Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шесть малогабаритных ,пар 1,2/4,4, восемь служебных пар (8X2X0,9), одну служебную четверку (1X4X0,9) и шесть оди­ ночных жил (рис. 16.8). Четверки, пары и жилы имеют сплошную полиэтиленовую изоляцию. В других типах комбинированных ка­ белях могут быть и другие сочетания: например, КМК-4/6 + + 4X4X0,9.

Комбинированные кабели типа КМК предназначены для круп­ ных кабельных магистралей с мощными пучками каналов.

Кабель типа КПК 5/18. Коаксиальный подводный — имеет одну коаксиальную пару 5/18. Пару составляют внутренний про­ водник из медной проволоки 3 мм, обвитой слоем проволок 1 мм (общий диаметр 5 мм), и внешний проводник из плоских медных проволок (внутренний диаметр трубки 18 мм). Внешний провод­ ник скреплен обмоткой из медной ленты, затем идет слой из пласт­ массовых лент и кабельной пряжи. На пряжу наложен броневой покров. Кабель может иметь комбинированный экран (сталь +

+ медь).

В марке экранированного кабеля добавляется буква Э — КПЭК. В зависимости от условий прокладки кабели бронируются: бро-

нелентой — КПЭБ 5/18;

стальными

проволоками

2,6

мм —

КПК 5/18-2,6; стальными

проволоками

4,0 мм —

КПК

5/18-4;

стальными проволоками 6,0 мм — КПК 5/18-6.

Для прокладки на прибрежных мелководных участках с жест­ кими условиями работы применяется двойная броня из стальных проволок 4 или 6 мм или в сочетании 4 и 6 мм. Марка последне­ го — КПК 5/18-4 + 6. Кабель типа КПК предназначен для речных и морских трасс. Уплотняется аппаратурой К-60.

\

10°*

ГЛ А В А С Е М Н А Д Ц А Т А Я

ПР О К Л А Д К А

ИМ О Н Т А Ж

МЕ Ж Д У Г О Р О Д Н Ы Х К А Б Е Л Е Й

17.1.СТРОИТЕЛЬСТВО КАБЕЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Строительство магистральных и внутризоновых линий ведется в соответствии с планом развития междугородных сетей в рамках создания ЕАСС.

Проектирование кабельных магистралей и линий производят, учитывая общие положения, изложенные в гл. 11. Аналогично про­ ектированию ГТС проектная документация составляется в две ста­ дии. В техническом проекте дают обоснование технической возмож­ ности и экономической целесообразности осуществления строитель­ ства. В проекте определяют необходимое число каналов и техни­

ческое обеспечение связей: выбор кабеля,

аппаратуры, трассы,

размещения оконечных и промежуточных станций

(усилительных

пунктов). В сметной части определяют стоимость

оборудования

и работ по магистрали в целом, раздельно

по видам сооружений

и по каждому виду строительно-монтажных работ.

Рабочие чертежи, составленные на основе утвержденного тех­ нического проекта, совместно с другой проектно-сметной докумен­ тацией передают специализированной строительной организации. Строительство кабельных линий осуществляют СМУ трестов «Межгорсвязьстрой», «Связьстрой» и других, им подобных. Работники строительной организации, которой поручено строительство, изу­ чают рабочие чертежи, обследуют трассу и составляют план про­ изводства работ. Планом предусматривается обеспечение строи­ тельства всем необходимым для выполнения директивного срока окончания работ и своевременного ввода в эксплуатацию всей магистрали в целом. Широко применяют сетевое планирование.

Контроль за выполнением плана строительства и за техничес­ ким выполнением проекта возлагается на заказчика. Заказчиком может быть дирекция строящейся магистрали или другая органи­ зация, на то уполномоченная. Заказчик обеспечивает строительство оборудованием, финансирует строительство, фиксирует выполнен­ ные работы, участвует в приемо—сдаче КМ после окончания строи­ тельства.

