Файл: Ефремов Л.В. Приближенный расчет крутильных колебаний валопроводов судовых дизельных установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ч_»

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикяїне

обозначения,

В - гребной

 

винт; Ц -

цюшвдр

НИШ;

Н - цеховик;

Д - двигательs

Р -

редуктору

L - джина

валопроводеs

Чи -

упругая

муйза;

ИМ -

нуфта с проскальзыва­

нием;

КРП -

клнаоременная

передача;

П - потребитель энергии,

ju -

преде* отклонения от указанного

значения

 

10

I I

1

}

ftr .

1 J

К

-

є n -

ft. -

г

Er -

-

12

15

14

 

15

 

 

 

 

<o

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

Шя

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

p.

 

 

 

 

 

•a

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

SCDВС

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

В >э

 

 

 

 

>=tO

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

a .

 

D,5 — 3

-

Ю

 

о

 

 

о

 

2 5 - 4 0

-

15

 

 

 

я

 

=• 5S

 

10

 

 

 

(5 - 50

і і -•8D

 

 

ш

ffl-Ш

-

sa

3

1 о

О

1Я (О ГО

 

 

 

П О Я И

 

-

 

НО П.КЕ

2 - 8

9Q

т а

о>

с о

х о

Ц.5- U

-

8D

9 Й «

и

 

К х

20

-

У5

• ИКА

 

 

л е с о в

 

 

 

с

щгоо

 

 

 

«5 о яга

 

 

 

я к З а

 

 

 

аз Із ш а

 

 

 

а со л\о

 

 

 

Я •=> ч S

 

 

 

я со <о Н

 

 

 

со

н

eggs

16

.;—Ї irt

и

II

I I Продолжение эабл.1

0?лачав2ся ог СДУ 3 группы ва -

личиевч ОЇВввВЯвний с передверо конца коленчатого вала

З больнааоївв случаев огввввяе-

ЙЙЯ ВМСОКвПОДЮ-

ЛНБЫ6

Группа ба оглнчаехся os группы 2 значительно монь-

Е£Й ЕОДаТЛИЗОСВЬЮ учасїка между нахо- KSKOK и потребгатоаэн энергии

Группа 66 оиича - ется ot группы 26 только СВОЕЙ на­ значение»


§2. Особенности развитая крутильних колебаний

зсдаомаианаьк пропульеивных СДУ

Приступая к расчегу кр^їяльнщ: нозебанкй коаезио

инаэь

зрздставяекяе о верояїкоя як gaasssaao Sso UQSBOJWS

удеяглъ

основное 2нтааяш@ насбоясо епгевш Еоавбаша»

 

Эяовке дизельные уогеноввя Оїдачаюїся os другая ЄПДОЗІЗ

устазоЕОЕ ярввдо 2Є9ЇЧ) sau, *52э дшзвга соедаЕояы с

aesgstfa-

теляаш ЗЕзргвн ораввгавяано внеоконодажаивака приводами: ва -

гопрозсяеыв ау$ї&ш, рвмвявшш нвредачами в

s „ n .

 

 

Сбиае ОЗОЙСЇВО СДЗГ эоех трупп - аалмчяе

у язи

saa

назы­

вавши которной формы свободных каш5«яня8

которая

харакге-

рягуезвя уаданн з пределах масо дааэяя я по частоте

практи­

чески ге завяоих ог аонсгружцаи прасоеднаяевого к

двнтатедш

валопровод*. Наїбояигее напряжения от крутИЛЬНЫХ

кояебанай

аотораой формы возникав* 5 коленчатом валу дквехя.

 

Этк

напряжения storys бить врябхяавяко рассчитали по

формрам,

ЄСЮЇ?;ВЕЄЕЯМИ ПрМвНЭТвЯгНО В ЗрОСТвйввй 0.4CSCHSE

зклячвэдей

э оебг s>pynay равнмх масс

о одной маосой оа

аей,

 

 

В озномэяянннх СДТ 1„

2 и 3 групсв кроне шторной

фзриыв

спредеяояаув оааонооть везет првдегааяять ess называемая ва - дспроводиан форма коаейр.нзй с ОСЕОКККМ увдом «саду каховикоа дЕзеля я грзбнюв ЕЗНЕИЗО Дая раечеэа эт?'5 $оран колебаний

saxae рэ;киоаду»*вя соотаетегвующне зьззевцос»к0

 

 

Дзя СДУ л н 5 груш моторная я валопроводаая фориа

газе

представляв* 8яачк!еязкув

опасносїь. Кроме кого,

явогда,

здесь возникаю Еогзбання

ветвейs к о г о р т в

настоящей

 

в о с о -

бня не раосиахрнвавтсй, эак как вря жестком

ооедявения

р е ­

дуктора о ваздивникмн гвверасорвша ВЕЯ потребителями энвргак такяе кодебання обычно не опасны,

§5. Особенности разшїкк круткдьннх колебаний

вдвухмашинных СДУ

В двухмашинных СДУ, как правило, дяавди и

редукяорн с о ­

единяйся поередствон иуф¥ о вроскальаыаанйем

(индукцяонш»

шш щдаавякадешіе), Вт куфты пояностьа ізолартют валопровод

os днзелЕо Пря эяом система распадается на три

неаавясямые

друг от друга части; две одаваковне днекретнне

системы, ва -

хзвчвжяме в себе двигатель и ведущую полуиуфту я одну сксте - му - "ввлвяая пояумуфта - редуктор - вадопровод". Оря этом в


пределах аасс двигателя развивается yse рассмотренная нотор- ная форма колебаний. Основные ксточняв» колебаний в снсхеме валопроводе. - зго .возкущающае моменты гребного вннга» кото ­ рые обычно опасности не представляют, гак как ргзоианс лонастного порядка находится ниже номинальной частовы вращения.

