Файл: Палий, А. И. Радиоэлектронная борьба.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

представляет собой контейнер из 127 элементов, выстре­ ливаемый в снаряде с помощью мортиры. После выстре­ ливания образуется пиротехническое облако, отвлекаю­ щее на себя ракеты с тепловыми головками самонаве­ дения. Эффективность действия тепловых ложных целей можно значительно повысить при одновременном сниже­ нии ИК излучения объектов.

1

Рис. 162.

К поясн ен и ю способ ов

п р о т и в о д е й с т в и я И К

технике,

 

п р и м е н я е м ы х в

ави ац и и :

 

 

/ — ракета

с ИК головкой самонаведения;

2 — аэрозольная

завеса;

3 — раке­

та, разбрасывающая ИК отражатели;

4 — пиротехнические

средства

ИК про­

 

тиводействия;

5 — ИК ловушка

 

 

Противодействие ИК системам осуществляют также созданием активных помех. Такие помехи затрудняют обнаружение с помощью ИК систем объектов и наведе­ ние на них оружия с тепловыми головками самонаве­ дения. Передатчики активных ПК помех типа AAQA установлены, например, на американских самолетах RFA

и ЕВ-66.

Некоторые способы противодействия ИК системам обнаружения и наведения, применяемые за рубежом, по­ казаны на рис. 162.

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ

В настоящее время средства гидроакустики становят­ ся основным источником информации о подводной обста­ новке. Гидроакустика заняла достаточно прочное место и в системах самонаведения противолодочного оружия. Появление гидроакустических средств вызвало в свою очередь необходимость создания специальных устройств для борьбы с ними [6].

Гидроакустические станции строят по принципу шумо- и эхопеленгования.

Во время движения корабля или подводной лодки возникают шумы, создаваемые работающими механиз­ мами, вибрацией корпуса корабля и винтами. Эти шумы обнаруживают и пеленгуют шумопеленгаторными стан­ циями, устанавливаемыми на берегу, кораблях, подвод­ ных лодках и вертолетах. Так как шумопеленгаторы не измеряют дальность до цели, местоположение источ­ ника шума определяют пеленгованием с двух-трех точек и последующим нахождением местоположения цели пу­ тем вычисления или графического построения.

Среди аппаратуры для подводного наблюдения осо­ бое место занимают гидролокационные средства (ГЛС).

ГЛС представляет собой активный звуковой прибор подводного наблюдения, позволяющий определять на­ правление и дальность до цели. В отличие от шумопелен­ гаторов гидролокационные приборы могут обнаруживать нешумящие цели.

Принцип работы гидролокатора состоит в посылке в определенном направлении ультразвуковых сигналов и приеме отраженных. Дальность обнаружения морских целей гидролокаторами зависит от их технических харак­

219


теристик, а также от скорости хода своего корабля и ги­ дрологических условий. Максимальная дальность гидро­ локационного обнаружения зависит также от отражаю­ щих свойств целей, их размеров и конфигурации. На ра­ боту шумопеленгаторов большое влияние оказывает уро­ вень шумов кораблей.

Чтобы скрыть подводные лодки от гидроакустическо­ го наблюдения, за рубежом предпринимают различные меры, в том числе снижение их шумов и ЭОП. Борьбу с гидроакустическими станциями и системами самонаве­ дения торпед можно вести также созданием помех, при­ менением ложных гидроакустических целей и имита­ ционных патронов.

Снижение шумов надводных кораблей и подводных лодок достигается применением малошумящих агрега­ тов, звукопоглощающих материалов и установкой меха­ низмов на виброизоляторах.

Звукопоглощающими материалами облицовывают внутренние поверхности энергетических отсеков. Один из материалов представляет собой перфорированные пира­ мидальные плитки из твердого поливийилхлорида, покры­ тые изнутри слоем минеральной ваты. Средний коэффи­ циент поглощения шума материала, например «Мерли» английского производства, в диапазоне 125—2000 гц до­ стигает 0,6, что снижает уровень шума более чем в че­ тыре раза.

