Файл: Левич А.М. Основы системного анализа и теории принятия решений учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Министерство высшего и среднего специального образования
Латвийской ССР
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЖСТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯ1ЮТВА ЛАТВИЙСКОЙ СОР
Факультет управления народный хозяйством Кафедра теории и средств управления
А.М .ЛЕВИЧ , Е .М .ЛЕВИ Ч , А.М.СМОЛКИН
OCHQBU СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Учебное пособие
Рига 1973
}
Гос. публичная !
ЩГЧЧНО'ТОХШМ-' *
биДЛИОТ^Ки '■
эн згм п л гл -
уц -Л З ':п&/3
Зе >£#/
©м иикстерство высш его и среднего специального образования
Латвийской ССР. |
М еж отраслевой институт повышения нволифихл- |
ции специалистов |
народного лознйства Латаайск.ей С С Р , \97ft» |
’ / W - j h 6 S2>
А.М .Л е в и ч ,Е.М.Левич
ОСУЩНОСТИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Научно-техническая революция, в также потребности развития экономики и обороноспособности страны привели к создание таких технических и экономических систем, комп лексов, характерными чертами которых явились их масштаб» ность и сложность. Большие хозяйственно-экономические
комплексы, международные |
системы |
спутниковой связи, |
об |
щегосударственные системы |
сборе, |
хранения, передачи |
и |
переработки информации, автоматизированные системы управ ления различных типов уже сейчас состоят из огромного числа взаимосвязанных элементов и имеют весьма слежну® структуру связей я управления. Вэзвитие этих систем, по лучивших в последнее время название "сложные системы", показало, что проблемы, с которыми сталкивается человек на этапах конструирования, создания и последующего ис пользования таких систем, весьма своеобразны, а решения, которые он вынужден принимать перед лицом этих проблей, неизбежно несут на себе вечать субъективизма и произвол»,
поскольку i |
лх основе присутствует элемент неопределен |
|||
ности. Необходимо отмети», |
что затраты на |
реализацию |
ог |
|
тех или иных решений такого |
масштаба могут |
дости га» |
||
ромных сумм, |
т .е . фактически исключают возможность |
як |
пересмотра в случае ошибки, вероятность которой отличи* от нуля. Она должна быть учтена и сведена к минимуму степенью объективности решения. Более того, обозримы*
перспективы |
развития систем доввлеияя лю к подтиедовЮ ’ |
|
тенденцию к |
росту масштабов |
м уелвджвеидз» снегж . |
А это, |
в свою очередь, |
ие могло «с ш е я * » за еебай |
- 4 -
появления новых специфических проблем, новых качественных свойств, не имевших заметного проявления у систем меньших масштабов и меньшей степени сложности. К числу основных из этих свойств можно отнести:
- статистический характер функционирования, наличие непредсказуемого поведения как Самостоятельной характе ристики;
-сложность, многозначность, неопределенность выбора целей и задач системы;
-проблема оценки качества функционирования систем;
-разветвленность и многоступенчатость иерархии
структур/;
-нетривиальный характер процедуры принятия решений относительно сложных систем;
-проблема управления системой и организация в ней обратных связей;
-человеко-машинный характер системы, организация взаимодействия коллективов, проблемы оценки и стимулиро вания их деятельности; конструирование противоречий, как
элемента развития и самосовершенствования системы;
-большой объем и физическая неоднородность потоков циркулирующей в системе информации;
-сложность структуры и функциональных связей. Появление этих и других подобных свойств потребовало
развития качественно иных подходов к методам анализа, проектирования, создания и использования больших систем.
Дело в том, что традиционные способы описания систем
“с помощью аппарата той или иной конкретной теории все ме нее удовлетворяют как исследователей, так и администра тивных работников в той мере, в которой это касается сложных систем. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, основной метод научного исследования - классический ана лиз систем - предполагает расчленение сложного целого на
более простые составные части, изучение свойств |
этих |
простых |
частей |
и синтез свойств сложной системы путей ком |
||
позиции |
свойств |
простых |
частей [1-5]. Такой метод анализа |
|
("механический |
анализ" |
[4 ]) предполагает возможность |
объяс |
|
нения действия |
целого, исходя из действия его частей. |
На |
||
базе этого метода анализа формируется мировоззрение, |
ут |
|||
верждающее, что |
"целое |
есть сумма его частей*. Однако |
с |
ростом сложности и масштабов систем последние обнаруживают свойства и поведение, не вытекающие из свойств и поведения составляющих их подсистем, в силу чего упомянутый выше ме тод анализа теряет свою эффективность.
