Файл: Левич А.М. Основы системного анализа и теории принятия решений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 100 -

рования между ее элементами, возможность самоуправления, вопросы мотивизации и т .д . Б числе требований к системе мы ставим адаптивность, гибкость, надехность и т.п .

Именно такой (системный) подход к решение проблем УП приводит нес к постепенной замене авторитарных мето­ дов управления системой воспитательных и экономических методов воздействия, способной автоматически стимулиро­ вать исполнительность в разных ситуациях, используя мо­ ральную и материальную заинтересованность трудящихся,при­ водя личные интересы к интересам коллектива и общества. Объектом совершенствования в этом случае являются системы внутрихозяйственных расчетов, материального и морального стимулирования, нормирования и оплаты труда, форм общест­ венного воспитания и управления.

Однако сама по себе последовательность операций, предлагаемая в нашей схеме, не гарантирует учитывание всех возможных последствий принятого решения. Поэтому третий шаг выбора варианта решения целесообразно допол­ нить специальными операциями оценки возможных последст­

вий. Эти операции должны быть неотъемлемой

частью процес­

са оптимизации решения или выбора альтернативы.

К числу, учитываемых в первую очередь

следует отне­

сти политические последствия принимаемых решений. "Выби­ рая конкретный критерий оптимальности, управление всех степеней должно исходить из ленинского принципа первен­ ства политического подхода к решению экономических задач. Принимая во внимание множество различных соображений от­ носительно того, какой показатель будет решающим на дан­ ном этапе, орган управления должен на первое место по­ ставить соображения политические: план должен гарантиро­ вать оптимальный результат с точки зрения общегосударст­ венных интересов - построение коммунизма" [30, стрЛзЦ .

Следующими в иерархии оцениваемых факторов можно назвать экономические последствия принимаемого решения.

- IOI -

Выше уже говорилось, что любое решение в производстве неизбежно влечет за собой экономические последствия.По­ нятно, что там, где решается экономическая задача, эко­ номические соображения имеют' место во всех операциях принятия решения. При решении же технических, организа­ ционных или комплексных задач могут быть упущены воз­ можные экономические последствия, особенно те, которые возникают в смежных системах или в.системе более общего порядка по отношению к рассматриваемой. К примеру, ра­ ционализация, проводимая на одном участке, может вызвать дополнительные затраты труда или материала на смежном участке и в результате привести к удорожанию продукции. Разумеется, при обнаружении возможности отрицательных экономических последствий необходимость в последующих оценках данного варианта решения отпадает.

Некоторые организационные или экономические решения могут привести к снижению качества продукции, преждевре­ менному износу оборудования или нарушению техники безо­ пасности. Эти технические последствия также необходимо учитывать на стадии выбора варианта решения после оцен­ ки его экономических параметров.

Чрезмерное дробление операций на конвейере с целью повышения производительности может привести к повышению монотонности труда и утомляемости рабочего. Неправильно установленный режим труда и отдыха, то или иное техниче­ ское или организационное решение может привести к нару­ шению физиологических функций, угрожающему здоровью трудящихся. Это так называемые физиологические послед­ ствия, которые не могут не учитываться при принятии ре­ шений, связанных с трудом.

Наконец, социальные и социально-психологические последствия. Их место в цепи учитываемых последствий вовсе не означает, что они имеют маловажное значение.

Признание социального характера производственной среды


- 1 0 2 -

требует особенно пристального внимания к социальным и со­

циально-психологическим факторам в принятии решений.

 

В противном случае все наше конструирование в

про­

цессе направленного совершенствования производственной

системы приведет к формально-бюрократическим

решениям типа

"веберовских организационных структур".

Гы

оцениваем

со­

циальные факторы в самом конце потому,

что весь предшест­

вующий анализ позволяет нам более всесторонне определить все социальные последствия принимаемого решения, с учетом политического, экономического, физиологического, право­

вого и других аспектов проблемы.

 

Решение всегда носит временный характер. Срок

его

эффективного действия равен сроку относительного постоян­ ства основных факторов ситуации, основных элементов систе­ мы, в общем - основных условий задачи. За пределами этого срока решение может превратиться в свою противоположность

тормозить

позитивное развитие ситуации

или способство­

вать ее негативному' развитию.

