Файл: Упоров, Н. Г. Землесосные снаряды и перекачивающие установки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тов с кольцами труб и правильной установкой накладок. Если ручьи хомутов не совпадают с кольцами, такое соединение не обес­ печит прочности; если сбита манжета, не будет достигнуто герме­ тичности соединения; если отсутствуют накладки, манжета быстро

в)

'

г)

 

 

 

 

 

^ ч У \У Ч '|

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

е)

 

JJ

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

114.

Типы соединения стальных

(а — д) и

 

 

 

фанерных (е) труб:

 

 

 

а — сварной

стык,

б — сварной

сты к с

н акладкам и ,

в — соединение

посредством

ф ланцев, г — поворотное

ф ланцевое

соединение,

б

бесф ланцевое соединение, е

соединение

конусными

муф тами ;

/ —

м ан ж ета, 2 — полухомут,

3 — кольца,

4 — стяж ны е болты

 

прорвется в месте стыковки полухомутов.

Болтовые

соединения

должны быть смазаны.

 

 

 

 

 

 

Трубопроводы из труб с толщиной стенки менее 5 мм соединяют на сварке, и помимо основного сварочного шва накладывают ме­

203


таллические пластины — накладки (рис. 114, б), что обеспечивает

прочность соединения.

Для разводящего пульпопровода широко применяют быстро­ разъемное раструбное соединение (рис. 115). К концу трубы 5 при­ варен раструб 6, который имеет внутри чисто обработанную кони­ ческую поверхность, а к торцу трубы 1 приварено кольцо 7 с на­

 

 

 

 

ружным конусом,

поверхность

 

 

 

 

которого также

чисто обрабо­

 

 

 

 

тана. К поверхности конца тру­

 

 

 

 

бы с коническим кольцом при­

 

 

 

 

варен крюк 2, а к поверхности

 

 

 

 

конца

трубы

с раструбом —

 

 

 

 

серьга 4 с накидкой 3. К сере­

 

 

 

 

дине трубы

приварено кольцо

 

 

 

 

для ее строповки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фанерные трубы соединяют

 

 

 

 

конусными

муфтами

(см. рис.

 

 

 

 

114, в).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый поворот

трубопро­

 

 

ц

 

вода, сужение или расширение

 

\

,

его вызывают

дополнительные

2

- \

потери напора,

т. е. бесполез-

 

 

 

 

ную трату мощности, а непра­

 

 

 

 

вильное соединение стыков ус­

 

 

 

 

коряет износ труб в местах сое­

 

 

 

 

динений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокладывают

магистраль­

 

 

 

 

ные

пульпопроводы и водово­

 

 

 

 

ды строго по проекту производ­

 

 

 

 

ства работ и в соответствии с

 

 

 

 

техническими условиями на их

 

 

 

 

монтаж. В первую очередь на

 

 

 

 

местности

разбивают

трассу,

 

 

 

 

закрепляя ее колышками.

По

 

 

 

 

возможности

трасса

 

должна

Рис. 115.

Быстроразъемное

раструбное

проходить

прямолинейно

и по

равнинной

местности.

Затем

соединение

в монтажном (а)

и рабочем

 

(б) положениях:

 

планируют трассу бульдозером,

1 и 5 — трубы, 2 — крюк, 3 — накидка, 4 — серь­

при этом стараются или обра­

га, 6 — раструб, 7 — конусное

кольцо

зовать небольшой уклон в сто­

дают уклоны местности.

 

рону карьера,

или же соблю­

При прокладке трубопроводов

в неболь­

ших лощинах устанавливают эстакаду с переходными

мостиками

или, если возможно, подсыпают грунт. На случай выпуска из трубо­ провода воды или пульпы по трассе трубопроводов устраивают водоотврдящие канавы, обычно для этого используют имеющиеся лощины и овраги.

