Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
Приведенные данные показывают также, что при резании сплавов на низкой скорости (10 м/мин) наибольшие остаточные напряжения как в осевом, так и тангенциальном направлении формируются в поверхностном слое сплава ЭИ437А. Этот сплав по сравнению с другими материалами рассматриваемой группы в меньшей степени легирован, имеет самые высокие пластические свойства (табл. 13.3) и наиболее склонен к упрочнению при деформации. Например, относительное удлинение 8 для сплава ЭИ437А составляет 32%, для сплава ЭИ826—21%, а для ЭП220— 14%. Коэффициент К, характеризующий способность металла к упрочнению, для этих сплавов соответственно равен 1,57; 1,26; 1,2. Поскольку при V = 10 м/мин основным фактором, обус ловливающим формирование остаточных напряжений, является силовой (когда величина напряжений зависит от интенсивности пластической деформации), то обнаруженные наибольшие напря жения у сплава ЭИ437А являются вполне закономерными. Спла вы ЭИ437БУ, ЭИ617, ЭИ826, ЭИ929 и ЭП220 соответственно более легированы, содержат большее количество упрочняющей у-фазы; пластичность этих сплавов соответственно снижается. Имея пониженную пластичность, металл поверхностного слоя этих сплавов в меньшей мере деформируется, о чем свидетельствуют данные измерения глубины и степени наклепа (табл. 13.3), в ре зультате при обработке этих сплавов формируются меньшие по величине остаточные напряжения, чем у сплава ЭИ437А. Связь между максимальной величиной остаточных напряжений в 1-м горизонте и характеристикой пластичности 8, взятой при темпе ратуре, равной средней температуре контакта на задней поверх ности, найдена для каждого сплава (при v = 10 м/мин) в виде уравнений:
а. |
= |
22,5 + 0,59 3 кГ лш2, |
m a t |
|
' |
ап |
= |
— 1,22 6 — 5 кГ.мм2, |
° п а х |
|
' |
где 8 — относительное |
удлинение сплава, %. |
|
Резание на высокой |
скорости (при высокой температуре) |
дает противоположную картину изменения остаточных напряже ний для рассматриваемых сплавов (рис. 13.19, 13.20, 13.21 и табл. 13.3). Приведенные данные показывают, что при резании сплавов на скорости 40 м/мин в поверхностном слое должны про текать термопластические деформации, т. к. температурные на пряжения значительно превышают предел текучести сплавов. В этих условиях величина остаточных напряжений будет зависеть от температуры и прочностных свойств металла. Температура на задней поверхности с. увеличением жаропрочности сплавов возрас тает, например, для сплава ЭИ437А @3 = 680°С, сплава ЭИ826— 750°С, ЭП220—820°С. Несмотря на рост температуры, предел
текучести у этих сплавов также возрастает с 59 кг/мм2 — у спла ва ЭИ437А (при 0 3 = 680°С) до 76 /сг/лш2 — у сплава ЭП220 (при 0 3 = 820° С). Отношение же температурных напряжений к пределу текучести для всех исследованных сплавов практически остается на одинаковом уровне (1,2-г-1,4). Это должно способствовать на ведению в более легированных сплавах и более высоких по вели чине остаточных напряжений. Эти выводы полностью подтверж даются экспериментальными данными (рис. 13.21 и табл. 13.3). Как в тангенциальном, так и осевом направлении образуются только растягивающие напряжения, что указывает на механизм формирования напряжений, связанный с термопластическими деформациями. При V = 40 м/мин в поверхностном слое низко легированного сплава ЭИ437А максимальная величина танген циальных напряжений в первом горизонте составляет 78 кг/мм2; для более легированных сплавов эти напряжения повышаются и составляют, например, для сплава ЭР1617—87 кг/мм2, а для спла ва ЭП220—94 кг)мм2. Аналогичные выводы можно сделать приме нительно и к осевым остаточным напряжениям. Пластические свойства и коэффициент упрочнения сплавов в рассматриваемом
температурном диапазоне |
изменяются |
незначительно (8 = 8-=- |
-г- 12%, К = 0,8-^ 1,0) и, |
по-видимому, |
не оказали своего влия |
ния на механизм формирования напряжений. Снижение коэф фициента трения по задней поверхности р/ с 0,65 до 0,31 (как силового фактора) по мере увеличения жаропрочности сплавов способствовало наведению соответственно все возрастающих растягивающих напряжений. Изменение атта х и оот а х в зави симости от температуры на задней поверхности при резании металлов на постоянной скорости v = 40 м/мин описывается урав нениями:
о. = 0,116 в , + 1,5 кГ'мм2,
а0 =О,92 0 3— 28 кГ :мм2.
Снесколько большей погрешностью величина напряжений может быть также подсчитана в зависимости от средней температуры резания:
атmax =0,117 0 —.8 кГ/1мм2,
с0 = 0,916 0 — 36 кГ’мм2.
