Файл: Косточкин, В. В. Старым Смоленским трактом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94

боватой и даже наивной декоративной обработки некото­ рых домов, обезображенных в большинстве случаев це­ ментной обмазкой, явно выдает руку местных строителей, которые хотя и не обладали высокими художественными дарованиями, но зато хорошо владели чувством меры, что в искусстве всегда бывает очень существенно.

На рубеже XIX—XX веков об этом, между прочим, напрочь забыли местные городские власти, стремившие­ ся к благолепию вяземских храмов. Каким-то 'катастро­ фическим бедствием стали в ту пору жесткие цементные корки, покрывшие фасады многих церквей города. Ка­ жется, что их «одевали» на здания друг за другом, без передышки, в спешном порядке, стремясь как можно скорее избавиться от старого, сделать их более «совре­ менными». Из-за таких «корок» с каким-то внутренним неудовлетворением, а может быть, и просто раздражени­ ем, рассматриваете вы церковь Петра и Павла (XIX в.),, возвышающуюся в северо-западной части города и осо­ бенно Екатерининскую церковь (1791), стоящую на его западной окраине, в окружении взобравшегося на откос холма кладбища. Словно какие-то громады, поднялись эти сооружения над окружающими их постройками и кроной обступивших деревьев. При осмотре Екатеринин­ ской церкви, увечаяной луковичными звездчатыми гла­ вами с красивыми ажурными крестами, обязательно об­ ратите внимание на ее просторный и светлый интерьер. Он привлекает внимание не только конструкцией сво­ дов, но и прекрасным оставшимся от иконостаса дере­ вянным распятием. Висящее высоко над головой, чуть ли не под самым куполом, грациозно парит это за­ бытое людьми изваяние над внутренним пространством храма. Разглядывая его внимательно, запрокинув голо­ ву, вы наверняка подумаете о том, что деревянная скульптура не была чужда вяземсккм резчикам по де­ реву, обильно украшавшим городские храмы творениями своих рук.

Однако самое большое эстетическое наслаждение пу­ тешественник получает тогда, когда осматривает скром­ ный комплекс построек вяземского Ивановского монас­ тыря. Он был основан в 1536 году к 'западу от города, где впоследствии появился первый храм (1542) и вырос­ ла монастырская слобода. Раньше сюда, на окраину Вязьмы, толпами шли неугомонные богомольцы. Теперь же вереницей, чуть ли не друг за другом, тянутся 'всюду проникающие и всем интересующиеся туристы. Летом их здесь бывает особенно 'много. Ивановский монастырь



97

ны красивыми наличниками с фронтончиками наверху. Верхняя часть колокольни, где висели увесистые коло­ кола, многогранная, в два яруса. С северной стороны можно видеть остатки ее древнего арочного «рыльца. Вместе с надвратной церковью она образует интересную архитектурную композицию.

Шедевром строительного искусства является трехшат­ ровая Одигитриевская церковь постройки 1635—1638 годов. Она стоит в нескольких шагах от надвратного храма, по оси его проезда. Памятник этот является луч­ шим украшением Вязьмы. После крепостной Спасской башни это второе каменное здание города — в целом очень простое, но в то же время пышное и нарядное. Как какой-то триумфальный монумент выоится церковь в центре невысокого зеленого холма. Ее формы великолеп­ но характеризуют художественные вкусы жителей Вязь­ мы второй четверти XVII века, то есть именно тогда, когда .в городе началось каменное строительство.

Вязьма. Ивановский монастырь. Одигитриевская церковь. 1635—1638 гг.

<-----

Познакомимся, однако, с Одигитриевской церковью более подробно. Это обыкновенный, бесстолпный, вытя­ нутый вверх четверик с мелкими кокошниками под кар­ низом. В тимпанах кокошников блестят цветные израз­ цовые вставки. Какую-то красочную нарядность придают они сооружению. В других памятниках архитектуры Вязьмы таких вставок нет. Они составляют одну из осо­ бенностей декоративной обработки храма. Покрыт он чуть вытянутым продолговатым сомкнутым сводом. Под его корытообразной железной кровлей сохранились ос­ татки как бы лезущих вверх кокошников. Своеобразную ступенчатую пирамиду составляли они для великолеп­ ных, устремленных вверх шатровых глав. Словно ска­ зочные, празднично одетые сестры стоят они рядом, как бы плечом к плечу, выстроившись в одну линию. Две главы декоративные и только средняя, чуть более круп­ ная, открыта внутрь храма. Граненые барабаны глав бо­ гато орнаментированы деталями из лекального кирпича

98

Вязьма

Вязьма.

Ивановский монастырь.

Ивановский монастырь.

Одигитриевская церковь.

Одигитриевская церковь.

План.

Шатры

 

----- >

ибелого .камня. Здесь и резные перехваты наличников окон, и консоли под двойными декоративными арочками,

ишаровидные вставки, напоминающие аптекарские пи­ люли. Величаво стоят на барабанах и их ребристые, сло­ женные из кирпича и тянущиеся вверх шатры, покрытые кровельным железом. Таких нет на церквах Вязьмы. Не

встретишь шатровых храмов и на всей огромной Смолен­ щине. Это строительный уникум древнего города, кото­ рым по праву гордятся его жители. Глядя на него, не­ вольно думаешь о деревянной Вязьме начала XVII вежа, о том времени, когда она была сплошь «утыкана» дере­ вянными шатровыми храмами, безусловно оказавшими влияние на композицию Одигитриевокой церкви.

Интересно и внутреннее пространство Одигитриевского храма, особенно его алтарная часть. Только здесь вы и сможете увидеть голосники, совершенно неизвестные в других архитектурных сооружениях города. Небольши­ ми черными пятнами смотрятся они на оводе апсиды.