 

 

 

Кроме

того, решение мозет

быть принято с учетом

 

перспективных задач, с учетом

тенденций в

изменении

ос­

новных факторов ситуации, с учетом общих закономерностей развития системы. Именно такое решение следует считать наиболее оптимальным. Именно такое решение соответствует диалектическому методу анализа явлений. В этом аспекте

надежность

решения во многом зависит от:

- времени

относительного постоянства основных факто­

ров ситуации -

постоянства нормативов, цен или ценообра-

зуюцих факторов, постоянства номенклатуры выпускаемых из­ делий, постоянства специализации и т .п .;

-достоверности информации о перспективах развития ситуации (перспективный план, пятилетний план, директив­ ные цифры);

-знания основных тенденций и законов развития сис­

темы (технический прогресс, потребность в данном продук- -т е , трудовых ресурсах, научные прогнозы).


 

 

-

ю з -

 

 

 

 

 

Базой|Для оценки возможных последствий принимаемых

 

решений является: информация

о динамике развития

ситуа­

 

ции (в том числе перспективные планы предприятия

и дирек--

 

тивы); знание общих целей (задач) системы более высокого

 

порядка (в том числе перспективные планы развития отрас­

 

лей, директивы к пятилетним народнохозяйственным планам

 

и т .п .);

знание общих законов и тенденций

развития произ­

 

водства.

Оценка материальных возможностей

осуществления

 

решения и возможных последствий приводит

к принятию

ре­

 

ально осуществимого варианта решения, который, как

уже

 

было сказано, отличается от

оптимального по количествен­

 

ному

значению критерия. Это и является результатом всего

 

трудового процесса принятия решения.

 

 

 

 

 

Г&эумеется, приведенная здесь схема организованного

 

процесса принятия решения не является универсальной. Она

 

построена на опыте принятия организационных и комплекс­

 

ных решений, учитывая, что решение чисто технических,

 

 

сугубо экономических или плановых задач имеет свои тра­

 

диции

и методологические школы.

 

 

 

 

 

Для каждой конкретной задачи предлагаемая нами схема

 

будет

иметь cegJj интерпретацию. Однако в

основных принци- .

пиалышх положениях она может быть применена для решения i

 

любой задачи в УП. В каждом.отдельном случае разница

 

 

состоит лишь в трудоемкости отдельных операций, которая

!

для некоторых задач -может равняться нулю.

Это значит,что

*

для решения той или иной задачи выполнение отдельных

 

 

операций может не понадобиться. Так, задача планирования

I

может сводиться только к определению цели

(первый

шаг

 

схемы),

далее может следовать сразу третий шаг -

оптими-

|

чэация.

 

 

 

 

^

 

 

Обязательными этапами для всех задач является опре- ,{1

деление

проблемы и цели. Без

Этого, как уже было сказано

 

выше, не может быть принято решение, так как не

может

 

быть уяснена задача. Поэтому можно себе представить,

что

 


- 104 -

решение сводится лишь я формулированию цели без определе­ ния путей и средств ее достижения, но нельзя допустить выработку каких-либо мер воздействия или мероприятий без предварительного определения цели, К сожалению, не прак­ тике различные организационно-технические мероприятия иногда планируются по-кампанейски, без определения види­ мых проблем и целей. В этом мы видим такие результат не­ организованного процесса выработки решения.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Маркс К. и Энгельс Ф, Соч. Изд,2-е, 1.24.

2.

~

н -

Т.6.

3.

_

И -■

Т.23.

4.

^

п

т.13.

п -

5.

т.20.

6.

Маркс К. "Капитал", т .1 .

М Госполитиздат, 1963.

7.

Ленин В, И. Полн.собр.соч., ивд .5-е, Т.42.

8.

ттЩ—

 

T.I.

9.

 

 

т .3 6 .

10.

 

—п—

T .I5.

II .

 

 

T.4I.

!2 .

 

т.40.

13. Материалы ХХП съезда КПСС, М., Госполитиздат, 1961.

14. Материалы ХХШ съезда КПСС. М., Политиздат, 1966.

15. Материалы Ш У съезда КПСС. М.,Политиздат, 1971.

16. Косыгин А.Н. Повышение научной обоснованности пла­ нов - важнейшая задача плановых орга­ нов. "Плановое хозяйство", 1965, $ 4.

17. Ардабьев А.З. Организация и эффективность инженер­ но-управленческого труда на промыш­ ленных предприятиях, и ., НИИ труда,

18. Афанасьев В,Г. Научное управление обществом. М., Политиздат, 1968.

19. Мильнер Б. Новые тенденции в управлении. "Литера­ турная газета" 2 I.I.I9 7 0 г.

20.Доклад председателя комиссии по атомным исследова­ ниям США. Материалы ВГМЦ.