Файл: Колачев, Б. А. Механические свойства титана и его сплавов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зо [80]. Элементы можно расположить в следующий ряд в порядке повышения температуры эвтектоидного превращения: Mn->-Fe-»-Cr->- -►Co->-Ni-»-Cu.

Эвтектоидный распад P-фазы в титановых сплавах приводит к рез­ кому ухудшению механических свойств; сплавы становятся настолько хрупкими, что их практическое применение исключается.

Структура большинства промышленных титановых сплавов в отожженном состоянии представлена или ос-фазой, или p-фазой, или той и другой вместе. Лишь несколько зарубежных сплавов имеют структуру, пред­ ставленную a-фазой и интерметаллидами. Поэтому ти­ тановые сплавы подразделяют на три класса:

1) а-сплавы, структура которых представлена а-фа- зой;

2) а+р-сплавы, структура которых представлена а- и р-фазами;

3) (3-сплавы, структура которых представлена меха­ нически стабильной р-фазой.

Помимо этого, С. Г. Глазунов [83, с. 13] предлагает выделить два переходных класса: а) псевдо-а-сплавы, структура которых представлена a-фазой и небольшими количествами p-фазы (не более 5%), и б) псевдо-р-спла- вы, структура которых после нормализации хотя и пред­ ставлена метастабильной p-фазой, но по свойствам они близки к а+р-сплавам с большим количеством р-фазы.

В связи с тем, что в последнее время нашли промыш­ ленное применение фасонные отливки из титана и его сплавов, имеет смысл титановые сплавы (как алюми­ ниевые и магниевые) подразделить на деформируемые

илитейные.

Втабл. 9 приведен химический состав промышлен­ ных титановых сплавов, применяемых в СССР, а в

табл. 10 — состав наиболее известных зарубежных сплавов.

Практически все титановые сплавы, за редким исклю­ чением, легируют алюминием, который обладает доволь­ но большой растворимостью в а-титане (рис. 38). Это обусловлено следующими преимуществами алюминия перед остальными легирующими компонентами: а) алю­ миний широко распространен в природе, доступен и сравнительно дешев; б) удельный вес алюминия значи­ тельно меньше удельного веса титана, и поэтому введе­ ние алюминия уменьшает удельный вес сплавов и повы­ шает их удельную прочность; в) алюминий эффективно упрочняет как а, о&-фр, так и р-сплавы при сохранении

61

Класс

сплава

а

П с е в д о - а

а + р

Р

Марка

сплава

ВТ 5

ВТ 5 - 1

ОТ 4 - 0 ОТ 4-1

ОТ 4

ВТ 1 8

ВТ 2 0

АТ З

АТ 4

ВТ 6 С

ВТ 6

ВТ 8

ВТ 9

ВТ 1 4

ВТ 1 6

ВТ З - 1

ВТ 2 2

В Т 1 5

А1

4 , 3 — 6 , 2

4 , 5 — 6 , 0

0 , 2 — 1 ,4

1 , 0 — 2 , 5

3 , 5 — 5 , 0

7 , 2 — 8 , 2

6 , 0 — 7 , 5

2 , 5 — 3 , 5

СО сл

сл

 

1

5 — 6 , 5

5 . 5 — 7 , 0

6 , 0 — 7 , 3

5 , 8 — 7 , 0

4 , 5 — 6 , 3

1 , 6 — 3 , 0

5 . 5 — 7 , 0

4 , 0 — 5 , 7

2 , 3 — 3 , 6

Т а б л и ц а 9

Химический состав промышленных титановых сплавов

Содержание легирующего элемента, % (по массе) (остальное—титан)

Мп

_____

0 , 2 — 1 ,3

0 , 7 — 2 , 0

0 , 8 — 2 , 0

_

_____

__

_____

_____

V

О 00 1

00

3 , 5 — 4 , 5

4 , 2 — 6 , 0

0 , 9 — 1 ,9

4 , 0 — 5 . 0

4 — 5 , 5

Мо

 

 

 

0

to

1

о

0

сл

to

о

 

 

1

 

