Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б О Р О Н Ы СССР

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

И МОСТОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

МЕХАНИЗМЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Утверждено Заместителем Министра обороны

Начальником тыла Вооруженных Сил СССР

Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР

М О С К В А — 1 9 7 4'

УДК.355.623(075)

Гоо. публичная

/ ,

w

iay4Ho-Tv •

' осная

библиоте

С ОР

 

ЭКЗЕМПЛЯР

 

ИТАЛЬ! ;ОГО ЗАЛА

 

f S - Ч А 8 £

 

Учебное пособие

предназначается для сержантов дорожных частей, а также

для солдат учебных подразделений дорожных частей (по специальностям меха­ низация дорожных и мостовых работ),

В учебном пособии даны общее устройство

и назначение дорожных

машин

и мостостроительных механизмов, устройство

агрегатов, механизмов и

узлов

дорожных' машин и средств механизации мостовых работ,

правила эксплуата­

ции дорожных машин и мостостроительных механизмов и

организация работы

на них, правила техники безопасности при производстве дорожных и мостовых работ средствами механизации.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Программыбое­ вой и специальной подготовки дорожных частей и подразделений и на основе действующих в Советской Армии уставов, наставлений и руководств.

Для составления учебного пособия использованы технические описания и инструкции по эксплуатации дорожных машин и мостовых механизмов.

Учебное пособие состоит из двух частей.

Часть I — Дорожные машины, часть II — Мостостроительные механизмы.


Ч А С Т Ь I

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

. Г Л А В А 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ

ВВЕДЕНИЕ

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское ■правительство уделяют большое внимание укреплению обороно­ способности нашей Родины. В Материалах XXIV съезда КПСС сказано, что, пока существует агрессивный империалистический лагерь, Советское государство обязано укреплять и совершенст­ вовать Вооруженные Силы, стоящие на страже социалистических завоеваний и мирного труда советского народа.

Дорожные войска должны будут вести подготовку военноавтомобильйых дорог в высоких темпах, выполняя большие объ­ емы дорожно-строительных работ. Решить эти задачи можно лишь при широком использовании различных средств механи­ зации. -• .

Комплексная механизация строительства будет проходить на новой технической основе. Преимущественное развитие получат самоходные пневмоколесные машины.

Для военно-дорожных работ наиболее эффективными будут такие машины, которые удовлетворяют следующим требованиям:

повышенная ' проходимость, обеспечивающая работу и пе­ редвижение машин в различных грунтовых и топографических условиях местности;

достаточная скорость движения своим ходом или в прицепе

за автотягачом (40—50 км/ч)]

хорошая маневренность (малые радиусы поворотов, быст­ рота выполнения рабочих операций);

высокая производительность;

универсальность (наличие различного сменного рабочего оборудования):

минимальная затрата времени на развертывание для ра­ боты и свертывание;

унификация узлов и деталей;

малые габариты и вес;

надежность в работе;

простота управления, технического обслуживания и ре* монта;

приспособленность для работы в ночных условиях и на

местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веще­ ствами.

Большая часть машин, которая поступает на укомплектование дорожных частей, удовлетворяет указанным военно-техническим требованиям, например, автогрейдеры, самоходные скреперы, авто­ мобильные экскаваторы, автомобильные снегоочистители и др.

На оснащении дорожных частей имеется весьма разнообраз­ ная дорожная техника, обеспечивающая механизацию почти всех процессов производства работ по строительству, ремонту и вос­ становлению земляного полотна, дорожных покрытий и искусст­ венных сооружений на военно-автомобильных дорогах.

Высокая техническая оснащенность дорожных частей требует от военных дорожников глубокого знания средств механизации дорожных работ и основных принципов их устройства и исполь­ зования.

§ I. ШТАТНЫЕ ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

При строительстве, восстановлении и содержании военно-авто­ мобильных дорог применяются как дорожные машины, поступаю­ щие из народного хозяйства, так и машины специального назна­ чения.

