§ 144. Отказы и выгорания зарядов ВВ при производстве взрывных работ н меры борьбы с ними
Выгорание (дефлаграция) заряда ВВ происходит в основном при замедлении процесса детонации или при полном его прекраще нии. При небольшой скорости взрывчатого превращения происходит, по существу, горение заряда. Горящие частицы ВВ в шпуре, а также в отбитом угле являются источником воспламенения метана взрыва угольной пыли, очагом пожаров в шахтах. Выгорание шпуровых зарядов представляет опасность в отношении с запаздыванием взрывов. Действительно, поскольку скорость горения ВВ невелика (мм/с или см/с), шпуровой заряд может выгорать сравнительно долго, в пределе до 10 мин. По мере горения процесс ускоряется и может перейти в детонацию. Это, в свою очередь, может послужить источ ником несчастного случая в забое шахты. Такие случаи неоднократ но имели место в горнодобывающей промышленности многих стран.
Исследованиями причин, вызывающих отказы и выгорания за рядов ВВ, и обеспечением устойчивой детонации в зарядах занима лись советские ученые 10. Б. Харитон, С. И. Рудаковский, И. Я. Пе тровский, Л. В. Дубнов, К. К. Андреев, А. И. Гольбиндер, Н. Л. Ро синский и др. В результате этих исследований установлено, что отказы и выгорания шпуровых зарядов могут происходить по раз личным причинам.
Влияние пересыпок из угольной и породной мелочи. Между пат ронами ВВ в момент заряжания или во время взрывания попадают куски породы, отколовшиеся от стенок шпура, или угольный штыб. При этом резко ухудшаются условия передачи детонации и возможен отказ или выгорание заряда.
Установлено, что если между патронами, составляющими шпу ровой заряд, имеются воздушные промежутки, то можно получить отказ. Это не подтвердило существовавшее ранее представление, согласно которому детонация заряда в шпуре при наличии прочной оболочки передается на значительно большее расстояние, чем на открытом воздухе. Исследования показали что, по крайней мере для предохранительных ВВ, расстояние передачи детонации в шпуре, как правило, меньше расстояния передачи детонации на открытом воздухе. Для устранения этой возможной причины отказов предпи сывается тщательная очистка (промывка) шпуров от буровой мелочи, а все патроны должны досылаться в шпур единой колонкой. В послед нее время для борьбы с выгораниями за счет пересыпок стали применять так называемые монозаряды.
Влияние радиального зазора. При детонации в шпуре (пли трубе
сдостаточно прочными стенками) цилиндрического заряда ВВ в воз душном зазоре между внутренней поверхностью шпура и патро нами ВВ образуется воздушная ударная волна. Эта волна движется
сопережением фронта детонации и производит уплотнение ^еще не детонирующего ВВ, так что к моменту подхода детонационной волны к некоторой точке заряда в ней будет существовать уплотненный