Файл: Кремс, А. Я. Условия формирования и закономерности размещения залежей нефти и газа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) гидрогеологическая и палеогидрогеологическая обстановка в пластах-коллекторах.

Не находят отражения в указанной схеме и особенности обра­ зования газоконденсатных залежей, довольно часто встречающихся в природе.

Влияние на формирование залежей нефти и газа перечисленных факторов сравнительно часто приводит к существованию «местных» закономерностей распределения нефтей, обратных принципу диф­ ференциального улавливания. Эта точка зрения получила отраже­ ние в работах С. С. Эллерн (1967).

Н. А. Крылов (1971) также показывает, что характер диффе­ ренциации жидких и газообразных углеводородов на молодых платформах специфичен и не подчиняется закону дифференциаль­ ного улавливания в чистом виде. Крупные разведанные запасы газа на эпипалеозойских платформах сосредоточены, как правило, в наиболее молодых продуктивных горизонтах и в наиболее высо­ ких структурных ловушках.

Н. А. Крылов считает, что сложные закономерности дифферен­ циального размещения жидких и газообразных углеводородов в осадочном чехле молодых платформ определяются рядом раз­ личных факторов, в том числе различным стратиграфическим поло­ жением преимущественно нефте- и газопродуцирующих свит, боль­ шой миграционной способностью газа, растворением нефти в газе при повышении давления и обратным процессом, стадийностью ми­ грации тяжелых и легких углеводородов, приводящей к распреде­ лению нефти и газа в пределах одного комплекса в соответствии

сзаконом ступенчатой миграции. Роль и сочетание этих факторов

вразличных областях неодинаковы.

Нам представляется, что особенно сильное влияние на фазовое состояние углеводородов в залежах оказывают вертикальные ко­

лебательные движения, которым подвержены структурные, страти­ графические и литологические ловушки в процессе геологического развития каждого конкретного региона.

Выше было сказано, что при уменьшении в ловушке пластового давления ниже давления насыщения содержащаяся в ловушке неф­ тяная залежь может перейти в газонефтяную за счет выделения из нефти, а иногда из пластовой воды растворенного газа, а при боль­ шом снижении пластового давления может образоваться почти чисто газовая залежь с небольшой по высоте нефтяной оторочкой.

В случае наличия в исходной ловушке крупной по объему га­ зовой шапки с небольшой нефтяной оторочкой при ее погружении и увеличении в связи с этим пластового давления газ из газовой шапки уже не сможет раствориться в небольшом количестве нефти и будет происходить, как это можно представить себе упрощенно, растворение наиболее легких компонентов нефти в газе с образова­ нием газоконденсатной залежи.

Естественно, что образование газоконденсатных залежей место­ рождений подобным способом, т. е. за счет газонефтяных залежей

21


при погружении последних и при значительном увеличении в них давления, является лишь одним из возможных путей.

Так, А. Г. Дурмишьян отмечает (1967), что основные закономер­ ности формирования газоконденсатных залежей вытекают из осо­ бенностей фазового состояния нефти и газа в процессе их миграции, и подчеркивает, что указанное формирование обусловливается ми­ грацией многокомпонентных углеводородов в ретроградной газо­ вой фазе.

В связи с этим в процессе боковой миграции ретроградная газо­ вая фаза, непрерывно освобождаясь от переходящих в жидкое со­ стояние углеводородов, значительно опережала их в своем движе­ нии вверх по региональному восстанию пластов, в результате чего наиболее погруженные ловушки, расположенные ближе к путям миграции, насыщались раньше других, более приподнятых и отда­ ленных от мигрирующих углеводородов структур, и улавливали в основном ретроградную газовую фазу. Эта важная особенность и послужила основной причиной закономерной приуроченности га­ зоконденсатных залежей к структурам, наиболее погруженным и ближе расположенным к сфере боковой миграции.

Таким образом, механизм и условия образования газоконден­ сатных залежей действительно могут быть различными. М. С. Бурштар и И. В. Машков (1968) в зависимости от условий формиро­ вания газоконденсатных залежей подразделяют последние, на сле­ дующие подтипы:

1)собственно газоконденсатные залежи;

2)с нефтяной оторочкой, образовашейся в результате частич­ ного разрушения ретроградного газонефтяного раствора в чуждой для него термодинамической обстановке;

3)с остаточной нефтяной оторочкой, характеризующей опреде­ ленный этап перехода газовых залежей с нефтяной оторочкой и газонефтяных в газоконденсатные;

4)с нефтяной оторочкой, образовавшейся за счет частичного

разрушения собственно газоконденсатной залежи:

а) при снижении пластовых давлений и температур (под влия­ нием тектонических подвижек положительного знака);

б) при растворении движущимися подземными водами и выносе за пределы газоконденсатной залежи газов, являющихся компонен­ тами ретроградного газонефтяного раствора.

