ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
94
боватой и даже наивной декоративной обработки некото рых домов, обезображенных в большинстве случаев це ментной обмазкой, явно выдает руку местных строителей, которые хотя и не обладали высокими художественными дарованиями, но зато хорошо владели чувством меры, что в искусстве всегда бывает очень существенно.
На рубеже XIX—XX веков об этом, между прочим, напрочь забыли местные городские власти, стремившие ся к благолепию вяземских храмов. Каким-то 'катастро фическим бедствием стали в ту пору жесткие цементные корки, покрывшие фасады многих церквей города. Ка жется, что их «одевали» на здания друг за другом, без передышки, в спешном порядке, стремясь как можно скорее избавиться от старого, сделать их более «совре менными». Из-за таких «корок» с каким-то внутренним неудовлетворением, а может быть, и просто раздражени ем, рассматриваете вы церковь Петра и Павла (XIX в.),, возвышающуюся в северо-западной части города и осо бенно Екатерининскую церковь (1791), стоящую на его западной окраине, в окружении взобравшегося на откос холма кладбища. Словно какие-то громады, поднялись эти сооружения над окружающими их постройками и кроной обступивших деревьев. При осмотре Екатеринин ской церкви, увечаяной луковичными звездчатыми гла вами с красивыми ажурными крестами, обязательно об ратите внимание на ее просторный и светлый интерьер. Он привлекает внимание не только конструкцией сво дов, но и прекрасным оставшимся от иконостаса дере вянным распятием. Висящее высоко над головой, чуть ли не под самым куполом, грациозно парит это за бытое людьми изваяние над внутренним пространством храма. Разглядывая его внимательно, запрокинув голо ву, вы наверняка подумаете о том, что деревянная скульптура не была чужда вяземсккм резчикам по де реву, обильно украшавшим городские храмы творениями своих рук.
Однако самое большое эстетическое наслаждение пу тешественник получает тогда, когда осматривает скром ный комплекс построек вяземского Ивановского монас тыря. Он был основан в 1536 году к 'западу от города, где впоследствии появился первый храм (1542) и вырос ла монастырская слобода. Раньше сюда, на окраину Вязьмы, толпами шли неугомонные богомольцы. Теперь же вереницей, чуть ли не друг за другом, тянутся 'всюду проникающие и всем интересующиеся туристы. Летом их здесь бывает особенно 'много. Ивановский монастырь
97
ны красивыми наличниками с фронтончиками наверху. Верхняя часть колокольни, где висели увесистые коло кола, многогранная, в два яруса. С северной стороны можно видеть остатки ее древнего арочного «рыльца. Вместе с надвратной церковью она образует интересную архитектурную композицию.
Шедевром строительного искусства является трехшат ровая Одигитриевская церковь постройки 1635—1638 годов. Она стоит в нескольких шагах от надвратного храма, по оси его проезда. Памятник этот является луч шим украшением Вязьмы. После крепостной Спасской башни это второе каменное здание города — в целом очень простое, но в то же время пышное и нарядное. Как какой-то триумфальный монумент выоится церковь в центре невысокого зеленого холма. Ее формы великолеп но характеризуют художественные вкусы жителей Вязь мы второй четверти XVII века, то есть именно тогда, когда .в городе началось каменное строительство.
Вязьма. Ивановский монастырь. Одигитриевская церковь. 1635—1638 гг.
<-----
Познакомимся, однако, с Одигитриевской церковью более подробно. Это обыкновенный, бесстолпный, вытя нутый вверх четверик с мелкими кокошниками под кар низом. В тимпанах кокошников блестят цветные израз цовые вставки. Какую-то красочную нарядность придают они сооружению. В других памятниках архитектуры Вязьмы таких вставок нет. Они составляют одну из осо бенностей декоративной обработки храма. Покрыт он чуть вытянутым продолговатым сомкнутым сводом. Под его корытообразной железной кровлей сохранились ос татки как бы лезущих вверх кокошников. Своеобразную ступенчатую пирамиду составляли они для великолеп ных, устремленных вверх шатровых глав. Словно ска зочные, празднично одетые сестры стоят они рядом, как бы плечом к плечу, выстроившись в одну линию. Две главы декоративные и только средняя, чуть более круп ная, открыта внутрь храма. Граненые барабаны глав бо гато орнаментированы деталями из лекального кирпича
98
Вязьма |
Вязьма. |
Ивановский монастырь. |
Ивановский монастырь. |
Одигитриевская церковь. |
Одигитриевская церковь. |
План. |
Шатры |
|
----- > |
ибелого .камня. Здесь и резные перехваты наличников окон, и консоли под двойными декоративными арочками,
ишаровидные вставки, напоминающие аптекарские пи люли. Величаво стоят на барабанах и их ребристые, сло женные из кирпича и тянущиеся вверх шатры, покрытые кровельным железом. Таких нет на церквах Вязьмы. Не
встретишь шатровых храмов и на всей огромной Смолен щине. Это строительный уникум древнего города, кото рым по праву гордятся его жители. Глядя на него, не вольно думаешь о деревянной Вязьме начала XVII вежа, о том времени, когда она была сплошь «утыкана» дере вянными шатровыми храмами, безусловно оказавшими влияние на композицию Одигитриевокой церкви.
Интересно и внутреннее пространство Одигитриевского храма, особенно его алтарная часть. Только здесь вы и сможете увидеть голосники, совершенно неизвестные в других архитектурных сооружениях города. Небольши ми черными пятнами смотрятся они на оводе апсиды.
