Файл: Миндели, Э. О. Разрушение горных пород учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 0
•случае они приобретают ясный физический смысл, определяя законы распространения поверхностей слабых возмущений в жидкостях и газе. Основная идея метода характеристик заключается в за мене уравнений газовой динамики в частных производных систе мой дифференциальных уравнений.
Для более наглядного представления о свойствах простых волн дернемся к знакомому примеру с трубкой, наполненной газом и огра ниченной с одной стороны порш
|
|
|
|
нем, |
а |
с другой — наглухо |
за |
|||||||
|
|
|
|
крытой (рис. 55). |
поршня |
|||||||||
|
|
|
|
При |
|
движении |
||||||||
|
|
|
|
влево возникает простая волна |
||||||||||
|
|
|
|
разрежения. Путь поршпя опи |
||||||||||
|
|
|
|
сывается |
кривой х = |
х0 (t), |
на |
|||||||
|
|
|
|
которой расположено семейство |
||||||||||
|
|
|
|
характеристик С+, представля |
||||||||||
|
|
|
|
ющих |
расходящиеся |
прямые |
||||||||
|
|
|
|
линии. Справа от характери |
||||||||||
|
|
|
|
стик х |
— c0t |
находится область |
||||||||
Ноправление движения |
|
разреженного газа, в которой |
||||||||||||
волны раереж ения |
|
все |
|
характеристики |
|
парал |
||||||||
-Рис. 55. Образование |
волны разреже |
лельны. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Расхождение характеристик |
||||||||||||||
|
ния |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
объясняется |
следующим. |
При |
||||||||
t |
|
|
|
ускорении движения поршня на |
||||||||||
|
|
|
начальном участке пути (0—1) |
|||||||||||
|
|
|
|
(см. рис. 55) возникает |
пер |
|||||||||
|
|
|
|
вая |
волна разрежения, |
кото |
||||||||
|
|
|
|
рая перемещается в противопо |
||||||||||
|
|
|
|
ложную |
|
сторону |
движения |
|||||||
|
|
|
|
поршня |
со скоростью |
(и + |
с0), |
|||||||
|
|
|
|
так как |
в |
невозмущенпом газе |
||||||||
|
|
|
|
фронт |
волны |
|
перемещается со |
|||||||
|
|
|
|
скоростью звука с0. |
|
|
|
|||||||
0 1 2 |
3 |
|
|
При |
дальнейшем движении |
|||||||||
|
|
поршня на элементарном уча |
||||||||||||
-Рис. 56. Образование |
волн сжатия: |
стке (1—2) возникает следу |
||||||||||||
I — траектория движения |
поршня; II — об |
ющая волна, |
которая не может |
|||||||||||
л асть покоящегося газа |
догнать фронт |
первого |
элемен |
|||||||||||
В результате |
наклон |
|
тарного |
возмущения, |
н |
т. |
д. |
|||||||
характеристик |
С+ к |
оси |
ординат |
будет |
||||||||||
уменьшаться |
по мере |
ускорения поршня, |
а |
линии будут расхо |
диться.
При вдвигании поршня в трубку картина несколько изменяется. В этом случае при каждом ускорении поршня от него будут распро страняться отдельные волны сжатия (рис. 56), скорость распростра нения которых определяется наклоном характеристик С* к оси ордишат, который постоянно увеличивается. Это связано с тем, что каж
152
дая последующая волна сжатия будет проходить по более плотному газу, вследствие него амплитуда волны будет непрерывно увеличи ваться.