Трассы кабельных магистралей, как правило, проектируются вдоль шоссейных или грунтовых дорог, реже вдоль железных до­ рог. При выборе трассы учитываются экономичность строитель-

264


ства (минимальный объем работ, возможность применения меха­ низации) и удобство эксплуатации (наблюдение за трассой, раз­ мещение обслуживающего персонала, необходимость защиты от коррозии и опасных влияний).

Врайоне трассы намечаются ,пункты приема грузов: барабанов

скабелем и другого оборудования, поступающего на строитель­ ство по железнодорожным или водным путям. На трассе созда­ ются складские пункты и кабельные площадки. В пунктах сосредо­

точения кабеля обеспечивается механизация погрузочных работ. На кабельных площадках кабель на барабанах подвергают контрольным испытаниям и проверкам. Только исправные строи­ тельные длины на крепком барабане вывозятся на трассу для укладки. При обнаружении каких-либо повреждений, отклонений от нормы и других дефектов принимают меры для их устранения. Если обнаружен заводской брак, то предъявляется рекламация заводу-изготовителю. Ремонт кабеля и барабанов про­ изводят по возможности без перемотки. В необходимых случаях на площадке строительные длины междугородных кабелей подби­ раются, группируются на усилительном участке для улучшения условий передачи. Коаксиальные кабели подбираются по величи­ нам волнового сопротивления для получения электрической одно­ родности. Симметричные кабели подбираются по величине пере­ ходного затухания на ближнем конце, по средним значениям ра­ бочих емкостей. При прокладке кабелей по городу в канализации строительные длины подбираются по расстоянию между колод­

цами.

Для транспортировки кабеля на трассу применяют кабельные тележки, специально оборудованные автомашины (кабелевозы). В условиях бездорожья применяют специальные волокуши. Учи­ тывая большую массу барабана с кабелем (до нескольких тонн), погрузка, транспортировка и выгрузка должны быть обеспечены

ссоблюдением правил техники безопасности.

17.2.ПРОКЛАДКА ПОДЗЕМНЫХ КАБЕЛЕЙ

Условия прокладки кабелей по трассе разнообразны. Наиболь­ шую протяженность по трассе имеет бронированный кабель, про­ ложенный непосредственно в земле. При прохождении трассы по городу для прокладки используют кабельную канализацию ГТС. Часть кабелей прокладывается в условиях пересечений, в том чис­ ле через реки.

При непосредственной прокладке в земле используется кабелеукладчик. Это наиболее эффективный способ прокладки междуго­ родных кабелей. По сравнению с ручной прокладкой затраты тру­ да сокращаются в 25—30 раз. Наибольшее (применение нашли но­ жевые кабелеукладчики (рис. 17.1).

Перед прокладкой кабеля производят разбивку трассы в соот­ ветствии с рабочими чертежами.

265


Механизированная колонна, осуществляющая прокладку кабе­ ля, состоит из бульдозера для расчистки и планировки местности, сцепа 2—7 тракторов с кабелеукладчиком и траншеезасыпщика — планировщика трассы. Количество тракторов зависит от категории грунта, конструкции кабелеукладчика и глубины прокладки. Колон­ не придаются автомашины для подвозки барабанов с кабелем и автокраны для погрузки—выгрузки барабанов.

Р и с . '17.1. П р о к л а д к а к а б е л е у к л а д ч и к о м

б р о н и р о в а н н о г о к а б ел я :

J — нож 2 — корпус, 3 — кассета, 4 — кабель,

5 ~ барабан. 5 — .ролики в кассете, 7 — нож*

рыхлитель

 

При движении кабелеукладчика его нож разрезает землю, об­ разуя щель. Вслед за ножом через пустотелую кассету по роли­ кам или лоткам на дно щели опускается кабель (или два кабеля одновременно при двухкабельной системе). Нож кабелеукладчи­ ка — съемный. Установкой соответствующего ножа можно обеспе­ чить необходимую глубину прокладки кабеля. Для обеспечения лучших условий работы основного ножа впереди «пропарывается» верхний растительный слой земли. Эта операция особенно важна при прокладке кабеля через местность, поросшую кустарником. В особо тяжелых случаях «пропорку» делают ножом кабелеуклад­ чика без кабеля.