2 , 8 — 3 , 8

2 , 8 — 3 , 8

2 , 5 — 3 , 8

4 . 5 — 5 , 5

2 , 0 — 3 , 0

4 , 5 — 5

О 00

00 о

 

1

Сг

S i

другие

элементы

2 — 3 Sn

 

0 , 1 8 — 0 , 5

0 , 5 — l , 5 N b

 

 

10— 12Zr

— 1 , 5 — 2 , 5 Z r

0 , 4 — 0 , 9

0 , 2 5 — 0 , 6

0 , 1 В

 

 

0 , 2 5 — 0 , 6 F e

0 , 4 — 0 , 9

0 , 2 5 — 0 , 6

0 , 1 В

 

 

0 , 2 5 — 0 , 6 F e

 

0 , 2 0 — 0 , 4 0

0 , 2 0 — 0 , 3 6

0 , 8 — 2 ,5 Z r

1 , 0 — 2 . 5

0 , 1 5 — 0 , 4 0

0 , 2 — 0 . 7 F e

0 , 5 — 2

0 , 5 — l , 5 F e

9 , 5 — 1 1 ,0

IZr


Класс

а

Псевдо-ос

ot~bj3

р

Т а б л и ц а 10

Основные зарубежные титановые сплавы [83—85]

Маркировка

Состав сплава, % (по массе)

(титан—остальное)

США Англия

5.0AI; 2,5Sn 2Cu

8А1; IMo; IV

2А1; 2Mn

6A1; 2Sn; 4Zr; 2Mo

3A1; 6Sn; 5Zr; 0,5Si; 2Mo 2,3Al; llSn; 5Zr; 0,25Si; IMo

6A1; 4V 7A1; 4Mo

6A1; 6V; 2Sn; 1(Fe+Cu) 4A1; 4Mn

4A1; ЗМо; IV

3A1; 2,5V

3A1; 5Cr

2Fe; 2Cr; 2Mo 8Mn

2.3A1; 1ISn; 4Mo; 0,2Si 6A1; 5Zr; 1W; 0,2'Si

13V; 1lCr; 3A1 ll,5Mo; 6Zr; 4,5 Sn

НА 5137

IMI 317

IM1 230

НА 8116,

С—1 lOAMoV

IMI 315

_

НА 9744

Ну 60

 

IMI 679

НА 6510

IMI 318А

НА 7146, RS135

НА 5158

IMI 314А

С—115AMoV;

RS115

 

С—80AV;

НА 3138

 

MST3A15Cr

Ti—140А

RMI8Mn, Ti—8Мп

1MI 680

IMI 684

В120VCA

_

р-ш

удовлетворительной пластичности; г) алюминий сущест­ венно повышает жаропрочность титановых сплавов.

Алюминий уменьшает поперечное сужение, удлине­ ние, ударную вязкость и технологическую пластичность сплавов. Особенно резкое падение пластичности наблю­ дается при концентрациях алюминия более 7,0% из-за образования сверхструктуры а2 (рис. 38). Поэтому со­ став титановых сплавов должен выбираться таким об­ разом, чтобы образование сверхструктуры сс2 было иск­ лючено.

а-титановые сплавы легируют алюминием и нейтраль­ ными упрочнителями (цирконием и оловом), а псевдо-

63


Содержание /(V, % С ол .)

о

го - го

ю

со

so

Содержаниеfit, %(помассе)

Рис. 38. Диаграмма состояния системы Ti—А!

Рис. 39. Типичные кривые

растяжения

титана

(/),

сс -сплава Ti — 3,86% А1

(2) и

ft -сплава ВТ15

(3)

 

а-сплавы, помимо этого, небольшим количеством р-стаби- лизаторов (до 2% в сумме), таких как марганец, ванадий, молибден, ниобий, тантал, же­ лезо, хром, кремний.

Наиболее распространен­ ные легирующие элементы в а+Р-сплавах ванадий, хром, молибден, железо, кремний. Все промышленные а+р-тита- новые сплавы содержат также алюминий, а некоторые из них и цирконий.

