Максимальная величина потенциала электризации наблюдается при транспортировании сыпучих ВВ влажностью 0,4—0,8%, а уже при влажности 1,3—1,4% накапливаемая энергия в 40—50 раз меньше минимально необходимой энергии срабатывания ЭД.
При увлажнении забоечного материала электризуемость его также резко снижается. Так, прн транспортировании сухого квар цевого песка эжекторным зарядчиком накопленный на зонде потен циал составил 23—28 кВ, а при влажности песка, равной 5%, по тенциал не превышает 100 В. Высокая относительная влажность воздуха в забое (65% и более), в частности при бурении с промывкой или с призабойным орошением, исключает накопление электроста тических зарядов из-за снижения электрического сопротивления пород.
В проводящих и полупроводящих породах с удельным сопротивле нием 10"3—108 Ом/см накопление электростатических зарядов в шпу рах (скважинах) исключается независимо от относительной влаж ности воздуха в забое. К проводящим и полупроводящим породам относятся сериоколчеданные, цинковые, галенитовые, вольфрамовые, хромитовые, железные и антимоннтовые руды, гранитпорфиры, кварцевые порфиры, порфириты, песчаники Джезказгана, извест няки Казахстана, сланцы и почвы.
Поэтому, чтобы при пневмозаряжании произошло накопление зарядов статического электричества до взрывоопасного потенциала (12—22 кВ), необходимо сочетание следующих условий:
применение эжекторного зарядника с резинотканевым всасыва ющим шлангом и диэлектрической зарядной трубкой;
влажность ВВ в пределах 0,4—0,8%; сквозное транспортирование через зарядную трубку (зонд);
сопротивление утечки между зондом и землей более 10г2 Ом; зазор не менее 3 см между зондом н стенками шпура; отсутствие конденсата в сжатом воздухе.
Таким образом, для срабатывания ЭД при пневмозаряжанпи и пневмозабойке необходимо обеспечить стечение многих обстоя тельств, благоприятных для образования и накопления электри ческих зарядов до энергии срабатывания и, кроме того, обеспечить условия для мгновенного разряда их на ЭД, что практически невоз можно выполнить.
Электротяговые блуждающие токи. Электровозная откатка в те чение всего периода эксплуатации служит постоянным и непрерыв ным источником блуждающих токов. В то время как верхний кон тактный провод тщательно изолирован от почвы, рельсовый путь, служащий обратным проводом, имеет естественный контакт с нею на всем своем протяжении. Поскольку почва обычно хороший про водник, создаются два пути для обратных токов от электровозов к питающему их источнику выпрямленного тока: через рельсовый путь и через соединенную с ним почву. Соответственно создаются две составляющие обратного тока, одна часть которого протекает по рельсовым путям, а другая — по почве. Последняя составляющая