Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные данные показывают также, что при резании сплавов на низкой скорости (10 м/мин) наибольшие остаточные напряжения как в осевом, так и тангенциальном направлении формируются в поверхностном слое сплава ЭИ437А. Этот сплав по сравнению с другими материалами рассматриваемой группы в меньшей степени легирован, имеет самые высокие пластические свойства (табл. 13.3) и наиболее склонен к упрочнению при деформации. Например, относительное удлинение 8 для сплава ЭИ437А составляет 32%, для сплава ЭИ826—21%, а для ЭП220— 14%. Коэффициент К, характеризующий способность металла к упрочнению, для этих сплавов соответственно равен 1,57; 1,26; 1,2. Поскольку при V = 10 м/мин основным фактором, обус­ ловливающим формирование остаточных напряжений, является силовой (когда величина напряжений зависит от интенсивности пластической деформации), то обнаруженные наибольшие напря­ жения у сплава ЭИ437А являются вполне закономерными. Спла­ вы ЭИ437БУ, ЭИ617, ЭИ826, ЭИ929 и ЭП220 соответственно более легированы, содержат большее количество упрочняющей у-фазы; пластичность этих сплавов соответственно снижается. Имея пониженную пластичность, металл поверхностного слоя этих сплавов в меньшей мере деформируется, о чем свидетельствуют данные измерения глубины и степени наклепа (табл. 13.3), в ре­ зультате при обработке этих сплавов формируются меньшие по величине остаточные напряжения, чем у сплава ЭИ437А. Связь между максимальной величиной остаточных напряжений в 1-м горизонте и характеристикой пластичности 8, взятой при темпе­ ратуре, равной средней температуре контакта на задней поверх­ ности, найдена для каждого сплава (при v = 10 м/мин) в виде уравнений:

а.

=

22,5 + 0,59 3 кГ лш2,

m a t

 

'

ап

=

— 1,22 6 — 5 кГ.мм2,

° п а х

 

'

где 8 — относительное

удлинение сплава, %.

Резание на высокой

скорости (при высокой температуре)

дает противоположную картину изменения остаточных напряже­ ний для рассматриваемых сплавов (рис. 13.19, 13.20, 13.21 и табл. 13.3). Приведенные данные показывают, что при резании сплавов на скорости 40 м/мин в поверхностном слое должны про­ текать термопластические деформации, т. к. температурные на­ пряжения значительно превышают предел текучести сплавов. В этих условиях величина остаточных напряжений будет зависеть от температуры и прочностных свойств металла. Температура на задней поверхности с. увеличением жаропрочности сплавов возрас­ тает, например, для сплава ЭИ437А @3 = 680°С, сплава ЭИ826— 750°С, ЭП220—820°С. Несмотря на рост температуры, предел


текучести у этих сплавов также возрастает с 59 кг/мм2 — у спла­ ва ЭИ437А (при 0 3 = 680°С) до 76 /сг/лш2 — у сплава ЭП220 (при 0 3 = 820° С). Отношение же температурных напряжений к пределу текучести для всех исследованных сплавов практически остается на одинаковом уровне (1,2-г-1,4). Это должно способствовать на­ ведению в более легированных сплавах и более высоких по вели­ чине остаточных напряжений. Эти выводы полностью подтверж­ даются экспериментальными данными (рис. 13.21 и табл. 13.3). Как в тангенциальном, так и осевом направлении образуются только растягивающие напряжения, что указывает на механизм формирования напряжений, связанный с термопластическими деформациями. При V = 40 м/мин в поверхностном слое низко­ легированного сплава ЭИ437А максимальная величина танген­ циальных напряжений в первом горизонте составляет 78 кг/мм2; для более легированных сплавов эти напряжения повышаются и составляют, например, для сплава ЭР1617—87 кг/мм2, а для спла­ ва ЭП220—94 кг)мм2. Аналогичные выводы можно сделать приме­ нительно и к осевым остаточным напряжениям. Пластические свойства и коэффициент упрочнения сплавов в рассматриваемом

температурном диапазоне

изменяются

незначительно (8 = 8-=-

-г- 12%, К = 0,8-^ 1,0) и,

по-видимому,

не оказали своего влия­

ния на механизм формирования напряжений. Снижение коэф­ фициента трения по задней поверхности р/ с 0,65 до 0,31 (как силового фактора) по мере увеличения жаропрочности сплавов способствовало наведению соответственно все возрастающих растягивающих напряжений. Изменение атта х и оот а х в зави­ симости от температуры на задней поверхности при резании металлов на постоянной скорости v = 40 м/мин описывается урав­ нениями:

о. = 0,116 в , + 1,5 кГ'мм2,

а0 =О,92 0 3— 28 кГ :мм2.

Снесколько большей погрешностью величина напряжений может быть также подсчитана в зависимости от средней температуры резания:

атmax =0,117 0 —.8 кГ/1мм2,

с0 = 0,916 0 — 36 кГ’мм2.

