Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ПГ-50С, снабженными канавками (см. рис. 40, в), отношение alb =
= 0,42 при |
коэффициенте |
гидравлической разгрузки k — 0,8 |
(если считать, |
что канавок |
нет). |
Для гидростатических торцовых уплотнений ширина поверх ности трения значительно больше, чем для обыкновенных и гидро динамических уплотнений. Она определяется балансом сил в уплот
нении |
и величиной расхода утечки. |
6. |
Форма, размеры сечения колец и их установка должны обес |
печивать наименьшие деформации уплотняющих поверхностей пары трения. Нужно стремиться к осесимметричной форме колец с сечениями, близкими к прямоугольнику или квадрату.
а) |
5) |
Рис. 92. Схема к расчету напряжений в кольцах пары трения:
а — к о л ь ц о п е р е м е н н о й ш и р и н ы ; б — к о л ь ц о с б а н д а ж о м
Для колец, изготовленных из хрупких материалов, места пе рехода кольцевого выступа, образующего поверхность трения,
косновному сечению кольца должны иметь плавное скругление радиусом 1—3 мм. Это повышает прочность колец примерно в 2 раза по сравнению с переходом в виде острого угла [60].
Для приближенной оценки величины растягивающих напряже ний, возникающих при переходе от одного размера сечения кольца
кдругому (рис. 92, а) вследствие изменения радиальной деформа ции кольца, можно использовать формулу (радиус кругления принят равным нулю)
|
|
аг: |
(89) |
где Ог3— радиальное напряжение растяжения в точке |
1. |
||
7. |
Способы установки и закрепления колец пары в узле уплот |
||
нения могут быть различными и зависят от параметров работы и |
|||
конструкции |
уплотнения. |
колец из |
|
Одним из |
распространенных способов установки |
хрупких и твердых материалов (углеграфиты, силицированные графиты, керамика, твердые сплавы) является их вклейка в метал лические обоймы, крышки и т. п. Во ВНИИГидромаше и на НМЗ
132
широко применяют вклейку колец на клеевом лаке Ф-10, содержа щем фуриловую и фенолформальдегидную смолы, а также на фенол формальдегидной смоле.
Кольцо устанавливают в обойму с зазором 0,1—0,2 мм на диа метр. Шероховатость поверхностей под вклейку должна быть не выше V5. Поверхности тщательно очищают и обезжиривают (ацетоном, спиртом). Затем их промазывают клеем и выдерживают на воздухе не менее 30 мин до его подсыхания «до отлипа». Затем снова промазывают клеем и сушат «до отлипа». Обоймы нагревают до '—80° С, и в них вставляют кольца. Кольца прижимаются тор цами к обоймам с помощью струбцинок. Детали помещают в термо шкаф, в котором полимеризуется клей. Температура в термо
шкафу |
медленно |
(в |
течение |
2— |
К вакуум-насосу г |
|||
3 ч) поднимается |
до |
150° С. |
При |
|||||
этой температуре детали выдержи |
|
|||||||
вают около 2 ч, после чего нагрев |
|
|||||||
прекращают и детали остывают вме |
|
|||||||
сте со шкафом. После вклейки не |
|
|||||||
обходимо очистить |
детали |
и |
прове |
|
||||
рить герметичность вклейки |
(лучше |
|
||||||
всего давлением воздуха 1—5 кгс/см2 |
|
|||||||
под водой). При |
вклейке |
и нагреве |
|
|||||
нужно следить, |
чтобы клей не обра |
|
||||||
зовывал |
пузырей. |
|
|
вклейки |
|
|||
При |
негерметичности |
|
||||||
колец можно рекомендовать следую |
во ВНИИГидро- |
|||||||
щий способ ее устранения, |
|
разработанный |
||||||
маше. Деталь просушивают, |
чтобы испарилась |
вода, попавшая |
в пустоты при испытании на герметичность. Затем кольцо с обой мой закрывают двумя крышками (рис. 93). В образовавшемся объеме создается вакуум, а снаружи с помощью пипетки наносят клей. Клей заполняет пустоты в местах нарушения герметичности. После этого клей повторно полимеризуется в термошкафу. Доводку колец производят после их вклейки в обоймы.
