Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Я.Ф. БОРОДУЛИН,
Б.Н. СУЩЕНКО
ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЙ
ФЛОТ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Утверждено Управлением учебных заведений Министерства морского флота С С С Р в начестве учебника для учащихся дноуглубительной специальности мореходных училищ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1973
У ДК 627.78 : 627.74
Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы. Б о р о- д у л и н Я. Ф., С у щ е н к о Б. Н. Изд-во «Транспорт», 1973, стр. 1 —432.
В первой части книги описываются устройство и эксплуатация основных типов современных дноуглубительных снарядов и вспомо гательных судов, применяющихся при производстве дноуглубитель ных работ на морских подходных каналах, на акваториях морских портов и судостроительных заводов.
Во второй части книги рассматриваются виды дноуглубительных работ, описывается технология их производства с применением со временных контрольно-измерительных приборов дистанционного и автоматического управления.
Приведены способы определения местоположения снарядов на участке, контроля за качеством выполненных работ. Рассматри вается специфика ремонта дноуглубительных снарядов.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся море ходных училищ Министерства морского флота. Она может быть полезна для инженеров и техников, работающих в области проек тирования и эксплуатации судов дноуглубительного флота.
Введение, часть первая и гл. X X X I части второй написаны инж. Я. Ф. Бородулиным, часть вторая и § 3 гл. I части первой — инж. Б. Н. Сущенко. Рис. 201, табл. 4, библ. 17.
Авторы выражают искреннюю благодарность профессору д-ру техн. наук И. И. Краковскому и канд. техн. наук К.' А. Пятницко му за ценные замечания, сделанные при рецензировании рукописи учебника.
3185—265
ЯКОВ ФЕДОРОВИЧ БОРОДУЛИН БОРИС НИКОДИМОВИЧ СУЩЕНКО
Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы
Редактор С, В. Приградоеа
Переплет художника С. Н. Орлова Техн. редактор В. А. Бодрова
Корректоры: Л. Я. Анашкина, В. Г. Комарова
Сдано в набор 16/11 1973 г. |
|
Подписано |
к печати 11/XI 1973 г. |
||
Бумага 60X 90'/i6. Типографская |
№ 2. Печ. листов 27,0. |
Уч.-изд. листа 30,34. |
|||
Изд. 1-1-2/10 № 3877. |
Т-01486 |
Тираж 2000 |
экз. |
Цена 1 р. 11 к. Зак. 175. |
|
Издательство |
«ТРАНСПОРТ», Москва |
Б-174, |
Басманный туп. 6а |
Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном Комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва И-41, Б. Переяславская ул., дом 46
© Издательство «Транспорт», 1973 г.
Введение
Морские суда Советского Союза совершают регулярные рейсы по морям и океа нам. Только в открытом море штурманы часто могут прокладывать курсы судов по своему усмотрению, зная, что под килем имеется достаточная глубина. На подходах к портам глубины, как правило, малы и безопасный проход судов возможен по строго определенным путям. Часто естественные глубины на под ходах к портам, на акваториях портов и судоремонтных заводов и в отдельных важных для судоходства районах настолько малы, что приходится сооружать специальные подходные каналы для прохода судов.
Кроме того, подводными течениями, а также волнами у берегов перемещаются по дну огромные массы частиц грунта, поэтому необходимо постоянно вести дно углубительные работы для поддержания в рабочем состоянии судоходных путей.
Создание подходных каналов к портам, акваторий портов и судоремонтных заводов, строительство гидротехнических сооружений и поддержание заданных глубин на каналах и акваториях производится с помощью дноуглубительных снарядов.
Дноуглубительные работы разделяются на капитальные, выполняемые при строительстве новых каналов, портов, гидротехнических сооружений, котло ванов под доки судоремонтных заводов, и ремонтные, выполняемые для поддержа ния заданных глубин на каналах и акваториях портов и судоремонтных заводов.
Кроме того, выполняются смешанные дноуглубительные работы на сущест вующих подходных каналах, на акваториях портов и у причалов с целью удале ния наносного грунта с одновременным увеличением габаритов пути по глубине и ширине.
Рост тоннажа советского торгового флота, пополнение его все более крупными судами с большими осадками, увеличившаяся интенсивность судоходства — все это потребовало коренной реконструкции подходных каналов, портов и судоре монтных заводов и создания мощного дноуглубительного флота.
Ежегодно для поддержания нормальных судоходных условий на подходных каналах и в акваториях портов приходится выполнять дноуглубительные ра боты, измеряемые десятками миллионов кубометров извлекаемого грунта.
