Файл: Чижиков, Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ры. На рис. 21 приведены результаты замеров, показы вающие распределение вытяжек по длине полосы с от ношением сторон сечения Н/В= 4. Кривые характеризу-
Расстояние от торца
Рис. 21. Распределение продольной деформации (вытяжка
Л) по длине полосы |
при |
редуцировании (первый про |
ход; обжатие |
12%; |
Н/В=4, алюминий, *=250° С): |
1 — приконтактные слои; 2 — промежуточные слои; 3—осе вой слой
ют поведение приконтактных промежуточных и осевых слоев металла в продольном направлении в двух разрезах по ширине сечения. По ним видно, что вытяжки раз личных слоев по высоте сечения получились различны ми только на концах полос. В установившемся же про-
45
цессе вытяжки были одинаковыми у всех слоев. Осевые слои у кондов полос подвергались меньшей вытяжке, чем все остальные слои. Это естественно, однако сами вытяжки во всех случаях были положительными, т. е. больше единицы. Это важное обстоятельство, показыва ющее, что при редуцировании утяжка в продольном на правлении отсутствует.
На рис. 22 показано распределение вытяжек в приконтактной и осевой зонах по длине полос, сечения ко торых характеризовались отношением сторон, равном 5 и 9. Здесь так же, как и в предыдущем случае, на кониах полос имеет место значительная разница в вытяж ках контактных и осевых слоев металла. Даже при отношении сторон сечения Н/В= 9, судя по величине вы тяжек, утяжка в продольном направлении отсутствова ла. Наличие экстремумом на кривых распределения вы тяжек имеет свое объяснение. Оно связано с изгибом самого торца и его формой. Правильность хода кривых, показанных на рис. 22, легко доказывается. Отсутствие этих экстремумов на кривой рис. 21 связано с тем, что замеры у самих торцов в этом случае не производились.
Сравнение между собой приведенных кривых позво ляет сделать вывод о том, что деформированное состоя ние, оцениваемое распределением вытяжек по длине по
лос, для полос с различным отношением Н/В различает ся только количественно.
Существенный интерес представляют и кривые рас пределения вытяжек по длине полос при редуцировании в несколько проходов (рис. 22,6). При неизменном ка чественном характере кривых с увеличением суммарно го обжатия в каждом данном сечении по длине полосы . растет величина разности между вытяжками приконтактных и осевых слоев. Не вдаваясь в детальный ана лиз полученных данных, отметим только, что такой ха рактер распределения вытяжек по длине полосы при редуцировании обусловливает особую форму самих кон цов полос. Если в начальном состоянии торцы прокаты ваемых полос перпендикулярны к их оси по длине — для пепрерывнолитых слябов это является правилом —, то благодаря особым условиям деформации полос по их длине в результате того, что вытяжка приконтактных слоев превышает вытяжку осевых слоев, эти торцы из гибаются и принимают форму воронки.
Сама длина полосы на характер распределения де-
46
л
т ч1
v s -1Л_
\
w __ ^
1,08(* н\
1.04
f,o
1,20
■VS,
1,08 - ^ 4
1.04p
1,0
0 2
a
k
k 'Ч -
/ |
/ |
\ |
|
|
V ^ |
■г L ^T |
1
|
|
|
|
/ |
|
|
|
2 |
’ |
|
|
|
> |
|
|
|
|
t— |
1 J |
Г |
i . |
1 i— |
|
Г |
|
) |
|
s |
v |
~ |
|
4 6 8 |
Ю 13 15 17 |
13 |
21' |
Номер вертикального сечения |
|
Номер верт икального |
сечени я |
|
|
Рис. 22. |
Распределение |
вытяжек Я по |
длине полос (алюминий, |
^=20® С) |
|
ф,. Н-----контактный слой; 0 — осевой слой; а — редуцирование в один |
(первый) проход; / — Я /5= 9; |
2 — HjB=>5; |
б — редуцирование |
||
|
в несколько |
проходов; цифры на кривых — номера |
проходов. |
формации по ее длине не влияет. Когда имеется участок установившегося процесса, независимо от длины этого участка распределение вытяжек по длине получается одинаковым (рис. 23).
/ ?з и 6 78 9юн/рем/sisг7/$isI •.■ з я я м ш ш м я я ж т я м м н ш
L^S/Омм
' |
------------------- ~ |
~"1_____________ L = 4 5 0 м м |
|
Номер верт икального сечения |
|
Рис. 23. Распределение вытяжек |
Я, по длине полос различной исходной длины |
|
(Н/В—9; В= 18 мм; |
£)/#=0,68; |
алюминий, ^=20° С; первый проход, u=8,l%): |
|
|
/ — приконтактный слой; 2 — осевой слой |
о н а п р я ж е н н о м с о с т о я н и и при р е д у ц и р о в а н и и
О характере напряженного состояния по сечению вы соких узких полос с отношением сторон сечения свыше 2 данные в литературе отсутствуют. Это и понятно, по скольку процесс редуцирования, при котором такие полосы (на практике это преимущественно непрерывноли тые слябы с Я /5 > 3) подвергаются значительной дефор мации с целью уменьшения их большой стороны, нахо дится только в стадии становления и еще мало изучен. Условия деформации таких полос весьма необычны. Например, практически'будет осуществляться редуциро вание непрерывнолитых слябов сечением 2300X300 мм.