Лак Ф-10 и фенолформальдегидная смола допускают при эксплуатации температуры до 150° С. Для более высоких темпера тур рекомендуется вклейка колец на клее ВС-350. Технология вклейки приблизительно та же, однако выдержка в термошкафу
в течение 2 ч производится при 180—200° С. |
до |
||
Клей |
ВС-350 допускает температуры |
эксплуатации |
|
300° С. |
Кольца, вклеенные клеем ВС-350, |
применяют в |
тор |
цовых уплотнениях, работающих на воде, |
маслах и нефтепро |
дуктах.
Для работы на воде, растворах солей и в агрессивных жидко стях (за исключением щелочей и сильных окислителей) применяют кольца, вклеенные лаком Ф-10.
Вклейка обеспечивает простоту и компактность закрепления колец. Одновременно повышается надежность и безопасность ра-
133
боты уплотнения, так как при возникновении трещин в кольцах они удерживаются клеем в обоймах и не разрушаются.
К недостаткам вклейки следует отнести отмечавшиеся ранее деформации вклеенных колец.
Прочное соединение колец с обоймами достигается при напря женной или прессовой их установке в обоймы, однако такая уста новка часто вызывает появление трещин в кольцах из хрупких материалов (ПГ-50С, ЦМ-332 и др.).
Значительно меньше напряжения и деформации при свобод ной установке колец (см. рис. 5, 6, 14). Свободную установку ко лец (без каких-либо плотно охватывающих их деталей) в боль шинстве случаев нельзя рекомендовать для колец из хрупких материалов, так как в этом случае их растрескивание сопровож дается полным разрушением колец.
Можно рекомендовать |
установку на кольца |
металлических |
(а в некоторых случаях |
и неметаллических) |
бандажей (см. |
рис. 92, б). Рассчитать натяг и толщину бандажа можно, исполь зуя выражения для напряжений в стенках составной трубы. Величина натяга А должна быть такой, чтобы при температурном расширении бандажа и кольца во время работы уплотнения натяг не уменьшался до предела, при котором возможно проворачива ние кольца моментом трения. Для бандажей поэтому желательно выбирать материалы с коэффициентами температурного расшире ния, близкими к коэффициентам колец.
Для приближенной оценки тангенциальных напряжений растя жения в бандаже и сжатия в кольце, если принять, что они равно мерно распределены по сечениям, можно использовать формулы
Ой |
|
A £ i |
(90) |
|
D |
bi |
|||
|
|
|||
|
|
|
||
°2 |
|
|
(91) |
Если на наружную поверхность кольца с бандажем действует давление р, то тангенциальные напряжения сжатия кольца
°2 |
|
АЕ2 |
Е2 |
Dp |
(92) |
D |
. |
\ |
|||
|
Ь\ |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
Бандажи не вызывают значительных дополнительных дефор маций колец при работе уплотнений, поскольку они сравнительно тонкие и имеют равномерную толщину.
Испытания во ВНИИГидромаше уплотнений, снабженных кольцами из ПГ-50С с бандажами, при давлении воды до 50 кгс/см2, температуре до 70° С и скорости скольжения в парах до 20 м/с
134
показали достаточную надежность и герметичность таких уплот нений.
Остановимся на особенностях конструкции разъемных колец торцовых уплотнений.
Кольца из материалов с невысокой хрупкостью составляются из частей с пригнанными (шлифованными и притертыми) торцами. Крейн Пекинг (Англия) использует для закрепления и стягива ния колец металлические хомуты (см. рис. 21) на диаметры валов до 1500 мм либо резиновые бандажи на диаметры валов до 170 мм. В последних применяют углеграфитовые разломанные на две части кольца. Эти кольца могут быть изготовлены только из
хрупких |
материалов — углеграфитов, |
|
|||||
силицированных графитов, керамики. |
|
||||||
Во ВНИИГидромаше разработано |
|
||||||
уплотнение |
с |
разломанными кольцами |
|
||||
из силицированного графита. Для этого |
|
||||||
в обработанное |
(за исключением до |
|
|||||
водки поверхности трения) кольцо 1 |
|
||||||
вставляли по плотной посадке метал |
|
||||||
лический |
стержень 2 (рис. 94). Стер |
|
|||||
жень нагревали газовой горелкой и он, |
|
||||||
расширяясь, |
разрывал кольцо по сече |
|
|||||
ниям а—а. |
При разломе выступающие |
Рис. 94. Схема изготовления |
|||||
шероховатости |
одной поверхности со |
||||||
разломанных колец их хрупких |
|||||||
ответствовали |
углублениям на |
другой |
материалов |
||||
и наоборот. |
При |
соединении |
половин |
|
колец их стыки были достаточно плотными. После разлома произ водили доводку поверхности трения кольца в собранном виде.