Вторая причина заключается в том, что аппарат конкрет ной теории дает одностороннее описание сложной системы. Су ществуют, например, достаточно подробно разработанные тео рии надежности, точности, массового обслуживания и т .н е к о торые позволяют определить весьма важные, но тем не менее отдельные характеристики системы, как-то: надежность, точ ность, пропускную способность и т.п . Однако потребности практики, в частности, задачи синтеза и анализа систем, уп равления и принятия решений в сложных системах требуют раз работки математических методов описания системы как единого целого, а не отдельных ее характеристик и свойств. Другими словами, классические научные дисциплины имеют дело либо с причинными рядами, либо с проблемами конечного числа пере менных, либо с проблемами неорганизованной сложности; пос ледние, в частности, разрешимы'статистическими методами. В сложных системах на первый план выступают проблемы организо ванной сложности, вытекающие из взаимодействия достаточно большого, но не бесконечного числа переменных. Эти проблемы потребовали новых понятийных и формальных средств для свое го решения [3-5]. Отметим также, что практика исследования системы как нечто целого, а не конгломерата частей соответ ствует тенденции современной науки не изолировать исследуе мые явления, а изучать их во взаимодействии. Сложные систе мы в этом смысле предлагают исследователю такой набор взаи-.
-'6 -
мосвязанных явлений самой разнообразной физической приро ды, что его адекватное описание в терминах какой-либо од-
•ной дисциплины становится невозможным.
Именно поэтому проблема описания, анализа сложных систем как единого целого дала толчок развитию общей тео рии систем и системного анализа, методология, понятийный
иформальный аппарат которых в настоящее время находится
встадии становления и интенсивного развития. Общая тео рия систем, как и Системный анализ, в противоположность механическому анализу, опирается на мировоззрение, кото рое считает целое’ отправной, исходной точкой исследования. Тогда, естественно, исходными являются и законы, управляю щие поведением целого, при этом поведение частей,в той ме ре, в какой это может интересовать, пытаются вывести из законов поведения целого. При этом акцентируются только те аспекты элементов системы, которые вытекают из свойств систем как единого целого, а не из конкретного содержания этих элементов. Таким образом, в общей теории систем и системном анализе система - это не столько совокупность элементов, сколько совокупность связей между элементами
[3, 4] .
Несмотря на появление.еще в тридцатых годах XX века первых принципиальных работ по общей теории систем,интен сивное развитие этой дисциплины началось в конце сороко вых г- в начале пятидесятых годов. В данное время количе ство работ по общей теории систем непрерывно растет. Соз дание общей теории систем связано с именами Л. фон Берталанфи, М.Месаровича, К.Боулдинга и др. Основной задачей обцей теории систем является создание формальной теории для анализа и синтеза сложных систем как единого целого. На этом пути, в- общем, сделаны лишь первые шаги и развитие общей теории систем существенно отстает от потребнос тей практики. Практика вызвала к жизни новое направление в системных исследованиях - системный анализ. »
- 7 -
Системный анализ [7-9, 13] возник в США в 40-50 гг.в связи с необходимостью решения таких крупных проблем, Как выбор вооружения для армии, авиации и флоте, выбор направ ления развития корпораций, выбор оптимальных решений проб лем городов, национальных ресурсов и т .д . В середине 60-х годов системный анализ послужил основой для создания сис темы ППБ (планирование - программирование - разработка бюджета), которая широко внедряется в различные федераль
ные учреждения |
в США [10, п ] . Основным вопросом при реше |
нии любых проблем, независимо от их содержания, является |
|
вопрос выбора |
наиболее подходящей альтернативы решения. В |
свою очередь выбор того или иного решения зависит от спо собности оценить эффективность каждого решения и необходи мые для его реализации затраты. При анализе проблем, так же, как и при анализе систем, потребовались методы, кото рые позволили бы рассматривать проблемы как единое целое," обеспечивали бы рассмотрение достаточного числа альтерна тивных решений, полноту и максимально возможную объектив ность решений, а также измеримость неопределенностей.
