Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

варианта

Виды

обработки

 

№№

 

 

1

 

2

1

Точение

ц=23 м /м и н

 

2

Точение

v — v 0— 4 7 м /м и н

 

3Точение

v= 69 m I m u h

Шлифование абразив­

4ным кругом (круг свежезаправленный)

Шлифование абразив­

'5- ным кругом (тупой круг)

6Шлифование лентой

Наклеп

N ,

л е,

мкм

Тангенциальные

напряжения

 

п

5?

*

 

-

«

максималь­

V

с

ные напря­

2

 

 

ж о ж

жения в 1 a

a

tj

горизонте

я

2 ж

0 “.max,

Z S O s .

о "

ж ж

кг1лм*

Ж ж О. *

 

Я *

О N

3

4

5

6

130

28

-1-63 —26

95

24,5

4 97

—22

125

26,5

4 97

- 1 8

70

22,5

4 67

—20

90

25,5

+ 96

- 2 5

60

20,0

—64

+ 26

i

Полирование ручное

35 ■14,3

4 38

—28

- 8

Электрополирование

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16.2

Осевые напряжения

Жаропрочность

 

 

 

Снижение от­

 

 

 

носительно

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

электрополнро-

 

 

 

 

 

 

и

 

максимальные

максимальные

 

 

 

о

 

ваиных образ­

среднее значе­

 

 

п

,

 

цов

напряжения

в

напряжения во

ние стойкости

б

 

1-

­

­

1-м горизонте

11-м горизон-

 

О

-it

в часах при

X

Ф»

Ё■-* t>1

аропрочж ,ности%

усталост­ прочной ,ности

ffomax

 

те 0 ошах

о =30 кг\мм*,

%

ч Д

 

 

 

 

 

*

Й

 

 

л'г/л.н*

 

кг\м м г

е = 750°С

 

 

•=!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&

 

 

 

7

|

8

9

10

И

12

| 13

14

—30

 

+ 16

165

3,0

4,8

45,5

30

447

 

183

3,6

е л

47,5

22

4 43

 

— 17

172

3,1

70

46,0

27

+ 32

 

—14

204

3,3

6,1

37,5

13

3,0

+ 44

 

—20

179

3,0

6,0

36

24

7,0

—52

 

—14

189

2,3

4,1

37

19,5

4,0

—70

 

—23

216

2,5

4,2

38,5

8

0,5

 

235

3,8

5,4

39

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----жгттзт


в.. Г,

• -

.

1

 

2

9

Обкатка роликами

(Д=50 кг)

 

id

Обкатка роликами

(/>=100 кг)

 

Дробеструйная

побработка

 

 

 

 

 

 

 

 

П родолж ение т абл .

16. 2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

800

42,5

434

—29

—58

416

84

1,8

4,0

33,5

64

13,5

1300

50,7

436

—50

- 8 2

60

2,2

3,4

74,5

260

40,0

—58

—47

129

3,7

5,6

35

45

10,0


Рис. Г6.2. Остаточные осевые (а) и тангенциальные (б) напряжения после различных видов и режимов обработки образцов из сплава ЭИ437БУ

Щ,2 У-л

тх зо

т

■го

'\

^

*

Г

 

98

 

!

 

 

Б------- ---

 

 

1

 

 

Оо

-98

 

 

 

-196

-го

 

 

 

-29- ■-SO

 

 

 

-382

■‘'О

Л

 

 

-490

-SO

« V

<

У

-S8S

-SO < L A

 

 

 

-685

-70 ____

Г

 

•784

SO X

 

 

 

\

N

ч ^s X 4 x

(r Щ

уr

у

s

О

700

200

300

напряжение* Рунхтирнар /Jc/Htsp - /т>&н-

0/ТОНЭ7& На/Ор0*Г(?-гСу.3*

_ —'2‘■кг--—

__

\

■\

* У

 

 

 

4«<r.

 

 

’ч s -----

 

 

acjooc‘вструйная О$рОО0Т£Я.

