Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По

типовой схеме назначение байпасов сІу = 40

мм сво­

дится

к пропуску через них греющего пара для

прогрева

перед «толчком» ротора клапанов и перепускных труб тур­ бины при пусках неостывшего блока:

Допускаемая скорость нарастания нагрузки в интервале от 40 МВт до мощности, отвечающей номинальной паропро- изводителы-юсти корпуса, составляет — 0,8—1,0 МВт/мин; скорость повышения температуры свежего пара ~ 0 ,4° С/мин, температуры пара после промперегрева ~ 0,6° С/мин.

§13. Пуск и подключение второго корпуса

Крастопке второго корпуса можно приступать сейчас же после отключения первого от растопочного расширителя.

Подъем давления в тракте второго корпуса до ВЗ, прокачи­ вание воды по потокам, вентиляция топки и газохода, уста­ новление растопочного расхода воды, подготовка мазутного фронта, отсоединение РПВ на газовой стороне, включение защит и розжиг пусковых форсунок производится так же, как и при пуске первого корпуса. Перечень этих операций и их последовательность обозначены в сетевом графике (см. рис. 21, поз. 44—45—46—47—48; 44—56—57—58\ 56—59 и 60—61).

Напомним, что при пуске первого корпуса была закрыта задвижка ВП-0312 на питательной линии ко второму корпусу. Теперь для подъема давления в водопаровом тракте второго корпуса ее следует открыть, как и клапаны ВП-02/2-, задвиж­ ка ВП-01/2 остается закрытой. Когда давление в тракте до ВЗ начинает повышаться, нужно открыть задвижку СВ-0312 на линии сброса из сепараторов корпуса в растопочный рас­ ширитель.

Растопочный расход питательной воды по потокам «в» и «г», после прокачивания устанавливают клапаном ВП-0212 и включают растопочный регулятор питания, воздействующий на РЛІ(. При последующем увеличении расхода питательной воды удерживают РЛК в диапазоне регулирования, изменяя открытие клапана ВЛ-02/2. После того как он будет открыт полностью, переходят к питанию корпуса. через задвижку

ВП-01/2.

Примерно через 10 мин после розжига первых трех пуско­ вых форсунок температура воды перед ВЗ достигает 180° С и с этого моментр, так же как и при пуске первого корпуса, приступают к прогреву системы промперегрева паром из рас­ топочного расширителя (работа 4862). Для этого откры­ вают задвижку РП-03/2, дренажи «холодного» и «горячих» паропроводов промперегрева, сбросную задвижку СЛ-04/2 и включают впрыск в сбросной паропровод, не допуская повы-

88


шения температуры пара, сбрасываемого -в конденсатор, сверх 180° С. Клапан РП-02 на линии отвода пара из расши­ рителя в конденсатор следует закрыть.

Во время прогрева температура воды перед ВЗ растет; когда она повысится до 240° С, подключают перегреватель­ ные поверхности, открывая последовательно, ступенями,

дроссельные клапаны 0/7-02

и г) (работа 4849).

Пар,

.выходящий из первичного перегревателя,

прогревает

паро­

проводы высокого давления;

его сброс

происходит

через

БРОУ и дренажи в конденсатор. Интенсивность прогрева ограничивается допускаемой скоростью повышения темпера­ туры металла паропроводов и задвижек ГП-02и г) (см.

§П).

Закончив прогрев системы промперегрева, можно присту­ пить (при температуре среды перед ВЗ 390—395°С) к под­ ключению линий вторичного пара к турбине. При этом тре­ буется выровнять температуру вторичного пара за обоими

корпусами парогенератора. Открыв клапаном РП-02

доступ

в конденсатор пару из растопочного расширителя

(работа

4865), отключают его задвижкой РП-03/2 от «холодной» нитки промперегрева. Затем, прикрыв регулирующий клапан ХП-02/2, открывают задвижку ХП-01/2 на линии, ведущей от

выхлопного патрубка

ЦВД в

систему промперегрева

вто­

рого корпуса (работа

6263).