В районе прокладки трубопроводов устраивают временную мон­ тажную площадку для сварки труб в плети длиной 30—50 м, кото­

204


рые затем развозят по трассе трактором. Во избежание забивки труб грунтом при перевозке на их торец надевают заглушки.

Плети укладывают на деревянные подкладки, лежащие плотно на земле через 4—6 м. При соединении между собой трубы и пле­ ти тщательно центрируют, так как несоосное соединение вызывает усиленный износ стыков и преждевременный выход трубопроводов из строя.

Одновременно с укладкой плетей (труб) на прямолинейных уча­ стках трубопроводов через 300—500 м устанавливают сальниковые компенсаторы. В местах установки компенсаторов подкладки укла­ дывают в непосредственной близости от стыков соединения труб с компенсаторами.

В местах поворота трубопровод закрепляют, забивая две — че­ тыре сваи и устанавливая проволочные скрутки, чтобы предупре­ дить разрыв трубопровода под действием гидравлических ударов и смещающих сил потока.

В повышенных местах трубопроводов устанавливают воздухо­ спускные устройства, а в пониженных местах — выпуски для опо­ рожнения трубопровода. Для перекрытия' потока пульпы или воды и для изменения направления потока устанавливают задвижки и переключатели, при этом учитывают удобство подхода к ним и их обслуживания.

Объемы работ по укладке разводящих пульпопроводов зависят от способа укладки грунта: с эстакад и опор или по подошве намы­ того грунта (безэстакадный способ).

Эстакадный способ намыва применяют для рассредоточенной подачи грунта на карту при укладке мелкозернистых песков, супе­ сей, суглинков и глин или при намыве узкопрофильных сооруже­ ний. Пульпу подают на карту намыва из нескольких выпусков, чис­ ло которых определяется проектом. В этом случае на картах намы­ ва устанавливают эстакаду или опоры и по ним с помощью крана прокладывают пульпопроводы. Стыки разводящего пульпопровода при этом осуществляют быстроразъемными соединениями или фланцами.

При монтаже эстакады и опор необходимо обращать внимание на прочность и надежность закрепления стоек, насадок и их соеди­ нения между собой.

Эстакада должна иметь продольные и поперечные диагональные растяжки, а для обслуживания пульпопровода — настил и леерное ограждение. В местах поворота пульпопровода устанавливают от­ тяжки или подпорки. Трубы с выпусками укладывают по эстакаде или опорам таким образом, чтобы пульпа из выпусков направлялась в сторону дамб обвалования под углом 5—8° к вертикали.

При монтаже трубопроводов все работы должны быть механи­ зированы. Ямы для опор делают ямобурами или же опоры забивают с помощью несложного приспособления, устанавливаемого на эк­ скаваторе, оборудованном стрелой драглайна (рис. 116). К подъем­ ному тросу 5 привязывают трубу 3, в верхней части которой между заглушками 4 помещают груз 6. На стойку 1 опоры, удерживаемую

205


/ — стойка, 2 — растяжки, 3 — труба, 4 — з а ­ глушки, 5 — подъемный трос экскаватора, 6 — груз
Рис. 116. Забивка стоек опор экскавато­ ром:

растяжками 2, надевают трубу с грузом, которая одновременно служит и направляющей и «бабой».

Трубу экскаватором приподнимают с таким расчетом, чтобы стойка оставалась частично в трубе, и опускают трос: труба падает, ударяет заглушкой по торцу стойки и стойка погружается в грунт.

Эту операцию повторяют до тех пор, пока стойка опоры не будет погружена в грунт на 1—1,2 м. Для укладки груб используют трубоук­ ладчики.

Если на бульдозерах од­ нобарабанную лебедку за­ менить двухбарабанной и установить грузоподъемную стрелу, бульдозер одновре­ менно будет служить гусе­ ничным краном и может быть использован как трубо­ укладчик.

