ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
амплитуды Л « 8 мм. Таким образом, амплитуде в 1 мм |
соответст |
вует величина относительной деформации е « 6 - 1 0 - 5 . Все |
это дает |
основание предположить, что дальнейшие исследования позволят получить аналитическую зависимость между искомыми парамет рами в общем виде, с учетом армирования, марки бетона, формы элементов и т. д., тем самым расширив область применения этого метода.
Помимо систематического текущего контроляпрочности мате
риалов, применяемых при |
изготовлении |
конструкций, необходимо |
производить контрольные |
прочностные |
и транспортные испыта |
ния конструкций в следующих случаях: |
|
а) при освоении технологии изготовления тонкостенных армо цементных конструкций;
б) при значительном изменении технологической схемы по срав нению с ранее применявшейся на данном предприятии;
в) при превышении прочности бетона и арматуры (испытанных в контрольных кубах, призмах или образцах) против величии, ука занных выше, а также при несоответствии технологических допу сков;
г) при изготовлении опытных конструкций, когда объем испы тываемых сборных элементов пространственных покрытий опреде ляется с учетом их качества в покрытии. При этом за партию при нимается общее количество сборных элементов покрытия здания. Таким образом, должны быть испытаны и элементы покрытия, и сборные конструкции покрытия, изготовленные предприятием по одной технологии, из материалов одинакового вида и сорта.
Сборные элементы конструкций покрытий необходимо исследо вать в основном для оценки качества бетона в конструкции, а сбор ные конструкции покрытия — для оценки их надежности.
П р и м е ч а н и я . 1. Для определения механических свойств материала кон струкции, входящих в партию, отбирается один элемент после того, как их изготовлено не менее 10 шт.
2. Если изготовление конструкций находится в стадии освоения, то должно быть проведено испытание двух элементов из первых десяти выпущенных.
3.К испытанию сборных конструкций пространственного покрытия прини мается не менее 10% их количества.
4.Целая оболочка испытывается на стадии экспериментального строительства.
Для сводчатых систем достаточно испытывать сборные конструкции покрытия, не прибегая к испытанию покрытия в целом.
Должны быть получены следующие данные: а) разрушающая нагрузка;
б) нагрузка, при которой появляется первая нормируемая тре щина, а также характер развития и ширина при последующих уве личениях нагрузки;
в) зависимость величин деформаций и прогибов от нагрузки. Конструкции для испытаний отбираются на основе анализа пас портов изделий, вошедших в принимаемую партию. При этом вы бирается одно или несколько изделий более низкого качества, чем остальные. Результат отбора фиксируется в акте, к которому при лагаются подробные данные об изготовленных изделиях (их
З а к аз № 1703 |
193 |
геометрические размеры, армирование конструкции, механические характеристики арматуры и бетона, внешние дефекты конструкции, метод изготовления и т. п.).
Испытание отобранных конструкций должно быть проведено до отправки их на монтаж.
Допускается не доводить испытания отобранных конструкций серийного производства до разрушения, если при нагруженин не менее двух конструкций удовлетворяется неравенство
<? , < р > С о ? р -
§4. ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ, ЖЕСТКОСТИ И ТРЕЩИНОСТОЙКОСТИ АРМОЦЕМЕНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ П О РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
Прочность конструкции оценивается по наименьшей величине разрушающей нагрузки, вызывающей хотя бы одно из нижесле дующих состояний, при которых она становится непригодной для дальнейшей эксплуатации:
а) разрыв арматуры; б) нарушение анкеровки, достижение предела текучести арма
туры затяжек, диафрагм или бортовых элементов; в) раскрытие трещин на ширину свыше 1 мм с одновременным
приростом прогиба от последней ступени загружения, равным (или большим) суммарному прогибу, полученному при иагружении кон струкции пятью первыми такими же ступенями нагрузки;
г) |
разрушение бетона сжатой зоны; |
|
д) |
расслаивание |
армоцементных элементов по плоскостям |
«сетки — бетон»; |
|
|
е) |
раскалывание |
торцов; |
ж) |
разрушение у опор по косым трещинам; |
|
з) |
раскрытие стыков сборных элементов с одновременным раз |
рушением бетона в стыке и на участке контактной зоны; и) прогиб плиты или ребер, а также конструкции в целом на
величину, равную или большую 1/50/ соответственно меньшего пролета оболочки или расчетного пролета испытываемого сборного элемента;
к) местную или общую потерю устойчивости.
