«Пауки» можно устранить замедленным охлаждением централь ной части затвердевающего слитка, например сажая слитки с жид кой сердцевиной в нагревательные колодцы.
Дефекты коронного происхождения. При сифонной разливке,
как было отмечено выше, на поверхности поднимающегося в излож нице металла образуется корочка, представляющая собой загряз ненный окислами металл. Под корочкой скапливаются газы, выде ляющиеся из металла и эжектируемые струей металла через центро вую. За исключением титансодержащих сталей, корочка сама по себе плотная и ее плавучесть обеспечивается за счет скапливающихся под ней газов. Поэтому при наклоне корочки по той или другой при чине, например при входе в прибыльную надставку, газы из-под нее удаляются, и она может погрузиться в слиток, вызывая в даль нейшем дефект «темная корочка». Этот дефект выявляется на трав леных макротемплетах в виде темных обособленных участков.
При разливке титансодержащих сталей пористая корочка не по топляется, даже если газ из-под корочки удаляется. Однако в связи с интенсивным окислением титана корочка в этом случае образуется толстая и она может попасть в массу слитка, когда сечение прибыль ной надставки меньше поперечного сечения изложницы. В стали появляется дефект, часто называемый «титановой корочкой», ко торый выявляется в виде точечных включений и пор или в виде групповых включений на травленых темплетах после прокатки и ковки.
Меры устранения рассматриваемого дефекта сводятся к следую
щему:.
1 ) ликвидация условий образования корочки в процессе разливки, например путем разливки стали под шлаком;
2 ) обеспечение условий хорошего входа корочки в прибыльную надставку, для чего сечение прибыльной надставки должно быть несколько большим сечения изложницы;
3) при разливке стали, не содержащей титан, металл в прибыль ной ■надставке необходимо засыпать инертными утепляющими сме сями, не подплавляющими корочку, если для этой цели не исполь зуется шлак.
Флокены. Содержание водорода в стали более 2 — 3 см3/ 100 г приводит к появлению специфического дефекта, называемого флокенами. Флокены выявляются на шлифованной поверхности металла
ввиде тонких трещин, а на продольном изломе — в виде белых пятен. В связи со значительно меньшей растворимостью водорода
втвердом металле, по сравнению с жидким при вылеживании ме талла, в процессе эксплуатации машин и механизмов, а также при низкотемпературном нагреве растворенный водород выделяется и скапливается под большим давлением, достигающим в отдельных местах нескольких десятков атмосфер. В металле появляются на пряжения, которые усиливаются, если в металле протекают и струк турные изменения, например вызванные распадом аустенита. Воз никающие напряжения превышают предел прочности металла, он рвется в местах скопления водорода с появлением трещин-флокенов.