Пар, отработавший в

ЦВД,

распределяется теперь между обоими корпусами. Расход пара через промперегреватель второго корпуса определяется величиной открытия клапана ХП-0212. Изменяя его откры­ тие, сближают температуры пара, поступающего в «горячие» линии промперегрева от каждого из корпусов. Подрегулиров­ ка температур по первому корпусу производится рециркуля­ цией газов, по второму — изменением расхода через вторич­ ный перегреватель клапаном ХП-02/2-, в случае необходимо­ сти следует включить аварийный впрыск. Во время выравни­ вания температур пар, выходящий из промперегревателя второго корпуса, направляется через дренажи и сбросные задвижки СП-01/2 в конденсатор.

К подаче пара в систему промперегрева второго корпуса от турбины и выравниванию температур приступают при­ мерно через 2 часа после розжига горелок (см. рис. 22). После выравнивания, когда расхождение температур пара за корпусами не превышает 10° С, переводят вторичный пар от второго корпуса на турбину (работа 6364). Для этого открывают задвижки ГП-02и г); сразу же следует за­ крыть задвижки СП-0Ц2 на линии сброса, отключить впрыск в сбросные паропроводы и закрыть дренажи по тракту промперегрева.

89



Ко времени перевода вторичного пара па турбину на­ грузка турбогенератора достигает — 120 МВт (см. рис. 21 и 22). В ходе прогрева системы паром от растопочного рас­ ширителя повышают тепловую нагрузку корпуса' и подго­ тавливают его к переводу, по мере роста температуры среды перед ВЗ, в прямоточный режим, (работа 4950).

Наращивание тепловой нагрузки второго корпуса, так же как и первого, ведут в такой последовательности: сначала, чтобы избежать роста неполноты горения и сажеобразования, увеличивают подачу воздуха настолько, чтобы содержание кислорода в продуктах горения поднялось па 1,5—2%.

После этого повышают расход топлива, а затем и пита­ тельной воды на каждый поток. Заметим, что в блоках, ра­ ботающих на мазуте, увеличению расхода топлива на 1 т/ч отвечает повышение паропроизводительности примерно на 12—13 т/ч.

В процессе увеличения тепловой нагрузки, когда темпе­

ратура

уходящих

газов повысится

до значений, указанных

в § 11, открывают доступ газам РВП.

режим анало­

Второй корпус

переводят

в прямоточный

гично

первому;

последовательно,

ступенями

прикрывают

дроссельные клапаны СВ-02

и г)

на линиях сброса из пер­

вой ступени сепараторов и, когда температура среды перед ВЗ достигнет 395° С, закрывают эти клапаны полностью. Затем, при температуре перед ВЗ 410° С закрывают клапаны СВ-0] и задвижки СВ-03/2, отключая сепараторы от расто­ почного расширителя (работа 5051). Параллельно, так же

-как и при отсоединении первого корпуса (см. § 12), закры­ вают клапаны и задвижки на отводах пара и воды из расто­ почного расширителя (работа 6551).

После отключения сепараторов от расширителя, в течение 10—15 мин подымают, прикрывая клапан БРОУ, давление свежего пара за корпусом до номинального (работа 5152). При выравнивании давлений перед и за встроенными за­ движками их открывают, переводя корпус в прямоточный' режим. Одновременно следует отключить регулятор давле­ ния до ВЗ и полностью открыть клапаны ОП-01 (ей г). По­ высив до номинального давление пара за первичным пере­ гревателем, нужно, так же как и после ■перевода первого корпуса «на прямоток», откорректировать тепловую нагруз­ ку, чтобы установить перед ВЗ расчетную температуру среды (у рассматриваемого блока 460°С): Затем, включив / и // впрыски, надо выровнять с точностью до 10° С температуры свежего пара за обоими корпусами (работа 5253), после чего плавным открытием ГПЗ-2и г) направить в турбину пар от второго корпуса (работа 5354). Перевод свежего пара второго корпуса на турбину происходит, примерно,

90


через 2,5 часа после розжига горелок. К этому времени на­ грузка турбогенератора составляет — 150 МВт; производи­ тельность первого корпуса достигает номинального значения (см. рис. 21, 22). Далее требуется поднять до номинальной производительность второго корпуса и мощность турбогене­ ратора (работа 5455).

