Файл: Кормилицын, В. С. Рудные формации и процессы рудообразования (на примере Забайкалья).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рудоносного раствора, которая в одних случаях подвергалась рит­ мическому расслаиванию, тогда как в других (при образовании залежей массивных руд) оставалась более или менее гомогенной. Предполагаемый механизм замещения карбонатных пород рудой может быть подтвержден примерами образования псевдоморфоз вытес­ нения одних минералов другими при участии концентрированных рудоносных растворов.

ПСЕВДОМОРФОЗЫ В Ы Т Е С Н Е Н И Я . О Б Р А З О В А Н Н Ы Е К О Л Л О И Д Н Ы М И РАСТВОРАМИ И Г Е Л Я М И

Среди разнообразных явлений замещения, имевших место при образовании эндогенных месторождений, особый интерес представ­ ляют случаи возникновения псевдоморфоз вытеснения при участии гелей. Они опровергают распространенное мнение о пассивности коллоидных растворов и гелей и их неспособности производить какие-либо замещения из-за особенностей фазового состояния этих систем. В специальной литературе, посвященной метаколлоидным образованиям [175, 2571, описаны многочисленные и разнообраз­ ные примеры метасоматических минеральных образований, возник­ ших из коллоидных растворов, и приведены экспериментальные данные, подтверждающие возможность таких процессов.

Не менее наглядные данные по гелевому замещению получены нами при изучении золото-свинцово-цинковых, золоторудных и флюо­ ритовых месторождений Восточного Забайкалья. Так, например, в рудах Новоширокинского золото-свинцово-цинкового .месторо­ ждения наблюдаются весьма любопытные псевдоморфозы гематитоносного сургучного кварца, по галениту. В рудах флюоритовых и золоторудных месторождений балейского типа широко развиты псевдоморфозы вытеснения барита и пластинчатого кальцита колломорфным флюоритом и халцедоновидным кварцем и т. д. Некото­ рые из этих образований заслуживают более детального описания.

При характеристике Новоширокинского месторождения отме­ чалось, что колломорфные руды полиметаллической стадии минера­ лизации ведут себя здесь чрезвычайно агрессивно в отношении галенит-сфалеритовых руд предыдущей стадии минерализации. Эта агрессивность выражается, в частности, в замещении больших блоков раннего галенита колломорфным халцедоновидным кварцем, сопро­ вождающим полиметаллические руды.

Более ранние руды состоят из крупнокристаллического галенита, почти черного сфалерита и переменного количества обычного крупно­ зернистого кварца. Сульфиды четко обособлены от жильного кварца в виде гнезд и полос мономинерального, реже смешанного состава. По таким рудам после их брекчирования возникли полиметалличе­ ские руды, состоящие из галенита, сфалерита, пирита, халькопи­ рита, гематита, блеклой руды и самородного золота. Нерудные минералы представлены в них кварцем, сидеритом и гидромуско­ витом. По внешним признакам эти руды хорошо отличаются от

16*

243


Фарфоровидный флюорит, как будет показано далее, образуется во внутриншльных полостях при массовой коагуляции гелей и пред­ ставляет собой биминеральную гетерогенную систему, состоящую в основном из колломорфного флюорита и мельчайших частиц као­ линита. Способность такого геля к метасоматическим замещениям кажется невероятной, особенно в тех условиях, в которых он образу­ ется. Однако фактические данные говорят о другом.

Псевдоморфозы фарфоровидного флюорита по бариту имеют оригинальное строение. По существу, это слепки или своеобразные «отливки», образовавшиеся в результате проникновения массы фар­ форовидного флюорита в футляры из шестоватого янтарного флюо­ рита, некогда заключавшие крупные кристаллы барита. Внутренняя поверхность таких футляров до мельчайших деталей копирует формы и скульптуру граней кристаллов барита. Корки шестоватого янтарного флюорита легко поддаются скалыванию, и по отпрепа­ рированным слепкам восстанавливаются символы граней кристаллов барита.

