Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наиболее часто п о р а ж а е м ы е трещинами на корпусах, схе­ матически показаны на рис. 60,а.

Сквозная трещіша в корпусе задвижки Dy 450 из

стали

15Х1М1ФЛ представлена па рис. 60,6.

 

Трещина проходит по зоне перехода от шарообразной части кор­

пуса к коническому патрубку и расположена в нижней части

корпу­

са; она занимает приблизительно четверть периметра; была обнару­

жена после

47 тыс. '( эксплуатации во

время капитального

ремонта

при внешнем осмотре после снятия изоляции

(трещина

обведена

мелом). Этот корпус был забракован.

 

 

 

 

 

 

Трещины

меньшего

размера

могут

быть выбраны .

Если глубина

выборки

невелика

и

не

выводит

отливку

за пределы

минусового

допуска,

то

она

может

быть

оставлена

в

эксплуатации.

К р а я

выборки

д о л ж н ы

быть

плавными во избежание местной концентрации напря­ жений.

Если выборка, необходимая для полного устранения

дефекта,

выводит деталь за минусовой технологический

допуск,

необходима ремонтная з а в а р к а .

Неудачная конструкция з а д в и ж к и или резкие нару­ шения в режиме эксплуатации могут привести к раз­ рушению литых деталей.

На рис. 60,s показан разрушившийся Б эксплуатации корпус за­ движки DylôO мм из паропровода острого пара блока сверхкритн-

ческих параметров (/П с=565°С;

/;=255 кгс/см2). В полости задвиж­

ки,

в которой помещаются шток

и тарелки,

при останове

или

стоян­

ке

блока собиралась вода. При прогреве

паропровода

она

стала

испаряться, давление в полости поднялось и порвало корпус за­ движки.

Уплотнительные поверхности з а д в и ж е к наплавляют твердыми сплавами Ц Н 2 , Ц Н 6 и Ц Н 1 2 . Они обладают высокой эрозионной стойкостью и стойкостью против за­ дирания . Н о в процессе эксплуатации нередко на на­ плавках появляются трещины и д а ж е происходит выкра­ шивание их поверхности (рис. 60,г). Причины — наруше­ ние технологии наплавки на ВАЗ , слишком толстый слой наплавки и наличие термических ударов при эксплуа­ тации.

4-6. ПОВРЕЖДЕНИЯ КОТЕЛЬНЫХ БАРАБАНОВ И КАМЕР

В процессе контроля в эксплуатации барабанов па­ ровых котлов иногда о б н а р у ж и в а ю т дефекты, которые можно разделить на две группы; технологические и экс­ плуатационные.

117


При приварке к барабану после термической обра­ ботки деталей сепарации, опор п арматуры д л я крепле­ ния тепловой изоляции в эксплуатации возможно воз­

никновение трещин.

Поэтому т а к а я

приварка

недопу­

стима.

 

 

 

 

Появление трещин в б а р а б а н а х

в

процессе

эксплуа­

тации вызывается

рядом причин.

Видимо, основными

причинами являются: высокий уровень действующих на­

пряжений, большие

температурные н а п р я ж е н и я ,

кото­

рые возникают при

пусках и остановах (особенно

ава­

рийных), коррозия (особенно стояночная, возникающая при плохой консервации или при отсутствии ее) и низкая

деформационная способность

материала

барабана .

В настоящее

время

р а з р а б о т а н а

методика,

которая

позволяет по величине

р а з м а х а

н а п р я ж е н и й

за

цикл

пуск — останов

(механических

и

температурных)

и ха­

рактеристикам

усталостной прочности материала

бара ­

бана оценить срок его службы

до появления трещин. Но

при наличии интенсивной коррозии

этот

процесс

может

резко ускоряться; в этом случае прогнозирование пе­

риода времени до появления трещин

становится

невоз­

можным .

 

 

 

 

 

 

Проведенные расчеты напряжений,

действующих в ба­

р а б а н а х отечественного

производства,

показали,

что при

хорошем водном р е ж и м е

и

мерах по

предупреждению

стояночной

коррозии

они

способны

в ы д е р ж а т ь

более

3 000 пусков

и остановов

без

появления трещин.

 

Повышения надежности барабанов в эксплуатации можно ожидать при очистке его внутренней поверхности от технологической окалины. Окалина представляет со­ бой хрупкую керамическую массу. Тонкие слои окислов д о л ж н ы лучше сопротивляться образованию трещин при резких колебаниях температуры, возможных в эксплуа­ тации.

С

образованием трещин

на

б а р а б а н а х

котлов

высо­

кого

и сверхвысокого давления

столкнулись в

1961 —

1963

гг. Трещины появляются

на

внутренней

поверхности

барабанов, чаще всего около водоопускных труб. Тре­

щин

тем больше

и они тем глубже, чем ближе

к ниж­

ней

образующей

б а р а б а н а

расположен

ряд труб.

Обыч­

но трещины располагаются

в пределах

водяного

объема,

р е ж е трещинами бывают поражены все трубные отвер­ стия.