100
Внимательно присмотревшись, вы наверняка обратите внимание на их устройство. Круглые отверстия голосни ков состоят из двух полукружий, сделанных в ложковых частях 1кирпичей. Соединенные вместе, они и образовали отверстия, за которыми находится пространство голос ников. Словно черные бусины, расположились они на по верхности стен. Видимо, строившие Одигитриввокую цер ковь мастера особо позаботились о ее «звучности», то есть о ее акустических качествах. Бас дьякона, служив шего когда-то в этом «божьем доме», с силой врезался в гущу молящихся, стоявших перед сонмом ярких и кра сочных изображений святых, рядами располагавшихся между тяблами уходившего вверх иконостаса.
С запада к церкви примыкает довольно низкая трапез ная более позднего времени, а с двух боковых сторон — почти одинаковые ампирные притворы с пилястрами, фронтонами и куполами, сменившие собой более древние, возможно, с шатровыми покрытиями. Они хотя и нару шают первоначальную композицию сооружения, но не заслоняют собой его великолепной первоосновы. Вместе с ней они образуют интересную, нигде больше не встреча ющуюся архитектурную композицию, привлекающую внимание «любителей прекрасного».
Такова Вязьма, таковы ее малоизвестные художествен ные сокровища. Мысленно охватывая их единым взгля дом, вы наверняка убеждаетесь в том, что этот древний русский город уже давно ждет своей архитектурной мо нографии.
4. Болдино и Дорогобуж
Дорога на Волдино начинается в Вязьме, на централь ной площади города. Мост через реку выводит на доброе но мощенную булыжником улицу, вы поднимаетесь по ней вверх и оказываетесь у Ямской Христорождествеиской церкви, выстроенной усердием прихожан в 1763 году. Своеобразной промежуточной вехой становится она на вашей дороге. Половина пути уже позади. Миновав церковь, путешественник оказывается за пределами го рода. Вы снова в пути, вновь на старом Смоленском тракте. Здесь, за Вязьмой, это обыкновенная, изобилую щая рытвинами грунтовая дорога, покрывающаяся после дождей широкими лужами. Все дальше и дальше ведет она на запад. Вязьмы теперь не видно; город скрылся за пологим холмом, и только телевизионная вышка маячит в туманной дали. Вильнув несколько раз в стороны по заросшей кустами дороете, ваша запыленная машина вы рывается на луговые просторы. По сторонам шапки-пря но пахнущих белых цветов. Кругом небольшие возвы шенности. Ярко светятся на солнце участки возделанных полей. Золотится рожь, зеленеет лен, чуть синеет тяну щийся вверх овес. Проехав деревню Коменово, вы окаже тесь в прохладном лесу. Высокие вековые сосны окружа ют тракт справа и слева. Двигаясь .вперед, вы чуть ли не задеваете ветви придорожных кустов.
Но вот неглубокая колея старого тракта незаметно вы нырнула из лесной гущи. Впереди большое село Семлево — бывшее поместье Н. П. Бирюкова. Покровская цер ковь 1795 года в селе давно разобрана. То ли по неве
102
жеству, то ли по недомыслию. С тех пор прошло бо лее тридцати лет. А сооружение, как говорят, было ин тересное. Сейчас же достопримечательного в Семлеве ни чего нет. Село как село. Обычные деревянные дома, обыкновенные сады, в буйной растительности которых они утопают. Это вы видели всюду на Смоленском трак те. И, несмотря на это, Семлево знаменито. Несколько лет назад о нем много писали в периодической печати17. При полном бездорожье в прошлом веке здесь очень часто бывали иностранцы. Царское правительство, пре следуя какие-то цели, не препятствовало им и выдавало визы на въезд в страну.
Интерес к Семлеву не пропал и в наши дни. В 1960— 1961 годах тут побывало даже несколько экспедиций. И все это из-за «московской добычи», все из-за золота и драгоценностей. Да! Да! Не удивляйтесь. Из-за большого количества драгоценностей и самого настоящего золота.
Расскажу, однако, все по порядку. Известно, что, по кидая сгоревшую, не давшую крова и питания Москву, Наполеон захватил с собой немалое количество ценнос тей, награбленных в бывшей русской столице. Слитки зо лота и серебра, выплавленные в горнах прямо в Кремле из изделий благородных металлов, драгоценные камни из риз икон, сами иконы и всевозможная ценная утварь вместе с фамильными драгоценностями из покинутых домов московской дворянской знати и собранными в них произведениями искусства — все это, как рассказывали очевидцы, было погружено французами на телеги и от правлено в Париж. «Трофеи», «военная добыча», «дань войны» и другие обтекаемые фразы произносил Наполе он по поводу этих богатств, бесстыдно прикрывая разбой ничьи и мародерские действия своих вояк.
Но что же действительно захватили с собой французы? Достоверно известно, что самые значительные ценности им не достались. Принадлежавшие в основном храмам и монастырям, они еще до появления наполеоновских сол дат в Москве, по распоряжению церковных властей, вместе с великолепной патриаршей ризницей были выве зены в Вологду. Но какая-то доля золота, серебра и дру гих драгоценностей все же попала в руки французов. Часть этой «добычи» была отбита у отступавших наполео
новских войск и отправлена М. |
И. Кутузовым в Петер |
||
бург. Серебряный слиток весом |
сорок |
пудов |
получила |
тогда в подарок российская столица. |
«Сии |
сокровища |
|
суть дар победивших врага»,— писал |
в сопроводитель |
||
ном письме М. И. Кутузов. Другую же часть |
драгоцен- |