Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п . с . Л и в ш и ц

СКОЛЬЗЯЩИЙ КОНТАКТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

(СВОЙСТВА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ)

« Э Н Е Р Г И Я »

МОСКВА 1974

6П2.1.08 Л 55

УДК 621.313.066.6

Лившиц П. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Л55

 

Скользящий

контакт

электрических

машин

(свойства,

 

характеристики,

эксплуатация), М.,

«Энергия», 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

272 с. с ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В книге обобщены результаты работ по обеспечению надежной

эксплуатации

скользящего

контакта

коллекторных

электрических ма­

шин и электрических

машин с контактными кольцами.

 

 

щем

Рассмотрены специальные вопросы прохождения тока в скользя­

контакте

и

описан

подбор

щеток

для электрических

машин,

используемых

на

электростанциях,

предприятиях

металлургической

промышленности,

железнодорожном,

авиационном

и

автомобильном

транспорте и в других отраслях

народного хозяйства.

Показано, как

решается

аналогичная

задача в промышленности ГДР, ЧССР, ПНР,

Англии,

Франции, Японии и ФРГ.

 

 

 

работников и

 

 

Книга предназначена

для инженерно-технических

квалифицированного персонала, занятых изготовлением, ремонтом,

наладкой, испытанием

и эксплуатацией электрических

машин.

 

Л

30307-175

 

112-73

 

 

 

 

 

 

6П2.1.08

051(01)-74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Издательство «Энергия», 1974 г.

ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛИВШИЦ

Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация)

 

 

Редактор М. Д.

Б е л к и н

 

 

 

Редактор

издательства М. И. Н и к о л а е в а

 

 

Переплет

художника

П. П.

П е р е в а л о в а

 

 

Технический редактор Н. А.

Г а л а н ч е в а

 

 

 

Корректор Н. В.

Л о б а н о в а

 

 

Сдано в набор 21/Ш 1973 г.

Подписано к печати 26/XII 1973 г.

T-I9686

Формат 84X108V3H

 

 

 

 

 

Бумага типографская № 2

•Усл. печ. л. 14,28

 

 

 

 

 

 

Уч.-изд. л. 16,83

Тираж 8 000 экз.

 

Зак. 2

 

 

 

Цена 95 коп-

Издательство «Энергия». Москва,

М-114,

Шлюзовая

наб., 10.

 

Набрано в Московской

типографии № 10 Союзполиграфпрома

 

при Государственном

комитете

Совета

Министров

СССР

 

по

делам издательств, полиграфии

и книжной торговли.

 

 

Москва, М-114.

Шлюзовая наб., 10.

 

 

Отпечатано во Владимирской

типографии

Союзполиграфпрома

 

при

Государственном

комитете

Совета

Министров

СССР

 

по

делам издательств, полиграфии

и книжной торговли

 

 

г. Владимир, ул. Победы, д. 186.

 

 


ПР Е Д И С Л О В ИЕ

Вделе обеспечения надежной эксплуатации совре­

менных коллекторных электрических

машин и машин

с контактными кольцами совершенно

исключительная

роль принадлежит элементам, обеспечивающим прохож­ дение тока между взаимоперемещающимися частями этих машин. Особенность работы названных элементов,

образующих скользящий электрический

контакт, состо­

ит >в том, что она обусловлена действием

значительного

количества различных факторов, одна часть которых за­ ложена собственно в машинах, а другая находится вне

машин. Первая часть упомянутых факторов

связана

с расчетом

и проектированием

электрических

машин,

технологией

их изготовления и

используемыми

материа­

лами. Вторая часть обусловлена режимами эксплуатации машин и состоянием среды, в которой эта "эксплуатация осуществляется. Взаимодействие перечисленных факто­ ров таково, что правильно рассчитанная, хорошо постро­ енная и надлежащим образом отрегулированная коллек­ торная электрическая машина может перестать удов­ летворительно работать только потому, что в составе окружающей ее атмосферы абсолютное содержание во­

