Файл: Сингер, С. Природа шаровой молнии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60

Глава 5

рассеянным светом, а находившийся там офицер видел, как по палубе змееобразно извивались разряды молнии.

8. Случаи появления шаровой молнии в самолетах об­ разуют большой и непрерывно увеличивающийся список, который в последнее время обретает особое значение. Са­ молеты часто поражаются разрядами обыкновенной мол­ нии, и в некоторых случаях светящиеся шары оказываются связанными с такими разрядами [358]. Появление шаровой молнии в самолетах нередко сопровождается высокой температурой и взрывами. Ниже дается краткое изложение сообщений, имеющихся в литературе.

В 1938 г. командир английского гидросамолета ком­ пании БОАК во время полета на высоте 2500 м в густом слоисто-дождевом облаке увидел, что в открытое окно его рубки влетел огненный шар [183]. Его брови и часть волос обгорели. В планшете и привязных ремнях появились ды­ ры. Шар пролетел через самолет в хвостовую кабину, где взорвался с громким треском.

Самолет компании ТВА, летевший в 1948

г. из Парижа

в Каир на высоте 3400 м, находясь в густых

облаках, ис­

пытал сильный удар под фюзеляжем [34]. Пассажир, смо­ тревший в иллюминатор, увидел, что из-под фюзеляжа поднимается огненный шар оранжево-желтого цвета, раз­ мером чуть больше теннисного мяча. Яркий центр шара был окружен темным серо-фиолетовым слоем. Шар был поперечником 2—3 см, с коротким хвостом, словно он состоял из вращающейся спирали, и двигался с той же скоростью, что и самолет. Наблюдатель увидел, как шар разорвался примерно в 30 см от борта фюзеляжа, выбро­ сив вперед яркую струю длиной почти 3 м. По словам другого очевидца, сидешего рядом с первым, этот выброс походил на вспышку магния. Одновременно раздался громкий треск, более громкий, чем револьверный выстрел. Явление длилось 1—2 с.

Предполагается, что именно из-за взрыва большого ог­ ненного шара в затянутом тучами небе в 1948 г. погиб истребитель. Сама катастрофа непосредственно не наблю­ далась, но многие видели перед этим красный огненный шар [421. -*«•

В 1956 г. советский винтовой самолет ЛИ-2 был пора­ жен шаровой молнией, когда он летел на высоте 3300 м в


Наблюдения шаровой молнии

61

кучево-дождевых облаках [257]. Самолет только что прошел через холодный грозовой фронт и сильно обледенел. Высота обла­ ков достигала 5,5—6 км, температура воздуха на высоте полета была 2—4° ниже нуля, и самолет сильно болтало. Оранже­ во-красный огненный шар диаметром 25—30 см бы-^ стро приблизился к само­ лету спереди. В 30—40 см

Ри с . 10. Лопасть пропеллера, по­ врежденная шаровой молнией.

от его носа шар свернул влево и пролетел мимо каби­ ны летчика. В этот момент он задел сверху правый про­ пеллер и взорвался. Вслед за ослепительно белой вспыш­ кой послышался громкий взрыв, заглушивший даже шум мотора. Справа вдоль фюзеляжа пронесся огненный по­ ток, а самолет резко рванулся вверх. Во время полета через грозовую тучу отмечались сильные радиопомехи. Когда радист после разряда молнии хотел отключить антенну, его ударило током. Единственное повреждение, которое получил самолет, было обнаружено на лопасти пропеллера: ее край был оплавлен на участке 40 мм в дли­ ну и 5—10 мм в ширину на расстоянии 30 мм от конца ло­ пасти (рис. 10). Оплавленный участок окружал слой са­ жи, которая легко стиралась рукой.

В том же 1956 г. советский реактивный самолет встре­ тился с шаровой молнией на высоте 2500 м, когда наби­ рал высоту в грозовой туче [257]. Самолет летел над евро­ пейской частью СССР, через кучево-дождевые облака с вершинами До 4500—5000 м, во время дождя и грозы. Шар появился спереди справа от самолета и почти немед­ ленно взорвался, разлетевшись на мелкие куски с яркой вспышкой и громким треском. Ближайший к шару мотор заглох, но летчику удалось снова его запустить. Обследо­ вание после посадки не выявило никаких видимых повре­ ждений, и остановка мотора была отнесена за счет воз­ никшего при взрыве разрежения воздуха.

Еще один случай произошел в СССР в 1959 г., когда

62

Глава 5

Направление

полета

с V •)

г

Л )

1 ) к. )

500 мм

500 мм

Р и с . 11. Заклепки фюзеляжа, оплавленные шаровой молнией.

