Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
няющаяся прокладка 4, выполненная из специальной профильной резины.
Для ограничения допускаемого угла поворота шарнира (18—203 от оси) на шаровом корпусе имеется кольцевой выступ (в конце про точки), в который упирается кольцо. Для уменьшения создающихся при этом нагрузок на шарнир на смежных поплавках предусмотре ны ограничительные цепи или упоры.
|
Рис. 85. Шаровой шарнир: |
1 и |
5 — шаровой и охватывающий полукорпуса, 2 — соединитель |
ное |
кольцо, 3 — откидной болт, 4 — самоуплотняющая прокладка |
Наращивают пульпопровод при разъединении шарнира путем ослабления и освобождения откидных белтов. Затем смежные поплавки разводят и в разрыв вводят дополнительное звено с при варенными или приболченными к фланцам полукорпусами 1 и 5. Полукорпуса соединяют с разъединенными ранее деталями шарово го соединения и крепят откидными болтами. При такой системе на ращивания должна быть полная взаимозаменяемость частей шаро вого соединения, которая обеспечивается строгим соблюдением тех нических условий на изготовление шаровых соединений.
Для обеспечения большей маневренности плавучего пульпопро вода в стесненных условиях в его комплект включают один или два вертикальных шарнира, аналогичных кормовым шарнирам, уста новленным на земснаряде. Они рассчитаны на поворот до 180° во круг оси, что увеличивает маневренность пульпопровода.
Плавучий пульпопровод присоединяют к береговому при помощи длинной трубы 3 (рис. 86, а) и второго шарового шарнира 2, закреп ленного на береговой трубе 1. Это устройство позволяет компенси ровать имеющуюся разность по высоте между берегом и горизонтом воды.
На земснарядах с производительностью более 200 м3/ч грунта применяют специальный концевой понтон 10 (рис. 86,6), на кото ром на шарнирах 2 и 8 смонтирована соединительная труба 3, под нимающаяся и опускающаяся при помощи стрелы 9 и лебедки 7.
140
5
Рис. 87. Плавучий магистральный пульпопровод:
/ — береговой пульпопровод, 2 — шарнирные трубы, 3 — понтоны, 4 — толстостенные трубы, 5 — магистральный пульпопровод
§ 41. Плавучие грузоподъемные средства
Для обслуживания работающего земснаряда плавучего пульпо провода используют п л а в у ч и е к р а н ы г р у з о п о д ъ е м н о с т ь ю 2 т (рис. 88, а). Такими кранами поднимают и завозят яко ря папильонажных тросов, выполняют работы, связанные с нара щиванием и ремонтом плавучего ' пульпопровода (например, заме няют шары, трубы), а также перестраивают береговые присоеди нения.
При необходимости такие краны используют для доставки на земснаряд крупных запасных частей и отдельных агрегатов, а также при ремонте грунтозаборного устройства.
Плавучая база 1 крана сборная, состоит из трех цилиндриче ских поплавков, расположенных параллельно. Причем средний по плавок укорочен и сдвинут к передней части грузовой стрелы. Та ким образом, передняя часть (в месте расположения грузовой стрелы) имеет большее водоизмещение по сравнению с кормовой, что улучшает продольную остойчивость.
Для уменьшения сопротивления воды торцы цилиндрических поплавков выполнены в виде усеченных конусов. Цилиндры соеди нены между собой угловыми фланцами на болтах по вертикали, го ризонтальные полки фланца образуют балки палубного настила 2, огражденного леерами. На настиле установлены две ручные лебед ки 7, каждая грузоподъемностью 1 т. Одна лебедка служит для подъема стрелы 3 через стойку 6 с полиспастом 5, другая пред назначена для подъема груза крюком 4, подвешенным на двукрат ном полиспасте. В кормовой части крана имеется ящик для балла-
142
Для извлечения грунтового насоса из машинного зала через зорота надстройки и для доставки его на палубу крана Л. М. Горелик предложил оригинальную конструкцию плавучего крана. Кран смон тирован на сборной плавучей базе 1 из четырех коробок корпуса земснаряда 8НЗ размером 1,25X2,5X5 м, соединенных наружными фланцами. Главным узлом крана является стрела коробчатого сечения, сваренная из двух швеллеров. Во внутренней полости стре лы ходит каретка 11, через ролики которой пропущен трос. На тросе при помощи ролика подвешен крюк 4 грузоподъемностью 5 т.
Стрела установлена на двух А-образных опорах 9 и 10, соеди ненных раскосами и закрепленных на палубе шарнирно. На опо ре 10 стрела закреплена с помощью шарнира, вокруг которого она может вращаться и принимать наклонное положение при использо вании крана для монтажа земснаряда.
При выполнении работ по замене агрегатов балку располагают горизонтально и закрепляют на опоре 9. Для подъема груза и пе ремещения каретки применены две монтажные электролебедки 8, каждая грузоподъемностью 2,5 т, однотипные с установленными на земснаряде типа ЗГМ-350. Для питания электродвигателей лебедок на кране смонтирована электростанция мощностью 20 кВт. Под ключаются лебедки небольшим распределительным устройством.
Вкормовой секции крана предусмотрена балластная цистерна,
вкоторую заливают воду для улучшения продольной остойчивости крана. При необходимости воду из балластной цистерны откачи вают центробежным насосом с электроприводом. На конце балки предусмотрено опорное устройство, которое соединяют с устанавли ваемой на земснаряде дополнительной опорой в виде винтового дом крата.
