некоторое их |
расхолаживание. |
|
Для прогрева сбросных трубопроводов от сеператоров к растопочному расширителю, а от него к конденсатору откры
вают первую (по ходу пара) задвижку РП-02, |
а таюйе СВ-05 |
и вторую по ходу среды задвижку .• СВ-03!1. |
При прогреве |
среду отводят из сепараторов через байпас первой из задви жек СВ-03/1; давление и уровень в растопочном расшири теле регулируют клапанами РП-02 и СВ-04.
Сброс среды из сепараторов сопровождается дальнейшим снижением в них давления и температуры.
Прокачивание воды через трубную систему до ВЗ произ водят, во избежание глубокого расхолаживания, уменьшен ным, по сравнению с холодным блоком, расходом. Регули рующим клапаном ВП-02Ц на байпасе питательного трубо провода и РПК устанавливают, расход воды на уровне ~20%, номинальной паропроизводительности корпуса.
7 |
99 |
Так как прокачиваемая вода отводится через сепараторы, то давление в них начинает возрастать. С началом повыше ния давления открывают первую задвижку СВ-03/1 и дрос сельными клапанами СВ-02 поддерживают стабильным дав ление в сеператорах. Затем устанавливают растопочный расход питательной воды; прикрытием клапанов 0/7-0/ по дымают давление перед ВЗ до 250 кгс/см2 и включают регу ляторы давления до ВЗ.
Сейчас же после установления растопочного расхода воды и подъема давления разжигают растопочные форсунки;
расход |
топлива |
равен ~20% номинального. У |
рассматри |
|
ваемого |
блока |
с |
парогенератором ТГМП-1І4 |
включают |
4 угловые форсунки |
(см. рис. 16); расход мазута 7—7,5 т/ч. |
Перед подачей пара в перегревательный тракт котла сле дует снизить давление во встроенных сепараторах. Для этого увеличивают открытие дроссельных клапанов СВ-02, поддер живая скорость снижения давления в пределах 10— 15 кгс/см2 •.мин. После полного открытия дроссельных кла панов открывают задвижки СВ-01 и во избежание попадания влаги в разогретые перегревательные поверхности проду вают через дренажи линии отводов пара из сепараторов.
При полностью открытых СВ-01, СВ-02 и температуре газов в поворотной камере -~500° С через 10—12 минут после розжига форсунок, постепенно, ступенями, открывают кла паны ОП-02, направляя пар в перегреватель, а затем отклю чают дренажи из отводов пара от сепараторов.
После полного открытия клапанов ОП-02 увеличивают расход топлива с тем, чтобы довести температуру и давле ние свежего пара до уровня, требуемого для разворота тур бины. Температуру перегрева регулируют пусковым впрыс- і\ом. При пусках из рассматриваемых в этом параграфе теп ловых состояний толчок ротора производится паром давле нием 60—65 кгс/см2 и температурой 480—500° С (см. табл. 4). В качестве примера на рис. 24 приведен график пуска блока после 2—8 часов простоя. Как видно из графика, «толчковые» параметры пара устанавливаются примерно через 40 минут после розжига пусковых горелок.
С повышением тепловой нагрузки корпуса для увеличе ния расхода .пара, поступающего в перегревательный тракт, и подъема его давления последовательно прикрывают кла паны сброса из сепараторов СВ-02.
После установления «толчковых» параметров пара раз ворачивают, управляя регулирующими клапанамй, ротор турбины іі на протяжении ~25 минут доводят скорость вра щения до номинальной, после чего производят синхрониза цию, включают генератор в сеть и закрывают БРОУ. Вслед
100
за этим, увеличивая расход топлива, нагружают турбину в соответствии 'с графиком пуска.
Ранее отмечалось, что при кратковременных простоях температура металла ЦСД выше, чем ЦВД. В связи с этим во избежание существенного расхолаживания ЦСД тре буется сравнительно быстро, за 5—10 минут (см. рис. 24),
Рис. 24. График-задание пуска блока из неостывшего состоя
ния. Температура металла |
ЦВД 420—460° С, температура ме |
||||
талла ЦСД |
450—510° С |
(после простоя от 2 до |
8 часов): |
||
Операции: / - розжиг горелок корпуса ЛЬ 1: II — начало открытия клапанов |
|||||
ОП'02; 1П — синхронизация и |
закрытие БРОУ-І; УV' —начало |
прогрева |
|||
сбросных трубопроводов встроенных сепараторов корпуса ЛЬ 2; |
V — отключе |
||||
ние корпуса ЛЪ 1 от растопочного расширителя; |
VI — розжиг |
горелок кор |
|||
пуса ль 2; VII — подача пара в промперегреватель корпуса ЛЬ 2 от турбины, |
|||||
выход корпуса ЛЬ 2 па прямоточный режим; VII — VIII — перевод |
вторич |
||||
ного мара от корпуса ЛЬ 2 на турбину, подъем |
давления острого |
пара за |
|||
корпусом ЛЬ 2; |
ѴШ — IX — перевод острого пара от корпуса ЛЬ 2 иа тур |
||||
|
бину; IX — переход с ПЭ Н па ІІТИ |
|
|
поднять температуру вторичного пара, а затем поддерживать ее на уровне, превышающем температуру ЦСД. Для ускорен ного повышения температуры за промперегревателем можно использовать рециркуляцию газов.
В процессе нагружения турбины, по мере нарастания температуры среды перед ВЗ продолжают прикрывать дрос
сельные клапаны СВ-02 и |
при температуре 395° С (через |
10—15 мин после включения |
генератора в сеть) закрывают |
их полностью. Затем при температуре 410° С перед ВЗ отклю чают сепараторы от растопочного расширителя, закрывая за движки СВ-01 и СВ-0311: Воздействуя регулирующими кла
101