Характеристики в этом случае будут пересекаться (точка Д). Однако, как установлено, пересечение характеристик невозможно- с физической точки зрения, поскольку скорость вдоль каждой из них является постоянной. Поэтому в точке пересечения характеристик
имеем многозначные функции и (x,t), |
|
||||||
что указывает на образование в этом |
|
||||||
месте особого вида волны — у д а р |
|
||||||
н о й в о л н ы , |
характеризующейся |
|
|||||
очень крутым фронтом. |
|
|
|
||||
Как правило, простая волна |
|
||||||
всегда примыкает к области покоя |
|
||||||
или стационарного движения, а ско |
|
||||||
рость распространения фронта волны |
|
||||||
является |
скоростью |
перемещения |
Рис. 57. График автомодельного |
||||
границы |
между |
двумя |
областями |
движения |
|||
с разным состоянием среды, пред |
t |
||||||
ставляющей |
слабый разрыв, т. е. |
||||||
если в уравнении |
|
|
|
||||
х = (и ± c)~rf(u) |
f ( u ) ~ 0, то |
|
|||||
х |
|
. |
|
2 |
|
|
|
Т |
==“ + с* и ~ — |
т с = а; |
|
||||
£- = и — с, м + - ^ - р с = р. |
|
||||||
Такое |
движение |
среды |
называется |
|
|||
а в т о м о д е л ь н ы м , |
|
поскольку и |
Рис. 58. Схема, поясняющая об |
||||
п с является функциями лишь одной |
разование центрированной волны: |
||||||
независимой переменной. |
|
I — область постоянного тока; II — |
|||||
В автомодельных движениях рас |
область переменного тока; III — об |
||||||
ласть постоянного течения |
|||||||
пределение |
всех |
гидродинамических |
|
параметров, описывающих движение {и, с, р, р) зависит от аргу мента xlt, имеющего размерность скорости.
Если построить графики плотности и скорости движения газа за фронтом центрированной волны разрежения (рис. 57), то распреде ление всех параметров по координате х будет лишь растягиваться, в пространстве, оставаясь подобным себе.
Так как линейные параметры изменяются пропорционально вре мени £, картина движения будет все время одинаковой, что и является основным свойством автомодельного движения.
В общем случае автомодельное движение характеризуется вы ражением z = x/ta, в рассмотренном примере а = 1.
Примером простейшего автомодельного движения является дви жение газа в трубке, из которой выдвигается поршень с постоянной
155
•скоростью. В этом случае все характеристики, включая головную ОЛ н хвостовую ОВ липин волны разрежения, будут исходить из одной точки (рис, 58). Поэтому такие волны называются центрированными. Уравнение центрированной волны имеет вид
х = [u-f-c(n)] t.
Оно описывает начальную стадию движения газа при выдвижении поршня, даже если газ занимает конечный объем.
§45. Основы теории ударных воли
Впредыдущем параграфе был рассмотрен пример с поршнем, выдвигающимся из газа и образованием центрированной волны разре жения. Казалось бы, что аналогичное решение должно получиться при вдвнженнп поршня, т. е. при сжатии газа, ибо и то и другое движение автомоделыто. Однако, как показал Я. Б. Зельдович существование такой центрированной волны сжатия невозможно.
Если поршень вдвигать |
в |
газ с постоянной скоростью и > |
О, |
|
то «головная» часть волны |
сжатия |
будет распространяться |
по |
|
газу со скоростью звука с0, |
а |
к поршню будет примыкать область |
||
постоянного течения, где и |
= |
и х, а с = |
сх. При этом область постоян |
ного течения должна быть разделена областью простой центрирован
ной волны, где |
/_ — и — 2/(к — |
1), |
с = —2/(к — 1), с0 = const. |
Отсюда следует, |
что сх — с0 + ,х |
1 и, |
а это свидетельствует о том, |
что «хвост» волны движется быстрее «головы»:
к ;j 1 и -f-- Cq^ с0.
-Эта картина абсурдна. Следовательно, в данном случае непрерывного решения не существует и в действительности имеется р а з р ы в — у д а р н а я волна. Попытка найти непрерывное решенпе этой задачи приводит к физически бессмысленному результату.
Изучение ударных волн необходимо для понимания процессов, происходящих при взрыве, ибо уравнения ударных волн являются ключами к решению задач, связанных с детонацией газов и конден сированных ВВ.
