ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Социология коммуникации. Конецкая В.П.
Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 C.
Содержание |
|
Введение. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ............................................... |
3 |
Общение. Коммуникация. Речевая деятельность....................................................... |
4 |
Базовые составляющие социокоммуникации.............................................................. |
5 |
Истоки изучения социальной коммуникации............................................................... |
8 |
Вопросы для самоконтроля........................................................................................ |
10 |
Основная литература.............................................................................................. |
11 |
Дополнительная литература.................................................................................. |
11 |
Глава I ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ................................... |
11 |
Онтологический аспект социальной коммуникации.............................................. |
12 |
Гносеологический аспект социальной коммуникации........................................... |
13 |
Методологический аспект социальной коммуникации.......................................... |
16 |
Конструктивные методологические принципы и социальная коммуникация...... |
20 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................... |
21 |
Основная литература.............................................................................................. |
22 |
Дополнительная литература.................................................................................. |
22 |
Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОММУНИКАЦИИ.............................. |
23 |
Стратификационная группа социологических доминант коммуникации................. |
24 |
Ситуативная группа социологических доминант коммуникации.............................. |
28 |
Оценочная группа социологических доминант коммуникации................................. |
33 |
Функциональная группа социологических доминант коммуникации ....................... |
38 |
Глава III. СИСТЕМНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ |
|
СИСТЕМ........................................................................................................................... |
41 |
Понятие системности.................................................................................................. |
41 |
Система языка и коммуникативные системы............................................................ |
44 |
Виды коммуникативных систем.................................................................................. |
47 |
ГЛАВА IV. УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ...................... |
51 |
Критерии уровней коммуникации........................................................................... |
52 |
Семиотический уровень.......................................................................................... |
55 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................... |
62 |
Основная литература.............................................................................................. |
62 |
Дополнительная литература.................................................................................. |
63 |
Глава V. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (ЯЗЫКОВОЙ) И МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ |
|
(МЕТАЯЗЫКОВОЙ) УРОВНИ.......................................................................................... |
63 |
Лингвистический (языковой) уровень коммуникации и его коммуникативные |
|
единицы ................................................................................................................... |
63 |
Металингвистический (метаязыковой) уровень коммуникации и его |
|
коммуникативные единицы..................................................................................... |
71 |
Основная литература.............................................................................................. |
74 |
Дополнительная литература.................................................................................. |
75 |
Глава VI. ПАРАЛИНГВИСГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ .......................................................... |
75 |
Природа невербальной коммуникации.................................................................. |
75 |
Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации.............. |
78 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................... |
88 |
Основная литература.............................................................................................. |
88 |
Дополнительная литература.................................................................................. |
88 |
1
Глава VII. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ....................................................................... |
89 |
Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем..................... |
90 |
Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его |
|
изучения................................................................................................................... |
95 |
Сравнение уровней коммуникации ........................................................................ |
98 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
102 |
Основная литература............................................................................................ |
102 |
Дополнительная литература................................................................................ |
102 |
Глава VIII. КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ............................................................ |
102 |
Личность................................................................................................................. |
102 |
Языковая личность................................................................................................ |
104 |
Коммуникативная личность.................................................................................. |
106 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
111 |
Основная литература............................................................................................ |
111 |
Дополнительная литература................................................................................ |
111 |
Глава IX. ТИПЫ КОММУНИКАЦИИ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ........... |
112 |
Типы коммуникации............................................................................................... |
112 |
Межличностная коммуникация............................................................................. |
113 |
Сущность и функции межличностной коммуникации ......................................... |
114 |
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.... |
120 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
125 |
Основная литература............................................................................................ |
125 |
Дополнительная литература................................................................................ |
125 |
Глава X. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) ................... |
126 |
Сущность и функции массовой коммуникации.................................................... |
126 |
Функции массовой коммуникации ........................................................................ |
130 |
Теории и проблемы массовой коммуникации..................................................... |
131 |
Основные теоретические направления научения массовой коммуникации..... |
131 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
137 |
Основная литература............................................................................................ |
138 |
Дополнительная литература................................................................................ |
138 |
Глава XI. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)................ |
138 |
Моделирование массовой коммуникации ........................................................... |
138 |
Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации................... |
141 |
Средства массовой коммуникации в прагматическом аспекте.......................... |
149 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
151 |
Основная литература............................................................................................ |
151 |
Дополнительная литература................................................................................ |
151 |
Глава XII. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ |
|
АСПЕКТ) ......................................................................................................................... |
152 |
Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений............ |
152 |
Массовая коммуникация и реклама..................................................................... |
157 |
Массовая коммуникация и речевая деятельность.............................................. |
165 |
Прикладные задачи социологии коммуникации.................................................. |
168 |
Вопросы для самоконтроля.................................................................................. |
172 |
Основная литература............................................................................................ |
172 |
Дополнительная литература................................................................................ |
173 |
Глава XIII МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ....................................................................... |
173 |
Общее, особенное и единичное в методологам................................................. |
173 |
Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации................. |
177 |
Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации................... |
181 |
2
Конкретные (специализированные) методы исследования социальной |
|
коммуникации........................................................................................................ |
182 |
Дополнительная литература................................................................................ |
188 |
Основная литература............................................................................................ |
188 |
Введение. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникация, под которой в широком плане понимаются способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию, является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения.
Технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов - систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.
В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти
задачи разнообразны - от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.
Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.
Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи - устной и письменной, диалогической и монологической.
Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации - жестах, мимике и других несловесных коммуникативных средствах. Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.
Если для лингвиста, рассматривающего различные функции языка как средства
общения, изучение получателя информации отходит как бы на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам
коммуникации, то для социолога важно исследование коммуникации прежде как
социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются
индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Вот почему в
социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изучается массовая коммуникация. Основной задачей социолога при этом является
исследование социальных факторов, обусловливающих влияние массовой
коммуникации на формирование общественного мнения - отношения к социальным
реалиям ценностям.
Следовательно, социальная коммуникация - это такая коммуникативная
деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых
оценок, конкретных ситуаций, Коммуникативных сфер и норм общения, принятых в
данном обществе.
3
Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и Социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, эта дисциплина изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.
Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования (ср. социологию языка, социологию
лингвистики и социолингвистику, социологию психологии и социопсихологию) неизбежны.
Общение. Коммуникация. Речевая деятельность
Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать понятиями "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность", которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация".
Слово "общение" часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты - как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина " общение" используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельностис целью обмена информацией.
Термин "коммуникация'' (лат. communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе в начале XX века;. В настоящее время он имеет, по крайней
мере, три интерпретации - понимается как а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача) информации от человека к
человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на
него.
Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с
проблемами межличностной коммуникации; третье - с проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и
восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового
4
воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения.
Термин "речевая деятельность" понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - "языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974)1. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка.
Впсихологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в "речевых действиях", представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.)- Начиная с 70-х годов речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев АЛ. 1968). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и
правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социо-коммуникации .
Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.
Всоциокоммуникативном контексте эти понятия могут быть уточнены следующим образом:
Общение - социально обусловенный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуе-
___________
*См. литературу в конце главы.
мый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.
Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам
при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).
Речевая деятельность - система мотивированных речевых действий людей в
социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.
Коммуникация является центральным понятием для социо-коммуникации. Суть его в том, что это - целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.
Базовые составляющие социокоммуникации
5