ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Познавательный и прагматический принципы научного исследования хорошо сочетаются благодаря общему основанию - в центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковая личность, коммуникант. Исследуя различные стороны деятельностных потребностей человека, эти принципы существенно дополняют друг друга. В силу своей многоплановости они способствуют исследованию социальной коммуникации как целостного объекта. Благодаря этому свойству они позволяют использовать и
другие общенаучные принципы исследования. Все это свидетельствует о том, что познавательно-прагматический подход является оптимальным методологическим на-р правлением в исследовании социальной коммуникации.
Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
При обосновании частнонаучных методов следует исходить из необходимости исследования взаимосвязи трех составляющих социологии коммуникации -
социальных структур, коммуникативных систем и коммуникативных средств.
Для изучения взаимодействия социальных структур и коммуникации существенными
являются модели общества, разрабатываемые в социологии. При помощи диалектического, функционального, структурного и других методов в модели Интерпретируется центральная проблема - отношения индивида и общества. Обзор и критический анализ основных моделей, сделанный американским социологом Р. Бхаскаром, дает представление о некоторых социологических методах исследования (см. Бхаскар. 1991. С. 225-230). Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективный способ представления существенных признаков массовых явлений в целостности.
Для социологии коммуникации определенный интерес представляет теория общества, разработанная немецким социологом Н. Луманом - ведущим представителем системного и функционального направлений в социологии, поскольку в основе стратификации общества как универсальной системы лежит | понятие коммуникации. Для построения своей теории Луман использует системнофункциональный м(Луман. 1991. С. 194, 205-214). Структурный анализ может осуществляться при помощи социометрического метода, используемого в социологии при изучении малых групп.
Системный характер коммуникации, функциональная обусловленность коммуникативных средств позволяют широко использовать структурный и функциональный' методы. С их помощью устанавливается уровневая иерархия коммуникативных систем, выявляются социальная дифференциация и
вариативность коммуникативных средств. Эти методы дают возможность установить стратификацию общества как массовой аудитории.
Значительной эвристической силой обладает сопоставительный метод. Сопоставление как однородных, так и разнородных коммуникативных систем
позволяет выявить степень их коммуникативной ценности, обнаружить новые
свойства коммуникативных средств и тенденции их видоизменения. Самым главным условием при этом является обоснование базы для сопоставления - общего
признака (формального, содержательного или функционального). Так, например,
выделение специфических особенностей различных уровней коммуникации
возможно лишь на основе общих функциональных свойств и степени обобщенности содержательного признака коммуникативных средств. Установление социально обусловленной вариативности коммуникативных средств возможно в результате сопоставления на основе их нормативного инварианта.
181
Рассмотренные частные методы исследования социальной коммуникации обусловлены общенаучными принципами и хорошо сочетаются с познавательнопрагматическим направлением как методологической установкой.
Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации
Конкретные методы определяются целью исследования и характером коммуникации как с точки зрения ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический; металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой характеристики (межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, искусственные и смешанные системы) и способы ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации). Выбор методов, последовательность и техника их применения,- методика определяется также объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.
Поэтапность исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов
в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используются методы опроса (способы анкетирования, интервьюирования) и метод экспертных оценок, а также - лабораторные эксперименты (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты, допускающие как отстраненное или скрытое наблюдение, так и включенное наблюдение - соучастие в речевой деятельности.
Выборочный опрос позволяет получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, он проводится либо в устной форме, либо в письменной. При составлении анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы они отвечали заданной цели. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса является получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе - по степени речевой нормативности, по мотивированности использования того или иного канала получения информации. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только со степенью периодичности использования СМИ, но и с оценкой радио- и телепрограмм, газетных рубрик и т.п.
Разновидностью выборочного опроса в социокоммуникации является выборочный
анализ текста - дискурса с целью выявления коммуникативных средств,
используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки.
Фактически это лабораторный метод исследования коммуникации, где ответы
интерпретирует сам исследователь. Но в том и другом случаях необходимо придерживаться принципа репрезентативности - достаточности фактического
материала. Так, если мы изучаем характерные черты коммуникации молодежи, то
должны включить выборку из всех групп молодежи - учащейся и неучащийся, городской и сельской, живущей в разных регионах страны. При несоблюдении этих
условий репрезентативность недостаточна, и цель исследования не будет достигнута. Высокая степень репрезентативности - одна из главных трудностей в методе опроса, так как для правильной выборки нужно иметь данные о структуре генеральной совокупности, а статистика, к сожалению, не обеспечивает эти данные.
