Файл: Митрофанов, Е. Н. Армоцемент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

амплитуды Л « 8 мм. Таким образом, амплитуде в 1 мм

соответст­

вует величина относительной деформации е « 6 - 1 0 - 5 . Все

это дает

основание предположить, что дальнейшие исследования позволят получить аналитическую зависимость между искомыми парамет­ рами в общем виде, с учетом армирования, марки бетона, формы элементов и т. д., тем самым расширив область применения этого метода.

Помимо систематического текущего контроляпрочности мате­

риалов, применяемых при

изготовлении

конструкций, необходимо

производить контрольные

прочностные

и транспортные испыта­

ния конструкций в следующих случаях:

 

а) при освоении технологии изготовления тонкостенных армо­ цементных конструкций;

б) при значительном изменении технологической схемы по срав­ нению с ранее применявшейся на данном предприятии;

в) при превышении прочности бетона и арматуры (испытанных в контрольных кубах, призмах или образцах) против величии, ука­ занных выше, а также при несоответствии технологических допу­ сков;

г) при изготовлении опытных конструкций, когда объем испы­ тываемых сборных элементов пространственных покрытий опреде­ ляется с учетом их качества в покрытии. При этом за партию при­ нимается общее количество сборных элементов покрытия здания. Таким образом, должны быть испытаны и элементы покрытия, и сборные конструкции покрытия, изготовленные предприятием по одной технологии, из материалов одинакового вида и сорта.

Сборные элементы конструкций покрытий необходимо исследо­ вать в основном для оценки качества бетона в конструкции, а сбор­ ные конструкции покрытия — для оценки их надежности.

П р и м е ч а н и я . 1. Для определения механических свойств материала кон­ струкции, входящих в партию, отбирается один элемент после того, как их изготовлено не менее 10 шт.

2. Если изготовление конструкций находится в стадии освоения, то должно быть проведено испытание двух элементов из первых десяти выпущенных.

3.К испытанию сборных конструкций пространственного покрытия прини­ мается не менее 10% их количества.

4.Целая оболочка испытывается на стадии экспериментального строительства.

Для сводчатых систем достаточно испытывать сборные конструкции покрытия, не прибегая к испытанию покрытия в целом.

Должны быть получены следующие данные: а) разрушающая нагрузка;

б) нагрузка, при которой появляется первая нормируемая тре­ щина, а также характер развития и ширина при последующих уве­ личениях нагрузки;

в) зависимость величин деформаций и прогибов от нагрузки. Конструкции для испытаний отбираются на основе анализа пас­ портов изделий, вошедших в принимаемую партию. При этом вы­ бирается одно или несколько изделий более низкого качества, чем остальные. Результат отбора фиксируется в акте, к которому при­ лагаются подробные данные об изготовленных изделиях (их

З а к аз № 1703

193


геометрические размеры, армирование конструкции, механические характеристики арматуры и бетона, внешние дефекты конструкции, метод изготовления и т. п.).

Испытание отобранных конструкций должно быть проведено до отправки их на монтаж.

Допускается не доводить испытания отобранных конструкций серийного производства до разрушения, если при нагруженин не менее двух конструкций удовлетворяется неравенство

<? , < р > С о ? р -

§4. ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ, ЖЕСТКОСТИ И ТРЕЩИНОСТОЙКОСТИ АРМОЦЕМЕНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ П О РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

Прочность конструкции оценивается по наименьшей величине разрушающей нагрузки, вызывающей хотя бы одно из нижесле­ дующих состояний, при которых она становится непригодной для дальнейшей эксплуатации:

а) разрыв арматуры; б) нарушение анкеровки, достижение предела текучести арма­

туры затяжек, диафрагм или бортовых элементов; в) раскрытие трещин на ширину свыше 1 мм с одновременным

приростом прогиба от последней ступени загружения, равным (или большим) суммарному прогибу, полученному при иагружении кон­ струкции пятью первыми такими же ступенями нагрузки;

г)

разрушение бетона сжатой зоны;

д)

расслаивание

армоцементных элементов по плоскостям

«сетки — бетон»;

 

е)

раскалывание

торцов;

ж)

разрушение у опор по косым трещинам;

з)

раскрытие стыков сборных элементов с одновременным раз­

рушением бетона в стыке и на участке контактной зоны; и) прогиб плиты или ребер, а также конструкции в целом на

величину, равную или большую 1/50/ соответственно меньшего пролета оболочки или расчетного пролета испытываемого сборного элемента;

к) местную или общую потерю устойчивости.

