Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я.Ф. БОРОДУЛИН,

Б.Н. СУЩЕНКО

ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЙ

ФЛОТ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Утверждено Управлением учебных заведений Министерства морского флота С С С Р в начестве учебника для учащихся дноуглубительной специальности мореходных училищ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1973

У ДК 627.78 : 627.74

Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы. Б о р о- д у л и н Я. Ф., С у щ е н к о Б. Н. Изд-во «Транспорт», 1973, стр. 1 —432.

В первой части книги описываются устройство и эксплуатация основных типов современных дноуглубительных снарядов и вспомо­ гательных судов, применяющихся при производстве дноуглубитель­ ных работ на морских подходных каналах, на акваториях морских портов и судостроительных заводов.

Во второй части книги рассматриваются виды дноуглубительных работ, описывается технология их производства с применением со­ временных контрольно-измерительных приборов дистанционного и автоматического управления.

Приведены способы определения местоположения снарядов на участке, контроля за качеством выполненных работ. Рассматри­ вается специфика ремонта дноуглубительных снарядов.

Книга предназначена в качестве учебника для учащихся море­ ходных училищ Министерства морского флота. Она может быть полезна для инженеров и техников, работающих в области проек­ тирования и эксплуатации судов дноуглубительного флота.

Введение, часть первая и гл. X X X I части второй написаны инж. Я. Ф. Бородулиным, часть вторая и § 3 гл. I части первой — инж. Б. Н. Сущенко. Рис. 201, табл. 4, библ. 17.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессору д-ру техн. наук И. И. Краковскому и канд. техн. наук К.' А. Пятницко­ му за ценные замечания, сделанные при рецензировании рукописи учебника.

3185—265

ЯКОВ ФЕДОРОВИЧ БОРОДУЛИН БОРИС НИКОДИМОВИЧ СУЩЕНКО

Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы

Редактор С, В. Приградоеа

Переплет художника С. Н. Орлова Техн. редактор В. А. Бодрова

Корректоры: Л. Я. Анашкина, В. Г. Комарова

Сдано в набор 16/11 1973 г.

 

Подписано

к печати 11/XI 1973 г.

Бумага 60X 90'/i6. Типографская

№ 2. Печ. листов 27,0.

Уч.-изд. листа 30,34.

Изд. 1-1-2/10 № 3877.

Т-01486

Тираж 2000

экз.

Цена 1 р. 11 к. Зак. 175.

Издательство

«ТРАНСПОРТ», Москва

Б-174,

Басманный туп. 6а

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном Комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва И-41, Б. Переяславская ул., дом 46

© Издательство «Транспорт», 1973 г.


Введение

Морские суда Советского Союза совершают регулярные рейсы по морям и океа­ нам. Только в открытом море штурманы часто могут прокладывать курсы судов по своему усмотрению, зная, что под килем имеется достаточная глубина. На подходах к портам глубины, как правило, малы и безопасный проход судов возможен по строго определенным путям. Часто естественные глубины на под­ ходах к портам, на акваториях портов и судоремонтных заводов и в отдельных важных для судоходства районах настолько малы, что приходится сооружать специальные подходные каналы для прохода судов.

Кроме того, подводными течениями, а также волнами у берегов перемещаются по дну огромные массы частиц грунта, поэтому необходимо постоянно вести дно­ углубительные работы для поддержания в рабочем состоянии судоходных путей.

Создание подходных каналов к портам, акваторий портов и судоремонтных заводов, строительство гидротехнических сооружений и поддержание заданных глубин на каналах и акваториях производится с помощью дноуглубительных снарядов.

Дноуглубительные работы разделяются на капитальные, выполняемые при строительстве новых каналов, портов, гидротехнических сооружений, котло­ ванов под доки судоремонтных заводов, и ремонтные, выполняемые для поддержа­ ния заданных глубин на каналах и акваториях портов и судоремонтных заводов.

Кроме того, выполняются смешанные дноуглубительные работы на сущест­ вующих подходных каналах, на акваториях портов и у причалов с целью удале­ ния наносного грунта с одновременным увеличением габаритов пути по глубине и ширине.

Рост тоннажа советского торгового флота, пополнение его все более крупными судами с большими осадками, увеличившаяся интенсивность судоходства — все это потребовало коренной реконструкции подходных каналов, портов и судоре­ монтных заводов и создания мощного дноуглубительного флота.