Наибольший интерес представляют собой данные по остаточ­ ным напряжениям и их изменению при точении сплавов на оптимальных скоростях резания v0. Как видно из приведенных в табл. 13.3 данных, величина оптимальной скорости для иссле­ дованных сплавов различна. Для низколегированного сплава ЭИ437А V0 = 35 м/мин\ по мере увеличения степени легирования

282


оптимальная скорость снижается, но

это снижение идет лишь

до сплава ЭИ826,

для которого

]/0 =

25 м/мин. Для сплавов

ЭИ929 и ЭП220 ц0

возрастает до

30 и 35 м/мин соответственно.

Однако независимо от уровня оптимальных скоростей резания средняя температура резания (оптимальная) и температура на задней поверхности по мере повышения высокотемпературной прочности сплавов повышаются. Так, при точении сплава ЭИ437А

на скорости V0 — 35 м/мин 0 О= 710°С, для

сплава ЭИ826 при

Vo — 25 м/мин 0 о=73О° С, а для сплава ЭП220 при У0 =

35 м/мин

© о = 850°С. Возрастают также температуры

на задней

поверх­

ности — с 640° до 790°С. В соответствии с ростом температуры по­ вышаются и остаточные напряжения растяжения как в танген­ циальном, так и осевом направлениях. Сопоставление значений os и з- при соответствующих температурах показывает, что обра­ зование напряжений связано с термопластическими деформация­ ми. Повышение остаточных напряжений связано с ростом темпера­ туры и одновременным повышением прочностных свойств спла­ вов. Снижение коэффициента трения по задней поверхности и уменьшение глубины и степени наклепа при резании сплавов на оптимальных скоростях способствовали повышению растяги­ вающих напряжений в более легированных сплавах. Максимальное значение остаточных напряжений в I-м горизонте в зависимости от температуры на задней поверхности (при резании сплавов на оптимальных скоростях) может быть найдено из уравнений:

з. =

0,085 0 По +

29 кГ!мм2,

'm ax

°3

1

1

=

0,075 ©0

— 15 кГ.’мм*.

Физико-механические свойства сплавов определяют и темпе­ ратуру перехода осевых сжимающих напряжений в растягиваю­ щие (температуру начала термопластических деформаций).Для сплавов, имеющих большую жаропрочность и больший предел те­

кучести, очевидно, необходимы и более высокие

температуры

для протекания термопластических деформаций.

Эксперименты

и расчеты показывают (рис. 13.21 и табл. 13.4), что для низколе­ гированного сплава ЭИ437А температура на задней поверхности, соответствующая началу термопластических деформаций, состав­ ляет 510°С, для более' жаропрочного сплава ЭИ826—600°С, а для ЭП220—700°С. Вместе с тем для всех исследованных сплавов усло­ вия, при которых зафиксировано начало термопластических де­ формаций, идентичны: отношение предела текучести к температуре (зо,/0 3п) для всех сплавов практически одинаково и составляет

0,106-^0,116 (табл. 13.4).

Таким образом, характер влияния физико-механических свойств сплавов и условий резания на остаточные поверхност­ ные напряжения зависит от скорости (температуры) резания. При точении на низких скоростях, когда температура недостаточна


 

Т а б л и ц а 13.4

М арка сплава

ЭИ437А ЭИ437БУ ЭИ617 ЭИ826 ЭИ 929 ЭП220

Температура, соответствующая переходу сжимающих осевых на­ пряжений в растягивающие (на задней поверхности)

Предел текучести сплава при

0з.п ° 0>2, кг!мм2

Са ft

Отношение

0О « З.п

510

540

590

600

620

700

59

60

65

65

66

75,5

0,116

0,111

0,110

0,108

0,106

0,108

для протекания термопластических деформаций и когда величина напряжений определяется интенсивностью пластических деформа­ ций, в менее легированных и более пластичных сплавах, склон­ ных к пластической деформации и упрочнению, формируются большие по величине остаточные напряжения (в тангенциальном направлении растягивающие, в осевом— сжимающие). При ре­ зании на высоких скоростях (в том числе и оптимальных), когда температура достаточна для протекания термопластических де­ формаций, обнаружена противоположная картина: в более ле­ гированных сплавах, обладающих большой высокотемпературной прочностью, формируются большие остаточные растягивающие напряжения (как в осевом, так и тангенциальном направлениях).

Рассмотренный характер формирования напряжений в за­ висимости от физико-механических свойств относится к плас­ тичным материалам. Резание хрупких и малопластичных метал­ лов и сплавов при равных условиях с пластичными может приве­ сти к формированию напряжений, существенно отличающихся не только по величине, глубине залегания, но и противоположных по знаку. Это связано с особенностями процесса стружкообразования. Можно полагать, что первичная деформация отдельных частиц поверхностного слоя под действием силового поля для хрупких и пластичных материалов идентична (отличия лишь количественные). Под действием силового поля на первом этапе формируются остаточные напряжения сжатия. При обработке пластичных материалов на первичные деформации в дальнейшем накладывается дополнительная деформация (влияние напряжен­ ного поля стружки), в результате которой изменяется направле­ ние максимальных удлинений зерен металла [2].

При обработке же хрупких металлов вторичная деформация отсутствует, т. к. отдельные элементы в процессе формирования

284