Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прицепленной к автомашине кабельной тележки, передвигаемой вдоль траншеи или ручным способом — с установленного на коз­ лах-домкратах барабана. Во всех случаях кабель должен сматы­ ваться с барабана свободно, равномерно и не за счет натяжения, а в результате вращения барабана рабочими.

Кабель. укладывают по бровке траншеи и затем плавно опус­ кают на дно или протаскивают его стальным тросом от лебедки по специальным роликам, устанавливаемым на дне траншеи. Ка­ бель укладывают посередине дна траншеи с незначительной сла­ биной и плотным прилеганием к грунту. При одновременной ук­ ладке двух и более кабелей их размещают параллельно, на рас­ стоянии 60—100 мм между осями.

В опасных местах, где кабель может быть поврежден в дальней­ шем, его защищают от механических повреждений кирпичом, чере­ пицей или шлакобетонными плитами (рис. 5.96). При пересечении железнодорожных и трамвайных путей, улиц и участков с неуплотнившимся грунтом кабель прокладывают в трубах (рис. 5.10) с

Рис. 5.10. Прокладка бронированных кабелей через железнодорожное полотно

заделкой их концов просмоленной паклей и замазкой. Если длина пересечения превышает 30 м, по обеим сторонам пересечения строят смотровые устройства.

Монтажные муфты бронированного кабеля относят в сторону от его оси на 400—500 мм и концы размещают так, чтобы они пере­ крывали друг друга на 1,25—2,0 м в зависимости от типа кабеля. Броню всех кабелей, проложенных в одной траншее, для защиты от электрокоррозии соединяют проволокой, припаиваемой к каж­ дому кабелю. Такие перепайки делают у всех муфт, а при их от­ сутствии — через каждые 300 м. Через каждые 50 м и в местах поворота трассы, а также у монтируемых муфт устанавливают замерные столбики.

Подводные кабели, как правило, укладывают целым куском и только в отдельных случаях допускают устройство монтажных муфт в местах, удобных для подъема и ремонта кабеля. Не допус­ кается прокладка подводных кабелей в местах стоянки судов и плотов, на поворотах рек, где наблюдаются заторы льда и изме­ нение русла реки, на перекатах, в местах водопоя и купания ско­

110

та и т. п. Если такие места обойти невозможно, предусматривают дополнительную защиту кабеля, способ которой определяется в каждом случае отдельно. Если вблизи трассы находится мост, то кабель прокладывают ниже по течению реки, не ближе 300 м.

При прокладке кабеля через реки с оживленным судоходным движением, где глубина в низшую воду (летом) уменьшается до 1,5 м, а также в местах, где зимой может образоваться донный лёд, кабель углубляют в дно реки не менее чем на 500 мм на всем протяжении перехода. Трассе кабеля через форватер судоходных рек придают изгиб с выносом середины пролета кабеля вверх по течению на 10—50 м в зависимости от ширины реки (рис. 5.11).

Р.ис. -5.1:1. Прокладка бронированного кабе-

Рис. 5ф2. Створный

ля через форватер реки

оградительный знак

В берегах подводный кабель укладывают на глубине не менее 1000 мм до места стыка с подземным кабелем. Стык подводного и подземного кабелей делают на расстоянии не менее 30 м от бе­ рега (уреза воды). Если берега реки имеют благоустроенные на­ бережные (гранитные, каменные, бетонные, деревянные), то в мес­ тах стыка кабелей выкладывают смотровые устройства.

При прокладке кабеля через реки шириной до 250 м и со ско­ ростью течения до 1,5 м/с, если не требуется заглубления, приме­ няют обычный кабелеукладчик. Для этого через реку переправ­ ляют трос, !з.а который закрепляют и вытягивают кабелеукладчик.

