Файл: Соломонов, П. А. Надежность планера самолета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П. А. СОЛОМОНОВ

НАДЕЖНОСТЬ

ПЛАНЕРА

САМОЛЕТА

Москва

« М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е :

1974

С60

t йа, ft в ьИ И ft

И »у :но- ■- и ■

afl

УДК 629.7.017

библиотек i С«

JP

ЭКЗЕМ ПЛЯР

 

 

 

Ч И ТАЛЬН О ГО ЗА ЛА

Л?

ч м - з м ц

Соломонов П. А. Надежность планера самолета. М., «Машинострое­ ние», 1974, 320 с.

В книге изложены проблемы надежности и долговечности самолетов и их систем. Рассмотрены особенности нагрузок, воспринимаемых элемента­ ми конструкции планера, описаны условия работы агрегатов, оборудования и систем самолетов. Приведены характеристики надежности и долговечно­ сти систем самолетов. Даны основные понятия о критериях безопасности полета. Изложено содержание работ, выполняемых с целью оценки и обеспечения надежности и технического ресурса самолетов на этапе их создания и в процессе испытаний. Приведены основные методы исследова­ ния отказавших агрегатов.

Книга предназначена для инженеров авиационной промышленности. Она может быть также полезна студентам авиационных вузов.

Табл. 3, ил. 131, список лит. 31 назв.

Рецензент д-р техн. наук, проф. С. А. Алексеев

С 31808—166 166—74 038(01)—74

© Издательство «Машиностроение», 1974 г.

ВВЕДЕНИЕ

Под качеством технического устройства понимается совокуп­ ность свойств, определяющих степень его пригодности для ис­ пользования по назначению. Весьма важными показателями ка­ чества являются надежность, долговечность и эксплуатационная технологичность. Требования к качеству изделий зависят от их назначения. К большинству изделий промышленного производ­ ства, средствам механизации и автоматизации производственных

Рис. 1. График экономической целесообразности повышения качества изделий:

/—стоимость, полученная в процес­ се эксплуатации; 2—рентабель-

ность; 3—стоимость производства; 4—оптимальное качество

процессов предъявляются требования оптимального качества с учетом их экономичности (рис. 1). Требования к надежности этих изделий, как правило, значительно ниже, чем к надежности авиационной техники и в основном определяются экономическим эффектом их использования. К авиационной технике, судам и другим объектам, связанным с обеспечением безопасности лю­ дей, предъявляются требования особенно высокой надежности.

Каждому техническому устройству свойственны показатели качества присущие только ему. Изделия авиационной техники

533

*3


имеют характерные только для них показатели качества. Так, для гидравлических насосов такими показателями являются максимальное давление, производительность, изменение ее в за­ висимости от давления и температуры жидкости на входе, для

1959

 

1971

)

Рис. 2. График повышения

слож­

ности

оборудования самолетов

и

увеличения

их объемов

в %:

 

/—количество оборудования; 2—коли­

чество

топлива;

3—объем

самолета

элементов конструкции планера и силовых установок— статиче­ ская прочность и статическая выносливость, противокоррозиопная стойкость, относительное удлинение и т. д. Для авиацион­ ного двигателя наиболее важными показателями являются тяга, расход горючего, удельная масса, ресурс и т. д., для самолета в целом — максимальная скорость, потолок, длина разбега и про­ бега, грузоподъемность, дальность полета и т. д.

Однако, кроме указанных характеристик, существует харак­ теристика качества, определяющая способность, изделий авиаци­ онной техники работать с высокой степенью безотказности, обес­ печивать быстрое обнаружение и устранение отказов с неболь­ шими трудозатратами. Этой характеристикой является надеж­

ность.

 

Под н а д е ж н о с т ь ю понимается

свойство авиационном

техники выполнять заданные функции

при сохранении летно­

технических характеристик на земле и в воздухе в установлен­ ных пределах в течение заданного времени или налета (наработ­ ки). Надежность — неотъемлемый показатель качества любой машины, любого технического устройства. Если техническое уст­ ройство не обладает необходимой надежностью, то все остальные

4


показатели его качества в значительной степени теряют практи­ ческое значение.

Особенно высокие требования к надежности летательных ап­ паратов объясняются следующими обстоятельствами.

1.Отказы агрегатов и систем в воздухе могут привести к ги­ бели пассажиров, экипажа, самолета, разрушениям наземных сооружений.