Величина разрушающей нагрузки, полученная при испытании каждого образца конструкции, должна быть не менее контрольной разрушающей нагрузки qKp, определенной по формуле

9кр ~<2' ^оЦр 1

где с0 — отношение фактического коэффициента однородности кон­ струкции к произведению коэффициента однородности ар­ моцемента и коэффициента условий работы;

qp — максимальная расчетная нагрузка, включающая собствен­ ный вес конструкций; вычисляется согласно СНиП II-A.11—62.

194


Величина коэффициента с0 (см. табл. 36) зависит от' вида на­ пряженного состояния испытываемого элемента и качества мате­ риала, геометрических параметров конструкций и условий их экс­ плуатации.

 

 

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 3

 

 

 

Х а р а к т е р р а з р у ш е н и я

т

 

Текучесть

арматуры,

сеток

0,8

0,9

1.4

Текучесть

элементов

затяжек

0,8

0,9

1,4

Разрыв

арматуры

 

0,75

0,9

1,5

Расслоение армоцемента по плоскостям «сетки—

 

 

 

бетон»

 

 

 

 

0,75

0,9

1,5

Выдергивание арматуры и раскалывание бетона

 

 

 

торцов

 

 

 

.

0,9

0,7

1,6

Разрушение (раздробление) бетона сжатой зоны

 

 

 

или разрушение по косым трещинам

0,9

0,7

1,6

Раскрытие стыков сборных элементов с одновре­

 

 

 

менным разрушением бетона в стыке и на участке

 

 

 

контактной

зоны

 

0,9

0,65

1,6

Местная

потеря устойчивости элементов:

 

 

 

а)

при

текучести

арматуры

0,8

0,9

1,4

б)

при

разрушении бетона

0,75

0,7

1,7

Общая

потеря устойчивости

 

 

1,4—1,7

П р и м е ч а н и е : т — коэффициент условий работы; k0 — коэффициент однородности; с 0 — коэффициент запаса:

г -

с-о

,

где кф — отношение величин несущей

k0m

способности элемента по фактическим

и нормативным (проектным) характеристикам; его величина при предвари­ тельной оценке результатов испытания, а также при определении контрольной разрушающей нагрузки принимается равной единице.

Величина коэффициента с0 по последнему пункту табл. 36 при­ нимается дифференцированно в зависимости от характера разру­ шения и формы потери устойчивости.

Контрольная разрушающая нагрузка для армоцементных конст­ рукций, армированных стержневой рабочей арматурой и ткаными сетками, выполняющими конструктивные функции, определяется согласно ГОСТ 8829—66.

Если при испытании конструкций разрушающая нагрузка ока­ жется менее 100% расчетной разрушающей, но не менее 90% контрольной, то производят испытание дополнительных образцов, отобранных в том же количестве и из той же партии. Если при испытании дополнительных образцов величина нагрузки окажется не менее 90% контрольной разрушающей нагрузки, то партия признается годной. В том случае, когда разрушающая нагрузка хотя бы одного образца из первоначальных или повторно испытан­ ных образцов будет менее 90% контрольной нагрузки, то вся пар­ тия выбраковывается. .

8*

195


При испытании опытных конструкций величина разрушающей нагрузки должна быть не менее 100% теоретической разрушающей. Теоретическая разрушающая нагрузка определяется по фактиче­ ским размерам сечений, действительной схеме нагрузки, опирания и величине эксцентриситетов.

Жесткость конструкции оценивается в зависимости от норма­ тивных нагрузок, определяемых согласно СНиП II-A.11—62 «На­ грузки и воздействия».

Величина контрольной нагрузки по проверке жесткости прини­ мается равной нормативной нагрузке, а величина контрольного прогиба — равной величине прогиба от контрольной нагрузки, вы­ численной при ее кратковременном действии в соответствии с ин­ структивными указаниями по проектированию армоцементных кон­ струкций.

Величина прогиба испытанной конструкции должна быть не бо­ лее fa^fnp, где /пр предельно допустимый прогиб для конструк­ ции, принимаемый согласно настоящим рекомендациям и СН 366—67.