После укладки очередной строительной длины освободивший­ ся барабан заменяют. Концы кабелей соединяют «внахлест» с пе­ рекрытием 1,5—1,8 м в зависимости от конструкции кабеля, обма­ тывают смоляной лентой и пропускают через кассету. Перекрытие необходимо для разделки концов при монтаже. Место стыка отме­ чают, после прокладки здесь отрывают котлован.

Одновременно с прокладкой кабеля трасса отмечается установ­ кой замерных столбиков (рис. 17.2) на поворотах, пересечениях и через 250—300 м на прямых участках. На пахотных землях замер­ ные столбики не ставят.

В состав колонны в зависимости от условий прокладки могут быть включены кусторезы, корчеватели и другие механизмы и машины.

Имеющиеся конструкции кабелеукладчиков на гусеничном и колесном ходу позволяют обеспечить прокладку всевозможных ка­ белей в различных грунтах, вплоть до грунта V категории. Для прокладки кабелей в болотистых грунтах имеются кабелеукладчики на волокушах. Роторные кабелеукладчики сочетают процессы разработки грунта и укладки в траншею кабеля. Основной частью

266


этого кабелеукладчика является роторный экскаватор. Роторные кабелеукладчики могут применяться также в мерзлых грунтах.

В тех случаях, когда использовать для прокладки кабелеукладчик невозможно из-за рельефа местности, наличия подземных со­ оружений или стесненных условий или экономически нецелесооб­ разно из-за малого объема работ, кабель укладывают в открытую

Р и с. 17.2. Замерные ст о л б и к и : а) д л я прямых у ч а ст к о в ; б) д л я м у ф т ; в) для п о ­

в ор отов

траншею. Рытье траншеи может осуществляться ручным или ме­ ханизированным способом. Технология земляных работ и укладка междугородного кабеля в траншею аналогична городскому. Глу­ бина прокладки симметричных кабелей — 0,9 м, коаксиальных — 1,2 м, в скалистых грунтах (IV категория и выше)— 0,4—0,6 м. При уклонах свыше 30° кабели прокладываются вручную в зигза­ гообразной траншее (змейкой). При уклонах 45° прокладывают кабели с проволочной броней.

При прокладке междугородного кабеля по городу, где имеется кабельная канализация, выделяется, как правило, отдельный ка­ нал. Междугородный кабель может быть проложен в занятом ка­ нале, если диаметр его в сумме с диаметром проложенного ранее кабеля составляет не более 0,75 внутреннего диаметра канала. При этом не рекомендуется затягивать кабель большего диаметра в канал, занятый кабелями меньшего диаметра. При двухкабель­ ной системе кабели должны быть заложены в разные каналы. Как исключение, допускается совместная прокладка обоих кабелей (ка­ белей разных направлений) в одном канале на протяжении не бо­ лее 1 км. Кабели с дистанционным питанием отмечают окраской кольца красного цвета шириной 20—25 см в трех местах — в цен­ тре и по краям колодца.

На проложенные кабели составляют исполнительную техничес­ кую документацию, которая по сути представляет откорректиро­ ванные рабочие чертежи, изображающие трассу в целом и ее от­ дельные участки. В состав исполнительной документации входят акты на скрытые работы и укладочные ведомости.

267

17.3. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И ПЕРЕХОДЫ

На трассе кабельной магистрали могут быть различные пре­

пятствия. Наиболее

вероятными

являются грунтовые, шоссейные

и железные дороги,

трубопроводы,

а также реки.

Пересечение грунтовых (полевых) дорог местного значения осуществляют кабелеукладчиком.

Пересечение магистральных шоссейных и железных дорог осу­ ществляют прокладкой асбестоцементных или полиэтиленовых труб. Закладку труб делают горизонтальным бурением или проко­ лом с помощью установок БГ-3 или БУ-4/7. Прокладку труб через железнодорожные ветки и дороги местного значения можно осу­ ществлять в открытую тра-ншею. При осуществлении пересечения вызывают представителя соответствующей администрации для уточнения места перехода и наблюдения за работой. На переходе закладываются 1—2 резервные трубы. Асбестоцементные трубы на переходе через электрифицированные железные дороги для луч­ шей изоляции кабеля и сохранения труб обмазывают горячей битумной массой. Концы труб выводят за пределы дороги (кюве­ та) на 1—2 м.