Титановые сплавы р-класса

64

содержат довольно большие количества р-стабилизато- ров, представленных переходными элементами, так как только они повышают стабильность p-фазы в такой сте­ пени,. что она полностью сохраняется при комнатной температуре. Наиболее распространенные элементы н этих сплавах молибден, хром, ванадий, железо, олово, цирконий, алюминий.

ВЛИЯНИЕ ЛЕГИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА МЕХАНИЗМ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТИТАНА

Пластическая деформация и механические свойства титана сильно зависят от микроструктуры, режимов предварительной обработки, незначительных колебаний химического состава, а тем более от содержания и при­ роды легирующих элементов. Естественно, что характер пластической деформации двухфазных титановых спла­ вов зависит также от свойств и количества составляю­ щих их а- и р-фаз.

В связи с обсуждаемой проблемой представляет ин­ терес работа [86], в которой изучен характер пластиче­ ской деформации а-сплава Ti — 3,86 А1 и р-сплава ВТ15 в сравнении с титаном при различных видах нагружения.

Сплав Ti — 3,86

А1 был отожжен

и имел структуру,

представленную

a-фазой, а сплав

ВТ 15 был закален

на p-фазу. Как и следовало ожидать, пластичность спла­ вов оказалась ниже, чем пластичность титана, но у а- сплава в основном меньше локальная пластичность (по­ перечное сужение а-сплава равно 25—30%, в то время как поперечное сужение титана 55—60%), а у р-сплава меньше равномерное удлинение (у сплава ВТ15 равно­ мерное удлинение составляет 1 —1,5% при поперечном сужении 47—60%). Эта особенность сплавов проявляет­ ся и в кривых растяжения, представленных на рис. 39.

Сплав ВТ 15

оказался наиболее

чувствительным

к скорости деформации при растяжении.

При

увеличе­

нии скорости растяжения с 0,8 до 25

мм/мин предел

прочности титана

возрос на 5,3 кгс/мм2 (на

9%), а-

сплава — на

3

кгс/мм2 (на 4%), а

р-сплава — на

11,5 кгс/мм2 (на

12%). В том же

интервале

скоростей

деформации

удлинение титана

уменьшилось

на 12%,

а-сплава — на 37%, а р-сплава — на 52%.

При скорости растяжения 0,05 мм/мин в титане и а- сплаве видимые линии скольжения появляются при сте­

5—967

65


пенях деформации, больших 1,5—2%. Характер и плот­ ность линий скольжения свидетельствуют о равномерном протекании деформации по объему образца. Равномер­ ность деформации связана с большим числом систем скольжения в титане. Большое число систем скольжения в титане обеспечивает в то же время высокий коэффици­ ент деформационного упрочнения (4 кгс/мм2), сравни­ мый с коэффициентом упрочнения для металлов с ку­ бической структурой. Коэффициент упрочнения «-спла­ ва меньше (2 кгс/мм2), что, по-видимому, связано с меньшим числом систем скольжения и двойникования.

Пластическая деформация титана и «-сплава проис­ ходит не только путем сдвигово-дислокационного меха­ низма в объеме зерен, но и в результате смещений по границам зерен, чего не наблюдалось в р-сплаве. Одна­ ко вклад, который вносит в общую деформацию смеще­ ние границ зерен, невелик — около 0,5%.

Следы скольжения в |3-сплаве напоминают разветв­ ленную сеть трещин и распространяются от тела зерна к его границам. В сплаве ВТ15 границы зерен оказыва­ ют сильное сопротивление деформации; ни в одном слу­ чае не было замечено перехода линии скольжения через границу. Следы скольжения очень извилисты, что, воз­ можно, связано с поперечным скольжением.

При динамическом растяжении деформация локали­ зуется в более узком объеме, уменьшается число систем скольжения, одновременно участвующих в деформации каждого зерна, следы скольжения становятся менее из­ вилистыми. При динамическом растяжении титан дефор­ мируется скольжением, двойникованием и смещением зерен. При деформации сосредоточенным ударом про­ исходит только двойникование. Сплав Ti-f-3,8% AI при растяжении, в том числе и динамическом, деформирует­ ся только скольжением; при сосредоточенном ударе в нем наблюдается и двойникование. Сплав ВТ 15 при всех изученных видах нагружения деформируется толь­ ко скольжением.