48
Рис. 25. Кривые нарастающих высотной |
1/Л (а), продольной А. и поперечной |
|
3 (б) деформаций при прокатке высоких |
полос в калибре (первый проход, |
|
|
Н/В=4, |
ljhc = 0,25, Д/1/Я=12%): |
|
1, |
2, 4, 7 — номера слоев |
гичным. При практически достижимых значениях Н/Б, как методом моделирования, так и непосредственно в производственных условиях нарушение сплошности внут ри сечения не обнаруживали.
Несмотря на это, вопрос о возникающих при редуци ровании напряжениях, особенно напряжений растяже ния, остается весьма актуальным. Как известно, пока еще отсутствуют прямые способы определения напряже ний в металле, деформируемом в горячем состоянии. Поэтому характер напряженного состояния по сечению высоких узких полос определяли косвенным путем [19,
20, 66].
1. По рентгенограммам, аналогичным показанной на рис. 22, построили кривые нарастающих высотной, про дольной и поперечной деформаций; по этим кривым можно проследить характер измерения деформирован ного состояния в очаге деформации при редуцировании
(рис. 25).
Деформация, как видно, начинается до входа в вал ки примерно на расстоянии 1,01Л от плоскости входа в валки и заканчивается после выхода из валков на рас стоянии 0,2—0,3 /д от линии центров. Интенсивность де формации каждого элементарного слоя по длине факти ческого очага не остается постоянной. У каждого слоя имеются области наибольшей интенсивности деформа ции, причем для различных слоев расположение этих областей различно по длине очага деформации.
В средней части очага кривые нарастающей дефор мации приконтактных слоев имеют горизонтальный уча сток. По сравнению с другими наиболее равномерно де формируются осевые слои металла.
Построили также кривые и эпюры распределения скоростей продольного перемещения металла в различ ных точках очага деформации (рис. 26).
Скорость продольного перемещения металла в оча ге деформации определяли по равенству секундных объ емов, проходящих через любое вертикальное сечение:
vx fx = /о.
(2.9)
vx = v0y , IX
где v0, vx— скорости продольного перемещения до входа в очаг деформации и в данном се чении;
4* |
51 |
/о, fx— площади поперечного сечения элементар ного слоя до входа в очаг и в данном се
чении;
г
%х — —---- нарастающая вытяжка элементарного слоя
f x
Рис. |
26. |
Распределение |
скорости продольного перемещения металла (а, 6) |
||
и схема |
напряженного |
состояния |
(в) в очаге деформации при редуциро |
||
|
|
вании |
(первый |
проход, l/hc = 0,25, |
Н/В=4, Aft/tf = 12%): |
1, 2, |
4, |
7 — номера слоев; с — средняя скорость по |
сечению; Н-----сжатие; |
||
|
|
|
|
|
— — растяжение |
52
Как видно, перед входом в валки и непосредственно при входе максимальная скорость перемещения наблю дается у серединных слоев (7), минимальная у проме жуточных (2). После входа в очаг деформации скоро сти приконтактных слоев (1) начинают резко увеличи ваться.
Выравнивание скоростей наблюдается в криволиней ном сечении п—п.
Во второй половине очага максимальную скорость имеют промежуточные слои. Выравнивание скоростей продольного перемещения происходит за выходом из валков, на расстоянии примерно 0,2—0,3/д от линии центров.
Используя методику работы [66], определили напря жения по сечению полосы при редуцировании. Необхо димые по этой методике значения ускорений для всего сечения и каждого слоя в этом сечении определяли как тангенсы углов наклона касательных к кривым измене ния соответствующих скоростей.
Предположительная схема напряженного состояния в очаге деформации, согласно полученным данным представлена на рис. 26.
2. Превращение круглого отверстия в эллиптическое при прокатке происходит под воздействием сжимающих напряжений по высоте, растягивающих или сжимающих продольных напряжений и вытяжки всей полосы. Влия ние вытяжки можно исключить, разделив длину про дольной оси отверстия на вытяжку в данном проходе.
Величину суммарной деформации отверстия по гори зонтальной оси определяли по выражению
|
|
(2. 10) |
где |
d — начальный диаметр отверстия; |
|
|
dj— продольный размер деформированного отвер |
|
|
стия; |
|
|
— суммарная вытяжка. |
|
Деформацию отверстий по горизонтальной оси, обус-1 |
||
1 |
К о н д р а ш и н С. Е. Исследование процесса прокатки желез |
|
нодорожных рельсов |
из плоских слитков непрерывной разливки. *\в- |
|
тореф. канд. дис. М., |
1267. |
53