Кабель можно также прокладывать при помощи понтонов или бочек, судов и со льда в заранее подготовленные проруби. В слу­ чае прокладки кабеля с отдельных понтонов или герметично заку­ поренных бочек барабан с кабелем устанавливают на одном бере­ гу на козлах-домкратах, а лебедку — на другом. Трос скрепляют с кабелем и выбирают в сторону лебедки. По мере размотки ка­ беля к нему прикрепляют понтоны или бочки на таком расстоянии, чтобы бочки не погружались в воду более чем на 3/4 своего диа­ метра. После вытяжки кабеля через реку его отвязывают от пон­ тонов (бочек) и погружают на дно водоема. При использовании временного понтонного моста кабель на руках выносят на мост и опускают в воду с верхней стороны реки.

11!


Со льда кабель прокладывают так же, как и с понтонного мос­ та. Вначале кабель выносят на лёд и затем опускают в заготовлен­ ные проруби в виде траншеи, на дно водоема.

Если прокладку выполняют с самоходных или буксируемых су­ дов, то их грузоподъемность должна превышать массу кабеля в пять раз. Кабель на судах укладывают кругами или восьмерками и плавно опускают в воду по мере продвижения судна. При необ­ ходимости заглубления кабеля в дне водоема предварительно уст­ раивают траншею и используют кабелеукладчик обычного или гидравлического типа. В мягких грунтах допускается замывка (по­ крытие донным грунтом) кабеля после прокладки.

Для сохранности подводного кабеля на берегах устанавливают створные знаки по ходу движения судов (рис. 5.12). На набереж­ ных створные знаки монтируют непосредственно на обращенной к воде стенке. В вечернее и ночное время оградительные знаки освещают сигнальными фонарями.

5.5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОКЛАДКЕ КАБЕЛЕЙ

Работы по прокладке кабелей связаны с пребыванием работаю­ щих в смотровых устройствах, коллекторах и в туннелях метропо­ литена, у люков этих устройств в условиях интенсивного уличного движения, загазованности подземных сооружений и т. п. Поэтому соблюдение правил техники безопасности имеет особо важное зна­ чение.

Производя работы по прокладке кабелей в телефонной кабель­ ной канализации, смотровые устройства огораживают, обеспечи­ вая безопасность работ, а также движения пешеходов и городско­ го транспорта. В вечернее и ночное время на ограждения подве­ шивают красные сигнальные фонари.

Смотровые устройства подготавливают к работе с соблюдением особой осторожности, так как в канализации может оказаться газ. В газифицированных городах горючий газ может проникнуть в те­ лефонную канализацию из-за неисправности газопровода и распро­ страниться по каналам трубопровода на значительные расстояния. При определенных концентрациях газ может вызвать отравление работающих в смотровых устройствах, воспламенение и взрыв. Ес­ ли концентрация горючего газа находится в пределах 5—15%, воз­ душная среда является взрывоопасной. При этом взрыв или вос­ пламенение может произойти даже от незначительной искры: от удара металла по металлу или камню, горящей папиросы или спички, зажигаемого электрического фонаря и т. п. Аналогичные последствия могут вызвать и природные газы в негазйфицированных городах. Поэтому нельзя открывать крышки люков ударами инструментов, которые могут вызвать искру (ломы, кувалды, зу­ била, молотки). Это имеет особое значение в зимнее время, когда крышки люков прочно удерживаются в пазах, замерзших грязью

112


Рис. 5.13. Ограждение для вентиляции ко­ лодца

и водой. Отогревать люки в это время можно кипятком, горячим песком или негашеной известью.

После открытия люка воздух в смотровом устройстве проверяют газоанализатором. Помимо смотрового устройства, в котором на­ мечается производство работ, люки открывают и в двух смежных колодцах (коробках) с обеих сторон, с разделкой одного-двух верхних каналов для создания тяги воздуха. На люки двух смеж­ ных смотровых устройств устанавливают ко­ нусообразные решетчатые ограждения (рис

5.13).

