Файл: Колачев, Б. А. Механические свойства титана и его сплавов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
прочны, но менее пластичны, чем сплавы с (^-структурой, стабилизированной р-изоморфными элементами. Поэто му а+р-сплавы, легированные только р-эвтектоидными элементами, обладают высокой прочностью в отожжен ном состоянии. Для получения а+р-сплавов, обладаю щих невысокими прочностными свойствами в неупрочненном состоянии, p-фазу следует стабилизировать p-изоморфными элементами. Растворимость р-стабилизи- рующих элементов в a -фазе мала и упрочнение этой фа зы невелико, если только не вводится специально эле мент, хорошо растворимый в a -фазе и упрочняющий ее.
Единственным а-стабилизатором, который в настоя щее время вводится в а+р-сплавы, является алюминий. Алюминий не только существенно упрочняет a-фазу как при комнатной, так и при повышенных температурах, но также повышает термическую стабильность p-фазы. По мимо этого, алюминий уменьшает удельный вес сплавов и тем самым компенсирует действие тяжелых переход ных элементов. При введении алюминия концентрацию переходных элементов уменьшают, чтобы суммарное уп рочнение, обусловленное переходными элементами и алю минием, не превышало приемлемого предела, при кото ром сохраняется удовлетворительная технологичность сплавов.
При эквивалентных количествах p-стабилизаторов в структуре типичных а+р-сплавов (но не псевдо-а и не псевдо-р) содержится примерно одно и то же количество p-фазы. Однако свойства сплавов, особенно технологиче ские, могут быть различными. Так, в частности, сплавы системы Ti—А1—Мо более прочны [147], чем эквивалент ные сплавы системы Ti—А1—V, но последние более тех нологичны.
На свойства а+р-сплавов существенное влияние ока зывает технология получения полуфабрикатов. Обработ ка давлением в а+р-области обеспечивает высокое по перечное сужение и удлинение, а в p-области повышен ную ударную вязкость и более высокое сопротивление ползучести при пониженных значениях поперечного су жения и удлинения. Меняя относительное количество а- и p-фаз, можно получить сплавы с большим диапазо ном свойств.
Термическая стабильность ряда титановых сплавов с высокой кратковременной и длительной жаропрочно стью оказалась все же недостаточной для применения
126
в современной авиационной и ракетной технике [84]. Особенно это относится к а+р-сплавам с большим ко личеством [3-стабнлизаторов и с активными эвтектоидными p-стабилизаторами^- а также к сплавам с вы соким содержанием алюмини^ГТ1едостаточная термиче ская стабильность а+Р-сплавов первой и второй групп связана с процессами распада p-фазы, в частности с эвтектоидным превращением. Поэтому сейчас осторожно относятся к легированию титановых сплавов хромом и марганцем. Характерно, что в номенклатуре зарубежных титановых сплавов, опубликованной в 1969 г. [85], лишь
один сплав |
из тридцати трех легирован |
хромом и два |
марганцем. |
|
X |
Недостаточно высокая термическая |
стабйльность |
сплавов с высоким содержанием алюминия обусловлена процессами упорядочения, протекающими в a -фазе, с об разованием сверхструктуры а 2. Помимо фазовых превра щений, на свойства а+р-сплавов при повышенных тем пературах вредное влияние оказывает поверхностное окисление, приводящее иногда к полной их хрупкости.
Механические свойства основных серийных а+р-спла- вов приведены в табл. 13. В первые годы применения ти тана нашли значительное распространение сплавы, ле гированные р-эвтектоидными стабилизаторами, иногда даже без дополнительного легирования алюминием. Прав да, а+р-титановые сплавы без алюминия в СССР не применяли, но за рубежом было несколько таких спла вов, из которых наиболее известны Ti—8Mn, Ti—140А (2Cr, 2Fe, 2Мо). Впоследствии оказалось, что сплавы это го типа термически нестабильны и плохо свариваются..