Величина разрушающей нагрузки, полученная при испытании каждого образца конструкции, должна быть не менее контрольной разрушающей нагрузки qKp, определенной по формуле
9кр ~<2' ^оЦр 1
где с0 — отношение фактического коэффициента однородности кон струкции к произведению коэффициента однородности ар моцемента и коэффициента условий работы;
qp — максимальная расчетная нагрузка, включающая собствен ный вес конструкций; вычисляется согласно СНиП II-A.11—62.
194
Величина коэффициента с0 (см. табл. 36) зависит от' вида на пряженного состояния испытываемого элемента и качества мате риала, геометрических параметров конструкций и условий их экс плуатации.
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 3 |
|
|
|
Х а р а к т е р р а з р у ш е н и я |
т |
"о |
|
|
Текучесть |
арматуры, |
сеток |
0,8 |
0,9 |
1.4 |
||
Текучесть |
элементов |
затяжек |
0,8 |
0,9 |
1,4 |
||
Разрыв |
арматуры |
|
0,75 |
0,9 |
1,5 |
||
Расслоение армоцемента по плоскостям «сетки— |
|
|
|
||||
бетон» |
|
|
|
|
0,75 |
0,9 |
1,5 |
Выдергивание арматуры и раскалывание бетона |
|
|
|
||||
торцов |
|
|
|
. |
0,9 |
0,7 |
1,6 |
Разрушение (раздробление) бетона сжатой зоны |
|
|
|
||||
или разрушение по косым трещинам |
0,9 |
0,7 |
1,6 |
||||
Раскрытие стыков сборных элементов с одновре |
|
|
|
||||
менным разрушением бетона в стыке и на участке |
|
|
|
||||
контактной |
зоны |
|
0,9 |
0,65 |
1,6 |
||
Местная |
потеря устойчивости элементов: |
|
|
|
|||
а) |
при |
текучести |
арматуры |
0,8 |
0,9 |
1,4 |
|
б) |
при |
разрушении бетона |
0,75 |
0,7 |
1,7 |
||
Общая |
потеря устойчивости |
|
|
1,4—1,7 |
П р и м е ч а н и е : т — коэффициент условий работы; k0 — коэффициент однородности; с 0 — коэффициент запаса:
г -
с-о |
, |
где кф — отношение величин несущей |
k0m |
способности элемента по фактическим |
и нормативным (проектным) характеристикам; его величина при предвари тельной оценке результатов испытания, а также при определении контрольной разрушающей нагрузки принимается равной единице.
Величина коэффициента с0 по последнему пункту табл. 36 при нимается дифференцированно в зависимости от характера разру шения и формы потери устойчивости.
Контрольная разрушающая нагрузка для армоцементных конст рукций, армированных стержневой рабочей арматурой и ткаными сетками, выполняющими конструктивные функции, определяется согласно ГОСТ 8829—66.
Если при испытании конструкций разрушающая нагрузка ока жется менее 100% расчетной разрушающей, но не менее 90% контрольной, то производят испытание дополнительных образцов, отобранных в том же количестве и из той же партии. Если при испытании дополнительных образцов величина нагрузки окажется не менее 90% контрольной разрушающей нагрузки, то партия признается годной. В том случае, когда разрушающая нагрузка хотя бы одного образца из первоначальных или повторно испытан ных образцов будет менее 90% контрольной нагрузки, то вся пар тия выбраковывается. .
8* |
195 |
При испытании опытных конструкций величина разрушающей нагрузки должна быть не менее 100% теоретической разрушающей. Теоретическая разрушающая нагрузка определяется по фактиче ским размерам сечений, действительной схеме нагрузки, опирания и величине эксцентриситетов.
Жесткость конструкции оценивается в зависимости от норма тивных нагрузок, определяемых согласно СНиП II-A.11—62 «На грузки и воздействия».
Величина контрольной нагрузки по проверке жесткости прини мается равной нормативной нагрузке, а величина контрольного прогиба — равной величине прогиба от контрольной нагрузки, вы численной при ее кратковременном действии в соответствии с ин структивными указаниями по проектированию армоцементных кон струкций.
Величина прогиба испытанной конструкции должна быть не бо лее fa^fnp, где /пр — предельно допустимый прогиб для конструк ции, принимаемый согласно настоящим рекомендациям и СН 366—67.
