Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/ 3 ( у С С ' Г Т П У O S T 7 П

C/ ~T7i y'

Рис. 15.13. Влияние температуры и

времени испытания

БУ.

на остаточные напряжения на образцах

из сплава ЭИ 437

а — 0 = 700°С; б— 0 =

750°С

 

Рис. 15.14. Влияние температуры нагрева и времени испытания на величину максимальных тангенциальных напряжений на образцах сплава ЭИ437БУ

ЗИ437БУ до температуры 700°С приводит к резкому снижению остаточных напряжений в поверхностном слое [7]. Так, например, лри 0 = 700°С после двух часов выдержки тангенциальные оста­ точные напряжения уменьшились с 84 кг/мм2 до 40 кг/мм2, т. е. более чем в 2 раза. Нагрев образцов при этой температуре в тече­ ние 8 час практически снимает остаточные напряжения.

Еще более резкое снижение остаточных напряжений проис­ ходит при 0 — 750°С. В этом случае уже после 4 час испытания ■тангенциальные напряжения не превышают 11 кг/ммй при полном

•снятии осевых напряжений (рис. 15.13, 15.14).

Приведенные данные показывают, что в условиях высоких тем­ ператур в деформированном термодинамически неустойчивом металле поверхностного слоя релаксация напряжений происходит не только в результате ползучести материала. В действие вступает другой фактор, ускоряющий процесс релаксации. Таким фактором может быть диффузионный процесс, протекающий в напряженном пластически деформированном слое, интенсивность диффузии в котором в десятки раз выше, чем в недеформированном металле.

На специфический механизм релаксации остаточных поверх­ ностных напряжений, связанный не только с ползучестью метал-

325


 

 

ла, но и с процессами

диффузи­

 

 

онного характера, указывается в

 

 

работах С. Т.

Кишкина и А. И.Са­

 

 

мойлова, где установлено,

что

 

 

для сплава ЭИ437Б

остаточные

 

 

напряжения

 

порядка

-|-35-=— 50

 

 

кг/мм2 начинают сниматься уже

 

 

при 0 300°С (а3 при 300°С равен

 

 

62 кг/мм2) и при 0 — 700°С прак­

 

 

тически

полностью

снимаются,

 

 

хотя предел

текучести

составляет

 

 

59 кг/мм2 (рис. 15.15).

 

 

 

 

 

На рис. 15.16 показаны резуль­

 

 

таты

исследования

и

влияния

 

 

температуры

нагрева

времени

Рис. 15.15. Изменение а„гт,

с0,2)

испытания

на микротвердость по­

верхностного

слоя.

Из прнведею-

Зр для сплава ЭИ437Б

в

ных данных следует, что

глубина

зависимости от температуры

нагрева (выдержка 2 часа) (по

наклепа при всех

вариантах на­

данным С. Т. Кишкина и

грева

образцов

практически

ос­

А. И. Самойлова)

 

талась

без

изменения

при неко­

 

 

тором снижении

микротвердости

 

 

поверхности.

 

показывают

ха­

Рассмотренные экспериментальные

данные

рактер изменения состояния поверхностного слоя под действием лишь одной температуры. Можно полагать, что под действием до­ полнительно рабочих напряжений будет происходить еще более

интенсивная

релаксация остаточных

напряжений.

Например,

в работе [8]

показано влияние только

циклических

напряжений

(при усталостных испытаниях) на релаксацию поверхностных напряжений (рис. 15.17). Видно, что уже после 100 циклов испыта­ ния остаточные напряжения могут снизиться от двух до семи раз (в зависимости от амплитуды напряжений).

По данным работы [91, на рис. 15.18 приведены закономерности изменения остаточных напряжений в процессе длительных и ус­ талостных испытаний сплава ЭИ437Б. Как видно из рисунка, практически полная релаксация остаточных напряжений в усло­

виях статических

и динамических напряжений происходит гари

0° = 600СС.