Один из первых отечественных сплавов ВТЗ (5% А1; 2,5% Сг) был легирован алюминием и р-эвтектоидным стабилизатором — хромом. Однако позднее было обна ружено, что при длительном нагреве этого сплава при температурах выше 350° С, особенно при одновременном действии напряжений, хотя и медленно, но происходит эвтектоидный распад p-фазы, что приводит к резкому па дению прочностных и особенно пластических свойств. По этой причине сплав ВТЗ сейчас не применяют.
Введение p-изоморфных стабилизаторов позволяет повысить термическую стабильность p-фазы, а следова тельно, и жаропрочность. В свое время для повышения термической стабильности в сплав ВТЗ было предложе но ввести молибден и этот модифицированный вариант
127
Сплав
ВТЗ-1
ВТ 6
ВТ 8
ВТ 9
ВТ 14
ВТ 1 4
ВТ 1 6
ВТ 2 2
Полуфабри кат
Ш там п овка
»
»
»
Ли ст
Ли ст 1 ,2 мм
Пр у то к
Т а б л и ц а 13
Типичные механические свойства промышленных а+р-титановых сплавов
|
|
|
После отжига |
|
|
|
После закалки и старения |
|||
|
V |
6. % |
И>. % |
° - г |
|
V |
кгс/мм2 |
в. % |
Ф. % |
|
кгс /мм* |
кгс/мм2 |
кгс-м/см* |
||||||||
104 |
— 118 |
14— 20 |
4 5 |
— 60 |
4 0 — 50 |
3 — 4 |
115— 120 |
10— 12 |
3 2 — 48 |
|
9 5 |
— 110 |
10— 13 |
35 |
— 60 |
— |
4 |
— 4 ,5 |
110— 1 2 5 * |
6 * |
2 0 * |
105 |
— 125 |
10— 18 |
32 |
— 55 |
4 5 — 50 |
3 |
— 5 |
120* |
6 * |
2 0 * |
110 |
— 130 |
8 — 14 |
|
— |
— |
2 |
— 5 |
120* |
6 * |
2 0 * |
|
85 |
15 |
6 |
2 ,5 |
— |
|
9 |
113— 130 |
7 — 15 |
17— 4 2 |
9 3 |
— 110 |
10 |
|
— |
— |
|
— |
118— 126 |
6 — 8 |
— |
8 4 — 104 |
8 — 22 |
|
— |
— |
|
— |
115— 135 |
4 — 16 |
— |
|
115 |
— 137 |
10— 17 |
2 0 — 65 |
— |
|
— |
— |
— |
— |
П р и м е ч а н и е . Звездочкой отмечены свойства, гарантированные по ТУ для катаных прутков диаметром 20—60 мм.
сплава ВТЗ и получил марку ВТЗ-1 [140, с. 73]. Впо следствии он был дополнительно легирован небольшими количествами железа и кремния, так как они повыша ют прочность сплава при сохранении высокой термиче ской стабильности [96,с. 142].
По фазовому составу сплав ВТЗ-1 отличается от спла ва ВТЗ большим количеством [1-фазы и отсутствием вы делений интерметаллида TiCr2. Сплав ВТЗ-1 имеет более мелкозернистую микроструктуру, чем сплав ВТЗ. Изде лия из сплава ВТЗ-1 обычно применяют после изотерми ческого отжига, который состоит из нагрева при 870— 920° С и изотермической выдержки при 600—650° С в течение 2 ч с последующим охлаждением на воздухе. После такого отжига сплав приобретает стабильную а+[Тструктуру, которая обеспечивает наиболее высокую термическую стабильность и максимальную пластичность. После одинарного отжига при 800—850° С сплав имеет большую прочность, чем после изотермического, но мень шую пластичность и термическую стабильность. Сплав ВТЗ-1 относится к числу наиболее освоенных в производ стве сплавов. Из него поставляют прутки, плиты, поков ки, штамповки. Сплав предназначен для работы при
400—450° С.
За рубежом наибольшее распространение получил сплав Ti—6А1—4V; в 1969 г. из него было изготовлено до 50% по объему всех полуфабрикатов, выпускаемых из титана и его сплавов [84]. В СССР применяют два род ственных сплава этой системы ВТ6 и ВТ6С. Сплав ВТ6С, который отличается от основного меньшим содержанием алюминия и ванадия, применяют для изготовления свар ных конструкций.