Ежегодно для поддержания нормальных судоходных условий на подходных каналах и в акваториях портов приходится выполнять дноуглубительные ра­ боты, измеряемые десятками миллионов кубометров извлекаемого грунта.

3

За годы Советской власти были построены новые судоходные каналы: Ждановский, Урало-Каспийский, на баре реки Печоры, в лимане реки Амура и др.

Значительно реконструированы каналы: Керчь-Еникальский, ДнепровскоБугский, Вентспилсский, морской канал Ленинградского порта, Северо-Двин- ский и многие другие.

В настоящее время дноуглубительные работы на морских путях и в портах производятся дноуглубительными снарядами бассейновых управлений морских путей ММФ. Общая протяженность пути, обслуживаемая этими управлениями, превышает 3000 км.

Транспортный флот в ближайшее время пополнится танкерами дедвейтом 200—250 тыс. т, а также рудовозами дедвейтом 100—200 тыс. т, для которых потребуются глубины в портах 19—23 м. Чтобы приспособить существующие каналы и порты для приема и эксплуатации таких судов, потребуется осуществить обширную программу развития габаритов морских путей. Увеличится протя­ женность подходных каналов.

В Директивах X X I V съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусмотрено завершить сооружение первой очереди глубоководного порта на Дальнем Востоке, в районе Находки, и начать строительство порта на Черном море.

Разнообразные работы по дноуглублению выполняются судами дноуглуби­ тельного флота. Современные земснаряды и землесосы представляют собой ложные технические сооружения, оснащенные новейшими контрольно-измери­ тельными приборами и средствами дистанционного и автоматического управ­ ления.

Для обеспечения высокопроизводительной работы современных землесосов и многочерпаковых снарядов необходимо большое внимание уделять вопросам назначения оптимальных режимов работы земснарядов, контролю за качеством выполнения дноуглубительных работ, а также своевременного проведения вспо­ могательных работ, профилактических навигационных ремонтов и устранения последствий аварий.


Часть первая

Дноуглубительный флот

Г л а в а I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОМ ФЛОТЕ

ИПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

§1. Типы дноуглубительных снарядов

Дноуглубительные работы на морских подходных каналах и на акваториях портов выполняют в разнообразных гидрометеорологиче­ ских условиях на различных грунтах: скальных, связных и несвяз­ ных.

Процесс дноуглубления можно разделить на три операции: отделение подлежащего извлечению грунта от дна; подъем отделенного грунта на некоторую высоту над уровнем воды; транспортирование грунта к месту свалки.

Дноуглубительные снаряды по степени выполнения этих опе­ раций классифицируются на снаряды с полным и неполным циклом дноуглубительного процесса. Снаряды с неполным циклом выполняют только первую операцию, с полным циклом — все три или первые две операции.

В морском дноуглубительном флоте в основном применяются дно­ углубительные снаряды с полным циклом процесса дноуглубления.

Кроме того, дноуглубительные снаряды классифицируются по сле­ дующим основным признакам:

по способу отделения извлекаемого грунта от дна и его подъему над уровнем воды;

по способу транспортирования извлекаемого грунта от снаряда к месту свалки;

по средствам перемещения снаряда при грунтозаборе; по способу передвижения снаряда с одного участка дноуглубитель­

ных работ на другой; по производительности;

по роду энергетической установки; по району выполнения дноуглубительных работ.

По способу отделения извлекаемого грунта от дна и его подъему над уровнем воды дноуглубительные снаряды разделяются на снаряды с гидравлическим способом отделения и подъема грунта (землесосы); снаряды с механическо-гидравлическим способом отделения и подъема грунта (землесосы с механическим или механическо-гидравлическим

5

По способу передвижения с одного участка дноуглубительных ра­ бот на другой снаряды делятся па самоходные и несамоходные, послед­ ние буксируются буксирными судами.

По производительности — на дноуглубительные снаряды малой, средней и большой производительности. Под производительностью земснаряда понимается количество извлекаемого в единицу времени грунта в состоянии естественного залегания.

По роду энергетической установки, приводящей в действие глав­ ные механизмы снаряда, дноуглубительные снаряды разделяются на паровые, дизельные, дизель-электрические, дизель-гидравлические, газотурбинные и электрические.

По району выполнения дноуглубительных работ снаряды разделя­ ются на две группы: морского и речного типа. Морские земснаряды отличаются от речных конструкцией корпуса и лучшей остойчивостью, позволяющей производить дноуглубительные работы и морские пере­

ходы

между портами в условиях волнения и

ветров.

