Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и фланцем, чем в двухкорпусном ЦВД, в котором наружный корпус обтекается изнутри паром, предварительно отрабо­ танным в регулирующей ступени и нескольких ступенях дав­ ления.

По литературным данным перепад температур корпус — фланец ЦСД не должен превышать 9(fC. Применение обо­ грева фланцев и шпилек ЦВД и ЦСД приводит к выравни­ ванию температурного поля по ширине фланцев, ускоряет расширение корпусов и позволяет увеличить скорость нагру­ жения турбины. Вообще говоря, допустимая скорость нара­ щивания мощности турбины определяется, в первую очередь, относительным удлинением ротора и перепадом температур по ширине фланца ЦСД. Следует иметь в виду, что повы­ шению нагрузки парогенератора сопутствует интенсивный рост температуры пара за вторичным перегревателем. Для удержания температуры пара перед ЦСД в заданных пре­ делах требуется воздействовать па нее байпасом промпере­ грева (см. гл. IV) и аварийным впрыском.

Подключение к турбиңе системы промперегрева второго корпуса, выравнивание температур вторичного и свежего пара обоих корпусов, перевод на турбину вторичного, а после вывода на прямоточный режим и свежего пара от корпуса 2, дальнейшее нагружение турбины н наращивание темпера­ туры пара производят теми же способами, что и при пуске холодного блока.

§16. Пуск при сохранившемся избыточном давлении

втракте до ВЗ

После остановки блока избыточное давление в трубной системе парогенератора до ВЗ сохраняется обычно на про­ тяжении не более 14—15 часов. В течение этого времени тем­ пературы металла ЦВД и ЦСД близки между собой; не намного отличаются от них и температуры паропроводов вы­ сокого давления, «горячих» линий промперегрева, перепуск­ ных труб и клапанных корпусов. В этих условиях отпадает необходимость предварительного прогрева турбины и паро­ проводов. Не требуется использование байпаса промпере­ грева. Пар, выделяющийся в растопочном расширителе, должен направляться не в «холодные» нитки промперегрева, а непосредственно в конденсатор. В соответствии с этим' должна быть собрана пусковая схема. Ее отличие от схемы пуска холодного блока заключается в следующем.

Остаются закрытыми задвижками РП-04 на байпасах промперегрева и СП-01 на линии сброса из паропровода вто­ ричного пара перед ЦСД.

98


Не следует заранее, при сборке схемы, подключать встро­ енные сепараторы и сбросы из них к полостям парогенера­ тора, находящимся под давлением. В связи с этим дроссель­ ные клапаны ОП-01 перед сепараторами, а также клапаны отводов, из I и II ступеней СВ-01 и СВ-02 и задвижки СВ-03 должны быть закрыты. Остается закрытой и арматура воз­ душников и дренажей, включая дренажи линий отводов пара из сепараторов.

Во время сборки растопочный расширитель не соединяют со сбросными емкостями, поэтому клапан СВ-04 и задвижку СВ-06 на сливе из расширителя держат закрытыми.

Положение запорных и регулирующих органов остальной арматуры такое же, как и в пусковой схеме холодного блока.

Вслед за сборкой схемы, параллельно с подготовкой газо­ воздушного тракта и топливного фронта корпуса (см.гл. Ill),

подготавливают

к растопке и водопаровой тракт. При пуске

в сепараторном

режиме, очевидно, должны быть' открыты

пути отвода перед ВЗ воды, поступающей в парогенератор; Для этого открывают дроссельные клапаны 0/7-0/ перед, се­ параторами и СВ-02 на сбросе из них.

Ко времени открытия клапанов ОП-01 состояние, в кото­ рое приходит среда, заполняющая сепараторы, зависит от плотности арматуры, степени охлаждения, а также от давле­ ния и температуры среды в момент отключения сепараторов от трубной системы при остановке корпуса. Следовательно, в сепараторах может находиться как перегретый, так и влаж­ ный пар различной степени сухости.

Поскольку металл и содержимое поверхностей нагрева парогенератора остывает быстрее сепараторов, следует пола­

гать, что при

открытии

клапанов ОП-01 и СВ-02 давление

в сепараторах

снизится;

при этом произойдет и некоторое их

расхолаживание.

 

Для прогрева сбросных трубопроводов от сеператоров к растопочному расширителю, а от него к конденсатору откры­

вают первую (по ходу пара) задвижку РП-02,

а таюйе СВ-05

и вторую по ходу среды задвижку .• СВ-03!1.

При прогреве

среду отводят из сепараторов через байпас первой из задви­ жек СВ-03/1; давление и уровень в растопочном расшири­ теле регулируют клапанами РП-02 и СВ-04.

Сброс среды из сепараторов сопровождается дальнейшим снижением в них давления и температуры.

Прокачивание воды через трубную систему до ВЗ произ­ водят, во избежание глубокого расхолаживания, уменьшен­ ным, по сравнению с холодным блоком, расходом. Регули­ рующим клапаном ВП-02Ц на байпасе питательного трубо­ провода и РПК устанавливают, расход воды на уровне ~20%, номинальной паропроизводительности корпуса.