Рассмотрим способы снижения шумов на примере американской подводной лодки «Таллиби». Ее механиз­ мы взаимоизолированы и смонтированы на шумопогло­ щающих прокладках. В носовой части установлена зву­ коизолирующая перегородка из стекловолокна. Звуко­ поглощающим материалом выложены также внутренние поверхности отсеков. На лодке применена малошумящая силовая установка с турбоэлектрическим двига­ телем.

Изменение шумов подводных лодок контролируют специальной аппаратурой на разных глубинах погруже­ ния и на различных скоростях хода. Знание уровня шума в тех или иных условиях позволяет выбрать оптималь­ ную скорость хода и глубину погружения, при которых образуется минимальный уровень шума.

Отражательные способности можно снизить, если от­ дельные участки корпуса подводной лодки, обладающие

220

наибольшей ЭОП, покрыть материалами, поглощающими звуковые волны.

Применявшиеся во время второй мировой войны на некоторых подводных лодках противогидролокационные покрытия поглощали до 99% падающей энергии звуко­ вых волн в диапазоне 9—18 кгц. Покрытие состояло из двух слоев резины толщиной по 2 мм (рис. 163). Внешний

Рис. 163. Звукопоглощающее

противогидролокационное

 

 

покрытие:

1 — сплошной

внешний

слой резины;

2 — внутренний перфориро­

ванный слой

резины;

3 — отверстия;

4 — корпус подводной лодки

слой сплошной, внутренний имел отверстия различного диаметра. Комбинация отверстий образует колебатель­ ные контуры, поглощающие энергию ультразвуковых ко­ лебаний. Недостатком резонансных поглощающих покры­ тий является зависимость их коэффициента поглощения от температуры и давления окружающей среды.

Помехи гидроакустическим средствам создают спе­ циальными дрейфующими или самоходными приборами, основу которых составляют электромеханические гене­ раторы, излучающие шумы в широком диапазоне частот.

Ложные гидроакустические цели способны ввести в

заблуждение операторов гидролокационных и шумопеленгаторных станций. Ложными целями могут быть са­ моходные, дрейфующие и буксируемые имитаторы.

Имитаторы имитируют как движение, так и эхо-сиг­ налы и шумы подводной лодки. Они принимают и запи­ сывают сигналы гидролокатора, а затем переизлучают

221



их в обратном направлении, В результате в приемное устройство гидролокатора поступает как бы многократ­ ное эхо, на фоне которого трудно выделить сигнал, отра­ женный подводной лодкой. Кроме того, гидроакустиче­ ское устройство имитатора может излучать сигналы, имитирующие шум движущейся подводной лодки.. Один из образцов американского самоходного имитатора по внешнему виду напоминает торпеду (рис. 164). С по­ мощью электродвигателя мощностью 1 л. с., питаемого от аккумуляторной батареи, имитатор развивает ско­ рость до 10 узлов на глубинах 16—600 м. Скорость, направление движения и глубина его погружения изме­ няются программным устройством. Имитатор работает в режиме эхо-сигналов и, кроме того, имитирует шум подводной лодки в диапазоне 9,11—10 кгц. Он может за­ пускаться с подводных лодок, надводных кораблей и вертолетов.

Рис. 164. Самоходный имитатор подводной лодки:

1 — носовой отсек; 2 — электронный отсек; 3 — аккумуляторный отсек; 4 — преобразователь отраженных волн; 5 — отсек наведения

Имитационные патроны (ИП) предназначены для создания ложных подводных целей и отвлечения торпед с активной головкой самонаведения. Принцип действия ИП заключается в том, что находящееся в патроне газо­ образующее вещество (например, гидрид кальция) при контакте с водой выделяет большое количество пузырь­ ков газа, образующих газовое облако. Гидроакустиче­ ская энергия отражается от газового облака так же, как от подводной цели. Однако ввиду того что имитационные патроны практически неподвижны по отношению к под­ водной лодке, они не вызывают эффекта Доплера при отражении звуковых волн и поэтому их можно сравни­ тельно легко отличить от подводной лодки.