Для сплавов системы Ti—А1—V характерно удачное сочетание высоких механических и технологических свойств. Алюминий в этих сплавах повышает прочност ные и жаропрочные свойства, а ванадий относится к чи слу тех немногих легирующих элементов в титане, кото рые повышают не только прочностные свойства, но и пла стичность (Глазунов С. Г., Борисова Е. А. [140, с. 94]). Благоприятное влияние ванадия на пластические свой ства титановых сплавов связано с его специфическим влиянием на Параметры решетки а-титана. Большинство легирующих элементов (алюминий, хром, марганец, же лезо и др.) в титане увеличивает соотношение осей eja и приближают его к теоретическому значению 1,633, что
9—967 |
129 |
затрудняет скольжение по призматическим плоскостям и снижает пластичность. Ванадий, наоборот, уменьшает соотношение осей с/а и гем самым повышает' способность u-фазы к пластической деформации [148].
Помимо этого, ванадий затрудняет образование сверх структуры <22 и поэтому в сплавах системы Ti—А1—V можно допускать большие количества алюминия без опа сения охрупчивания материала при длительной эксплу атации, чем в двойных сплавах Ti—А1.
Сплавы типа ВТб обладают хорошим комплексом прочностных, пластических и технологических свойств [96, с. 170; 149, 150]. Из них изготавливают листы, прут ки, трубы, поковки и штамповки. Важным их преимуще ством перед другими а+р-сплавами является хорошая свариваемость. Сплавы типа ВТ6 могут свариваться точечной, стыковой и аргоно-дуговой сваркой с примене нием защитной атмосферы. Прочность сварного соедине ния составляет 90% от прочности основного металла. После сварки для восстановления пластичности матери ала необходимо применять термическую обработку, ко торая обычно состоит в отжиге при 700—800° С.
Сплав ВТ6 удовлетворительно обрабатывается резани ем, обладает высокой коррозионной стойкостью, в част ности в морской воде. Поэтому он нашел широкое при менение не только в авиационной и ракетной технике, но и в судостроении [150]. Его применяют для работы до температур 400—500° С.
Сплав ВТ8, легированный молибденом, алюминием и небольшим количеством кремния, относится в основном к системе Ti—А1—Мо. В сплавах системы Ti—А1—Мо молибден также затрудняет образование сверхструктуры аг, причем его действие в этом отношении сильнее, чем действие ванадия. Ли [150] отмечает, что сплавы, содер жащие 6—7% А1 и 2—3% Мо, обладают лучшим соче танием прочности и вязкости, чем сплав Ti—6А1—4V, но последний сплав применяется более широко в связи с на копленным успешным опытом его эксплуатации в ответ ственных конструкциях.
Сплав ВТ8 обладает высокой термической стабиль ностью; удовлетворительная пластичность (не ниже ис ходной) сохраняется при выдержках до 600 ч при тем пературах до 500° С [96, с. 176]. Он обладает высоким сопротивлением ползучести и по длительной прочности превосходит сплав ВТ6, что обусловлено более высоким
130
содержанием в нем алюминия и дополнительным леги рованием кремнием. По удельной теплопрочности при температурах до 450° С этот сплав превосходит нержа веющие стали типа Я1Т. К сожалению, сплав ВТ8 пло хо сваривается, недостаточно технологичен и рекоменду ется в основном в качестве ковочного материала. Сплав применяют в отожженном и термически упрочненном со стоянии при температурах до 500° С.