При отклонениях от указанной зависимости необходимо вне­ сти коррективы в соответствии с методикой, предлагаемой в на­ стоящих рекомендациях:

f <- f

ь

ь

 

 

 

/ э ^ / п р ^ п р !

"-пр

7~ '

 

 

где f(p расчетный прогиб,

 

 

h

 

 

 

вычисленный

по

фактическим

данным

конструкции;

 

 

 

 

 

 

fp — расчетный прогиб,

вычисленный

по

проектным

данным,

причем расчетные приемы по определению /ф и fp

должны

быть одинаковыми.

 

 

 

 

 

 

Если в результате испытания окажется, что измеренный при до­ стижении контрольной нагрузки прогиб хотя бы одного образца превышает контрольный более чем на 10%,-то проводят испыта­ ние еще двух образцов. В том случае, когда расчетный прогиб

конструкции (вычисленный

с учетом действительной

схемы работы

и длительного воздействия

нагрузки) составляет 85%

и более пре­

дельных значений прогибов, такая конструкция признается годной при условии, что измеренный прогиб не превышает контрольный более чем на 10%. Если же измеренный прогиб хотя бы одной из первоначально или повторно испытанных конструкций будет пре­ вышать контрольный более чем на 10%, то вся партия выбрако­ вывается.

П р и м е ч а н и е . Величины контрольной нагрузки, контрольных прогибов и допустимых отклонений должны быть отмечены на чертежах или в техниче­ ских условиях на изделия.

Предельно допустимые величины прогибов от контрольной на­ грузки принимаются с учетом типа конструкций и условий эксплу­ атации, а именно:

для армоцементных конструкций балочного типа по аналогии с железобетонными конструкциями;

196


для

сводчатых

конструкций арочного типа

/ / / ^ 1 /600;

для

оболочек,

опертых

по контуру,

f/t^. 1/800.

П р н м е ч а п и е.

Величины

предельных

прогибов

для тонкостенных про­

странственных конструкций типа оболочек до сих пор не нормированы. Реко­ мендации даны иа основании практических результатов натурных испытаний.

Нормируемые

прогибы позволяют обеспечить нормальные условия эксплуата­

ции, а также

исключают необходимость пересчета оболочек по деформирован­

ной схеме.

 

Трещиностойкость армоцементных конструкций оценивается дифференцированно, причем принимаются во внимание условия эксплуатации и тип конструкций.

Предельно допустимая ширина раскрытия трещины в армоце­ ментных конструкциях, армированных ткаными сетками, не долж­ на превышать 0,1 мм от воздействия контрольной нагрузки, вели­ чина которой указана в технической документации на данный вид изделий. Контрольная нагрузка по трещииостойкости определя­ ется нормативными нагрузками, действующими на данное соору­ жение.

Для обнаружения на поверхности армоцементных элементов трещин с шириной раскрытия а т = 0,014-0,05 мм рекомендуется ис­ следуемые участки периодически протирать ацетоном, который, проникая в трещины, рельефно обозначает характер их развития. Для армоцементных конструкций, армированных стержневой ар­ матурой, предельно допустимая величина раскрытия трещин а т должна быть не более 0,1 мм от воздействия нормативных на­ грузок.

Конструкция признается удовлетворяющей требованиям трещи­ иостойкости, если а т . э г ^ а т . п р , где ат .э — ширина раскрытия тре­ щин, полученная при испытании конструкции; ат.пр ширина рас­ крытия трещин, определяемая по СН 366—67 и Рекомендациям по расчету армоцементных конструкций (ЛенЗНИИЭП, 1971).

При отклонениях от указанных предельных значений ширины раскрытия трещин необходимо произвести перерасчет конструкции по раскрытию трещин с учетом фактических данных испытываемой конструкции. В этом случае условие примет вид: ат .э т .П р&г-пр, где &т-пр~ат.ф/ат-н; ат .ф и а т . н соответственно ширина раскрытия трещин, найденная расчетным путем по фактическим и норматив­ ным данным испытываемой конструкции.

П р и м е ч а н и я . 1. При обработке экспериментальных данных, особенно при переходе от деформаций к напряжениям, необходимо использовать диа­ грамму растяжения или сжатия армоцемента, полученную при испытании об­ разцов.

2. Ширину раскрытия трещин на участке бетона с наклеенным датчиком можно определить по формуле

От ж kzln,

где k — коэффициент, зависящий от / и п; I — база датчика;

п — количество витков проволоки у датчика;

197