8. Учитывая большую опасность попадания абразивных ча стиц в зазор пары, следует применять конструкции уплотнений, в которых утечка жидкости направлена против действия сил инер ции (от периферии к центру). В таких уплотнениях утечки жидко стей значительно меньше [60], а условия охлаждения лучше, чем в уплотнениях с обратным направлением утечки. Вероятность засорения дросселирующих отверстий и капилляров в гидроста тических парах трения меньше в том случае, если они располо жены во вращающихся кольцах. При этом возможна также уста новка фильтрующих элементов, которые, вращаясь в жидкости, практически не засоряются.
9. При выборе варианта, какое из колец пары трения делать вращающимся, а какое — неподвижным, следует учитывать, что вращающееся в жидкости кольцо имеет значительно более высокий коэффициент теплоотдачи, чем неподвижное. Вращающееся кольцо поэтому желательно иметь из материала с более высоким коэффи циентом теплопроводности. Изменяя несколько форму колец пары трения —• применяя кольцевые выточки или отдельные карманы вблизи поверхности трения, можно улучшить отдачу тепла от пары и снизить ее температуру.
135
ций и коррозии (фреттинг-коррозия). При использовании угле графитовых вращающихся колец (см. рис. 3 и 5) вибрационного изнашивания втулок в контакте с ними не наблюдается, однако щелевая коррозия возможна (например, на морской воде со втул ками из хромоникелевых сталей).
Значительный вибрационный износ наблюдался в контакте обоймы вращающегося кольца со втулкой (см. рис. 42), выпол ненных из стали Х18Н9Т. Изношенная поверхность втулки за 700 ч работы при 3000 об/мин вала и давлении воды 160 кгс/см2 показана на рис. 95.
Чтобы защитить контактные поверхности от вибрационного износа, помимо использования материалов мягкий по твердому (пластмасса по металлу, углеграфит по металлу и т. п.), можно рекомендовать различные покрытия. Хромированные поверх ности в контакте с хромированными (твердое хромирование, тер мохромирование) имеют достаточную износостойкость при вибра ционном трении. Это относится и к оксидированным поверхностям титановых сплавов (ВТ-1, ВТ-3). По-видимому, для этих целей можно использовать плазменное напыление твердых материалов, азотирование, цианирование и другие процессы.
КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ УПЛОТНЕНИЙ
ПРУЖИНЫ
Большинство конструкций упругих элементов торцовых уплот нений включает пружины, обеспечивающие герметичность кон такта и компенсацию износа пары трения. Вместо пружин иногда используют также магнитное притяжение колец пары, но это усложняет и удорожает конструкцию уплотнения и не всегда возможно по условиям коррозионной стойкости соответствующих материалов.
При износе пары трения натяжение пружин уменьшается. Конструкция пружин должна обеспечивать снижение удельного давления с учетом полного износа пары трения не более 10—20%.
Усилие пружины должно быть значительно больше силы тре ния уплотнительных колец, манжет, сил жесткости сильфонов, мембран и других уплотнительных элементов. При сборке уплот нения всегда следует проверять свободу движения кольца пары трения под действием пружины и его подвижность в отношении перекоса.
Можно рекомендовать снимать полную характеристику упру гого элемента в сборе при его нагружении и разгрузке. При этом образуется петля гистерезиса нагрузки, величина которой опре деляется трением и свойствами уплотнительных элементов. Чем меньше ширина петли, тем меньше влияние дополнительных сил на работу пары трения.
137