Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б О Р О Н Ы СССР
ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ
И МОСТОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Утверждено Заместителем Министра обороны —
Начальником тыла Вооруженных Сил СССР
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А — 1 9 7 4'
УДК.355.623(075)
Гоо. публичная |
/ , |
||
w |
|||
iay4Ho-Tv • |
' осная |
||
библиоте |
С ОР |
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
||
ИТАЛЬ! ;ОГО ЗАЛА |
|
||
f S - Ч А 8 £ |
|
||
Учебное пособие |
предназначается для сержантов дорожных частей, а также |
для солдат учебных подразделений дорожных частей (по специальностям меха низация дорожных и мостовых работ),
В учебном пособии даны общее устройство |
и назначение дорожных |
машин |
и мостостроительных механизмов, устройство |
агрегатов, механизмов и |
узлов |
дорожных' машин и средств механизации мостовых работ, |
правила эксплуата |
ции дорожных машин и мостостроительных механизмов и |
организация работы |
на них, правила техники безопасности при производстве дорожных и мостовых работ средствами механизации.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Программыбое вой и специальной подготовки дорожных частей и подразделений и на основе действующих в Советской Армии уставов, наставлений и руководств.
Для составления учебного пособия использованы технические описания и инструкции по эксплуатации дорожных машин и мостовых механизмов.
Учебное пособие состоит из двух частей.
Часть I — Дорожные машины, часть II — Мостостроительные механизмы.
Ч А С Т Ь I
ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ
. Г Л А В А 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ
ВВЕДЕНИЕ
Коммунистическая партия Советского Союза и Советское ■правительство уделяют большое внимание укреплению обороно способности нашей Родины. В Материалах XXIV съезда КПСС сказано, что, пока существует агрессивный империалистический лагерь, Советское государство обязано укреплять и совершенст вовать Вооруженные Силы, стоящие на страже социалистических завоеваний и мирного труда советского народа.
Дорожные войска должны будут вести подготовку военноавтомобильйых дорог в высоких темпах, выполняя большие объ емы дорожно-строительных работ. Решить эти задачи можно лишь при широком использовании различных средств механи зации. -• .
Комплексная механизация строительства будет проходить на новой технической основе. Преимущественное развитие получат самоходные пневмоколесные машины.
Для военно-дорожных работ наиболее эффективными будут такие машины, которые удовлетворяют следующим требованиям:
—повышенная ' проходимость, обеспечивающая работу и пе редвижение машин в различных грунтовых и топографических условиях местности;
—достаточная скорость движения своим ходом или в прицепе
за автотягачом (40—50 км/ч)]
—хорошая маневренность (малые радиусы поворотов, быст рота выполнения рабочих операций);
—высокая производительность;
—универсальность (наличие различного сменного рабочего оборудования):
—минимальная затрата времени на развертывание для ра боты и свертывание;
—унификация узлов и деталей;
—малые габариты и вес;
—надежность в работе;
—простота управления, технического обслуживания и ре* монта;
—приспособленность для работы в ночных условиях и на
местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веще ствами.
Большая часть машин, которая поступает на укомплектование дорожных частей, удовлетворяет указанным военно-техническим требованиям, например, автогрейдеры, самоходные скреперы, авто мобильные экскаваторы, автомобильные снегоочистители и др.
На оснащении дорожных частей имеется весьма разнообраз ная дорожная техника, обеспечивающая механизацию почти всех процессов производства работ по строительству, ремонту и вос становлению земляного полотна, дорожных покрытий и искусст венных сооружений на военно-автомобильных дорогах.
Высокая техническая оснащенность дорожных частей требует от военных дорожников глубокого знания средств механизации дорожных работ и основных принципов их устройства и исполь зования.
§ I. ШТАТНЫЕ ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ
При строительстве, восстановлении и содержании военно-авто мобильных дорог применяются как дорожные машины, поступаю щие из народного хозяйства, так и машины специального назна чения.
По видам выполняемых работ дорожные машины подразде ляются на:
—машины для подготовительных работ (кусторезы, корчева тели, рыхлители);
—машины для земляных работ (бульдозеры, скреперы, авто
грейдеры, экскаваторы);
—машины для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий (прицепные и самоходные катки);
—машины для зимнего содержания дорог (снегоочистители,
пескоразбрасыватели);
— специальные машины для содержания, дегазации и дезак тивации дорог, техники и имущества (поливомоечные машины, авторазливочные станции, дезинфекционно-душевые установки, автодегазационные машины).