3
За годы Советской власти были построены новые судоходные каналы: Ждановский, Урало-Каспийский, на баре реки Печоры, в лимане реки Амура и др.
Значительно реконструированы каналы: Керчь-Еникальский, ДнепровскоБугский, Вентспилсский, морской канал Ленинградского порта, Северо-Двин- ский и многие другие.
В настоящее время дноуглубительные работы на морских путях и в портах производятся дноуглубительными снарядами бассейновых управлений морских путей ММФ. Общая протяженность пути, обслуживаемая этими управлениями, превышает 3000 км.
Транспортный флот в ближайшее время пополнится танкерами дедвейтом 200—250 тыс. т, а также рудовозами дедвейтом 100—200 тыс. т, для которых потребуются глубины в портах 19—23 м. Чтобы приспособить существующие каналы и порты для приема и эксплуатации таких судов, потребуется осуществить обширную программу развития габаритов морских путей. Увеличится протя женность подходных каналов.
В Директивах X X I V съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусмотрено завершить сооружение первой очереди глубоководного порта на Дальнем Востоке, в районе Находки, и начать строительство порта на Черном море.
Разнообразные работы по дноуглублению выполняются судами дноуглуби тельного флота. Современные земснаряды и землесосы представляют собой ложные технические сооружения, оснащенные новейшими контрольно-измери тельными приборами и средствами дистанционного и автоматического управ ления.
Для обеспечения высокопроизводительной работы современных землесосов и многочерпаковых снарядов необходимо большое внимание уделять вопросам назначения оптимальных режимов работы земснарядов, контролю за качеством выполнения дноуглубительных работ, а также своевременного проведения вспо могательных работ, профилактических навигационных ремонтов и устранения последствий аварий.
Часть первая
Дноуглубительный флот
Г л а в а I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОМ ФЛОТЕ
ИПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
§1. Типы дноуглубительных снарядов
Дноуглубительные работы на морских подходных каналах и на акваториях портов выполняют в разнообразных гидрометеорологиче ских условиях на различных грунтах: скальных, связных и несвяз ных.
Процесс дноуглубления можно разделить на три операции: отделение подлежащего извлечению грунта от дна; подъем отделенного грунта на некоторую высоту над уровнем воды; транспортирование грунта к месту свалки.
Дноуглубительные снаряды по степени выполнения этих опе раций классифицируются на снаряды с полным и неполным циклом дноуглубительного процесса. Снаряды с неполным циклом выполняют только первую операцию, с полным циклом — все три или первые две операции.
В морском дноуглубительном флоте в основном применяются дно углубительные снаряды с полным циклом процесса дноуглубления.
Кроме того, дноуглубительные снаряды классифицируются по сле дующим основным признакам:
по способу отделения извлекаемого грунта от дна и его подъему над уровнем воды;
по способу транспортирования извлекаемого грунта от снаряда к месту свалки;
по средствам перемещения снаряда при грунтозаборе; по способу передвижения снаряда с одного участка дноуглубитель
ных работ на другой; по производительности;
по роду энергетической установки; по району выполнения дноуглубительных работ.
По способу отделения извлекаемого грунта от дна и его подъему над уровнем воды дноуглубительные снаряды разделяются на снаряды с гидравлическим способом отделения и подъема грунта (землесосы); снаряды с механическо-гидравлическим способом отделения и подъема грунта (землесосы с механическим или механическо-гидравлическим
5
По способу передвижения с одного участка дноуглубительных ра бот на другой снаряды делятся па самоходные и несамоходные, послед ние буксируются буксирными судами.
По производительности — на дноуглубительные снаряды малой, средней и большой производительности. Под производительностью земснаряда понимается количество извлекаемого в единицу времени грунта в состоянии естественного залегания.
По роду энергетической установки, приводящей в действие глав ные механизмы снаряда, дноуглубительные снаряды разделяются на паровые, дизельные, дизель-электрические, дизель-гидравлические, газотурбинные и электрические.