Однако в целом необходимо отметить, что условия формирова­ ния газоконденсатных залежей еще недостаточно изучены.

Вертикальная миграция, т. е. перемещение нефти и газа снизу вверх через всю толщу отложений, располагающихся непосредст­ венно над сформировавшимися залежами, протекает либо по си­ стеме трещин, либо непосредственно через всю систему пластов

врезультате явлений эффузии и диффузии. Блестящим примером миграции нефти непосредственно через толщу пород считается Сураханское нефтяное месторождение на Апшеронском полуострове

вАзербайджанской ССР, где, как известно, на небольших глуби­

22


нах от поверхности имеются скопления белой нефти, практически лишенной смол.

Миграция больших количеств нефти непосредственно через толщу отложений снизу вверх происходит в природе, видимо, очень редко. В подавляющем большинстве случаев вертикальная мигра­ ция протекает по ослабленным в сводах структур зонам, различ­ ного рода трещинам и главным образом по сбросовым трещинам Это весьма убедительно, как нам кажется, показал В. А. Горин (1946) на примере Калинского месторождения на Апшеронском по­ луострове. Наличие вертикальной миграции по системе дизъюнк­ тивных нарушений и образование в результате этого залежей нефти устанавливает и Б. М. Саркисян (1947) на примере других место­ рождений Апшеронского полуострова.

Вопрос о времени миграции нефти и газа и их аккумуляции в виде скоплений промышленного характера, а также о расстоя­ ниях, на которые может распространяться эта миграция, до на­ стоящего времени также остается дискуссионным. Интересную по­ пытку установить продолжительность процесса образования и миграции нефти и газа на примере Эмбенского нефтеносного рай­ она сделал Н. А. Калинин (1957).

B. А. Соколов (1965) считает, что время образования залежей нефти и газа полностью зависит от условий миграции и аккумуля­ ции. Он полагает, что для ловушек, образовавшихся в палеозой­ ское, а также в мезозойское время, интервал времени, когда могли образоваться нефтегазовые залежи, настолько велик, что подобные определения времени образования залежей имеют, как правило, малое практическое значение.

В этом отношении следует также отметить попытку К. Р. Чепи­ кова, Е. П. Ермоловой и Н. А. Орловой (1959) определить время прихода нефти в песчаные пласты-коллекторы на основании изуче­ ния характера взаимоотношения нефти с эпигенными минералами. В результате исследований образцов нефтесодержащих пород из крупных нефтяных месторождений Волго-Уральской провинции они установили, что эпигенные минералы, как правило, включений нефти не содержат. Это может служить доказательством того, что нефть заполняла поровые пространства пород после выделения в них всего комплекса эпигенных минералов и, следовательно, имеет более поздний возраст.

C. Ф. Федоров (1959) отмечает, что по его исследованиям и на основании работ ряда геологов США устанавливается минимальная мощность пород, при которой только начинается первичная мигра­ ция, равная 700 м. Такая мощность приблизительно отвечает толще девонских отложений Саратовского и Куйбышевского Поволжья, время образования которых исчисляется примерно в 30—40 млн. лет.

В. А. Соколов (1965), ссылаясь на проведенные исследования, считает, что дальняя миграция нефти и газа лимитируется процес­ сами их рассеяния по пути миграции. Он не допускает подобной ми­ грации на далекие расстояния и признает, например, маловероятным

23


миграцию значительных количеств газа из краевых прогибов на платформу.

Хотя при этом В. А. Соколов допускает, что рассеяние нефти по пути пластовой миграции имеет меньшие масштабы, чем рассея­ ние газа, он считает весьма дискуссионным поступление на плат­ форму и больших количеств нефти из соседних депрессий. Поэтому для объяснения наличия здесь крупных скоплений нефти В. А. Со­

колов рекомендует ориентироваться на местные источники нефтеобразования.

С. П. Максимов (1964) пришел к выводу, что масштабы регио­ нальной миграции нефти колеблются от 30 до 90 км. Масштабы локальной миграции углеводородов определяются в 5—20 км.