шар традиционной

величины «с кулак» (скорее всего

10 см в диаметре) ударил в самолет над Иркутском [397]. Самолет летел со скоростью 400 км/ч в густых облаках, расположенных двумя слоями на высотах 400—4000 и 8000—10000 м. На высоте 1400 м в бурную погоду концы крыльев не были видны, и воздух был очень неспокоен. Мокрый снег быстро залепил передние окна и крылья. Перед самолетом обычная молния ударила в направ­ лении земли. В тот же момент самолет потряс силь­ ный удар, но он не потерял управления. Одновременно справа от него пронесся огненный шар и появился дождь искр. Летчик поднял самолет из туч на высоту 4000 м. Оборудование кабины сильно намагнитилось, и компас отклонился от правильного направления на 100°. Радио работало, но радиокомпас давал неверные показания. Обследование самолета после полета показало, что на

правом борту

в передней части фюзеляжа

оплавились

заклепки, но

обшивка

разрушена не была

(рис. 11).

~ В 1960 г. шаровая

молния появилась в самолете-за­

правщике ВВС США КС-97, нагруженном топливом [533]. Этот самолет, предназначенный для заправки горючим в воздухе самолетов с малым радиусом полета, выполнял слепой полет в облаках на высоте 5400 м при легких осадках, но при температуре выше нуля. На окантовке пе-


Наблюдения шаровой молнии

63

редних окон появились огни св. Эльма — явление доволь­ но обычное. Летчик увидел, как желтовато-белый шар диаметром примерно 45 см проник через лобовое стекло и пронесся между ним и вторым пилотом со скоростью «бегущего человека». Пилот напрягся в ожидании взры­ ва. Шар пролетел по проходу мимо штурмана и бортме­ ханика. Примерно через 3 с заправщик доложил по интер- 'кому из хвостового отделения, что огненный шар прокаГтился через задний грузовой отсек и по правому крылу ушел в облака. Шар не производил никаких звуков. Лет­ чик уже имел опыт с ударами обычной молнии и ждал, что топливо в баках взорвется. Это ожидание было впол­ не оправданным, если учесть имеющиеся в литературе описания других происшествий с шаровыми молниями на самолетах.

Пассажир самолета наблюдал, как после вспышки обычной молнии через кабину пролетел огненный шар [232]. В 1963 г. рейсовый самолет компании «Истерн эйрлайнз», следовавший из Нью-Йорка в Вашингтон, прохо­ дя через грозу, внезапно был со всех сторон окружен яр­ кой вспышкой, которая сопровождалась громким шумом. Через несколько секунд голубовато-белая сфера диамет­ ром около 22 см пролетела от кабины летчиков по прохо­ ду примерно в 50 см от очевидца. Она оставалась на од­ ной и той же высоте — около 75 см от пола — и, насколь­ ко он мог судить, двигалась совершенно прямолинейно. Наблюдая шар на столь близком расстоянии, очевидец заметил некоторые детали. По-видимому, шар двигался со скоростью 1,5 м/с по отношению к самолету. Он пред­ ставлял собой правильную сферу с чуть более темными краями и без каких-либо следов тороидальной структуры. Сила света от него соответствовала лампочке в 5—10 Вт, и он не излучал никакого тепла. Не было заметно следов вращения, и шар казался очень устойчивым.

Подобные не причиняющие вреда появления шаровых молний в самолетах, по-видимому, относительно редки, хотя появления шаровых молний вблизи земли, возможно, бывают безобидными в большинстве случаев. Однако не _исключено, что о многих таких происшествиях с самоле­ тами, если они не сопровождались повреждениями, просто

не сообщается.

64

Глава 5

Еще в одном случае встречи самолета с шаровой мол­ нией советский самолет ЛИ-2 столкнулся с шаром замет­ но больших размеров, 60—80 см в диаметре. Дело было в 1965 г., при полете над Кольским п-вом в густых слои­ сто-дождевых облаках [578]. Видимость была такой, что концы крыльев не были видны. Самолет проходил в се­ верной части циклона. Температура на высоте полета бы­ ла 5° С. Когда шар ударился в носовую часть самолета, раздался звук, напоминающий ружейный выстрел. Пас­ сажиры и экипаж увидели красные полосы разрядов, скользившие по обшивке самолета. Подобный же эффект наблюдался и в 1956 г. в происшествии с самолетом того же типа [257], а также при падении шаровой молнии на корабль в 1878 г., когда, согласно сообщению, вслед за взрывом небольшого шара иа палубе наблюдались змее­ видные полосы [305]. После столкновения самолета с шаром радиокомпас начал поворачиваться, а стрелка магнитного компаса в течение 3—5 мин беспорядочно ме­ талась из стороны в сторону. Когда, наконец, она оста­ новилась, ее показания оказались неверными. Вся радио­ аппаратура также вышла из строя. Обследование самоле­ та после приземления выявило несколько поврежденных заклепок в передней части фюзеляжа и два отверстия ди­ аметром 1,5—2 см, проплавленных в задней кромке руля высоты.

Появления шаровой молнии в самолетах — события хотя и относительно редкие, но несомненно реальные, что убедительно доказывается приведенными сообщениями, в которых также подчеркивается и связанная с ними потен­ циальная опасность — взрывы, высокая температура, при которой оплавляется металл, мощные электрические эф­ фекты и динамические воздействия, достаточные для от­ клонения самолета от курса. Как будет видно из даль­ нейшего, возникновение огненных шаров в закрытых объ­ емах происходит и в сооружениях, почти полностью окру­ женных металлом.