По окончании монтаж­ ных и сварочных работ ма­ гистральные и рабочие трубопроводы испытывают на давление, в

1,3—1,5 раза превышающее рабочее. Для этого на одном конце тру­ бопровода устанавливают заглушку с краном для выпуска воздуха, а с другого конца его заполняют водой. Под этим давлением трубо­ провод выдерживают в течение 10—15 мин. Если за этот период утечки воды не наблюдается, что определяют по показаниям конт­ рольного манометра, то трубопровод считается пригодным к экс­ плуатации. В зимнее время на повышенное давление трубопроводы испытывают воздухом.

Смонтированные и испытанные пульпопроводы и водоводы при­ нимает комиссия: проверяет соответствие выполненной работы про­ екту, знакомится с материалами испытания трубопровода на герме­ тичность, проверяет работу арматуры, после чего составляет акт приемки пульпопровода или водовода в эксплуатацию.

§ 67. Прокладка пульпопроводов через водные пространства

В тех местах, где разрабатываемые карьеры и площадки намы­ ва или склады нерудных материалов разделены рекой, пульпопро­ воды прокладывают через реку.

Когда реки не судоходны, неглубоки и колебания уровня воды в течение сезона работ незначительны, пульпопроводы проклады­ вают по установленным в воде опорам или эстакаде. Если же река судоходная, пульпопроводы укладывают по дну реки, такие пульпо­ проводы называются дюкерами.

206

По эстакадам, установленным в воде, пульпопроводы проклады­ вают так же, как на суше, только число опор и заглубление свай увеличивают. Кроме того, эстакаду закрепляют оттяжками из тро­ сов и защищают от ледохода.

На реках с быстрым течением рекомендуется применять плаву­ чий пульпопровод. Для плавучего пульпопровода в качестве опор применяют прямоугольные понтоны, на которые укладывают не­ сколько трубопроводов. Стыки пульпопроводов, уложенных на эста­ кадах, а также на понтонах, усиливают накладками, которые уве­

личивают их прочность.

Для укладки дюкера разрабатывают специальный проект. Дю­ кер обычно укладывают из двух трубопроводов: рабочего и резерв­ ного. В случае засорения процесс промывки рабочего дюкера тру­ доемок и требует много времени, поэтому на период прочистки включают в работу резервный дюкер.

Наиболее распространены три способа укладки дюкера: с воды, протаскиванием и со льда.

У к л а д к а д ю к е р а с в оды. На одном из берегов собирают трубопровод длиной, несколько большей ширины реки; стыки его усиливают накладками или лепестковыми муфтами. На трубопро­ воде устанавливают люки-ревизии для промывки дюкера.

Встворе укладки дюкера на дне реки с помощью земснаряда делают прорезь, которую должны осмотреть водолазы и, если есть неровности, устранить их.

Вбереговой части прорези грунт вынимают экскаваторами. По­ сле того как готова прорезь и сварен трубопровод, приступают к спуску последнего на воду. Перед спуском трубопровод испыты­ вают на повышенное давление. Спуск на воду осуществляют трак­ торами.

Спомощью катеров-буксиров трубопровод устанавливают над траншеей и начинают заливать воду в него через специальные от­ верстия с помощью насоса — трубопровод постепенно погружается под воду.

После полного погружения дюкера под воду и укладки его в траншею спускаются водолазы, которые проверяют плотность при­ легания трубопровода к грунту, исправность стыков и т. д. Затем

траншею'засыпают песком.

С обеих сторон дюкера На берегах в точках перегиба трубопро­ вода устанавливают воздухоспускные устройства, а иногда, кроме этого, в месте входа трубопровода в воду врезают трубу с задвиж­ кой. Эту задвижку в момент пуска земснаряда открывают, чтобы воздух, находящийся в пульпопроводе до дюкера, не проходил че­ рез дюкер, а выпускался в атмосферу, в противном случае дюкер может всплыть.

На противоположном от земснаряда берегу на пульпопроводе устанавливают обратный клапан, который перекрывает дюкер от остальной части пульпопровода при остановке грунтового насоса земснаряда и таким образом предохраняет дюкер от забивки грун­ том.

207