Получившуюся в результате развития этих методов дос таточно общую методологию решения проблем ее авторы назва ли "системным анализом". Системный анализ быстро впитая в себя достижения многих родственных и смежных областей и превратился в самостоятельную, богатую формами и областями приложений научную к прикладную дисциплину, а также область профессиональной деятельности.
Таким образом, системный анализ вызван х жизни потреб ностями определения таких характеристик систем, для которнх нет (и , возможно, не будет получено) строго формального ап парата их изучения. В частности, это относится к системам (например, военного названия), использование которых плани руется в обстановке значительной неопределенности внепннх факторов и воздействий. Поэтому усилия исследователей в об ласти системного анализа пошли по пути разработки, во-пер вых, ясного концептуального аппарата и, во-вторых, уставов-
- 8 -
ления системы правил и процедур исследования систем для различных этапов по проектированию и использованию.Механи стическое использование этих правил и процедур не гаранти рует, разумеется, правильного решения проблемы. Ценность этих рекомендаций в том, что они предохраняют как админи страцию, так и исследователей, отвечающих за подготовку и принятие решений, от односторонности и грубых ошибок.
В чем же сущность системного анализа?
Для выяснения этого рассмотрим основные направления, в рамках которых формируется системное мировоззрение, а
также основные рекомендации к процедуре системного анализа. §1. Задачи, основные понятия и категории системного анализТ
Задача системного анализа состоит в повышений целенаправленности результативности человеческой деятель-; ности по созданию и использованию сложных систем путем разработки и экспериментальной проверки рекомендаций,пра
вил |
и процедур, творческое использование которых в |
сос |
|
тоянии предохранить от ошибок при выполнении таких |
фун |
||
даментальных операций, как: |
|
||
|
- |
Выбор целей, задач системы; |
|
|
- |
выбор критериев качества системы; |
|
|
х |
принятие решений, касающихся сложных систем |
(или |
проблем); |
|
||
• |
х |
оценка вероятности достижения целей; • |
|
|
- |
интерпретация количественных характеристик |
и т .д . |
Общая теория систем и практика системного анализа ■' ввела в обиход исследователей ряд специфических "систем
ных” понятий, сущность которых интуитивно очевидна, но точные определения которых (ни концептуальные, ни тем бо лее формальные) все еще не имеют общепризнанного устано вившегося характера. Поэтому приведенные ниже понятия да ются без определений и лишь иллюстрируют структуру "сис темного” языка, развитие которого является непременным
- 9 -
с
условием развития и общей теории систем и системного ана лиза.
Основные понятия системного анализа и общей теории системы можно разделить на две группы. Первая группа по
нятий, |
которую мы условно н азови |
"языком системы", вклю |
чает в |
себя: |
|
а ) понятия о системе: система, замкнутая система, |
||
открытая система, входы и выходы |
системы, граничные эле |
|
менты, |
внешняя среда, универсум, |
подсистема, структура, |
иерархия; б; понятия о функционировании систем: стабильность,
равновесие, обратная связь, гомеостазис, адаптация, уп равление, регулирование, саморегулирование, централиза ция, децентрализация и др.
Вторая группа понятий, которую мы условно назовем "метаявыком системы", включает в себя:
а ) понятия о классах систем: цель, качество, задача, . эффективность, альтернатива, взаимодействие систем, чело веко-машинная система и др.
Важно отмстить, что существующее развитие перечис ленных понятий не отвечает потребностям практики систем ного анализа. Подавляющее большинство системных понятий, хотя и используется различными исследователями, все хе не имеет четко определенного' содержания, что, естественно, ограничивает сферу их практического использования. Доста точно сказать, что в настоящее время отсутствует общепри нятое формальное определение такой фундаментальной кате
|
гории, как система. |
, |
Развитие понятийного аппарата происходит по двум ос |
|
новным направлениям. Первое из них - это выявление точно- ( |
го физического смысла понятия, выработке единой концепции его использования. 5то направление в своей основе опира ется на изучение объемов этих понятий, существенно исполь зуя для этого и философию, к логику, и другие конкретные