2.Агрегаты и детали летательных аппаратов работают при высоких вибрационных, акустических и температурных нагруз­ ках.

3.Авиационная техника отличается большой сложностью. Современные самолеты насчитывают сотни тысяч деталей и аг­ регатов (рис. 2).

4.Большие скорости полета и взлетно-посадочные скорости приводят к тому, что летчик не всегда может своевременно от­

реагировать на тот или иной отказ системы или агрегата. На рис. 3 приведен график изменения числа М (по зарубежным источникам).

м

Рис. 3. График изменения чис­ ла М по годам создания само­ летов:

I — экспериментальных; 2 — боевых; 3—транспортных

Создание надежных и долговечных машин — очень сложная задача, выполнение которой зависит от многих факторов. Для повышения надежности авиационной техники необходимы сов­ местные усилия многочисленных коллективов на различных эта­ пах ее создания, серийного производства и эксплуатации. На­ дежность техники «закладывается» при проектировании, обеспе-

о

чивается в процессе производства и поддерживается в процес­ се эксплуатации. Надежность летательных аппаратов, «заложен­ ную» в процессе их проектирования, доводки, испытаний и про­ изводства, принято называть т е х н и ч е с к о й н а д е ж н о с т ь ю . Надежность авиационной техники в течение всего срока ее экс­ плуатации обеспечивается системой эксплуатации и ремонта. Основные задачи теории надежности —установление закономер­ ностей возникновения отказов, изучение влияния на надежность внешних и внутренних факторов, установление количественных характеристик и методов оценки и расчета надежности, разра­ ботка методов обеспечения надежности при проектировании и изготовлении, а также сохранения надежности при эксплуатации.

Глава I

НАГРУЗКИ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ САМОЛЕТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАДЕЖНОСТЬ

1.1. Особенности нагрузок и условий работы агрегатов и систем

самолета

Агрегаты и детали планера самолета, силовых установок, их систем и оборудования работают в специфических условиях, значительно отличающихся от условий работы наземных техни­ ческих устройств. Во-первых, условия работы агрегатов и дета­ лей современных самолетов значительно усложнены (вибрация, температура, давление), повышены величины и количество дей­ ствующих нагрузок [8]. Во-вторых, специфичность условий ра­ боты агрегатов и деталей самолета заключается в быстрой сме­ не действующих на них факторов (во времени и пространстве),

а также в

широком диапазоне изменения этих

факторов [27].

В каждом

из трех состояний (в полете, на земле,

при техниче­

ском обслуживании), в которых может находиться самолет, на его агрегаты и детали действует специфическая для данного состояния группа факторов, причем степень влияния этих фак­ торов может оказаться различной.

В полете на агрегаты и детали самолета действуют эксплуата­ ционные факторы, связанные с особенностями применения само­

лета, климатические факторы,

а также факторы, связанные с

работой летного состава.

К эксплуатационным

факторам,

связанным с

особенностями

применения самолета, отно­

сятся нагрузки,

перегрузки, деформации, вибрации,

акустиче­

ские нагрузки, аэродинамический нагрев и нагрев от силовых ус­ тановок, давления, электрические нагрузки. Климатическими факторами, действующими в зоне полета, являются температу­ ра, влажность, атмосферное давление, их изменения и перепады.

Факторы,

связанные с работой летного состава, зависят

от степени

обучения, тренированности летного состава, ка­

чества и манеры пилотирования. Факторы, действующие в по­ лете, зависят от типа самолета, его конструктивных особенностей, а также особенностей и условий эксплуатации.

7


К факторам, действующим на самолет на земле, относятся климатические факторы (температура — ее суточные и годовые колебания, влажность и атмосферное давление, агрессивные среды), биологические факторы (плесень, насекомые, грызуны), а также временные факторы (разложение сложных веществ, из­ менение свойств материалов, окисление материалов, коррозия металлов). Временные факторы по характеру воздействия на агрегаты оборудования и систем можно выделить в отдельную группу. К ним относится процесс старения. Под старением по­ нимают процесс медленного изменения . физико-химических свойств материалов. Скорость процесса старения может изме­ няться под воздействием внешних факторов: тепла, вибраций, кислорода, озона, влаги, электромагнитных полей и т. д. Для многих материалов процесс старения протекает без видимых признаков ухудшения свойств материалов. Эти изменения на­ капливаются постепенно и в отдельных случаях могут привести к внезапному скачку •— разрушению или излому. Явление старе­ ния присуще всем элементам. В наибольшей степени процессу старения подвержены изолирующие материалы органического происхождения. Например, материалы из каучука становятся жесткими и ломкими, покрываются трещинами, распространяю­ щимися внутри деталей и на их поверхности.