§2. МАШИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Кподготовительным работам, выполняемым при строитель стве и восстановлении военно-автомобильных дорог, относятся: расчистка дорожной полосы от леса и кустарника, пней, камней; осушение дорожной полосы и отвод поверхностных вод; рыхле ние плотных грунтов; подготовка трассы при применении для восстановления дорог сборных дорожных покрытий.
Основными машинами, применяемыми при подготовительных работах, являются кусторезы, корчеватели, рыхлители. Могут
4
быть использованы также машины землеройные: автогрейдеры, бульдозеры, скреперы и экскаваторы.
Кусторезы предназначаются для расчистки дорожной полосы и площадей от кустарника, пней и деревьев. Зимой могут исполь зоваться для очистки дорог от снега.
Рис. 1. Схема общего вида кустореза ДП-4:
/ — фары: 2 “ ограждение трактора; 3 — универсальная рама; 4 — съемная головка; 5 — ра бочий орган
Технические характеристики кусторезов приведены в табл. 1. Таблица I
Краткие технические характеристики кусторезов
Показатели кусторезов
Наименование
Ширина захвата, м м . .
Диаметр срезаемых деревьев, мм . . .*
Производительность,
га/смену |
. . |
. . |
Управление |
................ |
|
Базовый трактор . . .
Габаритные |
размеры, |
мм: |
- . . |
длина ................. |
|
ширина ......................... |
|
высота ................. |
.... |
Масса, кг: |
|
Д-174В |
К-3.2А |
ДП-4 |
КБ-4 |
|
(Д-514А) |
||||
|
|
|
||
3600 |
3600 |
3600 |
4000 |
|
До 300 |
До 300 |
До 300 |
Д о 300 |
|
0,75—1 |
' 2,5 |
2—3 |
8—10 |
|
Канатно-блочное |
Гидравлическое |
|||
С-100. |
Т-ЮОМ |
т -ю о м г п |
Т-ЮОМГП |
|
т-ю о м |
|
|
|
|
7300 |
6800 |
7380 |
8000 |
|
3600 |
3200 |
3600 |
4000 |
|
3150 |
3060 |
3150 |
2900 |
без |
трактора . . . . |
2950 |
1850 |
2420 |
2320 |
с |
трактором . , . |
14700 |
13 850 |
14420 |
14320 |
Устройство кустореза можно рассмотреть на примере кусто реза ДП-4 (Д-514А), рис. 1.
5
Оборудование кустореза смонтировано на гусеничном трак торе Т-100МГП и состоит из рабочего органа 5, фар 1, огражде ния 2 трактора, универсальной толкающей рамы 3, съемной головки 4, привода шлифовальной головки.
На универсальную толкающую раму можно навешивать смен ные рабочие органы корчевателя и универсального бульдозера.
Рабочий орган кустореза состоит из отвала, ножей и аморти заторов. Отвал представляет собой А-образную раму, сваренную из уголков. К поперечной балке рамы приварено гнездо, к кото-
Рис. 2. Универсальная рама:
/ — левая полурама; 2, 3 я 9 — проушины; 4 — головка; 5 — правая полурама; 6 — палец; 7 — гайка; 8 — кронштейн; 10 — опора; II — шпилька; 12 — ось; 13 — втулка
рому двумя крышками крепят шаровую часть съемной головки. К боковым балкам рамы прикреплены режущие ножи. К перед ней части отвала приварен носовой лист для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев.
Сверху на раму установлен каркас из уголков, обшитый лис товым железом. Каркас с обшивкой образует отвальную поверх ность, которая при движении кустореза сваливает срезанные де ревья в валки по бокам просеки, проложенной кусторезом.
Сверху к каркасу приварен козырек, предотвращающий пада
ние деревьев на переднюю часть трактора. |
ударов отвала |
|
Амортизаторы предназначены |
для смягчения |
|
о толкающую раму и ограничения |
поворота его |
на шаровой го |
ловке.
Универсальная рама (рис. 2) представляет собой подковооб разную конструкцию из двух изоцгутых полурам коробчатого сечения. К переднему торцу полурам приварена сферическая го
6
ловка 4, служащая для соединения рамы с отвалом. Шарнирное соединение рамы с гусеничными тележками трактора осущест вляется проушинами, осями и опорами. В передней части рамы приварены проушины для соединения ее с головками штоков ци линдров.
