Файл: Симагин В.Г. Свайные фундаменты. Особенности проектирования и возведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) протариро'ваш-іые приборы для определения вели­ чины нагрузки и замера осадок сваи и приспособления

для их закрепления

(приборы Аистова, Максимова, мес-

суры, точные нивелиры);

 

 

3) надежная реперная система.

 

Статические испытания свай могут осуществляться

по различным схемам (рнс. 1):

 

треста

а) С помощью

п е р е д в и ж н о й установки

Главленинградстроя.

Реакция

вдавливающего

усилия

на сваю 1 от гидродомкрата 2,

через упорную балку 3,

пальцы 4 и стойку воспринимается пригрузом 6, уло­

женным на передвижную платформу 5.

Д о с т о и н ­

с т в а установки—простота конструкции,

транспорта­

бельность, для монтажа и демонтажа не требуется дли­ тельной работы грузоподъемных машин, безопасное ведение работ, установка является инвентарной и надеж­ ной в работе. Н е д о с т а т к и — необходимость иметь запас грузов, превышающий предельную несущую спо­ собность сваи на 20%, и необходимость ровной и значи­ тельной площадки, что в некоторых случаях требует дополнительных затрат на срубку голов свай и подсыпку территории.

б) Установкой с з а г р у з о ч н о й платформой. Уси­ лие от грузов 6, укладываемых на платформу 7, пере­ дается непосредственно через наголовник 8 на испытуе­

мую сваю 1.

Д о с т о и н с т в о

установки — простота

конструкции

и осуществления.

Н е д о с т а т к и — зани­

жение несущей способности за счет окапывания под наголовником, влияние неравномерности загрузки плат­ формы и ударов по ней на показания приборов, заня­ тость грузоподъемных машин на весь период испытания, небезопасность расположенных на значительной высоте грузов для работы обслуживающего персонала, необхо­ димость в запасе грузов, дополнительные работы и за­

траты

по отрывке котлована (шурфа).

в)

Установкой с а н к е р н ы м и сваями с примене­

нием гидродомкрата. Реакция вдавливающего усилия от домкрата 2 через продольную 9 и поперечные 10 бал­

ки и хомуты 11 передается на анкерные сваи

12. Д о ­

с т о и н с т в а — не требует пригруза, малая

продол­

жительность работы монтажных механизмов, возмож­ ность использовать в качестве анкерных свай забитые сваи, безопасность работ. Н е д о с т а т к и — в ряде слу-

24


а

Рис. 1. Схемы установок для проведения испытания свай статиче­ ским загружением:

а — передвижная установка Главленннградстроя; б — установка с загрузочноП платформоП; в — установка с анкерными сваями; г — передвижная установка СнбЦНИИС; д — испытанием с помощью рычага

чаев приходится производить бросовые работы по забив­

ке свай и подготовке

голов анкерных свай, а также

длительный период подготовительных работ.

г) П е р е д в и ж н о й

установкой СибЦНИИСа. Для

уравновешивания реакции от вертикального вдавлива­ ющего усилия вместо пригруза применены винтовые

сваи 13, используемые многократно.

Д о с т о и н с т в о

установки — ее транспортабельность,

не требует груза,

возможность производить монтаж и демонтаж без гру­ зоподъемных машин, так как установка оснащена всем комплектом приспособлений, необходимым для испыта­

ний,

а также безопасность работ.

д)

Испытанием н а г р у з к о й через рычаг . Вдав­

ливающая нагрузка на сваю 1 может создаваться путем периодического заполнения и опорожнения бака 14 с во­ дой, помещаемого на конце рычага 15, или перемещения и изменения веса груза, находящегося на тележке, кото­ рая двигается по рычагу. Данная схема имеет достоин­ ство и недостатки схемы в.

В настоящее время для испытания грунтов приме­ няются инвентарные сваи с разделением несущей спо­ собности по острию и боковой поверхности, а также статическое зондирование.

Среди приведенных способов испытания свай стати­ ческой нагрузкой наибольшее распространение, в том числе в Карелии, получила схема а. Методика проведе­ ния испытания по этой схеме подробно изложена ниже.

П о д г о т о в к а к и с п ы т а н и я м . 1. До начала монтажа испытательной установки срубают сваи, меша­ ющие при монтаже установки; оттаивают (на всю глу­ бину промерзания в зоне 1,0 м от грани сваи) или уда­ ляют мерзлый грунт вокруг испытуемой сваи (при глубине промерзания более 10 см); подготавливают за­ грузочное устройство и измерительные приборы; преду­

сматривают освещение

места установки приборов

в ночное время; силовое

оборудование (гидродомкрат

и насосную станцию) тарируют и проверяют на стабиль­ ность давления вместе с манометром.