Деформация сплава ВТ 15 протекает крайне неравно­ мерно [86, 87]; в отдельных зернах линии скольжения появлялись при внешних напряжениях, меньших преде­ ла текучести. Титан деформируется значительно равно­ мернее, чем сплав ВТ15. Видимые линии скольжения, двойники и границы зерен вносят в общую деформацию титана только 5%, остальные 95% деформации равно­

66

ций между пластинами, а затем отдельные пачки сколь­ жения начинают прорываться через р-пластины (рис. 40). Поскольку дислокации между пластинами остаются заблокированными, в прорвавшихся пачках скольжения

сосредоточивается

большая

часть всей деформации,

а затем в них развивается трещина.

возрастает

При увеличении

скорости

деформации

вклад двойникования в общую

деформацию

и увеличи­

вается степень деформации до разрушения. Так, напри­ мер, при скорости осадки 1,67-10-4 м/с образец разру­ шился при степени деформации 30%, а при осадке уда­ ром со скоростью 412 м/с — при деформации 50%. Уве­ личение степени деформации при росте скорости осадки объясняется более равномерной деформацией из-за од­ новременного прорыва через р-пластины большего чис­

ла пачек скольжения.

ОТ4

со скоростями, близкими

Деформация

сплава

к скорости звука

(6000

м/с),

приводит к равномерно на­

клепанной структуре без разрушения и искажения фор­ мы р-пластин. Это, возможно, объясняется тем, что ударная взрывная волна движется примерно с той же скоростью, что и дислокации. Когда дислокации оста­ навливаются у р-пластины, упругая волна переходит че­ рез нее и приводит в действие новые источники дисло­ каций.

Увеличение степени деформации приводит к возра­ станию числа различных кристаллографических систем, участвующих в двойниковании, а увеличение скорости де­ формации приводит, наоборот, к уменьшению числа та­ ких систем. При скорости деформации, близкой к звуко­ вой, число систем двойникования вновь возрастает. Это, по-видимому, связано с тем, что при деформации взры­ вом начинают действовать все возможные плоскости двойникования, а не только наиболее выгодные.

В работе [90]

был изучен механизм пластической де­

формации сплава

Ti — 26,4% (по массе) Мо [15,2%

(ат.)] со стабильной при комнатной температуре 13-

фазой.

 

Результаты испытаний на растяжение представлены на рис. 41. Зависимость пределов прочности и текучести, а также разрушающих напряжений от температуры име­ ет такой же характер, как и для а-титана, с таким же содержанием примесей внедрения. Сначала с повыше­ нием температуры напряжения резко снижаются, в неко­


тором интервале температур их снижение замедляется,

азатём вновь ускоряется.

Втерминах термически активируемой деформации напряжения течения сплава T i— 15,2% (ат). Мо можно

разложить на две составляющие: термическую о* и

Рис. 41. Зависимость разрушающих напряжений <Тр, пределов прочно­

 

сти

и текучести

от температуры для

сплава Ti-Ь 15,2% (ат.) Мо

 

атермическую

о**.

 

По

истинным напряжениям

в

о

и

деформациям

е

для

поликристалла

работе

[90]

были

 

вычислены

критические

ска­

 

лывающие напряжения т

и

деформации

сдвига

у по соотношениям т — 7г а и у = 2 е.

экстраполированная

 

Термическая

составляющая т*,

к температуре абсолютного нуля (т0), в координатах

то— С /г, где С — эквивалент кислорода в атомных до­ лях, хорошо соответствует экспериментальным данным для а-титана (рис. 35). Данные для сплава Ti—15,2% Мо с 0,07% О соответствуют прямой на рис. 35.

При растяжении образцов скорость деформации вре­ мя от времени понижали от 1,5-10—4 до 0,6-10—4 с-1. Из разницы напряжений при двух скоростях растяжения по уравнениям (4) были вычислены энтальпия деформа­ ции Я и активационный объем v*. С повышением темпе­

69