К факторам, зависящим от технического обслуживания, сле­ дует отнести организацию эксплуатации, степень обученности инженерно-технического состава, качество выполняемых работ, качество ремонта, особенности транспортировки и хранения. Работы, проводимые личным составом на агрегатах, с одной стороны, улучшают техническое состояние агрегатов оборудова­ ния и систем планера самолета и предупреждают неисправности (введение смазки, регулировка параметров и т. п.), с другой сто­ роны, могут ухудшить их техническое состояние в результате эксплуатационных воздействий при выполнении демонтажных и монтажных работ. Для элементов конструкции планера основ­ ными факторами, определяющими их надежную работу, явля­ ются механические и температурные нагрузки, а также антикор­ розионная стойкость материалов. Для агрегатов и деталей оборудования и систем, кроме этого, значительное, а в ряде случаев определяющее воздействие оказывают условия их рабо­ ты и хранения.

1.2. Механические и температурные нагрузки элементов конструкции планера самолета

В процессе эксплуатации самолета на элементы конструкции планера действуют различные нагрузки. Все нагрузки, действу­ ющие на планер самолета, можно разделить на два типа: на­ грузки регулярные, величина и повторяемость которых в тече­ ние полета могут быть определены, и нагрузки, величина и чере­

8


дование которых носят хаотический характер. К первому типу нагрузок относятся аэродинамические силы при установившихся режимах полета, нагрузки, возникающие при отклонении за­ крылков, выпуске и уборке шасси, а также нагрузки, возникаю­ щие от избыточного давления в герметической кабине. Ко второ­ му типу нагрузок относятся нагрузки, возникающие от манев­ ренных перегрузок и перегрузок от порывов ветра на крыле, оперении и фюзеляже.

Основными параметрами, определяющими внешние нагрузки на агрегаты планера самолета, являются максимальная пере­ грузка лтпх, предельная скорость Ктах, предельный скоростной напор gmax и масса самолета G. Все самолеты совершают опреде­ ленные виды маневров. Однако только для маневренных само­ летов (истребителей, штурмовиков, самолетов первоначального обучения и т. п.) нагрузки при маневрах являются определяю­ щими для статической прочности и статической выносливости. Величина и повторяемость маневренных перегрузок зависят от

типа самолета,

его летно-тактических

данных,

характеристик

устойчивости и

управляемости. Величина маневренной пере­

грузки, а также

возникающих при этом

нагрузок

.на элементы

конструкции планера самолета зависит также от характера вы­ полняемого полетного задания, высоты и скорости полета. С уве­ личением высоты и скорости полета изменяется характер рас­ пределения аэродинамической нагрузки, а следовательно, и ее величина. С увеличением высоты полета уменьшаются величины максимально возможных маневренных перегрузок. Величина максимально допустимой эксплуатационной перегрузки зависит от типа самолета. Наибольшие вертикальные маневренные пере­ грузки испытывают самолеты-истребители — приблизительно 8,0—9,0 g (где g — ускорение силы тяжести), для тяжелых са­ молетов они равны ~ 2,5g.

Для маневренных самолетов величины нагрузок на большин­ ство агрегатов планера самолета зависят от величины перегруз­ ки в центре тяжести самолета ппер, определяемой ее средним пу ср и переменным Дпу значениями угловой окорости вращения

и расстояния

от центра

тяжести до

агрегата.

Для расчета

статической

прочности

элементов

конструкции

планера, их

срока службы

и составления программ прочностных лабора­

торных испытаний в процессе эксплуатации производятся изме­ рения перегрузок в центре тяжести самолета (рис. 4). При этом устанавливается средняя повторяемость Ht Ср за один час поле­ та вертикальных (рис. 5) и горизонтальных (рис. 6) перегрузок.

Кроме маневренных нагрузок, на элементы конструкции пла­

нера действуют нагрузки,

возникающие

от порывов ветра.

В атмосфере из-за разности

температур

и давлений происхо­

дит движение воздушных масс. В результате интенсивного пере­ мещения струй потока, сопровождаемого переменным полем скоростей воздуха и вихрями, в атмосфере возникает турбулент­

9