Наибольший интерес представляют собой данные по остаточ ным напряжениям и их изменению при точении сплавов на оптимальных скоростях резания v0. Как видно из приведенных в табл. 13.3 данных, величина оптимальной скорости для иссле дованных сплавов различна. Для низколегированного сплава ЭИ437А V0 = 35 м/мин\ по мере увеличения степени легирования
282
оптимальная скорость снижается, но |
это снижение идет лишь |
||
до сплава ЭИ826, |
для которого |
]/0 = |
25 м/мин. Для сплавов |
ЭИ929 и ЭП220 ц0 |
возрастает до |
30 и 35 м/мин соответственно. |
Однако независимо от уровня оптимальных скоростей резания средняя температура резания (оптимальная) и температура на задней поверхности по мере повышения высокотемпературной прочности сплавов повышаются. Так, при точении сплава ЭИ437А
на скорости V0 — 35 м/мин 0 О= 710°С, для |
сплава ЭИ826 при |
|
Vo — 25 м/мин 0 о=73О° С, а для сплава ЭП220 при У0 = |
35 м/мин |
|
© о = 850°С. Возрастают также температуры |
на задней |
поверх |
ности — с 640° до 790°С. В соответствии с ростом температуры по вышаются и остаточные напряжения растяжения как в танген циальном, так и осевом направлениях. Сопоставление значений os и з- при соответствующих температурах показывает, что обра зование напряжений связано с термопластическими деформация ми. Повышение остаточных напряжений связано с ростом темпера туры и одновременным повышением прочностных свойств спла вов. Снижение коэффициента трения по задней поверхности и уменьшение глубины и степени наклепа при резании сплавов на оптимальных скоростях способствовали повышению растяги вающих напряжений в более легированных сплавах. Максимальное значение остаточных напряжений в I-м горизонте в зависимости от температуры на задней поверхности (при резании сплавов на оптимальных скоростях) может быть найдено из уравнений:
з. = |
0,085 0 По + |
29 кГ!мм2, |
||
'm ax |
’ |
°3 |
1 |
1 |
= |
0,075 ©0 |
— 15 кГ.’мм*. |
Физико-механические свойства сплавов определяют и темпе ратуру перехода осевых сжимающих напряжений в растягиваю щие (температуру начала термопластических деформаций).Для сплавов, имеющих большую жаропрочность и больший предел те
кучести, очевидно, необходимы и более высокие |
температуры |
для протекания термопластических деформаций. |
Эксперименты |
и расчеты показывают (рис. 13.21 и табл. 13.4), что для низколе гированного сплава ЭИ437А температура на задней поверхности, соответствующая началу термопластических деформаций, состав ляет 510°С, для более' жаропрочного сплава ЭИ826—600°С, а для ЭП220—700°С. Вместе с тем для всех исследованных сплавов усло вия, при которых зафиксировано начало термопластических де формаций, идентичны: отношение предела текучести к температуре (зо,/0 3п) для всех сплавов практически одинаково и составляет
0,106-^0,116 (табл. 13.4).
Таким образом, характер влияния физико-механических свойств сплавов и условий резания на остаточные поверхност ные напряжения зависит от скорости (температуры) резания. При точении на низких скоростях, когда температура недостаточна
|
Т а б л и ц а 13.4 |
М арка сплава |
ЭИ437А ЭИ437БУ ЭИ617 ЭИ826 ЭИ 929 ЭП220 |
Температура, соответствующая переходу сжимающих осевых на пряжений в растягивающие (на задней поверхности)
Предел текучести сплава при
0з.п ° 0>2, кг!мм2
Са ft
Отношение
0О « З.п
510 |
540 |
590 |
600 |
620 |
700 |
59 |
60 |
65 |
65 |
66 |
75,5 |
0,116 |
0,111 |
0,110 |
0,108 |
0,106 |
0,108 |
для протекания термопластических деформаций и когда величина напряжений определяется интенсивностью пластических деформа ций, в менее легированных и более пластичных сплавах, склон ных к пластической деформации и упрочнению, формируются большие по величине остаточные напряжения (в тангенциальном направлении растягивающие, в осевом— сжимающие). При ре зании на высоких скоростях (в том числе и оптимальных), когда температура достаточна для протекания термопластических де формаций, обнаружена противоположная картина: в более ле гированных сплавах, обладающих большой высокотемпературной прочностью, формируются большие остаточные растягивающие напряжения (как в осевом, так и тангенциальном направлениях).
Рассмотренный характер формирования напряжений в за висимости от физико-механических свойств относится к плас тичным материалам. Резание хрупких и малопластичных метал лов и сплавов при равных условиях с пластичными может приве сти к формированию напряжений, существенно отличающихся не только по величине, глубине залегания, но и противоположных по знаку. Это связано с особенностями процесса стружкообразования. Можно полагать, что первичная деформация отдельных частиц поверхностного слоя под действием силового поля для хрупких и пластичных материалов идентична (отличия лишь количественные). Под действием силового поля на первом этапе формируются остаточные напряжения сжатия. При обработке пластичных материалов на первичные деформации в дальнейшем накладывается дополнительная деформация (влияние напряжен ного поля стружки), в результате которой изменяется направле ние максимальных удлинений зерен металла [2].
При обработке же хрупких металлов вторичная деформация отсутствует, т. к. отдельные элементы в процессе формирования
284