анализ данных по релаксации напряжений,

Таким образом,

позволяет заключить, что применительно к сплаву ЭИ437БУ интенсивная релаксация поверхностных напряжений начинается при температуре 500н-600°С [7, 9, 10]. Более высокие эксплуата­ ционные температуры (до 750°С) с одновременным действием рабо­ чих напряжений приводят к релаксации остаточных напряжений в. первые же часы (или минуты) работы изделия (или испытания об­ разца). Этим, по существу, и объясняется отсутствие взаимосвязи между величиной и знаком исходных остаточных напряжений, и

326


Рис. 15.16. Влияние температуры и времени выдержки при нагреве на степень и глубину наклепа на образцах сплава ЭИ437БУ, обработанных резцом ВК6М по режиму: v = 34 м/мин; s = 0,08 мм/об;

аТ — 700°С; б Т = 750°С

Рис. 15.17. Релаксация

остаточных

Рис. 15.18. Остаточные напряжения

напряжении в хромомолибденовой

в сплаве

ЭИ437БУ до

испытания

•стали при усталостных

испытаниях

(/),

после

усталостных

испытаний

48]. Амплитуды напряжения: 1—70;

(2)

и после длительных

испытаний

2—60; 3—50 ; 4—45 кг/мм*

 

 

(3) [9]

 

величиной разупрочненного дефектного слоя, образующегося при длительных испытаниях.

Глубина же наклепа поверхностного слоя при нагреве деталей из сплава ЭИ437БУ даже до температур 800ч-850°С практически остается без изменения. При этом некоторое снижение твердости поверхности и приближение ее к твердости сердцевины не означает восстановления свойств материала поверхности до уровня свойств исходного металла, а лишь свидетельствует о начале процесса раз­ упрочнения материала поверхностного слоя.Постепенное разупроч­ нение деформированного металла поверхностного слоя в процессе длительной высокотемпературной эксплуатации и обусловливает взаимосвязь между величиной дефектного разупрочненного слоя

иисходной величиной наклепа поверхности.

ЛИ Т Е Р А Т У Р А

1.X и м у ш и н Ф. Ф. Жаропрочные стали и сплавы. М., «Метал­ лургия», 1964.

2.М а к а р о в А. Д., М у х и н В. С. О взаимосвязи характеристик качества поверхностного слоя и эксплуатационных свойств деталей изжаропрочных материалов. В сб.: «Влияние методов и режимов чистовой обработки на эксплуатационные свойства деталей машин», ч. 1, Л., ЛДНТП,

1969.

3. Г о р е л и к С. С., Р а с т о р г у е в Л. Н.,

С к а к о в Ю. А.

Рентгенографический и электроннооптнческий анализ.

М., «Металлургия»,.

1970- 4. М а к а р о в А. Д., М у х и н В. С., Т у р к о в Б. В., С а в а ­

т е е в В. Г. О взаимосвязи исходных и конечных (после длительной высо­ котемпературной эксплуатации) характеристик качества поверхностного слоя деталей. В сб.: «Вопросы оптимизации процесса резания металлов»,.

Труды УАН, вып. 19, Уфа,

1971.

 

5.

S m i g e l s k a s A . D.,

K u r k e n d a l l E . О. Tsans AIME. Techn.

Piril.,

1946, №

2071.

 

№ 7.

6.

P f e i f f e r H., Archiv F. Eisenhiittenwesen, 1961,

7.

М у х и н

В. С. К вопросу релаксации остаточных

напряжений и

наклепа. В сб.:

«Вопросы оптимального резания металлов»,

Труды УАИ,

вып.

29, Уфа,

1972.

 

 

8.К е н н е д и Л . Д. Ползучесть и усталость в металлах. М., «Метал­ лургия», 1965.

9.Упрочнение деталей машин механическим наклепыванием. Труды совещания по упрочнению деталей машин. М., «Наука», 1965.

10.С у л и м а А. М. Качество поверхностного слоя и усталость жаро­

прочных материалов и деталей авиационных двигателей. Автореферат дис­ сертации. М., 1969.