По видам выполняемых работ дорожные машины подразде­ ляются на:

машины для подготовительных работ (кусторезы, корчева­ тели, рыхлители);

машины для земляных работ (бульдозеры, скреперы, авто­

грейдеры, экскаваторы);

машины для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий (прицепные и самоходные катки);

машины для зимнего содержания дорог (снегоочистители,

пескоразбрасыватели);

— специальные машины для содержания, дегазации и дезак­ тивации дорог, техники и имущества (поливомоечные машины, авторазливочные станции, дезинфекционно-душевые установки, автодегазационные машины).

§2. МАШИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Кподготовительным работам, выполняемым при строитель­ стве и восстановлении военно-автомобильных дорог, относятся: расчистка дорожной полосы от леса и кустарника, пней, камней; осушение дорожной полосы и отвод поверхностных вод; рыхле­ ние плотных грунтов; подготовка трассы при применении для восстановления дорог сборных дорожных покрытий.

Основными машинами, применяемыми при подготовительных работах, являются кусторезы, корчеватели, рыхлители. Могут

4


быть использованы также машины землеройные: автогрейдеры, бульдозеры, скреперы и экскаваторы.

Кусторезы предназначаются для расчистки дорожной полосы и площадей от кустарника, пней и деревьев. Зимой могут исполь­ зоваться для очистки дорог от снега.

Рис. 1. Схема общего вида кустореза ДП-4:

/ — фары: 2 “ ограждение трактора; 3 — универсальная рама; 4 — съемная головка; 5 — ра­ бочий орган

Технические характеристики кусторезов приведены в табл. 1. Таблица I

Краткие технические характеристики кусторезов

Показатели кусторезов

Наименование

Ширина захвата, м м . .

Диаметр срезаемых деревьев, мм . . .*

Производительность,

га/смену

. .

. .

Управление

................

 

Базовый трактор . . .

Габаритные

размеры,

мм:

- . .

длина .................

ширина .........................

 

высота .................

....

Масса, кг:

 

Д-174В

К-3.2А

ДП-4

КБ-4

(Д-514А)

 

 

 

3600

3600

3600

4000

До 300

До 300

До 300

Д о 300

0,75—1

' 2,5

2—3

8—10

Канатно-блочное

Гидравлическое

С-100.

Т-ЮОМ

т -ю о м г п

Т-ЮОМГП

т-ю о м

 

 

 

7300

6800

7380

8000

3600

3200

3600

4000

3150

3060

3150

2900

без

трактора . . . .

2950

1850

2420

2320

с

трактором . , .

14700

13 850

14420

14320

Устройство кустореза можно рассмотреть на примере кусто реза ДП-4 (Д-514А), рис. 1.

5


Оборудование кустореза смонтировано на гусеничном трак­ торе Т-100МГП и состоит из рабочего органа 5, фар 1, огражде­ ния 2 трактора, универсальной толкающей рамы 3, съемной головки 4, привода шлифовальной головки.

На универсальную толкающую раму можно навешивать смен­ ные рабочие органы корчевателя и универсального бульдозера.

Рабочий орган кустореза состоит из отвала, ножей и аморти­ заторов. Отвал представляет собой А-образную раму, сваренную из уголков. К поперечной балке рамы приварено гнездо, к кото-

Рис. 2. Универсальная рама:

/ — левая полурама; 2, 3 я 9 — проушины; 4 — головка; 5 — правая полурама; 6 — палец; 7 — гайка; 8 — кронштейн; 10 — опора; II — шпилька; 12 — ось; 13 — втулка

рому двумя крышками крепят шаровую часть съемной головки. К боковым балкам рамы прикреплены режущие ножи. К перед­ ней части отвала приварен носовой лист для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев.

Сверху на раму установлен каркас из уголков, обшитый лис­ товым железом. Каркас с обшивкой образует отвальную поверх­ ность, которая при движении кустореза сваливает срезанные де­ ревья в валки по бокам просеки, проложенной кусторезом.

Сверху к каркасу приварен козырек, предотвращающий пада­

ние деревьев на переднюю часть трактора.

ударов отвала

Амортизаторы предназначены

для смягчения

о толкающую раму и ограничения

поворота его

на шаровой го­

ловке.

Универсальная рама (рис. 2) представляет собой подковооб­ разную конструкцию из двух изоцгутых полурам коробчатого сечения. К переднему торцу полурам приварена сферическая го­

6

ловка 4, служащая для соединения рамы с отвалом. Шарнирное соединение рамы с гусеничными тележками трактора осущест­ вляется проушинами, осями и опорами. В передней части рамы приварены проушины для соединения ее с головками штоков ци­ линдров.