Кзнее ггяшчнн случаи, когда

в двухмашинных

установках

дизеля с редуктором соединяются

с помощь» упругих

цуфї (на­

пример, типа Гайслингера). При этом, кроме ногорной к зало- проводной, Целесообразно учитывать еще одну форау аолебаний, соответствующую двухмассовой систеке, состоящей из масс каж­ дого дизеля.

§4. Особенноста развития крутильных колебаний

вдизель-генераторах

У дизель-ганератороа (группа б ) , кмеоднх яестку» связь яаховнка с- рогорсм, в большинстве случаев практическая ннхе-

рес прздсзаааяоЕ только иохорная форма колебаина,,

Однако, в

зависимости о? подахлнвоетн вала розора, не нсклвчева

воа?

HOSHOcTb перекстення узла за пределы коленчахого вала,

г . е .

в соединение иеаду цаховаком и рохсром.

 

 

При упругой связи маховика с розором обраауехся свсхема,

подобная СДУ 2-Й группы, когда податливость муфты

заменяем

податливость валопроводе, а касса ротора генератора -

аассу

гребного вмнха. Поэтозу здесь saase иаєшх aecso дає формы ко - аєбакнй (нояорнак и іазоароЕОднай)в расчет которых ьшолня- етея во sen хе 8&В9СШІ00ХЯМ, что ж для СДУ 2-1 группы.

§ 5. Основные еакономерностя рагвнхші

крутильных ксхеббнхй моторзой формы

Сгепэвь опасности рагнжчаых форк колебаний в вначяяелз- ноё вере зависит os цеховика дкзеяяе . 8анечоно, что с умень»

гением его иомзнга инерпны наарязення ох колебаний моторной формы, возбуждаемых їознув.бвцщш момевхамя гаавняж порядков, снмжаются

5 чееїносїяв но эхоа причине у дзухгак^ных диэеаей,

внеэ-

щах небольшие иаховшш, нохорная форма колебания обычно

не

представляет пракїмческощ опасное».

 

Четырехтактные дизели1, есхвозвевно, имею* иахенюш

о

бсльваы доненгом инерция ( г ) ^ а.}. Воахону вазрвжвш ох во-


в) При s*4

та лшм.

т

И.'0.А...

.

...f

рл—<—J—г

і) При

т е$я

8) при 2'7

12

Ріс.І. Разватяе крутильных колебаний моторной.формы

четырехтактных дизелей

лебаний главных порядков (меньших 12) могут быть опасными. При этом, при прочих равных условиях, с увеличением ионенэа инерции наховака надряженад от крутильных колебаний в колэз» чатом вале увеличиваются,.

Величина нокенга анерциа маховика определяется»

исходя

из обеспечения минимальной степени неравномерности

врачейЕЯо

Она зависит сг гактности, числа

цклкндров н среднеЗ

саорссїз

поршя дизеля.

 

 

 

На рис Л показана вероязнав

зависимость

меаду

реэонано-

ныаи напряжениями ОЕ колебаакй

иогорной формы н среднее о&о-

ростью поршня четырэхтаюгных дизекэйо Зтоъ

наглядно HSEDGS-

рируется возрастание опасности крутильних колебаний ыогорнэй

фориы при. увелнченан числа цалнндров ( z } а средней

csopocsa

поршня ( С т ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ бо vCuQWuiie ЗаКОНОМбрйОСЇії

peSbafiiri

 

 

 

кругйльЕых колебаний валонроводной форш

 

 

Развитие крутильных колебаний в&нопроводной форма

суще­

ственно зависит от группы СДУ.

 

 

 

 

 

 

У СДУ 1-й группы

(о двухтактными дизелями к пряной пере­

дачей на винт)

сильный резонанс главного

порядка

( v - a ) о5т°

но наблюдается

в районе минимально устойчивых часто?

 

враще­

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большие амплитуды этих колебанаЯ обусловлены

прежде вое -

го малым моментом инерции маховика, так как в отличие

от ия-

торной формы колебаний снижение момента инерции

 

маховша

сопровождается увеличением амплмгуд и напряжений os

колеба»

ний валопроводной формы.

 

 

 

 

 

 

 

Другой причиной возникновения дольних амплитуд колебангіі

является то , что возмущающие моменты у двухтактных

дизелей

вдвое больше, чем у

четырехтактных.

 

 

 

 

 

 

В СДУ 2-й группы

(с четырехтактными

дизелями

а

 

пряной

передачей на винт) особое внимание следует

уделять, резонанс­

ным колебаниям

шавного порядка ( v = 0,5z

)„

которые

 

могу?

оказаться Б районе номинальной частоты

вращения.

В частно ­

сти, наибольшую опасность

у СДУ с восьницшгандровыми

дизеля­

ми представляет

резонанс

4-го порядка.

Необходимо

так же о ц е ­

нивать

другие ревонвненые колебания с порядками,

кратными

0,5 z ,

но меньшими 16.