АППАРАТУРА НАВЕДЕНИЯ НА РЭС*

Самолеты и ракеты для поражения РЭС можно наво­ дить аппаратурой привода и самонаведения.

Приводные устройства

Самолеты наводят на РЭС приводной аппаратурой, представляющей собой амплитудный или фазовый ра­ диопеленгатор (рис. 165). В амплитудном пелен­ гаторе ДНА периодически перемещается на угол ±{3, образуя равносигнальное направление ON, совпадающее с осью самолета. Если направление ОЦ на цель не сов­ падает с равносигнальным направлением, на выходе приемника появляется напряжение, величина и поляр­ ность которого зависят от угла в между направлением на цель и равносигнальным направлением. Когда ось са­ молета направлена на цель, угол г= 0 и напряжение на выходе приемника также будет равно нулю.

В фазовом пеленгаторе направление на источник из­ лучения определяют измерением разности Лф фаз сигна­ лов, принятых двумя (или более) антеннами, разнесен­ ными на расстояние d:

. , 2nd cose

Л,^ = — х—

Отклонение оси самолета от направления на цель на­ блюдают на индикаторе.

Аппаратура самонаведения ракет

Ракеты, предназначенные для поражения РЭС, снаб­ жают головками самонаведенйя (рис. 166). Основным элементом пассивной головки самонаведения является*

* По материалам зарубежной печати.


о

Пр и е м н и к

б

Рис. 165. Упрощенная структурная схема самолетной приводной аппаратуры:

а — амплитудный радиопеленгатор; б — фазовый радиопеленгатор

Рис. 166. Структурная схема пассивной головки самонаведе­ ния ракеты:

/ — координатор; 2, 4 ~~ усилители каналов высоты и курса; 3 — вспо­ могательные измерители; 5, 6 — приводы рулей высоты и курса; 7 — рулевые машинки; 8, 9 — рули высоты и курса

224

координатор (рис. 167), измеряющий угловое отклонение цели от продольной оси ракеты. На вход координатора поступают сигналы от РЭС. На выходе получаются сиг­ налы, величина и полярность которых зависят от угла ср рассогласования — угла между осью антенны координа­ тора ох и направлением на цель ОЦ (рис. 168).

Координатор определяет углы рассогласования в вер­ тикальной (тангажа) и в азимутальной плоскостях (курса).

Когда ось ракеты направлена на цель (ср = 0), на вы­ ходе координатора напряжения равны нулю. Отклонение ракеты от направления на цель вызывает появление между осью антенны и линией ракета-цель углов рассо­ гласования в вертикальной <ру и азимутальной cpz плос­ костях. На выходе координатора возникают управляю­ щие напряжения, пропорциональные отклонению оси ра­ кеты от направления на РЭС:

Uу = К®у , Uz = K<?z-

Через исполнительное устройство управляющие сигна­ лы воздействуют на органы управления ракетой, изме­ няя направление ее полета.

Кроме координатора, являющегося основным измери­ телем, в аппаратуру самонаведения входят и вспомога­ тельные: скоростные, позиционные и ускорительно-скоро­ стные гироскопы, датчики ускорений, датчики углов ата­ ки и т. д. Вспомогательные измерители реагируют на изменение положения ракеты, уточняя величины управ­ ляющих сигналов, формируемых координатором. Они создают дополнительные корректирующие напряжения по каналам тангажа и курса, которые повышают точ­ ность наведения.

С выхода координатора и вспомогательных измери­ телей управляющие напряжения поступают на сумми­ рующие каскады каналов управления по тангажу и кур­ су, где они складываются и после усиления поступают к приводам, изменяющим положение рулей и корректирую­ щим направление полета ракеты. Отклонение ракеты от­ носительно цели приводит к изменению величины сигна­ ла рассогласования. Новое значение сигнала рассогласо­ вания вызывает соответствующий поворот рулей.

Таким образом, сигналы ошибки, поступающие с ко­ ординатора и дополнительных измерителей, непрерывно

225