Рост производительности корпуса достигается повыше­ нием тепловой нагрузки, сочетаемым с переходом от расто­ почных форсунок к основным (работы 53—56 и 5657). По­ рядок перехода на основные форсунки описан в § 12. Одно­ временноприкрытием БРОУ увеличивают подачу свежего пара к турбине, повышая развиваемую ею мощность, а также наращивая температуру свежего и вторичного пара от обоих корпусов в соответствии с графиком пуска (работа 3637).

Поток вторичного пара распределяют между корпусами с помощью клапана ХП-02/2, пропорционально их тепловым нагрузкам.

При нагрузке турбогенератора — 180 МВт следует пере­ вести питание котла с электронасоса на турбонасос, так как расход пара при этой мощности достигает предельной про­ изводительности ПЭН\ в то же время давление пара в от­ боре, питающем турбину ЛТН, уже устанавливается на уровне, достаточном для создания ,насосом необходимого напора.

Вывод дубль-блока с турбиной К-300-240 из холодного состояния на режим номинальной мощности заканчивается, примерно, через 9 часов с момента растопки первого корпуса. За это время температура пара перед ЦВД достигает номи­ нального значения. Температура же вторичного пара при­ мерно на 40° С ниже предписанной; ее подъем до требуемого уровня длится еще ~ 1 час (см. рис. 22).

Г л а в а V

ПУСКИ НЕОСТЫВШЕГО'БЛОКА

§ 14. Некоторые особенности пуска неостывшего блока

Неостывшим принято считать блок в тех случаях, когда температура наиболее горячих элементов парогенератора выше 150° С, а нижней половины ЦВД турбины в зоне паро­ впуска 170° С. Если температуры не превышают указанных значений,-пуск производится так же, как и полностью остыв­ шего, холодного блока.

91

Особенности пусков иеостывшего блока обусловлены тем, что, как отмечалось ранее (гл. I), естественное охлаждение парогенератора, паропроводов и турбины протекает с раз­ личной интенсивностью. Различны и темпы остывания от­ дельных узлов и деталей каждого из агрегатов. Наиболее быстро остывает парогенератор, особенно его трубные паке­ ты и открытые экраны; существенно медленнее — хорошо изолированные уйастки главного паропровода; наименьшие скорости охлаждения присущи массивным корпусам ЦВД и ЦСД турбины. Например, по данным [1] за 20 часов про­ стоя пусковой узел парогенератора, включающий встроенные сепараторы, остывает до температур, меньших 200° С; к этому времени температура главного паропровода сохраняется еще на уровне 300—3200 С [1, 11], а темпер-атура корпусов ЦВД и ЦСД в зоне паровпуска составляет ~390—380° С [14].

Распределение температур по элементам и узлам блока, очевидно, зависит от их геометрии, состояния изоляции и продолжительности простоя.

Таким образом, к моменту очередного пуска какого-либо частного блока температурное поле системы определяется временем, прошедшим после остановки.

При бесконечном многообразии возможных тепловых со­ стояний блока все они по отношению к способу пуска могут быть сведены в две группы, с общей для каждой группы про­ граммой пуска. Исключением являются лишь состояния го­ рячего резерва при простояв до 1 часа, когда в котле сохра­ няются рабочие параметры пара.

Одна из групп охватывает состояния после сравнительно продолжительных простоев (обычно свыше 14—15 часов), когда парогенератор охлаждается настолько, что давление

втракте до ВЗ практически не отличается от атмосферного.

Кдругой группе, с иной программой пуска, относят такие состояния частично остывшей системы, при которых еще со­

храняется избыточное давление среды до ВЗ.

Каждая из программ строится так, чтобы провести о наи­ большими, допустимыми по термическим напряжениям, ско­ ростями прогрев относительно охладившихся узлов и в то же время не допустить, или в крайнем случае свести к миниму­ му, расхолаживание более разогретых частей блока. Этими обстоятельствами определяются превышения температур греющего пара над температурой металла прогреваемых де­ талей, а-также параметры свежего и вторичного пара перед ЦВД и ЦСД к моменту разворота роторов турбины. Рекомен­ дуемые ОРГРЭС [2] значения параметров пара перед «толч­ ком» роторов турбины К-300-240 при различных тепловых состояниях приведены в табл. 4.

92