ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
представляет собой контейнер из 127 элементов, выстре ливаемый в снаряде с помощью мортиры. После выстре ливания образуется пиротехническое облако, отвлекаю щее на себя ракеты с тепловыми головками самонаве дения. Эффективность действия тепловых ложных целей можно значительно повысить при одновременном сниже нии ИК излучения объектов.
1
Рис. 162. |
К поясн ен и ю способ ов |
п р о т и в о д е й с т в и я И К |
технике, |
||
|
п р и м е н я е м ы х в |
ави ац и и : |
|
|
|
/ — ракета |
с ИК головкой самонаведения; |
2 — аэрозольная |
завеса; |
3 — раке |
|
та, разбрасывающая ИК отражатели; |
4 — пиротехнические |
средства |
ИК про |
||
|
тиводействия; |
5 — ИК ловушка |
|
|
Противодействие ИК системам осуществляют также созданием активных помех. Такие помехи затрудняют обнаружение с помощью ИК систем объектов и наведе ние на них оружия с тепловыми головками самонаве дения. Передатчики активных ПК помех типа AAQA установлены, например, на американских самолетах RFA
и ЕВ-66.
Некоторые способы противодействия ИК системам обнаружения и наведения, применяемые за рубежом, по казаны на рис. 162.
ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ
В настоящее время средства гидроакустики становят ся основным источником информации о подводной обста новке. Гидроакустика заняла достаточно прочное место и в системах самонаведения противолодочного оружия. Появление гидроакустических средств вызвало в свою очередь необходимость создания специальных устройств для борьбы с ними [6].
Гидроакустические станции строят по принципу шумо- и эхопеленгования.
Во время движения корабля или подводной лодки возникают шумы, создаваемые работающими механиз мами, вибрацией корпуса корабля и винтами. Эти шумы обнаруживают и пеленгуют шумопеленгаторными стан циями, устанавливаемыми на берегу, кораблях, подвод ных лодках и вертолетах. Так как шумопеленгаторы не измеряют дальность до цели, местоположение источ ника шума определяют пеленгованием с двух-трех точек и последующим нахождением местоположения цели пу тем вычисления или графического построения.
Среди аппаратуры для подводного наблюдения осо бое место занимают гидролокационные средства (ГЛС).
ГЛС представляет собой активный звуковой прибор подводного наблюдения, позволяющий определять на правление и дальность до цели. В отличие от шумопелен гаторов гидролокационные приборы могут обнаруживать нешумящие цели.
Принцип работы гидролокатора состоит в посылке в определенном направлении ультразвуковых сигналов и приеме отраженных. Дальность обнаружения морских целей гидролокаторами зависит от их технических харак
219
теристик, а также от скорости хода своего корабля и ги дрологических условий. Максимальная дальность гидро локационного обнаружения зависит также от отражаю щих свойств целей, их размеров и конфигурации. На ра боту шумопеленгаторов большое влияние оказывает уро вень шумов кораблей.
Чтобы скрыть подводные лодки от гидроакустическо го наблюдения, за рубежом предпринимают различные меры, в том числе снижение их шумов и ЭОП. Борьбу с гидроакустическими станциями и системами самонаве дения торпед можно вести также созданием помех, при менением ложных гидроакустических целей и имита ционных патронов.
Снижение шумов надводных кораблей и подводных лодок достигается применением малошумящих агрега тов, звукопоглощающих материалов и установкой меха низмов на виброизоляторах.
Звукопоглощающими материалами облицовывают внутренние поверхности энергетических отсеков. Один из материалов представляет собой перфорированные пира мидальные плитки из твердого поливийилхлорида, покры тые изнутри слоем минеральной ваты. Средний коэффи циент поглощения шума материала, например «Мерли» английского производства, в диапазоне 125—2000 гц до стигает 0,6, что снижает уровень шума более чем в че тыре раза.
Рассмотрим способы снижения шумов на примере американской подводной лодки «Таллиби». Ее механиз мы взаимоизолированы и смонтированы на шумопогло щающих прокладках. В носовой части установлена зву коизолирующая перегородка из стекловолокна. Звуко поглощающим материалом выложены также внутренние поверхности отсеков. На лодке применена малошумящая силовая установка с турбоэлектрическим двига телем.
Изменение шумов подводных лодок контролируют специальной аппаратурой на разных глубинах погруже ния и на различных скоростях хода. Знание уровня шума в тех или иных условиях позволяет выбрать оптималь ную скорость хода и глубину погружения, при которых образуется минимальный уровень шума.
Отражательные способности можно снизить, если от дельные участки корпуса подводной лодки, обладающие
220
наибольшей ЭОП, покрыть материалами, поглощающими звуковые волны.
Применявшиеся во время второй мировой войны на некоторых подводных лодках противогидролокационные покрытия поглощали до 99% падающей энергии звуко вых волн в диапазоне 9—18 кгц. Покрытие состояло из двух слоев резины толщиной по 2 мм (рис. 163). Внешний
Рис. 163. Звукопоглощающее |
противогидролокационное |
||
|
|
покрытие: |
|
1 — сплошной |
внешний |
слой резины; |
2 — внутренний перфориро |
ванный слой |
резины; |
3 — отверстия; |
4 — корпус подводной лодки |
слой сплошной, внутренний имел отверстия различного диаметра. Комбинация отверстий образует колебатель ные контуры, поглощающие энергию ультразвуковых ко лебаний. Недостатком резонансных поглощающих покры тий является зависимость их коэффициента поглощения от температуры и давления окружающей среды.
Помехи гидроакустическим средствам создают спе циальными дрейфующими или самоходными приборами, основу которых составляют электромеханические гене раторы, излучающие шумы в широком диапазоне частот.