Для заточки ножен кусторез имеет заточное устройство — шлифовальную головку с гибким валом. На редукторе привода гидронасоса трактора имеется привод заточного устройства — вал, соединенный с одной из шестерен редуктора.

Для защиты кабины трактора от падающих деревьев и сучьев кусторез оборудован ограждением, сваренным из труб и покры­ тым листом над кабиной.

Устройство рабочих органов кусторезов других типов рас­ смотрено в гл. 6, ч. I.

Кусторез в работе обслуживается одним трактористом и двумя-тремя подсобниками, которые очищают ограждение кусто­ реза от застрявших сучьев, кустов, а также убирают мешающие движению кустореза деревья, камни и т. п.

При движении кустореза ножами. срезаются деревья и кус­ тарник, а отвалом они отодвигаются и укладываются по обе сто­ роны от полосы прохода. За один проход кусторез срезает де­ ревья диаметром до 20 см, а более толстые за два-три прохода.

Срезанные деревья и кустарник удаляются за пределы расчи­ щаемой полосы другими средствами: корчевателями, бульдозе­ рами или командой в составе 10—12 человек. Тракторист дол­ жен следить за состоянием режущих ножей кустореза, не допус-

Таблица 2

Технические характеристики корчевателей

Показатели корчевателей

Наименование

Ширина захвата, мм '.

Наибольший диаметр корчуемых пней, см.

Количество зубьев, шт.

Управление

’Т . . .

.

ДП-8

дп-з

К-1А

Д-210В

Д-695

(Д-608)

(Д-513А)

430

1380

1203

1475 '■

2090

25

45

70

45

45

6

4

2

4

5

Гидравлическое

Канатно-блочное

Гидра в*

 

 

 

 

лическое

Базовый

трактор . . ".

Б-75-С2-

т-юомгп

С-100

с-юо,

Т-ЮОМБГП

Габаритные

размеры,

 

 

 

С-80

 

 

 

 

 

 

мм:

 

 

 

 

 

 

 

длина

.........................

4900

5610

6600

5700

7030

ширина

.....................

2752

3060

2500

2824

3780

высота

 

 

2300

3040

3600

2770

2750

Масса, кг:

 

 

 

 

 

 

без трактора

. . .

1751

1300

2450

1820

4812

с трактором . . . .

8651

13 300

14250

13 540

18 790

7


кать их затупления. При работе в средних условиях затачивать

ножи следует не реже одного раза

в три — пять днеш

диаметром

Корчеватели предназначаются

для

корчевки

пней

до 45 см и уборки с дорожной полосы

камней,

пней,

кустарника

и мелкого леса, срезанных кусторезом,

а также для

рыхления

плотных грунтов; могут быть использованы для уборки с дороги техники и различных невзрывных заграждений. Технические ха­ рактеристики корчевателей приведены в табл. 2.

Рис. 3. Схема общего вида корчевателя ДГТ-3:

/ — универсальная рама; 2 — отвал

Оборудование корчевателя ДП-3 (Д-513А) смонтировано на гусеничном тракторе Т-ЮОМГП, гидросистему которого исполь­

зуют для управления рабочим органом.

универсальной рамы 1

Навесное

оборудование состоит из

(рис. 3)

и сменного оборудования — отвала 2

с зубьями. Универ­

сальная

рама

унифицирована и может

быть

использована для

навески рабочих органов кустореза и универсального бульдозера. Устройство рамы см. стр. 6.

Отвал (рис. 4) представляет собой балку коробчатого сече­ ния. в которую вварены литые башмаки 2 и 4. В башмаки встав­ ляют четыре зуба 1 и закрепляют их клиньями 5. Сверху балки приварены три стойки 6, которые соединены промежуточным ли­ стом. Посредине в балку вварено шаровое гнездо, которым отвал устанавливают на шаровую головку универсальной рамы. Для пре­ дотвращения продольных смещений отвал закрепляют на раме четырьмя болтами 13 и двумя планками 12. Между головками болтов и планками установлены шайбы 14 для стопорения бол-

8