9. Сообщалось также о появлениях шаровых молний в связи с вулканическими извержениями и тропическими циклонами.

В Гватемале в 1902 г. на подветренной стороне одно-" го из вулканов разразилась гроза с множеством интен-


Наблюдения шаровой

молнии

65

спвных разрядов и сильными электрическими

эффекта­

ми. Повсюду — и на людях и

на домах — наблюдались

коронные разряды, и появилось

много шаровых

молнии,

которые взрывались с приглушенным звуком, но не при­ чиняли вреда. Из вулканических туч слышались частые раскаты грома, нередко без видимой связи с разрядами г молний. Были замечены многочисленные вспышки и не­ сколько шаровых молний, но не наблюдалось ни одного

^нормального зигзагообразного разряда [286].

Большая электрическая активность с непрерывными вспышками молний наблюдалась во время урагана на Мартинике в 1891 г. В течение грозы шаровые молнии появлялись во всех направлениях. Потрескивающие ша­ ры несколько минут плавали в воздухе и разрывались

примерно в полуметре от земли [513].

 

Некоторые очевидцы сообщали о появлении

огнен­

ных шаров в воронках торнадо [550]. В одном

случае

было специально отмечено отсутствие обычной молнии: разряды приняли форму огненного потока, который ис­ текал из клубящейся, насыщенной пылью тучи, и, опу­ скаясь, распадался на отдельные светящиеся объемы. Об огненных шарах сообщалось также в связи с тремя недавними смерчами во Франции между 1961 и 1965 гг. [126].

10. Согласно некоторым сообщениям, светящееся ве­ щество шаровой молнии само может быть источником искр или лучей, а в редких случаях и разрядов, напоми­ нающих обычную молнию.

В 1849 г. в Париже в очень жаркий день при ясном небе наблюдались частые молнии [142]. Из окиа третьего этажа был замечен большой красный шар, который сна­ чала приняли за воздушный. Пока наблюдатель ломал / голову, что это за предмет, в нижней части шара, нахо- ! лившегося в 5—6 м над деревом, вспыхнуло пламя. Сна- : чала это были маленькие искры и огненные языки, каза­ лось, вырывавшиеся из отверстия в шаре. Когда отвер­ стие стало раза в три шире ладони, сильный взрыв уничтожил всю массу. Во все стороны были выброшены

зигзагообразные разряды.

Одна

из этих молний ударила

в дом

и пробила

в стене

дыру,

точно пушечное

ядро.

Взрыв

сбил с ног

трех прохожих. По-видимому,

часть

3—259


66 Глава 5

первоначального вещества все же сохранилась, так как некоторое время еще пылало яркое белое пламя, похо­ жее на огонь фейерверка. Все явление длилось около минуты.

В 1889 г. в Англии после сильнейшего дождя наблю­ датель увидел, как с прояснившегося неба примерно в 100 м от него спустился желтый, светящийся, как раска­ ленное железо, продолговатый предмет около 13 см в поперечнике и 38 см в длину [199J. Этот предмет опус­ кался медленно, так что за ним можно было следить. Когда предмет оказался в 12 м от земли, вблизи дымо­ вой трубы, он выбросил горизонтальную струю. Выброс был белым в середине и красным по краям. Раздался оглушительный треск, и вскоре после этого наблюдатели ощутили сильный запах, напоминавший запах горящей

серы. Снаружи труба

осталась совершенно

невредимой,

и

 

H

столовую

заполнили дым

и

зола.

Хозяин

но кухню

 

дома, как

раз входивший в столовую, услышал

взрыв

 

одновременно увидел яркую вспышку. Внутри

комнаты

несколько

кирпичей были отброшены

на 2

м,

а

штука­

турка — на 5 м.

В 1949 г. в ФРГ во время бури, достигавшей, судя по описанию, силы урагана и длившейся всего 30 мин, супружеская чета была разбужена ярким светом, осве­

тившим

их спальню

[171].

Муж

вскочил

с

кровати и

увидел

за

окном, в

10—12

м от дома, ослепительно бе­

лый шар,

плывший

по воздуху на

высоте

3—4

м. Через

несколько секунд шар распался, но часть -его сохрани­ лась — она напоминала по форме молодой месяц, повер­ нутый рогами вниз. Последовал сильный разряд в зем­ лю, сопровождающийся яркой искрой в воздухе. Остатки шара, все еще плававшие на первоначальной высоте, выбросили в разные стороны многочисленные краснова­ то-желтые искры длимой ~ 30 см, которые угасали, не достигнув земли. Все это длилось не меньше 4 с. Жена очевидца заметила светящийся комок размером с ла­

донь, который ударился о землю, выбросив

красные

искры.

~~"

11. В немногих случаях светящиеся сферические раз-_ ряды на остриях проводников, которые можно было бы отнести к огням св. Эльма, превращались в движущиеся