Ложные гидроакустические цели способны ввести в
заблуждение операторов гидролокационных и шумопеленгаторных станций. Ложными целями могут быть са моходные, дрейфующие и буксируемые имитаторы.
Имитаторы имитируют как движение, так и эхо-сиг налы и шумы подводной лодки. Они принимают и запи сывают сигналы гидролокатора, а затем переизлучают
221
их в обратном направлении, В результате в приемное устройство гидролокатора поступает как бы многократ ное эхо, на фоне которого трудно выделить сигнал, отра женный подводной лодкой. Кроме того, гидроакустиче ское устройство имитатора может излучать сигналы, имитирующие шум движущейся подводной лодки.. Один из образцов американского самоходного имитатора по внешнему виду напоминает торпеду (рис. 164). С по мощью электродвигателя мощностью 1 л. с., питаемого от аккумуляторной батареи, имитатор развивает ско рость до 10 узлов на глубинах 16—600 м. Скорость, направление движения и глубина его погружения изме няются программным устройством. Имитатор работает в режиме эхо-сигналов и, кроме того, имитирует шум подводной лодки в диапазоне 9,11—10 кгц. Он может за пускаться с подводных лодок, надводных кораблей и вертолетов.
Рис. 164. Самоходный имитатор подводной лодки:
1 — носовой отсек; 2 — электронный отсек; 3 — аккумуляторный отсек; 4 — преобразователь отраженных волн; 5 — отсек наведения
Имитационные патроны (ИП) предназначены для создания ложных подводных целей и отвлечения торпед с активной головкой самонаведения. Принцип действия ИП заключается в том, что находящееся в патроне газо образующее вещество (например, гидрид кальция) при контакте с водой выделяет большое количество пузырь ков газа, образующих газовое облако. Гидроакустиче ская энергия отражается от газового облака так же, как от подводной цели. Однако ввиду того что имитационные патроны практически неподвижны по отношению к под водной лодке, они не вызывают эффекта Доплера при отражении звуковых волн и поэтому их можно сравни тельно легко отличить от подводной лодки.
АППАРАТУРА НАВЕДЕНИЯ НА РЭС*
Самолеты и ракеты для поражения РЭС можно наво дить аппаратурой привода и самонаведения.
Приводные устройства
Самолеты наводят на РЭС приводной аппаратурой, представляющей собой амплитудный или фазовый ра диопеленгатор (рис. 165). В амплитудном пелен гаторе ДНА периодически перемещается на угол ±{3, образуя равносигнальное направление ON, совпадающее с осью самолета. Если направление ОЦ на цель не сов падает с равносигнальным направлением, на выходе приемника появляется напряжение, величина и поляр ность которого зависят от угла в между направлением на цель и равносигнальным направлением. Когда ось са молета направлена на цель, угол г= 0 и напряжение на выходе приемника также будет равно нулю.
В фазовом пеленгаторе направление на источник из лучения определяют измерением разности Лф фаз сигна лов, принятых двумя (или более) антеннами, разнесен ными на расстояние d:
. , 2nd cose
Л,^ = — х—
Отклонение оси самолета от направления на цель на блюдают на индикаторе.
Аппаратура самонаведения ракет
Ракеты, предназначенные для поражения РЭС, снаб жают головками самонаведенйя (рис. 166). Основным элементом пассивной головки самонаведения является*
* По материалам зарубежной печати.
о
Пр и е м н и к
б
Рис. 165. Упрощенная структурная схема самолетной приводной аппаратуры:
а — амплитудный радиопеленгатор; б — фазовый радиопеленгатор
Рис. 166. Структурная схема пассивной головки самонаведе ния ракеты:
/ — координатор; 2, 4 ~~ усилители каналов высоты и курса; 3 — вспо могательные измерители; 5, 6 — приводы рулей высоты и курса; 7 — рулевые машинки; 8, 9 — рули высоты и курса
224
координатор (рис. 167), измеряющий угловое отклонение цели от продольной оси ракеты. На вход координатора поступают сигналы от РЭС. На выходе получаются сиг налы, величина и полярность которых зависят от угла ср рассогласования — угла между осью антенны координа тора ох и направлением на цель ОЦ (рис. 168).
Координатор определяет углы рассогласования в вер тикальной (тангажа) и в азимутальной плоскостях (курса).
Когда ось ракеты направлена на цель (ср = 0), на вы ходе координатора напряжения равны нулю. Отклонение ракеты от направления на цель вызывает появление между осью антенны и линией ракета-цель углов рассо гласования в вертикальной <ру и азимутальной cpz плос костях. На выходе координатора возникают управляю щие напряжения, пропорциональные отклонению оси ра кеты от направления на РЭС:
Uу = К®у , Uz = K<?z-
Через исполнительное устройство управляющие сигна лы воздействуют на органы управления ракетой, изме няя направление ее полета.
Кроме координатора, являющегося основным измери телем, в аппаратуру самонаведения входят и вспомога тельные: скоростные, позиционные и ускорительно-скоро стные гироскопы, датчики ускорений, датчики углов ата ки и т. д. Вспомогательные измерители реагируют на изменение положения ракеты, уточняя величины управ ляющих сигналов, формируемых координатором. Они создают дополнительные корректирующие напряжения по каналам тангажа и курса, которые повышают точ ность наведения.
С выхода координатора и вспомогательных измери телей управляющие напряжения поступают на сумми рующие каскады каналов управления по тангажу и кур су, где они складываются и после усиления поступают к приводам, изменяющим положение рулей и корректирую щим направление полета ракеты. Отклонение ракеты от носительно цели приводит к изменению величины сигна ла рассогласования. Новое значение сигнала рассогласо вания вызывает соответствующий поворот рулей.
Таким образом, сигналы ошибки, поступающие с ко ординатора и дополнительных измерителей, непрерывно
225