Для вывода основных уравнений ударных волн воспользуемся классическим примером с поршнем, равномерно сжимающим газ в достаточно большом цилиндре, в котором стенки не сильно влияют на движение основной массы газа 1 (рис. 59).
Так как любое возмущение в среде имеет конечную скорость, перед поршнем образуется область сжатого вещества. На рис. 59 эта область заключена между поршнем в положении 2Х и поверх-
1 Я. Б. З е л ь д о в и ч и А. С. К о м п а н е й ц . Теория детонации. 31., Гостехтеориздат, 1955.
154
ностыо АА х и перемещающейся относительно |
газа со скоростью ХК |
|||||||||||
В этой |
задаче |
необходимо найти |
уравнения, |
связывающие ско |
||||||||
рость |
D со скоростью движения поршня относительно стенок ци |
|||||||||||
линдра и и термодинамическими |
свойствами |
сжимаемого |
вещества. |
|||||||||
Как видно из рисунка, скорость |
перемещения поверхности А А Х от |
|||||||||||
носительно |
поршня равна D — и. |
Общая длина столба вещества,, |
||||||||||
сжатого поршнем, через время t, |
прошедшее от начала сжатия 1Х |
|||||||||||
до положения 2Х равна |
(D — и) t. |
Принимая, |
что площадь сече |
|||||||||
ния цилиндра S равна единице |
и |
практически |
равна поверхностна |
|||||||||
поршня, нетрудно определить |
|
|
|
|
D-и л |
Л ___ |
||||||
объем сжатого |
вещества, ко |
|
|
|
|
|||||||
торый будет равен (D —u) tS. |
|
|
1, |
2, |
-ubtL |
-D |
||||||
Первоначальный |
объем |
того |
У / / / / / / ^ / / / / / / / / ^ / / / / / / У А У//////// |
|||||||||
же количества газа был ра |
|
|
|
|
|
|
||||||
вен DtS, |
так |
как поршень |
|
|
и |
|
|
|
||||
переместился |
относительно |
|
|
|
Ти Чкуо |
Т0,и=Р- |
||||||
цилиндра |
и несжатого |
газа |
|
|
|
|
||||||
на расстояние |
ut. |
Обозначив |
Ш Ш , У //////Ш 7 /7 //Ш .У //////// |
|||||||||
плотность несжатого газа р0, |
|
|
t = t , |
|
|
|||||||
а плотность сжатого газа рх, |
|
|
-u t |
|
4 D -u )t |
Л |
||||||
определим |
массу |
вещества, |
|
|
------- М -------- |
|
||||||
сжатого поршнем за время t, |
Рис. |
59. Схема к выводу основных уравне |
||||||||||
которая будет равна |
(D— |
|||||||||||
|
|
ний ударной волны: |
|
|||||||||
и) t. Так как в процессе сжа |
|
|
АА, — фронт ударной волны |
|||||||||
тия масса газа не изменяет |
|
|
|
|
|
|
||||||
ся, ее можно выразить |
как р0tSD. Приравнивая оба полученных |
|||||||||||
выражения |
и |
сокращая на St, |
получим уравнение, представляющее- |
|||||||||
закои |
сохранения массы вещества при сжатии: |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Po£ = Pi {D— u). |
|
|
(XI. 6> |
Переходя в сжатое состояние, масса p0tSD имеет скорость поршня и. По второму закону Ньютона произведение массы на изменениескорости равно импульсу силы. Обозначив давление в сжатом газе- р х, а давление в несжатом — р 0, найдем силу, (рх — р 0) S, действу ющую на вещество между поршнем и поверхностью АА х. Умноживэто выражение на t, получим значение импульса силы (рх — р 0) St. Приравнивая полученные выражения и сокращая на St, получаем уравнение закона сохранения количества движения при сжатии:.
pxDu = px—р0.
Из уравнения сохранения массы (XI.6) получим выражениескорости потока сжатого газа
и |
P l~ РО £) |
(XI. 7)' |
|
Pi |
|
155-