Титановые сплавы, как и другие металлические ма териалы, обладают лучшим комплексом свойств, если
вних введен не один элемент, а несколько родственных
втом же количестве. Первыми в мировой практике ком плексно легированными титановыми сплавами были
сплавы серии АТ, легированные одновременно алюмини ем, железом, хромом, кремнием и бором. Постепенные изменения претерпел и сплав ВТЗ-1: содержание приме сей железа и кремния в нем было увеличено и они стали легирующими элементами. По существу сейчас сплав ВТЗ-1 — это комплексно легированный сплав, содержа щий алюминий, хром, молибден, железо и кремний. Пер воначальный состав сплава ВТ16 был 2,5% А1 и 7,5% Мо, остальное титан. Исследования показали, что целесооб разно в нем молибден частично заменить ванадием [151], и в настоящее время принят следующий состав сплава: 2,5% А1; 4,5% Мо; 4,5% V. Комплексно легиро ванными являются а-сплавы ВТ 18, ВТ20, СТ1, СТ4, а+р-сплавы ВТ9, ВТ14, ВТ16, а также наиболее проч ный из промышленных сплавов а+р-сплав ВТ22.
Сплав ВТ9 отличается от сплава ВТ8 дополнитель ным легированием цирконием. Введение циркония в сплавы системы Ti—А1—Мо приводит к повышению прочности почти без снижения пластичности при сохра нении достаточно высокой термической стабильности [196, с. 185]. Ввиду благоприятного влияния циркония и высокого содержания алюминия сплав ВТ9 более жа ропрочен, чем другие а+р-титановые сплавы (рис. 72). Так, например, при 500° С длительная прочность за 100 ч сплава ВТ9 составляет 60 кге/мм2, а сплавов ВТЗ-1 и ВТ8 40 и 50 кге/мм2 соответственно. Сплав ВТ9 удовлет ворительно . деформируется при высоких температурах (1100—850° С) и из него изготавливают поковки, штам повки и прутки. Сплав может работать до 500—550°С.
Сплав ВТ 14 относится к системе Ti—А1—Мо—V [96, с. 154; 151]. Он содержит сравнительно мало р-стабили-
9 ; |
131 |
заторов и поэтому количество p-фазы в нем сравнитель но немного. В сплаве ВТ 14 сочетается высокая техно логичность в закаленном состоянии, необходимая для изготовления сложных деталей, с высокой прочностью после старения. Сплав ВТ 14 предназначен для получе ния листов, прутков, профилей, поковок и штамповок. Сплав хорошо деформируется при комнатной темпера туре и из него можно изготавливать ленты и фольгу. Листы из сплава ВТ 14 удовлетворительно штампуются в нагретом и холодном состояниях. Гибкой, отбортовкой, подсечкой, выколоткой и т. д. из листов этого сплава можно изготовить всевозможные листовые детали. Сплав удовлетворительно сваривается всеми видами сварки, и применяется для изготовления сварных конструкций из листового материала как в отожженном, так и термиче ски упрочненном состоянии. После сварки необходим отжиг. Сплав предназначен для изготовления нагружен
ных деталей, работающих |
до |
400° С. |
Ti—А1—■ |
Сплав ВТ16 относится |
к той же системе |
||
Мо—V, что и сплав ВТ 14, |
но |
отличается от |
последне |
го меньшим содержанием алюминия и большим содер
жанием р-стабилизаторов [151]. В соответствии |
с этим |
по сравнению со сплавом ВТ14 в структуре |
сплава |
ВТ 16 в отожженном состоянии больше р-фазы |
(10% в |
первом и 25% во втором). Благодаря высокому содер жанию p-фазы в отожженном состоянии сплав ВТ16 об ладает высокой технологичностью. Для получения наи более высокой технологичности в сплаве должна быть обеспечена тонкая мелкозернистая структура.
Сплав ВТ16 специально разрабатывался как сплав для изготовления деталей крепления и поэтому его со став выбран с таким расчетом, чтобы обеспечить высо кое сопротивление срезу, надрезам, перекосам. Сплав ВТ16 с успехом заменяет сталь ЗОХГСА в деталях креп ления [152]. Сплав ВТ16 благодаря высокому содержа нию p-фазы эффективно упрочняется путем закалки и старения.
Сплав ВТ22, легированный алюминием, молибденом, ванадием и небольшими количествами хрома и железа, по содержанию p-стабилизирующих элементов близок к сплавам второго критического состава [153]. Сплавы этого состава обладают наибольшей прочностью (табл. 13) как в термически упрочненном, так и отожженном состоянии. С п л ав В Т 22 в отожженном состоянии имеет