После подъема грунтового насоса каретку крана второй лебед кой передвигают, грунтовый насос перемещают на палубу крана и устанавливают возле опоры стрелы. В это же время заливают бал ластную цистерну на корме и опускают домкрат опоры, так как
корпус крана под нагрузкой получил дополнительную осадку. Изображенный на рис. 88, 6 плавучий кран оборудован двумя
винтовыми двигателями, приводимыми во вращение электродви гателями от электростанции, питающей лебедки. Кран показал удовлетворительную маневренность и обслуживает земснаряды при агрегатном ремонте.
Этот же кран используют в качестве стрелового при замене свай, обслуживании грунтозаборного устройства, а также папильонажных устройств. Для этого балку отсоединяют от опоры 9, при по мощи лебедки поворачивают вокруг шарнира опоры 10 и закреп ляют пальцем в кронштейне, установленном на палубе. Каретка, за крепляемая у конца балки, служит грузовым блоком.
§ 42. Грузоподъемные средства землесосных снарядов
Для ремонта агрегатов, установленных в машинном зале не большого земснаряда (типа 10Гру-8), применяют ручные тали гру-
144
зоподъемностыо 1—2 т. Тали подвешивают к кошкам, передвигаю щимся по монорельсам, которые закреплены на фермах перекрытия обстройки. Как правило, монорельс располагают по оси земснаря да, и таль обслуживает только грунтовый насос. Многие ремонтные операции на земснарядах этого типа не обеспечены ни вертикаль ным, пи горизонтальным транспортом.
На земснарядах следующего типоразмера (ЗГМ-1-350) приме няют подвесные кран-балки с ручным приводом, передвигающиеся по двум двутаврам, которые подвешены к фермам перекрытия об стройки. Кран-балка грузоподъемностью 2 т перекрывает почти всю площадь машинного зала и обеспечивает как вертикальный, так и горизонтальный транспорт при ремонте грунтового насоса, его вса сывающего и напорного трубопроводов, арматуры, а также агрегата вспомогательного насоса.
Однако грузоподъемность кран-балки не обеспечивает переме щение грунтового насоса и его электродвигателя в сборе. Для этой цели применяют плавучий кран или обычные такелажные средства.
В настоящее время на земснарядах большой производительности для обслуживания механизмов машинного зала установлены мощ ные поворотные краны, которые перемещают крупные агрегаты че рез люки крыши обстройки.
Для обслуживания трансмиссии грунтозаборного устройства, а также подъема крупных запасных частей и небольших агрегатов па палубу служит установленный на палубе в носовой части корпуса поворотный кран-укосина, на который подвешивают таль грузоподъ емностью 2 т. Поворачивают кран рукояткой при помощи червяч ной передачи. Аналогичные краны применяют для обслуживания механизмов, расположенных в трюмах небольших земснарядов.
Г Л А В А XIV.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ГИДРОМОНИТОРНЫХ РАБОТ
§ 43. Гидромонитор
Гидромонитором называется устройство, которое предназначено для превращения потенциальной энергии, подводимой к гидромони тору под напором воды, в кинетическую. Это достигается созданием напора перед конусоидальной насадкой и образованием компакт ной струи, вылетающей из насадки с большой скоростью и обладаю щей громадной разрушительной силой.
Конструкция гидромониторов должна отвечать следующим тре бованиям:
создание компактной струи; минимальные гидравлические потери при прохождении воды че
рез гидромонитор, что повышает к. и. д. установки за счет уменьше ния завихрений при прохождении колен и шарниров;
легкость вращения в шарнирах; уменьшение усилий, необходи мых для поворачивания ствола;
10-391 |
145 |
герметичность уплотнений, предотвращающая утечку воды; простота конструкции, легкость разборки и технического об
служивания узлов гидромонитора; минимальная масса установки, облегчающая процесс перемеще
ния гидромонитора по мере продвижения фронта работ; наличие системы дистанционного управления, которая позволяет
расположить гидромонитор ближе к разрабатываемому уступу, что сокращает число передвижек и увеличивает производительность гидромониторно-землесосных комплексов, а также облегчает про цесс управления гидромонитором.
Наиболее распространен гидромонитор ГМН-250С производи тельностью до 1500—1700 м3/ч. По принятой системе маркировки число 250 показывает условный диаметр входного патрубка, а бук ва С систему уплотнения шарниров — сальниковая, вместо ранее применяемой манжетной.
Рис. 89. Гидромонитор ГМН-250С:
/ и з — нижнее и верхнее колена |
, 2 и 5 — вертикальный и горизонтальный шарниры, |
||||
4 — шар, 5 — палец |
шарнира, 7 |
— ствол, 8 — водило, |
9 — рукоятка, 10 — накидная |
||
гайка, И _насадка. |
12 — упорный |
шарикоподшипник, |
13 — сальниковая |
коробка, |
|
J 4 р’азъемная обойма, 15 — болт |
крепления обоймы, |
16 — кронштейн, |
17 — сталь |
||
|
|
|
ное кольцо |
|
|
Гидромонитор ГМН-250С (рис. 89) состоит из ряда узлов. Ниж нее неподвижное колено 1 имеет внутренний диаметр 250 мм. Оно снабжено присоединительным фланцем для подключения к водово ду и приварным кронштейном для крепления монитора к салаз кам или опорному брусу. В верхней части колена 1 приварено сталь ное кольцо с резьбой для крепления сальниковой коробки верти кального шарнира 2. Шарнир 2 соединяет нижнее колено 1 с под
146