По району выполнения дноуглубительных работ снаряды разделя ются на две группы: морского и речного типа. Морские земснаряды отличаются от речных конструкцией корпуса и лучшей остойчивостью, позволяющей производить дноуглубительные работы и морские пере
ходы |
между портами в условиях волнения и |
ветров. |
|
|||||||
|
В технической литературе и служебных документах для |
снарядов |
||||||||
ММФ |
|
применяют |
сокращенные |
условные |
обозначения, например, |
|||||
м с - ш т ^ |
; з с - Т Р Ш |
^ 5 0 - |
|
42°; |
3 C -p m dSo- |
|||||
Обозначения содержат краткую |
характеристику по следующим основ |
|||||||||
ным данным: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
тип |
снаряда: М — многочерпаковый: |
О — одночерпаковый; 3 — |
|||||||
землесос; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
самоходные |
или самоотвозные снаряды |
— С; |
|
||||||
|
способы транспортирования извлеченного грунта к месту свалки: |
|||||||||
Ш — шаландовый; Р — рефулерный; Т — трюмный; |
|
|||||||||
|
в |
числителе |
указана построечная |
производительность |
снаряда |
|||||
(в |
м3/ч); |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
в знаменателе указано число установленных главных машин (чер- |
|||||||||
паковых, рефулерных, ходовых |
и разрыхлительных), а после тире — |
|||||||||
их суммарная |
мощность; |
|
|
|
|
|
||||
|
для |
самоотвозных снарядов после дроби |
указана емкость |
грунтово |
||||||
го |
трюма (в |
ms). |
|
|
|
|
|
|
§2. Общие сведения о грунтоотвозных шаландах
ивспомогательных судах дноуглубительного флота
Работа дноуглубительных снарядов обеспечивается вспомогатель
ными судами различных типов. |
|
|
При работе черпаковых |
снарядов, а в некоторых случаях и при |
|
работе землесосных снарядов |
извлекаемый |
грунт транспортируется |
к месту свалки в трюме специальных судов — |
г р у н т о о т в о з н ы х |
|
ш а л а н д . |
|
|
Грунтоотвозная шаланда |
(рис. 5) — это судно, имеющее в средней |
части трюм для перевозки и выгрузки грунта на свалке.
Шаланды бывают самоходные, имеющие движительную установку, и несамоходные, которые буксируются к месту свалки буксирным суд-
9
§ 3. Общие сведения о производстве дноуглубительных работ
Всем видам дноуглубительных работ предшествует разработка тех нической документации на их производство и оформление договорной документации между заказчиком (портом, пароходством, заводом, городом и пр.) и подрядчиком (Управлением морских путей).
Капитальные дноуглубительные работы выполняются на основании технического проекта, договора и сметы, утвержденных в установлен ном порядке и принятых к финансированию Стройбанком СССР.
В состав технического проекта входят следующие документы и ис ходные данные:
планы района работ в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000, но не мельче, чем 1 : 2000, охватывающие участки дноуглубления, места свалок или намыва грунта и подходы к ним с указанием предварительного проме ра глубин (отметок территории) и знаков навигационного оборудо вания;
ведомости подсчета объемов дноуглубительных (намывных) работ до проектной отметки и объемов допускаемого перебора по глубине и ширине углубительных участков;
продольные и поперечные геологические разрезы участка дноуглу бления;
характеристика грунтов, залегающих на участке дноуглубления; плотность несвязных грунтов, консистенция и прилипаемость связных грунтов; удельный вес, гранулометрический класс, группа грунта по трудности разработки (согласно классификации грунтов, предусмо тренной производственными нормами на морские дноуглубительные работы);
сведения о гидрометеорологических условиях, влияющих на про
изводство |
дноуглубительных работ; |
|
|||
|
проектные |
и рабочие |
габариты прорези, допуски на |
неровность |
|
выработки |
по |
глубине и ширине углубляемого участка |
и принятые |
||
в |
проекте |
откосы; |
|
|
|
|
нуль глубин, графики колебания и обеспеченности уровней воды; |
||||
|
геодезическое обоснование для разбивки участка работ |
на местно |
|||
сти, отметки реперов и схема их расположения; |
|
||||
|
обоснование принятых |
в проекте свалок грунта, согласование их |
|||
с |
заинтересованными организациями; |
|
данные по обследованию участков работ о наличии подводных пре пятствий, посторонних предметов и включений, а также заключение специалистов в отношении требований соблюдения «Инструкции о ме
рах предосторожности при производстве дноуглубительных |
работ |
в условиях предполагаемой засоренности грунта взрывоопасными |
пред |
метами» ММФ; |
|
данные изысканий, согласованные с санитарной и противопожар ной службами, о наличии или отсутствии загазованности подлежащего разработке грунта вредными газами — сероводородом, метаном и др.
При производстве намывных работ технический проект содержит дополнительно:
12