182
Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных (величинах). Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться и качественно, и количественно. От этого зависит установление причинно-следственных отношений исследуемых параметров социокоммуникации. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые - это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные - это свойства, которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка, ситуация; в качестве зависимых - ситуативная вариативность, речевой этикет, виды невербальных средств и тл, Метод экспертных, оценок служит для получения первичных эмпирических данных.
Проводится опрос специально отобранной группы экспертов (обычно 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты отбираются по признакам их формального профессионального статуса" - должности, ученой степени, стажа работы и т.п. Полагают, что этот способ получения первичной информации не очень надежен, так как ограничен личным опытом, и не представляет информацию в
полном объеме.
Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии, описывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого метода могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т.д.
Эксперимент в полевых условиях является сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, особенно .при включенном наблюдении. Многие исследователи обсуждают и этическую сторону такого эксперимента - допустим ли "обман во имя науки"? Специфической трудностью при этом является преодоление так называемого "парадокса наблюдателя" - термин американского
исследователя УЛабова (см. Швейцер. 1976. С> 158). Цель эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, когда их не наблюдают. Но для этого их нужно наблюдать, причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, так как приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи - срабатывает "магнитофонный эффект". Поэтому экспериментатор должен тщательно продумать технику открытого наблюдения с тем, чтобы устранить
возможные помехи.
Недостатком этого метода являются не только перечисленные трудности, но также и степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны
контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных
экспериментов.
Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии, достаточно широко используется в социолингвистике и вполне приложим к социокоммуникации.
Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос
через анкетирование невозможен. Тестирование иногда проводят дважды - на
начальном этапе исследования!; где оно выполняет диагностирующую функцию, и в
конце исследования, где оно .выполняет верификационную функцию. Тесты
составляются таким образом, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых, например степень речевой вариативности
представителей определенной социальной группы. Различают формальные и
183
неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания или формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, желательно на тему, которая его волнует или интересует. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование представляет особую важность для исследования социальной коммуникации, поскольку, в отличие от других методов, позволяет выявить характеристики индивидуумов как языковых личностей.
Социометрия (лат. "общество" + греч. "мера, размер") является особым методом, который используется при исследовании малых групп с целью изучения межличностных отношений их членов (в социологии) и межличностной коммуникации (в социокоммуникации). В типовые социограммы могут быть включены вопросы, которые требуют ответы с оценочным отношением к членам своей группы. Для социокоммуникации важно установить степень сходства и различия используемых коммуникативных средств в оценочной функции. К трудностям использования этого метода относится преодоление этических факторов.
Методы, используемые на втором этапе исследования, имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную
интерпретацию. Выбор и последовательность методов определяется поэтапностью обработки данных. Прежде всего проводится дифференцированная подготовка информации в зависимости от ручной или машинной обработки материала - систематизация индексированной картотеки, шифровка или кодирование. Затем проводятся подсчеты с помощью методов описательной статистики и измерения, которые преобразуют информацию, необходимую для сравнения и установления зависимостей. Если ответы на анкету были даны в свободной форме, то их обработка проводится на уровне количественного анализа. Так же поступают и в тех случаях, когда коэффициент отклонения при статистической обработке материала связан с речевыми характеристиками, существенными для социальной дифференциации и вариативности коммуникации. На завершающей ступени этого этапа используются методы, позволяющие проводить содержательный анализ и интерпретацию установленных зависимостей.
В социологических исследованиях на данном этапе широко используются методы статистического анализа* некоторые из них могут быть применены и в социокоммуникативных исследованиях.
Корреляционный (ср. лат. "соотносительный") анализ в социокоммуникации - это процедура, установленная для изучения соотнесенности между социальными и коммуникативными переменными. В качестве независимых переменных выступают
заданные социальные признаки, в качестве зависимых - коммуникативные
характеристики. Связь между этими величинами выражается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Так, например, можно установить
согласованное изменение элементов речевого этикета (формул приветствия,
прощания) и изменения возрастных групп. Высчитывается коэффициент корреляции. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее других.
Факторный (лат. "делающий, производящий") анализ даст возможность установить
многомерные свази переменных величин - по нескольким признакам. На основе парных корреляций переменных, полученных в результате корреляционного
анализа, получают набор новых, укрупненных признаков - факторов. В результате
последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и т.д. порядка.
Так, например, можно показать, что переключение кода при диглоссии наблюдается не только в группах, различающихся по возрасту, но характерно и для групп, объединенных по признаку профессии или роду занятий. Факторный анализ дает
184