100

Внимательно присмотревшись, вы наверняка обратите внимание на их устройство. Круглые отверстия голосни­ ков состоят из двух полукружий, сделанных в ложковых частях 1кирпичей. Соединенные вместе, они и образовали отверстия, за которыми находится пространство голос­ ников. Словно черные бусины, расположились они на по­ верхности стен. Видимо, строившие Одигитриввокую цер­ ковь мастера особо позаботились о ее «звучности», то есть о ее акустических качествах. Бас дьякона, служив­ шего когда-то в этом «божьем доме», с силой врезался в гущу молящихся, стоявших перед сонмом ярких и кра­ сочных изображений святых, рядами располагавшихся между тяблами уходившего вверх иконостаса.

С запада к церкви примыкает довольно низкая трапез­ ная более позднего времени, а с двух боковых сторон — почти одинаковые ампирные притворы с пилястрами, фронтонами и куполами, сменившие собой более древние, возможно, с шатровыми покрытиями. Они хотя и нару­ шают первоначальную композицию сооружения, но не заслоняют собой его великолепной первоосновы. Вместе с ней они образуют интересную, нигде больше не встреча­ ющуюся архитектурную композицию, привлекающую внимание «любителей прекрасного».

Такова Вязьма, таковы ее малоизвестные художествен­ ные сокровища. Мысленно охватывая их единым взгля­ дом, вы наверняка убеждаетесь в том, что этот древний русский город уже давно ждет своей архитектурной мо­ нографии.

4. Болдино и Дорогобуж

Дорога на Волдино начинается в Вязьме, на централь­ ной площади города. Мост через реку выводит на доброе но мощенную булыжником улицу, вы поднимаетесь по ней вверх и оказываетесь у Ямской Христорождествеиской церкви, выстроенной усердием прихожан в 1763 году. Своеобразной промежуточной вехой становится она на вашей дороге. Половина пути уже позади. Миновав церковь, путешественник оказывается за пределами го­ рода. Вы снова в пути, вновь на старом Смоленском тракте. Здесь, за Вязьмой, это обыкновенная, изобилую­ щая рытвинами грунтовая дорога, покрывающаяся после дождей широкими лужами. Все дальше и дальше ведет она на запад. Вязьмы теперь не видно; город скрылся за пологим холмом, и только телевизионная вышка маячит в туманной дали. Вильнув несколько раз в стороны по заросшей кустами дороете, ваша запыленная машина вы­ рывается на луговые просторы. По сторонам шапки-пря­ но пахнущих белых цветов. Кругом небольшие возвы­ шенности. Ярко светятся на солнце участки возделанных полей. Золотится рожь, зеленеет лен, чуть синеет тяну­ щийся вверх овес. Проехав деревню Коменово, вы окаже­ тесь в прохладном лесу. Высокие вековые сосны окружа­ ют тракт справа и слева. Двигаясь .вперед, вы чуть ли не задеваете ветви придорожных кустов.

Но вот неглубокая колея старого тракта незаметно вы­ нырнула из лесной гущи. Впереди большое село Семлево — бывшее поместье Н. П. Бирюкова. Покровская цер­ ковь 1795 года в селе давно разобрана. То ли по неве­


102

жеству, то ли по недомыслию. С тех пор прошло бо­ лее тридцати лет. А сооружение, как говорят, было ин­ тересное. Сейчас же достопримечательного в Семлеве ни­ чего нет. Село как село. Обычные деревянные дома, обыкновенные сады, в буйной растительности которых они утопают. Это вы видели всюду на Смоленском трак­ те. И, несмотря на это, Семлево знаменито. Несколько лет назад о нем много писали в периодической печати17. При полном бездорожье в прошлом веке здесь очень часто бывали иностранцы. Царское правительство, пре­ следуя какие-то цели, не препятствовало им и выдавало визы на въезд в страну.

Интерес к Семлеву не пропал и в наши дни. В 1960— 1961 годах тут побывало даже несколько экспедиций. И все это из-за «московской добычи», все из-за золота и драгоценностей. Да! Да! Не удивляйтесь. Из-за большого количества драгоценностей и самого настоящего золота.

Расскажу, однако, все по порядку. Известно, что, по­ кидая сгоревшую, не давшую крова и питания Москву, Наполеон захватил с собой немалое количество ценнос­ тей, награбленных в бывшей русской столице. Слитки зо­ лота и серебра, выплавленные в горнах прямо в Кремле из изделий благородных металлов, драгоценные камни из риз икон, сами иконы и всевозможная ценная утварь вместе с фамильными драгоценностями из покинутых домов московской дворянской знати и собранными в них произведениями искусства — все это, как рассказывали очевидцы, было погружено французами на телеги и от­ правлено в Париж. «Трофеи», «военная добыча», «дань войны» и другие обтекаемые фразы произносил Наполе­ он по поводу этих богатств, бесстыдно прикрывая разбой­ ничьи и мародерские действия своих вояк.

Но что же действительно захватили с собой французы? Достоверно известно, что самые значительные ценности им не достались. Принадлежавшие в основном храмам и монастырям, они еще до появления наполеоновских сол­ дат в Москве, по распоряжению церковных властей, вместе с великолепной патриаршей ризницей были выве­ зены в Вологду. Но какая-то доля золота, серебра и дру­ гих драгоценностей все же попала в руки французов. Часть этой «добычи» была отбита у отступавших наполео­

новских войск и отправлена М.

И. Кутузовым в Петер­

бург. Серебряный слиток весом

сорок

пудов

получила

тогда в подарок российская столица.

«Сии

сокровища

суть дар победивших врага»,— писал

в сопроводитель­

ном письме М. И. Кутузов. Другую же часть

драгоцен-