История возникновения рассматриваемых псевдоморфоз такова: скачала образовались крупные кристаллы барита; затем они обросли корками шестоватого янтарного флюорита (без каких-либо признаков замещения или растворения барита); позднее покрытые шестоватым флюоритом кристаллы барита подверглись частичному дроблению; через открывшиеся «окна» кристаллического флюоритового чехла проник гель фарфоровидного флюорита и полностью вытеснил

кристаллы

барита. Характерно, что корки янтарного флюорита

при этом

совершенно ire изменялись.

Приведенные примеры (количество которых можно было бы зна­ чительно увеличить) показывают, что не только концентрированные растворы, но и выпавшие из них аморфные минеральные массы способны производить значительные замещения и обычно делают это с ювелирной точностью.

П О В Е Д Е Н ИЕ УГЛИСТОГО ВЕЩЕСТВА И Б И Т У М О В ПРИ О Б Р А З О В А Н И И Р У Д Н Ы Х МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Изучая неоднородности, возникающие при метасоматическом рудообразовании, мы не могли не обратить внимания на поведение углистого вещества и битумов, часто содержащихся в известняках и первично-осадочных доломитах, замещаемых продуктами гидро­ термальных растворов. Органическое вещество, рассеянное в карбо­ натных породах, в ходе метасоматического рудообразования прояв­ ляет себя довольно своеобразно. Оно накапливается в гидротермаль­ ных растворах в виде обособленной фазы и заставляет жильные минералы кристаллизоваться в необычных для них аномальных формах.

Кроме того, скопления углистого вещества, подвергшиеся про­ греву высокотемпературными гидротермальными растворами, могут служить геологическими термометрами для определения температуры

247


этих

растворов. Поэтому поведение органического вещества в рудах

и в

гидротермально измененных породах заслуживает внимания

и специального рассмотрения. В этом отношении определенный интерес представляют околорудные измененные породы некоторых свинцово-цинковых месторождений Восточного Забайкалья (Тайнин­

ское, месторождения Кокуйской горы, Резановского хребта и др.),

а также руды

Таборного и Хибеленского месторождений Западного

Прибайкалья.

 

На Тайнинском и других свинцово-цинковых месторождениях углистые известняки и битуминозные доломиты вблизи рудных тел подвергаются частичной или полной перекристаллизации, окварцеванига и рассеянной сульфидизации (главным образом пиритизации). В ореолах околорудпого метаморфизма органическое вещество не образует самостоятельных скоплений, а сосредоточивается в реак­ ционных каймах (па границе участков измененных и неизмененных пород), где и кристаллизуется совместно с новообразованным гидро­ термальным доломитом и кварцем. Рассмотрим ход этого процесса, конечные результаты и некоторые данные лабораторных исследова­ ний органического вещества.

Начальные стадии перекристаллизации доломитов фиксируются появлением мелких темных пятен, сложенных шестоватыми зернами доломита. При более интенсивной переработке первично-осадочных

доломитов в

последних возникают метасоматические прожилки

темно-серого

доломита, хорошо различимые на более светлом фоне

И С Х О Д Н О Й породы. Прожилки имеют ритмично-полосчатое строение, обусловленное различной окраской и степенью кристалличности слагающего их доломита.

При дальнейшем преобразовании исходных доломитов различно ориентированные прожилки шестоватого доломита сливаются между собой, благодаря чему образуются изолированные блоки первичного доломита. Эти блоки местами подвергаются дальнейшей частичной перекристаллизации, которая распространяется в стороны от про­ жилков.

Еще более интенсивная перекристаллизация сопровождается образованием пятнисто-прожилковых серых и темно-серых колломорфных и белых крупнокристаллических доломитов, в которых отчетливо видны черные реакционные каймы, обогащенные орга­ ническим веществом (рис. 82). В участках максимального развития вторичного крупнокристаллического доломита и халцедоновидного кварца реакционные каймы превращаются в червеобразные сгустки черного доломита, обнаруживающие тенденцию к упорядоченному расположению в массе халцедоновидного кварца. В поперечных сечениях они имеют круглую форму (рис. 83) и, по существу, напо­ минают стержневые образования, достигающие в длину нескольких сантиметров. В продольных сечениях видно, что «стержни» оказы­ ваются изогнутыми, сливаются, ветвятся, словом, имеют сложное взаимное расположение. Все они обычно сложены черным насыщен­ ным углистым веществом шестоватым доломитом, но иногда