При отклонениях от указанной зависимости необходимо вне сти коррективы в соответствии с методикой, предлагаемой в на стоящих рекомендациях:
f <- f |
ь |
ь |
— |
|
|
|
/ э ^ / п р ^ п р ! |
"-пр |
7~ ' |
|
|
||
где f(p — расчетный прогиб, |
|
|
h |
|
|
|
вычисленный |
по |
фактическим |
данным |
|||
конструкции; |
|
|
|
|
|
|
fp — расчетный прогиб, |
вычисленный |
по |
проектным |
данным, |
||
причем расчетные приемы по определению /ф и fp |
должны |
|||||
быть одинаковыми. |
|
|
|
|
|
|
Если в результате испытания окажется, что измеренный при до стижении контрольной нагрузки прогиб хотя бы одного образца превышает контрольный более чем на 10%,-то проводят испыта ние еще двух образцов. В том случае, когда расчетный прогиб
конструкции (вычисленный |
с учетом действительной |
схемы работы |
и длительного воздействия |
нагрузки) составляет 85% |
и более пре |
дельных значений прогибов, такая конструкция признается годной при условии, что измеренный прогиб не превышает контрольный более чем на 10%. Если же измеренный прогиб хотя бы одной из первоначально или повторно испытанных конструкций будет пре вышать контрольный более чем на 10%, то вся партия выбрако вывается.
П р и м е ч а н и е . Величины контрольной нагрузки, контрольных прогибов и допустимых отклонений должны быть отмечены на чертежах или в техниче ских условиях на изделия.
Предельно допустимые величины прогибов от контрольной на грузки принимаются с учетом типа конструкций и условий эксплу атации, а именно:
для армоцементных конструкций балочного типа по аналогии с железобетонными конструкциями;
196
для |
сводчатых |
конструкций арочного типа |
/ / / ^ 1 /600; |
||
для |
оболочек, |
опертых |
по контуру, |
f/t^. 1/800. |
|
П р н м е ч а п и е. |
Величины |
предельных |
прогибов |
для тонкостенных про |
странственных конструкций типа оболочек до сих пор не нормированы. Реко мендации даны иа основании практических результатов натурных испытаний.
Нормируемые |
прогибы позволяют обеспечить нормальные условия эксплуата |
ции, а также |
исключают необходимость пересчета оболочек по деформирован |
ной схеме. |
|
Трещиностойкость армоцементных конструкций оценивается дифференцированно, причем принимаются во внимание условия эксплуатации и тип конструкций.
Предельно допустимая ширина раскрытия трещины в армоце ментных конструкциях, армированных ткаными сетками, не долж на превышать 0,1 мм от воздействия контрольной нагрузки, вели чина которой указана в технической документации на данный вид изделий. Контрольная нагрузка по трещииостойкости определя ется нормативными нагрузками, действующими на данное соору жение.
Для обнаружения на поверхности армоцементных элементов трещин с шириной раскрытия а т = 0,014-0,05 мм рекомендуется ис следуемые участки периодически протирать ацетоном, который, проникая в трещины, рельефно обозначает характер их развития. Для армоцементных конструкций, армированных стержневой ар матурой, предельно допустимая величина раскрытия трещин а т должна быть не более 0,1 мм от воздействия нормативных на грузок.
Конструкция признается удовлетворяющей требованиям трещи иостойкости, если а т . э г ^ а т . п р , где ат .э — ширина раскрытия тре щин, полученная при испытании конструкции; ат.пр — ширина рас крытия трещин, определяемая по СН 366—67 и Рекомендациям по расчету армоцементных конструкций (ЛенЗНИИЭП, 1971).
При отклонениях от указанных предельных значений ширины раскрытия трещин необходимо произвести перерасчет конструкции по раскрытию трещин с учетом фактических данных испытываемой конструкции. В этом случае условие примет вид: ат .э ^ат .П р&г-пр, где &т-пр~ат.ф/ат-н; ат .ф и а т . н — соответственно ширина раскрытия трещин, найденная расчетным путем по фактическим и норматив ным данным испытываемой конструкции.
П р и м е ч а н и я . 1. При обработке экспериментальных данных, особенно при переходе от деформаций к напряжениям, необходимо использовать диа грамму растяжения или сжатия армоцемента, полученную при испытании об разцов.
2. Ширину раскрытия трещин на участке бетона с наклеенным датчиком можно определить по формуле
От ж kzln,
где k — коэффициент, зависящий от / и п; I — база датчика;
п — количество витков проволоки у датчика;
197