Убедившись в отсутствии газа в смотровом устройстве, где намечено производство работ, верхние каналы в нем вновь заделывают, ос­ тавляя их открытыми в соседних колодцах (коробках). До начала и во время работ смот­ ровые устройства периодически вентилируют при помощи ручных или электрических венти­ ляторов, нагнетая воздух в смотровое устрой­ ство. Этим создается избыточное давление по сравнению с соседними колодцами или короб­ ками и с наружной атмосферой на поверхно­ сти, что исключает попадание загрязненного воздуха.

Смотровое устройство должно быть доста­ точно освещено дневным или электрическим светом. В последнем случае используют транс­

форматоры, понижающие напряжение до 12 В. Спуск в колодец разрешается только по переносной лестнице в спасательном поясе с прикрепленной к нему веревкой. Около открытого смотрового устройства, в котором производятся работы,' всегда должен на­ ходиться дежурный, наблюдающий за состоянием работающих в колодце, положением веревок от спасательных поясов, лестниц, вентиляцией колодца и т. п.

Барабаны с кабелем должны сохраняться в устойчивом поло­ жении, исключающем движение под уклон. Перекатывают барабан несколько человек с особой осторожностью. Количество человек выбирается в зависимости от типа и массы барабана с кабелем. Барабаны перекатывают только в направлении стрелки, нанесен­ ной на щеке барабана, а разматывают кабель только против этой стрелки.

При затягивании кабеля весь персонал должен знать установ­ ленные сигналы для передачи сообщений от одного до другого смотрового устройства: готовность к началу работ, пуск и оста­ новка лебедки, скорость вращения и т. п. Если кабель затягивают транзитом через несколько смотровых устройств, у каждого из них должен находиться монтер, наблюдающий за продвижением кабеля или троса и сигнализирующий о непредвиденных случай­ ностях.

113


Во время затягивания кабеля запрещается находиться у изги­ бов троса и прикасаться к нему и кабелю голыми руками. В про­ цессе работ дежурный монтер у смотрового устройства не должен допускать присутствия посторонних лиц у открытых люков, вра­ щаемых барабанов, движущегося троса или кабеля и т. п.

При укладке бронированного кабеля вручную на каждого ра­ бочего отводится участок кабеля массой не более 35 кг. Все ра­ бочие, перенося кабель на плечах или в руках, располагаются с одной стороны и поднимают или опускают кабель одновременно по команде бригадира.

Механизированную размотку бронированного кабеля произво­ дят вблизи траншеи и без его натяжения. Перед размоткой прове­ ряют тормозное приспособление для обеспечения быстрого и на­ дежного торможения при необходимости.

При укладке подводных кабелей через судоходные реки об этом извещают судоходную инспекцию, службу пути и два ближайших диспетчерских пункта речного пароходства для предупреждения проходящих судов. Для сообщения между плавучими средствами и работниками на берегах устанавливают единые условные зна­ ки — сигналы флажками, свистками, голосом, а также исполь­ зуют переносные радиостанции. При спуске кабеля в воду все работники должны находиться с одной стороны разматываемого кабеля. Не допускается плавание посторонних лодок и плотов и нахождение посторонних лиц в зоне производства работ.

Спуск на дно реки разрешается только обученным лицам в во­ долазных костюмах. Зимой при прокладке кабеля со льда произ­ водство работ согласовывают с организацией, наблюдающей за безопасностью движения по льду. Перевозка барабанов с кабелем допускается только при толщине льда не менее 500 мм. При зна­ чительной убыли воды подо льдом перевозка грузов через реку запрещается.

Разматывать и перемещать кабель вдоль вырубленной тран­ шеи (проруби) нужно со стороны, проходящей ниже по течению реки. На краю пробитого льда в одном месте не должно скоплять­ ся более 10 человек. Не допускается также проезд или проход пос­ торонних лиц вблизи вырубленной траншеи. Все проруби во льду должны ограждаться и охраняться до полного их замерзания.