248



Круг явлений, обусловленных влиянием примесей органического вещества на ход природных процессов минералообразования, ко­ нечно, не исчерпывается приведенными примерами. Однако и эти примеры полезны и интересны во многих отношениях. В частности, они позволяют яснее представить механизм сегрегации микроско­ пических частиц минерального вещества в гидротермальных раство­ рах и влияние примеси таких частиц на аномальные формы развития и кристаллизации жильных минералов. Совершенно очевидно, что однородные по составу и строению органические частицы, рассеян­ ные в гидротермальном растворе, способны собираться вместе, образуя скопления, ограниченные сферическими и близкими к ним криволинейными поверхностями. Наличие примесей таких частиц заставляет некоторые жильные минералы кристаллизоваться в виде сфероидов, состоящих из скелетных индивидов. В участках жиль­ ной массы, сильно обогащенной углистыми частицами, наблюдаются текстуры эмульсионного типа, свидетельствующие о явлениях несме­ симости органических и неорганических веществ в продуктах гидро­ термальных процессов.

Таким образом, наличие углистых частиц в гидротермальных растворах приводит примерно к тем же результатам, что и при коа­ гуляции коллоидных рудоносных растворов. При дальнейшем изу­ чении этих явлений, по-видимому, необходимо учитывать, что

вотличие от жильных минералов (карбонатов и флюорита) частицы органического вещества имеют полимерную природу и, может быть, именно этим обусловлены их столь своеобразные свойства и поведение

вусловиях процессов рудообразования. Во всяком случае частицы органических веществ и в этом отношении должны привлекать вни­ мание исследователей.

Г Л А В А 2

МИНЕРАЛООБРАЗОВАНИЕ В ОСТАТОЧНЫХ ПОЛОСТЯХ

И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕЩИННЫХ ЖИЛ

Проблема источников минерального вещества, путей движения рудоносных растворов и механизма образования рудных тел весьма сложна и многообразна. При ее решении вряд ли можно во всех случаях придерживаться универсальных гипотез и считать, что, например, все минеральное вещество привносилось из глубинных очагов, что растворы двигались только снизу вверх и т. д. В связи с этим представляется интересным на конкретном фактическом мате­ риале по эндогенным месторождениям рассмотреть некоторые про­ тиворечивые явления, которые невозможно объяснить с позиций какой-либо одной универсальной гипотезы. Примерами могут слу­ жить некоторые флюоритовые, кварц-вольфрамитовые и молибденитовольфрамитовые месторождения Забайкалья, относительно форми­ рования которых существует распространенное мнение: все минераль­ ное вещество было привнесено в открытые трещины из магматических очагов (или интрузивных тел) восходящими гидротермами. Однако более внимательное изучение этих месторождений показывает, что наряду с привносом минерального вещества с глубины оно, кроме того, заимствовалось из боковых пород и рудоносные растворы перемещались как снизу вверх, так и в обратном направлении.

Отчетливые признаки образования минеральных скоплений из нисходящих растворов, а также признаки выноса частиц минераль­ ного вещества из боковых пород в жильное пространство наиболее ярко выражены на Калангуйском, Абагайтуйском, Солонечном и других флюоритовых, а также на Ангатуйском оловянно-вольфра- мовом месторождениях Восточного Забайкалья и на Булуктайском молибдено-вольфрамовом месторождении Западного Забайкалья. Признаки этих явлений сначала удалось установить в первичных полостях жил на разной глубине от поверхности в виде сталактитов, дюновидных агрегатов, скоплений минерального вещества типа кону­ сов выноса и агрегатов, образовавшихся в естественных отстойниках [61, 102]. Затем было подтверждено, что некоторые из перечислен­ ных образований возникали в ходе формирования отдельных место­ рождений регулярно и многократно [277].

253