7

99



Так как прокачиваемая вода отводится через сепараторы, то давление в них начинает возрастать. С началом повыше­ ния давления открывают первую задвижку СВ-03/1 и дрос­ сельными клапанами СВ-02 поддерживают стабильным дав­ ление в сеператорах. Затем устанавливают растопочный расход питательной воды; прикрытием клапанов 0/7-0/ по­ дымают давление перед ВЗ до 250 кгс/см2 и включают регу­ ляторы давления до ВЗ.

Сейчас же после установления растопочного расхода воды и подъема давления разжигают растопочные форсунки;

расход

топлива

равен ~20% номинального. У

рассматри­

ваемого

блока

с

парогенератором ТГМП-1І4

включают

4 угловые форсунки

(см. рис. 16); расход мазута 7—7,5 т/ч.

Перед подачей пара в перегревательный тракт котла сле­ дует снизить давление во встроенных сепараторах. Для этого увеличивают открытие дроссельных клапанов СВ-02, поддер­ живая скорость снижения давления в пределах 10— 15 кгс/см2 •.мин. После полного открытия дроссельных кла­ панов открывают задвижки СВ-01 и во избежание попадания влаги в разогретые перегревательные поверхности проду­ вают через дренажи линии отводов пара из сепараторов.

При полностью открытых СВ-01, СВ-02 и температуре газов в поворотной камере -~500° С через 10—12 минут после розжига форсунок, постепенно, ступенями, открывают кла­ паны ОП-02, направляя пар в перегреватель, а затем отклю­ чают дренажи из отводов пара от сепараторов.

После полного открытия клапанов ОП-02 увеличивают расход топлива с тем, чтобы довести температуру и давле­ ние свежего пара до уровня, требуемого для разворота тур­ бины. Температуру перегрева регулируют пусковым впрыс- і\ом. При пусках из рассматриваемых в этом параграфе теп­ ловых состояний толчок ротора производится паром давле­ нием 60—65 кгс/см2 и температурой 480—500° С (см. табл. 4). В качестве примера на рис. 24 приведен график пуска блока после 2—8 часов простоя. Как видно из графика, «толчковые» параметры пара устанавливаются примерно через 40 минут после розжига пусковых горелок.

С повышением тепловой нагрузки корпуса для увеличе­ ния расхода .пара, поступающего в перегревательный тракт, и подъема его давления последовательно прикрывают кла­ паны сброса из сепараторов СВ-02.

После установления «толчковых» параметров пара раз­ ворачивают, управляя регулирующими клапанамй, ротор турбины іі на протяжении ~25 минут доводят скорость вра­ щения до номинальной, после чего производят синхрониза­ цию, включают генератор в сеть и закрывают БРОУ. Вслед

100


за этим, увеличивая расход топлива, нагружают турбину в соответствии 'с графиком пуска.

Ранее отмечалось, что при кратковременных простоях температура металла ЦСД выше, чем ЦВД. В связи с этим во избежание существенного расхолаживания ЦСД тре­ буется сравнительно быстро, за 5—10 минут (см. рис. 24),

Рис. 24. График-задание пуска блока из неостывшего состоя­

ния. Температура металла

ЦВД 420—460° С, температура ме­

талла ЦСД

450—510° С

(после простоя от 2 до

8 часов):

Операции: / - розжиг горелок корпуса ЛЬ 1: II — начало открытия клапанов

ОП'02; 1П — синхронизация и

закрытие БРОУ-І; УV' —начало

прогрева

сбросных трубопроводов встроенных сепараторов корпуса ЛЬ 2;

V — отключе­

ние корпуса ЛЪ 1 от растопочного расширителя;

VI — розжиг

горелок кор­

пуса ль 2; VII — подача пара в промперегреватель корпуса ЛЬ 2 от турбины,

выход корпуса ЛЬ 2 па прямоточный режим; VII VIII — перевод

вторич­

ного мара от корпуса ЛЬ 2 на турбину, подъем

давления острого

пара за

корпусом ЛЬ 2;

ѴШ — IX — перевод острого пара от корпуса ЛЬ 2 иа тур­

 

бину; IX — переход с ПЭ Н па ІІТИ

 

 

поднять температуру вторичного пара, а затем поддерживать ее на уровне, превышающем температуру ЦСД. Для ускорен­ ного повышения температуры за промперегревателем можно использовать рециркуляцию газов.

В процессе нагружения турбины, по мере нарастания температуры среды перед ВЗ продолжают прикрывать дрос­

сельные клапаны СВ-02 и

при температуре 395° С (через

10—15 мин после включения

генератора в сеть) закрывают

их полностью. Затем при температуре 410° С перед ВЗ отклю­ чают сепараторы от растопочного расширителя, закрывая за­ движки СВ-01 и СВ-0311: Воздействуя регулирующими кла­

101