Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
наиболее часто п о р а ж а е м ы е трещинами на корпусах, схе матически показаны на рис. 60,а.
Сквозная трещіша в корпусе задвижки Dy 450 из |
стали |
15Х1М1ФЛ представлена па рис. 60,6. |
|
Трещина проходит по зоне перехода от шарообразной части кор |
|
пуса к коническому патрубку и расположена в нижней части |
корпу |
са; она занимает приблизительно четверть периметра; была обнару
жена после |
47 тыс. '( эксплуатации во |
время капитального |
ремонта |
|||||||
при внешнем осмотре после снятия изоляции |
(трещина |
обведена |
||||||||
мелом). Этот корпус был забракован. |
|
|
|
|
|
|
||||
Трещины |
меньшего |
размера |
могут |
быть выбраны . |
||||||
Если глубина |
выборки |
невелика |
и |
не |
выводит |
отливку |
||||
за пределы |
минусового |
допуска, |
то |
она |
может |
быть |
||||
оставлена |
в |
эксплуатации. |
К р а я |
выборки |
д о л ж н ы |
быть |
плавными во избежание местной концентрации напря жений.
Если выборка, необходимая для полного устранения
дефекта, |
выводит деталь за минусовой технологический |
допуск, |
необходима ремонтная з а в а р к а . |
Неудачная конструкция з а д в и ж к и или резкие нару шения в режиме эксплуатации могут привести к раз рушению литых деталей.
На рис. 60,s показан разрушившийся Б эксплуатации корпус за движки DylôO мм из паропровода острого пара блока сверхкритн-
ческих параметров (/П с=565°С; |
/;=255 кгс/см2). В полости задвиж |
||||
ки, |
в которой помещаются шток |
и тарелки, |
при останове |
или |
стоян |
ке |
блока собиралась вода. При прогреве |
паропровода |
она |
стала |
испаряться, давление в полости поднялось и порвало корпус за движки.
Уплотнительные поверхности з а д в и ж е к наплавляют твердыми сплавами Ц Н 2 , Ц Н 6 и Ц Н 1 2 . Они обладают высокой эрозионной стойкостью и стойкостью против за дирания . Н о в процессе эксплуатации нередко на на плавках появляются трещины и д а ж е происходит выкра шивание их поверхности (рис. 60,г). Причины — наруше ние технологии наплавки на ВАЗ , слишком толстый слой наплавки и наличие термических ударов при эксплуа тации.
4-6. ПОВРЕЖДЕНИЯ КОТЕЛЬНЫХ БАРАБАНОВ И КАМЕР
В процессе контроля в эксплуатации барабанов па ровых котлов иногда о б н а р у ж и в а ю т дефекты, которые можно разделить на две группы; технологические и экс плуатационные.
117
При приварке к барабану после термической обра ботки деталей сепарации, опор п арматуры д л я крепле ния тепловой изоляции в эксплуатации возможно воз
никновение трещин. |
Поэтому т а к а я |
приварка |
недопу |
|
стима. |
|
|
|
|
Появление трещин в б а р а б а н а х |
в |
процессе |
эксплуа |
|
тации вызывается |
рядом причин. |
Видимо, основными |
причинами являются: высокий уровень действующих на
пряжений, большие |
температурные н а п р я ж е н и я , |
кото |
рые возникают при |
пусках и остановах (особенно |
ава |
рийных), коррозия (особенно стояночная, возникающая при плохой консервации или при отсутствии ее) и низкая
деформационная способность |
материала |
барабана . |
||||||
В настоящее |
время |
р а з р а б о т а н а |
методика, |
которая |
||||
позволяет по величине |
р а з м а х а |
н а п р я ж е н и й |
за |
цикл |
||||
пуск — останов |
(механических |
и |
температурных) |
и ха |
||||
рактеристикам |
усталостной прочности материала |
бара |
||||||
бана оценить срок его службы |
до появления трещин. Но |
|||||||
при наличии интенсивной коррозии |
этот |
процесс |
может |
резко ускоряться; в этом случае прогнозирование пе
риода времени до появления трещин |
становится |
невоз |
||||
можным . |
|
|
|
|
|
|
Проведенные расчеты напряжений, |
действующих в ба |
|||||
р а б а н а х отечественного |
производства, |
показали, |
что при |
|||
хорошем водном р е ж и м е |
и |
мерах по |
предупреждению |
|||
стояночной |
коррозии |
они |
способны |
в ы д е р ж а т ь |
более |
|
3 000 пусков |
и остановов |
без |
появления трещин. |
|
Повышения надежности барабанов в эксплуатации можно ожидать при очистке его внутренней поверхности от технологической окалины. Окалина представляет со бой хрупкую керамическую массу. Тонкие слои окислов д о л ж н ы лучше сопротивляться образованию трещин при резких колебаниях температуры, возможных в эксплуа тации.
С |
образованием трещин |
на |
б а р а б а н а х |
котлов |
высо |
кого |
и сверхвысокого давления |
столкнулись в |
1961 — |
||
1963 |
гг. Трещины появляются |
на |
внутренней |
поверхности |
барабанов, чаще всего около водоопускных труб. Тре
щин |
тем больше |
и они тем глубже, чем ближе |
к ниж |
||
ней |
образующей |
б а р а б а н а |
расположен |
ряд труб. |
Обыч |
но трещины располагаются |
в пределах |
водяного |
объема, |
р е ж е трещинами бывают поражены все трубные отвер стия.