 

 

В технической литературе и служебных документах для

снарядов

ММФ

 

применяют

сокращенные

условные

обозначения, например,

м с - ш т ^

; з с - Т Р Ш

^ 5 0 -

 

42°;

3 C -p m dSo-

Обозначения содержат краткую

характеристику по следующим основ­

ным данным:

 

 

 

 

 

 

 

 

тип

снаряда: М — многочерпаковый:

О — одночерпаковый; 3 —

землесос;

 

 

 

 

 

 

 

 

самоходные

или самоотвозные снаряды

— С;

 

 

способы транспортирования извлеченного грунта к месту свалки:

Ш — шаландовый; Р — рефулерный; Т — трюмный;

 

 

в

числителе

указана построечная

производительность

снаряда

м3/ч);

 

 

 

 

 

 

 

 

в знаменателе указано число установленных главных машин (чер-

паковых, рефулерных, ходовых

и разрыхлительных), а после тире —

их суммарная

мощность;

 

 

 

 

 

 

для

самоотвозных снарядов после дроби

указана емкость

грунтово­

го

трюма (в

ms).

 

 

 

 

 

 

§2. Общие сведения о грунтоотвозных шаландах

ивспомогательных судах дноуглубительного флота

Работа дноуглубительных снарядов обеспечивается вспомогатель­

ными судами различных типов.

 

При работе черпаковых

снарядов, а в некоторых случаях и при

работе землесосных снарядов

извлекаемый

грунт транспортируется

к месту свалки в трюме специальных судов —

г р у н т о о т в о з н ы х

ш а л а н д .

 

 

Грунтоотвозная шаланда

(рис. 5) — это судно, имеющее в средней

части трюм для перевозки и выгрузки грунта на свалке.

Шаланды бывают самоходные, имеющие движительную установку, и несамоходные, которые буксируются к месту свалки буксирным суд-

9



§ 3. Общие сведения о производстве дноуглубительных работ

Всем видам дноуглубительных работ предшествует разработка тех­ нической документации на их производство и оформление договорной документации между заказчиком (портом, пароходством, заводом, городом и пр.) и подрядчиком (Управлением морских путей).

Капитальные дноуглубительные работы выполняются на основании технического проекта, договора и сметы, утвержденных в установлен­ ном порядке и принятых к финансированию Стройбанком СССР.

В состав технического проекта входят следующие документы и ис­ ходные данные:

планы района работ в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000, но не мельче, чем 1 : 2000, охватывающие участки дноуглубления, места свалок или намыва грунта и подходы к ним с указанием предварительного проме­ ра глубин (отметок территории) и знаков навигационного оборудо­ вания;

ведомости подсчета объемов дноуглубительных (намывных) работ до проектной отметки и объемов допускаемого перебора по глубине и ширине углубительных участков;

продольные и поперечные геологические разрезы участка дноуглу­ бления;

характеристика грунтов, залегающих на участке дноуглубления; плотность несвязных грунтов, консистенция и прилипаемость связных грунтов; удельный вес, гранулометрический класс, группа грунта по трудности разработки (согласно классификации грунтов, предусмо­ тренной производственными нормами на морские дноуглубительные работы);

сведения о гидрометеорологических условиях, влияющих на про­

изводство

дноуглубительных работ;

 

 

проектные

и рабочие

габариты прорези, допуски на

неровность

выработки

по

глубине и ширине углубляемого участка

и принятые

в

проекте

откосы;

 

 

 

нуль глубин, графики колебания и обеспеченности уровней воды;

 

геодезическое обоснование для разбивки участка работ

на местно­

сти, отметки реперов и схема их расположения;

 

 

обоснование принятых

в проекте свалок грунта, согласование их

с

заинтересованными организациями;

 

данные по обследованию участков работ о наличии подводных пре­ пятствий, посторонних предметов и включений, а также заключение специалистов в отношении требований соблюдения «Инструкции о ме­

рах предосторожности при производстве дноуглубительных

работ

в условиях предполагаемой засоренности грунта взрывоопасными

пред­

метами» ММФ;

 

данные изысканий, согласованные с санитарной и противопожар­ ной службами, о наличии или отсутствии загазованности подлежащего разработке грунта вредными газами — сероводородом, метаном и др.

При производстве намывных работ технический проект содержит дополнительно:

12