Пересечение кабеля с водо-, газо- и нефтепроводом осущест­ вляют в открытой траншеи с ручной разработкой грунта. Кабель закладывают в асбестоцементной или полиэтиленовой трубе.

Мелкие реки с пологими берегами и песчаным дном могут пе­ ресекаться кабелеукладчиком со сцепом тракторов. Препятствием к применению кабелеукладчика могут быть значительная ширина реки, большая глубина, сложный рельеф, большие камни или твер­ дый грунт и другие гидрогеологические особенности реки.

Для устройства речного перехода может быть использован гид­ равлический кабелеукладчик. Траншея для заглубления кабеля в дно реки размывается струей воды, подаваемой под большим давлением. Через другую трубу в размытую траншею укладывает­ ся кабель.

В сложных условиях разработку донной траншеи гидромонито­ ром и прокладку кабеля осуществляют водолазы. На судоходных реках, при больших объемах работ, подводную траншею разраба­ тывают землечерпательными или другими специальными снаряда­ ми и механизмами. Прокладка в траншею ведется с плавучих средств (судов, барж, понтонов и др.) под наблюдением водолазов. Зимой кабель может прокладываться со льда через прорубь-тран­ шею. Заглубление кабелей в дно делают не менее чем на 1,0 м.

При пересечении водных путей, входящих в единую глубоко­ водную сеть европейской части СССР, при глубине их свыше 8 м, остальных судоходных и сплавных рек глубиной свыше 5 м и несу­ доходных и несплавных рек глубиной свыше 3 м кабели могут в дно не углубляться. Это положение не относится к важнейшим ка­ бельным магистралям, в этом случае кабель заглубляется в дно вне зависимости от глубины водных преград.

268


Подводный кабель в береговой части укладывается в зигзаго­ образную траншею («змейкой») на протяжении до 50 м от верх­ него уреза воды. Стык подводного и подземного кабелей распола­ гают в незатопляемой части берегов.

При пересечении кабельной магистрали судоходных и сплав­ ных рек, как правило, прокладывается резервный кабель на рас­ стоянии-не менее 300 м от основного. Основной и резервный кабель задействуют каждый на 50%.

Детали речного перехода и условия пересечения определяются проектом и согласуются администрацией, регулирующей судоход­ ство и сплав.

В соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям для ограждения кабельных переходов через судоходные ре­ ки, каналы и водохранилища на берегах в створах кабелей уста­ навливаются знаки судовой обстановки. Створные знаки обору­ дуются сигнальными огнями (см. рис. 5.12).

На все пересечения и переходы через реки, шоссе и железные дороги составляют исполнительные чертежи. Работы на переходах подлежат освидетельствованию представителем заказчика, о чем составляется акт на скрытые работы.

17.4. МОНТАЖ КАБЕЛЕЙ

Монтаж междугородных и сельских кабелей выполняется в та­ кой же технологической последовательности, что и городские ка­ бели.

Руководитель работ, кабельщик-спайщик и измерители-симмет- рировщики должны хорошо изучить и знать трассу, конструкцию монтируемого кабеля, схему связи, инструкцию по монтажу и пра­ вила техники безопасности. Перед выходом на трассу бригада

Р ис. 17.3. К о т л о в а н д л я м о н т а ж а и р а зм е щ ен и я м у ф т б р о н и р о в а н н о г о к а б ел я

получает указание о месторасположении концов, подлежащих сое­ динению, проверяет наличие и исправность инструмента, прибо­ ров и монтажных материалов.

Прибыв на место монтажа, бригада откапывает котлован. Раз­ меры и форма котлована зависят от типа и количества кабелей. Как пример, на рис. 17.3 даны размеры и форма котлована при

269