Н. Д. Кованько и В. П. Савченко (1967), напротив, доказывают существование дальней миграции вверх по региональному восста­ нию пластов. Они считают, что существующие на территории УралоПоволжья закономерности размещения залежей нефти и газа и физико-химические свойства последних могут быть объяснены только с позиций о дальней струйной миграции нефти и газа из пи­ тающих бассейнов по благоприятным тектоническим зонам. Такими региональными областями питания Н. Д. Кованько и В. П. Сав­ ченко считают Прикаспийскую впадину и Предуральский прогиб.

Определенные доводы в пользу дальней

миграции приводят

также С. Ф. Федоров, В. А. Чахмахчев и Б.

М. Яковлев (1968).

Указанные авторы, одобряя высказанную А.

Л. Козловым идею

о генетической связи нефтегазоносное™ геосинклиналей с примы­ кающими к ним платформам и подтверждая высказанную им в со­ ответствии с этим полную возможность регионального перемещения нефти и газа из геосинклиналей на платформу, подчеркивают, что

A.Л. Козлов, а также В. П. Савченко, В. Гассоу, В. Б. Порфирьев,

B.Ф. Линецкий, Ю. Рич и др. допускают перемещение углеводо­ родов на значительные расстояния от 200 до 800 км.

При этом С. Ф. Федоров, В. А. Чахмахчев и Б. М. Яковлев от­ мечают, что явления дальней боковой миграции нефти и газа не

■следует рассматривать с позиций кратковременного процесса, про­ исходящего, допустим, в течение одного века. Только встав на точку зрения многофазное™ формирования месторождений, можно

с достаточной обоснованностью говорить о дальних перемещениях углеводородов.

Авторы настоящей работы также допускают латеральную ми­ грацию на значительные расстояния, в частности из предгорных прогибов на платформу. При этом необходимо учитывать также, в каком состоянии протекала миграция: в однофазном (газовом) или двухфазном (нефтегазовом). А. Я. Креме (1964) считает, что миграция нефти и газа из впадин Урало-Пайховского предгорного

прогиба на платформу протекала преимущественно в однофазном состоянии.

Возможность дальней латеральной миграции нефти и газа в га­ зовой фазе допускают и многие другие советские геологи-нефтя­

24


ники, которые по существу признают, что миграция не только на большие, но и на сравнительно короткие расстояния в виде отно­

сительно тяжелой в

сравнении

с газом нефти мало вероятна.

По этому поводу В.

А. Кротова

(1962) отмечает, что в последнее

время исследователи все больше стали склоняться к мысли о пре­ обладающем значении миграции в газовой фазе.

Некоторые исследователи допускают дальнюю миграцию угле­ водородных флюидов в виде очень легкой нефти, насыщенной га­ зами, возможно сопровождающими ее в свободном состоянии. До­ казательством этого они считают присутствие в пределах окраинных зон платформы, в частности на Русской платформе, газовых и га­ зоконденсатных залежей в отложениях девона, карбона и перми.

Г л а в а II

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗОН НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Анализ огромного фактического материала по изучению нефтя­ ных и газовых месторождений Советского Союза и зарубежных стран мира, выполненный И. О. Бродом и Н. А. Еременко (1957), М. К. Калинко (1964), А. А. Бакировым (1959), Н. Ю. Успенской

(1952), С. П. Максимовым (1970), Н. А. Крыловым (1971), А. А. Ба­ кировым, М. И. Варенцовым, Э. А. Бакировым (1971) и другими советскими геологами, убедительно показал существование важных закономерностей в размещении зон нефтегазонакопления и про­ мышленных залежей нефти и газа на земном шаре.

Познание этих закономерностей имеет огромное научное и прак­ тическое значение благодаря тому, что дает возможность более или менее уверенно прогнозировать наличие промышленных место­ рождений нефти и газа на территории новых зон и даже областей.

Основываясь на аналогии геологических условий Волго-Ураль­ ской провинции с Тимано-Печорской, еще в самом начале 40-х го­ дов геологи оценили последнюю как высокоперспективную по нефти и газу. Эти прогнозы в дальнейшем, особенно в период 1959— 1972 гг., блестяще оправдались: на территории провинции был от­ крыт ряд ценных месторождений легкой нефти и газа.

И. М. Губкин четко сформулировал основной закон размещения нефтяных и газовых месторождений в геосинклинальных областях земного шара. Он сводится к тому, что региональные зоны нефте­ газонакопления в геосинклинальных областях приурочены к окра­ инным, периферийным частям складчатых областей, их погруже­ ниям, а также к межгорным впадинам.

На территории платформенных областей, как было установлено в дальнейшем, нефтяные и газовые месторождения приурочены к благоприятным в структурном и литолого-фациальном отношении зонам, которые в прошлом были областями трансгрессии древних

26