Для заточки ножен кусторез имеет заточное устройство — шлифовальную головку с гибким валом. На редукторе привода гидронасоса трактора имеется привод заточного устройства — вал, соединенный с одной из шестерен редуктора.
Для защиты кабины трактора от падающих деревьев и сучьев кусторез оборудован ограждением, сваренным из труб и покры тым листом над кабиной.
Устройство рабочих органов кусторезов других типов рас смотрено в гл. 6, ч. I.
Кусторез в работе обслуживается одним трактористом и двумя-тремя подсобниками, которые очищают ограждение кусто реза от застрявших сучьев, кустов, а также убирают мешающие движению кустореза деревья, камни и т. п.
При движении кустореза ножами. срезаются деревья и кус тарник, а отвалом они отодвигаются и укладываются по обе сто роны от полосы прохода. За один проход кусторез срезает де ревья диаметром до 20 см, а более толстые за два-три прохода.
Срезанные деревья и кустарник удаляются за пределы расчи щаемой полосы другими средствами: корчевателями, бульдозе рами или командой в составе 10—12 человек. Тракторист дол жен следить за состоянием режущих ножей кустореза, не допус-
Таблица 2
Технические характеристики корчевателей
Показатели корчевателей
Наименование
Ширина захвата, мм '.
Наибольший диаметр корчуемых пней, см.
Количество зубьев, шт.
Управление |
’Т . . . |
. |
ДП-8 |
дп-з |
К-1А |
Д-210В |
Д-695 |
(Д-608) |
(Д-513А) |
|||
430 |
1380 |
1203 |
1475 '■ |
2090 |
25 |
45 |
70 |
45 |
45 |
6 |
4 |
2 |
4 |
5 |
Гидравлическое |
Канатно-блочное |
Гидра в* |
||
|
|
|
|
лическое |
Базовый |
трактор . . ". |
Б-75-С2- |
т-юомгп |
С-100 |
с-юо, |
Т-ЮОМБГП |
|
Габаритные |
размеры, |
|
|
|
С-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
мм: |
|
|
|
|
|
|
|
длина |
......................... |
4900 |
5610 |
6600 |
5700 |
7030 |
|
ширина |
..................... |
2752 |
3060 |
2500 |
2824 |
3780 |
|
высота |
|
|
2300 |
3040 |
3600 |
2770 |
2750 |
Масса, кг: ■ |
|
|
|
|
|
|
|
без трактора |
. . . |
1751 |
1300 |
2450 |
1820 |
4812 |
|
с трактором . . . . |
8651 |
13 300 |
14250 |
13 540 |
18 790 |
7
кать их затупления. При работе в средних условиях затачивать
ножи следует не реже одного раза |
в три — пять днеш |
диаметром |
||
Корчеватели предназначаются |
для |
корчевки |
пней |
|
до 45 см и уборки с дорожной полосы |
камней, |
пней, |
кустарника |
|
и мелкого леса, срезанных кусторезом, |
а также для |
рыхления |
плотных грунтов; могут быть использованы для уборки с дороги техники и различных невзрывных заграждений. Технические ха рактеристики корчевателей приведены в табл. 2.
Рис. 3. Схема общего вида корчевателя ДГТ-3:
/ — универсальная рама; 2 — отвал
Оборудование корчевателя ДП-3 (Д-513А) смонтировано на гусеничном тракторе Т-ЮОМГП, гидросистему которого исполь
зуют для управления рабочим органом. |
универсальной рамы 1 |
|||
Навесное |
оборудование состоит из |
|||
(рис. 3) |
и сменного оборудования — отвала 2 |
с зубьями. Универ |
||
сальная |
рама |
унифицирована и может |
быть |
использована для |
навески рабочих органов кустореза и универсального бульдозера. Устройство рамы см. стр. 6.
Отвал (рис. 4) представляет собой балку коробчатого сече ния. в которую вварены литые башмаки 2 и 4. В башмаки встав ляют четыре зуба 1 и закрепляют их клиньями 5. Сверху балки приварены три стойки 6, которые соединены промежуточным ли стом. Посредине в балку вварено шаровое гнездо, которым отвал устанавливают на шаровую головку универсальной рамы. Для пре дотвращения продольных смещений отвал закрепляют на раме четырьмя болтами 13 и двумя планками 12. Между головками болтов и планками установлены шайбы 14 для стопорения бол-
8