Работы в туннелях метрополитена производят только после снятия напряжения с контактного рельса по сигналу (свистку) дежурного по станции. О подаче напряжения на контактный рельс подаются два сигнала в виде двукратного и трехкратного отклю­ чения (мигания) дополнительного освещения туннеля. Все прово­ димые в туннеле работы должны быть закончены ко времени по­ дачи первого предупредительного сигнала, и люди выведены из туннеля. После подачи второго сигнала контактный рельс считает­ ся под напряжением.

Спуск с платформ на пути туннеля разрешается только по спе­ циальным лестницам у торцов станций. При спуске запрещается становиться на короб контактного рельса.

114


На месте работы в туннеле рабочие должны располагаться та­ ким образом, чтобы находиться на возможно большем расстоянии от ходовых рельсов и лицом в сторону возможного появления поезда (мотовоза). Следует иметь в виду, что, несмотря на сня­ тое напряжение, движение поездов-мотовозов по туннелю может происходить. Пропуская поезд, можно держаться за кронштейны, консоли (рожки) и другие выступающие части оборудования, но не за кабели. Во время работ вблизи вентиляционных шахт, в ко­ торых создается большой шум от вентиляционных установок, дол­ жно всегда находиться не менее двух человек. Один рабочий дол­ жен вести постоянное наблюдение за движением поездов.

Одежда работающих должна быть застегнута на все пуговицы для того, чтобы она не могла распахнуться и быть захвачена про­ ходящим поездом. Головные уборы не должны закрывать ушей. При работах в вентиляционных шахтах и камерах вентиляционные установки должны быть выключены. Во время работ на лестницах рабочий должен закрепляться цепью предохранительного пояса к тетиве лестницы, а при работе с подвесной люльки — к тросу люльки.

ГЛ А В А Ш Е С Т А Я

МО Н Т А Ж

Г О Р О Д С К И Х

КА Б Е Л Е Й

6.1.ТРЕБОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА К МОНТАЖУ

Отдельные строительные длины, участки, пролеты проложен­ ных кабелей сращивают, соединяют в одну единую линию и вклю­ чают в оконечные устройства. Место соединения (монтажа) ка­

беля называют

му фт о й . Включение кабеля в оконечные устрой­

ства называют

з а р я д к о й .

Монтаж является одним из ответственных моментов в строи­ тельстве кабельных сооружений. Высокое качество монтажа обес­ печит надежность работы кабельной линии. Кабельщики-спайщики должны соблюдать все предписания и требования, предъявляемые к спаечным работам. Электрическое состояние цепей при монта­ же не должно изменяться: жилы должны быть соединены без уве­ личения своего сопротивления, изоляция восстановлена без сни­ жения своего сопротивления. Пары и повивы сохраняют; разби­ вать пары и перепутывать их в повивах не допускается. В месте сростка должна быть обеспечена надежная механическая проч­ ность соединения и защищенность от проникновения влаги.

В процессе монтажа контролируют качество кабеля, а также качество работы кабельщика-спайщика. Монтаж каждой линии от начала до конца обычно поручают одной бригаде. При длинных линиях или срочных работах монтировать кабельную линию могут по участкам две и более бригад.

Для организации строительства составляют план с указанием последовательности монтажа прямых соединительных муфт, муфт с контрольными проверками на парность, разветвительных муфт, места монтажа завершающей (сборной) муфты, а также схемы включения сотен и десятков пар. В плане предусматривают сроки начала и окончания монтажа.

Перед выходом к месту работы бригада должна проверить комплектность и исправность инструмента, наличие необходимых материалов и соответствие их монтируемому кабелю. Прибыв к месту монтажа, кабельщики-спайщики устанавливают ограждения или предупредительные знаки у смотровых устройств. Кабели на ГТС монтируют, главным образом, в смотровых устройствах (в подземных коробках и колодцах). Открыв крышку люка, необхо­ димо убедиться в отсутствии метана. Вода, иней, лед, которые

116