Трещины могут быть различно ориентированы по от-
119
Ношению к осп б а р а б а н а : часто они охватывают зону максимальных растягивающих напряжений от внутрен него давления (располагаются преимущественно вдоль продольной осп б а р а б а н а ) , иногда они распределяются равномерно по всей окружности вокруг отверстия. Тре щины распространяются чаще всего на глубину 5—7 мм. Они заполнены окислами. Ширина трещин по глубине металла периодически изменяется: они становятся то
шире, то уже . |
1 |
Около отверстий в б а р а б а н а х возникает |
концентра |
ция напряжений . На кромке отверстия по дачным иссле дований проф. В. Шоха ( Ф Р Г ) максимальное напряже ние превышало расчетное среднее в 4 раза. Местные рас тягивающие напряжения могут существенно возрастать
при наличии овальности вследствие местного |
изгиба |
|
стенки барабана . |
|
|
Б о л ь ш а я часть |
барабанов, пораженных трещинами |
|
около отверстий, |
была изготовлена из стали |
16ГНМ, |
однако были обнаружены трещины и на б а р а б а н а х из сталей 22К и 15М.
На рис. 61,0 представлены трещины около трубы ре циркуляции экономайзера в б а р а б а н е котла ТП-230. По верхность зачищена н а ж д а ч н ы м крутом. Они были об наружены при помощи магнитной порошковой дефекто скопии. Аналогичные трещины были около водоопуск- IIых труб.
Трещины тепловой усталости обнаруживают в местах ввода питательной воды, раствора фосфата и около во дяных штуцеров водоуказательных колонок.
Д л я выявления |
трещин во время |
ремонта из |
бара |
бана у д а л я ю т все |
внутрнбарабанпые |
устройства, |
очища |
ют металл около отверстии шлифовальными кругами и проводят внешний осмотр н магнитную порошковую де фектоскопию. При внешнем осмотре до шлифовки тре щины могут быть обнаружены по валику окислов, вы ступающему из них.
Одной из возможных причин образования трещин ^ около отверстий могут служить колебания температуры при пусках и остановах и вызываемые ими дополнитель ные тепловые напряжения . При нормальной эксплуата ции за срок службы котел растапливают 4 000—5 ООО раз. При этом возникают переменные н а п р я ж е н и я низкой ча стоты.
Чем выше уровень действующих напряжений, тем
120
р а н ь ше при прочих равных условиях возникают в бара бане трещины. Однако уровень напряжений не единст венный фактор: имеются б а р а б а н ы из стали 16ГНМ, в которых расчетные напряжения, определенные по нор
мам, высоки |
(около 18 |
кгс/мм2), |
однако |
в них пока не |
||
обнаружены |
трещины, |
хотя |
длительность |
эксплуатации |
||
превышает у ж е |
30 тыс. ч. |
|
|
|
||
Установлено, |
что трещины |
во всех случаях начинают |
ся от коррозионных язв на поверхности отверстий в ба
рабане или на |
внутренней поверхности |
штуцеров. |
Язвы |
|||
с л у ж а т сильными дополнительными |
концентраторами |
|||||
напряжений . |
|
|
|
|
|
|
Весьма большие температурные |
напряжения |
возни |
||||
кают |
в стенке |
б а р а б а н а |
при р а з р ы в е |
экранной |
трубы, |
|
когда |
давление |
в б а р а б а н е очень |
быстро снижается со |
|||
115—170 кгс/см2 |
до атмосферного. При этом температу |
|||||
ра воды и насыщенного пара резко |
падает с 320—350°С |
|||||
до 100°С, вода |
начинает |
кипеть при |
100°С на существен |
но более горячей стенке барабана, что приводит к интен
сивному ее |
охлаждению . |
|
|
|
|
|
|
||
Язвины |
в |
отверстиях |
и на штуцерах могут являться |
||||||
следствием |
стояночной коррозии, химических |
промывок |
|||||||
чрезмерно |
агрессивными |
реагентами, а |
т а к ж е |
термиче |
|||||
ских ударов, которые вызывают разрушения |
хрупкой |
за |
|||||||
щитной окисной |
пленки. |
|
|
|
|
|
|
||
К а к показали наблюдения, проводимые в процессе |
|||||||||
эксплуатации, |
скорость |
роста |
трещин с |
течением време |
|||||
ни затухает. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Появление |
трещин около |
отверстий |
в б а р а б а н а х |
от |
|||||
мечалось т а к ж е |
на ряде |
барабанов котлов, |
изготовлен |
||||||
ных « эксплуатируемых |
в Ф Р Г . Ч а щ е были |
подвержены |
трещинообразованию барабаны, изготовленные из высо копрочных сталей, которые имеют при рабочей темпера туре предел текучести выше 36 кгс/мм2. Повышение ста тической прочности, по которой определяются допускае мые напряжения, не сопровождается увеличением сопро тивления малоцикловой усталости. Поэтому применение сталей с более высокими механическими свойствами, чем у стали 16ГНМ, не целесообразно.
Следует отметить,, что в верхних б а р а б а н а х д в у х б а р а - банпых котлов высокого давления трещины, как правило, отсутствуют.
Необходимы дальнейшие работы по изучению причин образования трещин в барабанах .
121