ГЛАВА XVI

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЛИТЕЛЬНУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ

ЖАРОПРОЧНЫХ СПЛАВОВ

Разрушение деталей в эксплуатации, как правило,начинается" с поверхности [1, 2, 3]. Это происходит в результате того, ч т о б большинстве случаев поверхностные слои оказываются наиболее напряженными при всех основных видах напряженного состояния. Указанные слои, кроме того, подвергаются активному воздействию внешней среды — коррозии, эрозии и .т .д. Поэтому естественно огромное значение, которое имеет состояние поверхностного слоя для надежной работы деталей.

Влияние шероховатости поверхности на долговечность деталей (особенно на усталостную прочность) наиболее изучено по срав­ нению с другими параметрами качества поверхностного слоя. Микронеровности обработанной поверхности как технологическиеконцентраторы напряжений будут снижать усталостную прочностьпри любой температуре, поэтому поверхности деталей для уве­ личения долговечности (усталости) обычно доводят до высокого" класса чистоты. В работе [4] установлена следующая зависимостьмежду пределом усталости и средним арифметическим отклонением. профиля Ra:

в_! = А • RI-

(16.1)

Значения коэффициента А и показателя степени а применительно к жаропрочным сплавам на никелевой основе в диапазоне исследо­ ванных температур 500-г-900°С приведены в табл. 16.1.

Из табл. 16.1 следует, что сопротивление усталости зависит не только от величины неровностей поверхности, но и от их направления.

Влияние наклепа и напряжений на долговечность изучено в; меньшей степени. Причем большинство исследований касается обычных конструкционных материалов. Установлено, что растя­ гивающие напряжения снижают усталостную прочность, напряже­ ния сжатия повышают ее.

3 2 9


Т а б л и ц а 16.1

Н а п р а в л е н н о н ер ов н остей

на п о в ер х н о сти

 

 

о тн оси тел ь н о оси

о б р а зц а

 

 

Вдоль

26,73

— 0 , 0 2 2

Поперек

24,63

— 0

,0 4 0

Произвольное

25,65

— 0

,0 3 1

На основании выявленных закономерностей между состоянием поверхности и прочностью материала внедряются эффективные мето­ ды упрочнения деталей машин— обдувка дробью, обкатка роли­ ками, виброгалтовка и др. [5, 6, 7]. Однако эти виды упрочнения применимы главным образом для повышения усталостной проч­ ности деталей, работающих в условиях нормальных температур. Что касается жаропрочных сплавов, работающих в условиях вы­ соких температур, то в настоящее время пока еще нет рекоменда­ ций, позволяющих на основании известной температуры эксплуата­ ции, ресурса и рабочих напряжений назначить тот или иной ва­ риант технологии изготовления детали.

Отсутствие упомянутых рекомендаций сдерживает проведение

мероприятий по совершенствованию

технологических

процессов

и научно обоснованному внедрению

технологических

методов

повышения надежности и долговечности изделий авиационной и космической техники.

Ниже приводятся результаты исследования долговечности (жаропрочности и усталости) жаропрочного сплава ЭИ437БУ в зависимости от характеристик качества поверхностного слоя.

Методика исследования

Образцами для определения тангенциальных напряжений слу­ жили кольца, для осевых напряжений — пластины, вырезанные из втулки. Кольца и втулки обрабатывались по необходимому ре­ жиму по наружному диаметру на разжимной оправке. По соответ­ ствующему режиму обрабатывалась и рабочая часть образцов, предназначенных для прочностных испытаний.

Образцы для испытания на жаропрочность были взяты с диа­ метром рабочей части 10 мм и общей длиной 114 мм согласно СМИ 205-54, а образцы на усталость— с диаметром рабочей части 9,48 мм по СМИ 209—54 (рис. 16.1). Температура как при испы­ тании на жаропрочность, так и при усталостных испытаниях была принята 750°С. Нагрузка при длительных испытаниях во всех

330