2. Плоскости торцов сваи, подлежащей испытанию должны быть нормальными по отношению к их про­ дольной оси. В случае неровности или разрушения голо­ вы сваи выравнивание производят, срубая нарушенный

26


бетон и укладывая металлическую плиту толщиной 16—20 мм на жестком цементном растворе состава 1:3. При отрицательной температуре воздуха вместо раство­ ра можно попользовать слегка увлажненную цементно­ песчаную смесь такого же состава. Применять металли­ ческие подкладки без раствора при неровности торца сваи не разрешается.

3. Ось гидродомкрата должна совпадать с геометри­ ческой осью сваи. Головы свай должны выступать над поверхностью грунта на высоту 40—60 см. При монта­ же испытательной установки между домкратом и упор-, мой конструкцией предусматривают зазор 50—80 мм. Перед началом испытания зазор ликвидируют, уклады-. вая металлические прокладки.

4.Полозья платформы не должны пригружать грунт около испытуемой оваи.

5.Измерительные приборы устанавливают непо­

средственно перед началом загружения испытуемой сваи.

6. Реперная установка должна находиться вне зоны влияния сваи (на расстоянии не менее 6 диаметров), и загрузочного устройства и изолирована от случайных; толчков в процессе работы, а ее конструкция — исклю­ чать возможность температурных деформаций установ­

ки и влияния п у ч е

н и я грунтов.

7. Для крепления

прогибомеров с двух сторон испы­

туемой сваи устанавливают балки (реперное устрой­ ство). Необходимо обеопечить жесткость реперного уст­

ройства. В

качестве балок можно использовать доски

толщиной

40—50 мм,

шириной

30—35

см, швеллер

№ 8—10 и

т. п., концы

которых

крепят

к надежным

(неподвижным)

опорам. В качестве опор можно исполь­

зовать забитые

рядом сваи.

 

 

8. Нити прогибомеров крепят к хомуту, изготовлен­ ному из полосовой стали шириной 40—50 и толщиной 5—10 мм, закрепленному на свае.

Для уменьшения влияния колебаний температуры* трения в прогибомере, давления ветра и т. п. на резуль­

таты

измерения

перемещений р е к о м е н д у е т с я :

а)

для

нитей

прогибомеров

использовать стальную

проволоку

диаметром не

более

0,4

мм;

б) длину проволоки от точки ее

крепления к свае

до прогибомера

принимать

не более

1 м;

2?


в) обращать особое внимание на качество крепления нитей к хомутам;

г) после установки прогибомеров оттянуть нити гру­ зом примерно 4—6 кг\

д) точки крепления нитей располагать на одинако­ вом расстоянии от сваи;

е) огибать нитью барабан прогибомера полным обо­ ротом;

ж) натягивать нить на участке от точки ее крепле­ ния к хомуту до барабана прогибомера параллельно оси и линии действия нагрузки.

Схема расположения приборов для измерения дефор­ мации показана на рис. 2.

П р о в е д е н и е н а б л ю д е н и й за осадками сваи производят непосредственно на месте статического испы­ тания сваи. Показания с приборов (прогибомеров) сни­ мают в соответствии с программой и заносят их в жур­ нал испытания. Сдача и приемка смены производится под роспись в ведомости (журнале). Наблюдающий должен следить, чтобы нагрузка на сваю была посто­ янной по отношению к соответствующей заданной

ступени.

по

ГОСТ 5686—69.

Ме т о д и к а и с п ы т а н и я

1. Перемещение испытуемой

сваи

измеряют с по­

мощью прогибомеров Максимова или Аистова, установ­ ленных с д в у х сторон. Фактическое перемещение при­ нимают как среднее значение из показаний двух прогнбомѳров. Измерение осадок оваи производят с точно­ стью не менее О, Г мм.

2. Нагрузка на испытуемую сваю должна переда­ ваться равномерно, центрально, без ударов, ступенями, величина которых определяется программой испытаний, но не более:

а) при заглублении нижних концов свай в крупно­ обломочные грунты и гравелистые пески первые три ступени нагрузки принимать равными Vs—Ѵв от пред­ полагаемой нормативной нагрузки на сваю, а последую­ щие— '/іо;

б) в других грунтовых условиях — 7ш—Ѵі5- 3. При каждой ступени нагрузки на сваю произво­

дят отсчеты по всем приборам: первый отсчет — сразу после приложения нагрузки, затем последовательно четыре отсчета с интервалами через 15 минут, два отсче-

28

Рис. 2. Схема (расположения прогибомеров для измерения деформа­ ции при испытании сваи статическим загруженном