Трещины могут быть различно ориентированы по от-

119


Ношению к осп б а р а б а н а : часто они охватывают зону максимальных растягивающих напряжений от внутрен­ него давления (располагаются преимущественно вдоль продольной осп б а р а б а н а ) , иногда они распределяются равномерно по всей окружности вокруг отверстия. Тре­ щины распространяются чаще всего на глубину 5—7 мм. Они заполнены окислами. Ширина трещин по глубине металла периодически изменяется: они становятся то

шире, то уже .

1

Около отверстий в б а р а б а н а х возникает

концентра­

ция напряжений . На кромке отверстия по дачным иссле­ дований проф. В. Шоха ( Ф Р Г ) максимальное напряже ­ ние превышало расчетное среднее в 4 раза. Местные рас­ тягивающие напряжения могут существенно возрастать

при наличии овальности вследствие местного

изгиба

стенки барабана .

 

 

Б о л ь ш а я часть

барабанов, пораженных трещинами

около отверстий,

была изготовлена из стали

16ГНМ,

однако были обнаружены трещины и на б а р а б а н а х из сталей 22К и 15М.

На рис. 61,0 представлены трещины около трубы ре­ циркуляции экономайзера в б а р а б а н е котла ТП-230. По­ верхность зачищена н а ж д а ч н ы м крутом. Они были об­ наружены при помощи магнитной порошковой дефекто­ скопии. Аналогичные трещины были около водоопуск- IIых труб.

Трещины тепловой усталости обнаруживают в местах ввода питательной воды, раствора фосфата и около во­ дяных штуцеров водоуказательных колонок.

Д л я выявления

трещин во время

ремонта из

бара­

бана у д а л я ю т все

внутрнбарабанпые

устройства,

очища­

ют металл около отверстии шлифовальными кругами и проводят внешний осмотр н магнитную порошковую де­ фектоскопию. При внешнем осмотре до шлифовки тре­ щины могут быть обнаружены по валику окислов, вы­ ступающему из них.

Одной из возможных причин образования трещин ^ около отверстий могут служить колебания температуры при пусках и остановах и вызываемые ими дополнитель­ ные тепловые напряжения . При нормальной эксплуата­ ции за срок службы котел растапливают 4 000—5 ООО раз. При этом возникают переменные н а п р я ж е н и я низкой ча­ стоты.

Чем выше уровень действующих напряжений, тем

120



р а н ь ше при прочих равных условиях возникают в бара­ бане трещины. Однако уровень напряжений не единст­ венный фактор: имеются б а р а б а н ы из стали 16ГНМ, в которых расчетные напряжения, определенные по нор­

мам, высоки

(около 18

кгс/мм2),

однако

в них пока не

обнаружены

трещины,

хотя

длительность

эксплуатации

превышает у ж е

30 тыс. ч.

 

 

 

Установлено,

что трещины

во всех случаях начинают­

ся от коррозионных язв на поверхности отверстий в ба­

рабане или на

внутренней поверхности

штуцеров.

Язвы

с л у ж а т сильными дополнительными

концентраторами

напряжений .

 

 

 

 

 

Весьма большие температурные

напряжения

возни­

кают

в стенке

б а р а б а н а

при р а з р ы в е

экранной

трубы,

когда

давление

в б а р а б а н е очень

быстро снижается со

115—170 кгс/см2

до атмосферного. При этом температу­

ра воды и насыщенного пара резко

падает с 320—350°С

до 100°С, вода

начинает

кипеть при

100°С на существен­

но более горячей стенке барабана, что приводит к интен­

сивному ее

охлаждению .

 

 

 

 

 

 

Язвины

в

отверстиях

и на штуцерах могут являться

следствием

стояночной коррозии, химических

промывок

чрезмерно

агрессивными

реагентами, а

т а к ж е

термиче­

ских ударов, которые вызывают разрушения

хрупкой

за­

щитной окисной

пленки.

 

 

 

 

 

 

К а к показали наблюдения, проводимые в процессе

эксплуатации,

скорость

роста

трещин с

течением време­

ни затухает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление

трещин около

отверстий

в б а р а б а н а х

от­

мечалось т а к ж е

на ряде

барабанов котлов,

изготовлен­

ных « эксплуатируемых

в Ф Р Г . Ч а щ е были

подвержены

трещинообразованию барабаны, изготовленные из высо­ копрочных сталей, которые имеют при рабочей темпера ­ туре предел текучести выше 36 кгс/мм2. Повышение ста­ тической прочности, по которой определяются допускае ­ мые напряжения, не сопровождается увеличением сопро­ тивления малоцикловой усталости. Поэтому применение сталей с более высокими механическими свойствами, чем у стали 16ГНМ, не целесообразно.

Следует отметить,, что в верхних б а р а б а н а х д в у х б а р а - банпых котлов высокого давления трещины, как правило, отсутствуют.

Необходимы дальнейшие работы по изучению причин образования трещин в барабанах .

121