утла ро/тс/лани{&ор $

—*—o3<oглоpa/fucoHu/Sop 9)

400

SOO

600

700

800 лк

Рис. 16.3- Остаточные напряжения после дробеструйной обработки и о&- катки роликами образцов из сплава ЭИ437БУ

Рис. 16.4. Влияние глубины (а) и степени (б) исходного наклепа на жаро­ прочность сплава ЭИ437БУ (цифрами указаны номера вариантов, см_

табл. 16.2)

лентой — 189 час. Наклеп же поверхностного слоя у рассматривае­ мых вариантов примерно одинаков (hc = 60-1-70 мкм). Несмотря! на наличие благоприятных глубоко залегающих напряжений сжа­ тия, длительная прочность образцов.после дробеструйной обработ­ ки и обкатки роликами значительно снижается и тем интенсивнее,, чем больше глубина и степень наклепа обработанной поверхности.. Самая низкая жаропрочность обнаружена у образцов, обкатанных: роликами при Р = 100 кг, у которых был наведен самый большой по глубине и степени наклеп. В этом случае при благоприятных:

338


Рис. 16.6. Влияние исходной глубины (а) и степени (б) наклепа поверх­ ностного слоя на предел усталости сплава ЭИ437БУ (цифрами указаны но­ мера вариантов обработки, см. табл. 16.2)

осевых сжимающих напряжениях среднее значение стойкости составляет 60 час, что почти в 4 раза меньше стойкости электрополированных образцов.

Подтверждением того, что наклеп играет превалирующую роль в снижении прочности сплава ЭИ437БУ при температуре 750°С, являются также результаты исследования жаропрочности образцов, изготовленных точением. Длительная прочность об­ разцов, изготовленных на оптимальной скорости резания, обес­ печивающей минимум глубины и степени наклепа, выше жаропроч­ ности образцов, изготовленных на других скоростях, хотя в случае обработки на оптимальной скорости резания в поверхност­ ном слое образцов формируются большие по величине остаточные растягивающие напряжения.

Закономерности изменения усталостной прочности сплава ЭИ437БУ в зависимости от исходного состояния поверхностного слоя аналогичны зависимостям, полученным по длительной проч­ ности (рис. 16.6). Максимальной выносливостью на базе N = 107 циклов обладают электрополированные образцы, которые имеют предел выносливости = 39 кг/мм*. Выносливость образцов,

339

изготовленных по другим технологическим вариантам, имевшим пластическую деформацию поверхностного слоя, снижается по сравнению с электрополированными образцами и тем интенсивнее, чем больше величина наклепа. Предел усталости образцов, об­ катанных роликами при Р = 50 кг, имеет минимальное из всех исследованных вариантов значение и составляет 33,5 кг/ммг,что на 13,5% ниже предела усталости электрополированных образ­ цов. Как и в случае исследования жаропрочности, образцы, об­ работанные точением на оптимальной скорости резания, обладают повышенной выносливостью по сравнению с образцами, обточен­ ными на других режимах резания (рис. 16.5). Некоторая разница в уровне усталости между образцами, обработанными точением, и образцами, изготовленными другими методами, может быть объяс­ нена различиями в геометрических параметрах образцов.

Отсутствие связей между прочностными свойствами сплава ЭИ437БУ при 0’= 750°С и величиной остаточных поверхностных напряжений объясняется быстрой релаксацией последних.

Следует указать на то обстоятельство, что длительная проч­ ность сплава ЭИ437БУ в зависимости от глубины и степени наклепа обработанной поверхности снижается более интенсивно, чем предел усталости. Относительно электрополированных образцов снижение жаропрочности образцов с поверхностным наклепом колеблется в пределах 8ч-74,5%, в то время как выносливость падает на 0,5-^ 15,5% . Это может быть объяснено длительностью испытания. Испытания на жаропрочность до разрушения образца продолжают­ ся в основном в течение ста и более часов. Продолжительность же испытания на выносливость для определения предела усталости на базе N = 107 циклов не превышает 24 часов. За меньшее время при усталостных испытаниях в поверхностном наклепанном слое образца не успевает произойти процесс разупрочнения материала до той величины, до которой он протекает в образцах, подвергае­ мых испытанию на жаропрочность. Подтверждением сказанного является различный характер кривых выносливости электропо­ лированных образцов и образцов с поверхностным наклепом. По сравнению с электрополированными образцами кривая вынос­ ливости образцов после дробеструйной обработки располагается более круто и при некотором значении числа циклов пересекает кривую выносливости электрополированных образцов. Это сви­ детельствует о том, что при малых базах испытания, когда явления релаксации остаточных напряжений не успевают произойти полностью и могут оказать свое положительное влияние (например, сжимающие напряжения от дробеструйной обработки) и когда под вредным воздействием наклепа в поверхностном слое не успевают произойти явления разупрочнения, предел выносливости у накле­ панных образцов из сплава ЭИ437БУ даже при Т = 750°С может быть выше, чем у электрополированных.

С увеличением же базы испытания закономерно ожидать более существенного снижения выносливости сплава ЭИ437БУ под

340