дяного пара, оказалось меньше 1—3 г/см3 , или

потому,

что в составе этой атмосферы на 1 млн. частей

воздуха

приходится 10 частей кремнийсодержащих веществ. На­ ряду с указанным можно, естественно, привести и такие примеры, когда удовлетворительное состояние окружаю­ щей среды не гарантирует надлежащую эксплуатацию электрооборудования из-за дефектов расчета и изготов­ ления, приведших к расстройству режима работы сколь­ зящего контакта. Из изложенного следует, насколько существенно и важно для практики эксплуатации электро­ оборудования изучение различных обстоятельств, влия­ ющих на характеристики используемого в нем контакта. Необходимость подобного изучения ощущалась на всех этапах развития электромашиностроения. Между тем знакомство с историей этого развития и с современным состоянием вопроса обнаруживает существование значи­

тельной диспропорции между степенями

изученности

1*

3


различных факторов, влияющих на работу электричес­ кого скользящего контакта. Если одни из них изучены настолько полно, что поддаются вполне строгому количественному учету, то закономерности, определяющие влияние других, описаны только в самом общем виде.. Как всегда бывает в последней ситуации, отсутствие основополагающей руководящей идеи приводит к необхо­ димости рассмотрения большого числа частных случаев. Именно в подобном положении находится изучение влия­ ния на характеристики скользящего контакта состояния окружающей среды, материала контактных элементов, вводимых в эти материалы легирующих добавок и про­ питывающих веществ, температуры, давлений и ряда других показателей. Изучению влияния этих показате­ лей на характеристики электрического скользящего кон­ такта посвящено значительное количество исследований, опубликованных в самых различных изданиях. Особен­ ность этих публикаций состоит в том, что они касаются отдельных частных вопросов проблемы и не объединены каким-либо руководящим принципом. Методическая осо­ бенность предлагаемой вниманию читателей книги сос­ тоит в том, что в ней предпринята попытка связать ха­ рактеристики скользящего контакта с составом матери­ алов, из которых изготовлены образующие его элементы, и рассмотреть изменения этих характеристик в зависи­ мости от влияния факторов, определяемых как собствен­

но электрической машиной, так

и состоянием

среды,

в которой она эксплуатируется.

Использованные

авто­

ром многочисленные источники информации следует рас­ сматривать как составные части коллективного экспери­ мента, конечной целью которого является создание об­ щей теории работы скользящего контакта электрических машин. Автор отдает себе отчет в том, что в настоящем труде конечной цели полностью достичь еще не удалось. Тем не менее определенные результаты на пути к дости­

жению этой цели уже получены

и

их использование

в практике наладки и эксплуатации

коллекторных элек­

трических машин и машин с

контактными кольцами

принесет несомненную пользу.

 

 

Книга рассчитана на четыре категории читателей. Первую из них, наиболее многочисленную, составят ин­ женерно-технические работники и квалифицированный персонал, занятые ремонтом, наладкой и эксплуатацией электрических машин в самых различных отраслях

4


народного хозяйства. Вторую категорию составят специа­ листы, проектирующие <и изготавливающие электричес­ кие машины; третью— работники электроугольной про­ мышленности, разрабатывающие и выпускающие элек­ трощетки; четвертую категорию составят специалисты, проявляющие интерес к узкоспециальным вопросам тео­

рии и практики

эксплуатации

скользящего контакта

в электромашиностроении.

 

Автор выражает уверенность

в том, что читатели, ко­

торым адресовано

настоящее издание, найдут в нем не­

мало полезных сведений, использование которых позво­ лит повысить надежность работы электрооборудования, эксплуатируемого в самых различных отраслях народ­ ного хозяйства.

В заключение несколько слов о принятой в настоящей книге системе единиц измерений. Для устранения суще­ ствующего в различных странах многообразия этих еди­

ниц X I

Генеральная

конференция

по мерам и весам

(Париж,

октябрь I960

г.) приняла

международную сис­

тему единиц (Systeme international), сокращенно обозна­ ченную литерами СИ (SI). К настоящему времени мно­ гие страны ввели единицы системы СИ в качестве обя­ зательных и число таких стран непрерывно возрастает. Внедряется эта система и в СССР. Впервые ее узако­ нил в нашей стране ГОСТ 9867-61. После ряда усовер­ шенствований и дополнений Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР

в 1970 г. опубликовал окончательную редакцию проекта государственного стандарта «Единицы физических ве­ личин», предписания которой в настоящей книге и ис­ пользованы. Для преодоления затруднений, возникаю­ щих у читателя при восприятии цифровых данных, на­ ряду с единицами Международной системы в скобках указаны единицы измерения в системах, применявшихся ранее. Кроме того, в приложении I приведены перевод­ ные коэффициенты для перевода старых единиц измере­ ний в единицы СИ. Принятые в книге округления при соответствующих перерасчетах дают ошибку, не превос­ ходящую 2%'; для рассматриваемых задач подобная ошибка вполне допустима. В книге применены также кратные и дольные единицы, образованные с помощью десятичных приставок, например, «гПа» — гектопаскаль (100 паскалей); «сН» — сантиньютон (0,01 ньютона) и др.

5


В В Е Д Е Н ИЕ

Развитию электромашиностроения всегда уделялось особое внимание, и в настоящее время оно является од­ ной из передовых и наиболее организованных отраслей промышленности всякой индустриально развитой страны. Подобное положение достигнуто в результате работ вы­ дающихся ученых, экспериментаторов, изобретателей и организаторов производства, чьими творческими усилия­ ми осуществлялись становление и прогрессирующее раз­ витие различных отраслей деятельности, связанных с разработкой теории, конструкций и совершенствова­ нием производства электрических машин. У истоков

этого процесса, начавшегося в первой

четверти

прошлого века, стояли М. Фарадей,

доказавший

возможность превращения электрической энергии в ме­ ханическую (1821 г.), открывший явление электромагнит­ ной индукции (1831 г.) и построивший первый магнито­ электрический генератор (1831 г.), член Петербургской академии наук Б. С. Якоби, впервые создавший электро­ двигатель с непосредственным вращением якоря (1834 г.), коллектор для выпрямления тока, речной бот с электри­ ческим приводом-(1838 г.) и открывший появление об­ ратной э. д. с. при вращении якоря; член Петербургской академии наук, ректор Петербургского университета Э. X. Ленц, которым обобщен и сформулирован закон магнитной индукции (закон Ленца), доказан принцип обратимости электрических машин (1838 г.), опублико­ вана первая в мире работа по исследованию магнито­ электрической машины, установлено и правильно объяс­ нено явление реакции якоря. Работы пионеров электро­ техники и электромашиностроения успешно были продолжены во второй половине XIX в. В 1860 г. А. Пачинотти создает электродвигатель с кольцевым якорем;

6

Г. Уайльда 1863 г. строит электрическую машину с неза< висим ым возбуждением, а еще через 4 года появляется первая электрическая машина с самовозбуждением. В 1870 г. 3. Грамм применяет кольцевой якорь при соо­

ружении электрического

генератора; в 1872 г. Ф. Гефнер-

Альтенек

изобретает барабанный якорь; десять

лет спус­

тя, в

1882

г.,

Т. Эдисон

сооружает первую

электриче­

скую

станцию

общественного

пользования

с

подземной

канализацией

электроэнергии.

В 1888 г.

Г.

Ферра-рис

открывает принцип вращающегося магнитного поля, М. О. Доливо-Добровольский изобретает систему трех­ фазного тока, а Н. Тесла получает патент на электро­ двигатель многофазного тока и строит двухфазный асинхронный электродвигатель. Через год, в 1889 г.,

М.О. Доливо-Добровольский изобретает трехфазный

асинхронный

двигатель, а еще через

несколько лет,

в 1899 г., Э.

Арнольд разрабатывает

теорию коммута­

ции электрических машин, -которую в настоящее время называют классической и в основе которой лежит пред­ ставление о постоянстве удельного переходного сопро­

тивления в скользящем

контакте

( Д г щ = c o n s t ) .

В текущем столетии

работы

по развитию электрома­

шиностроения приобрели принципиально новый харак­ тер. На смену ученым-одиночкам пришли мощные хо­ зяйственные и научно-исследовательские организации, объединившие целые коллективы исследователей и орга­ низаторов промышленности. В нашей стране талантливы­ ми руководителями научных школ, разрабатывавших теоретические вопросы электромашиностроения, и вы­

дающимися организаторами

электромашиностроительной

промышленности

являлись

академики

АН

СССР

Г. М. Кржижановский и

К.

И. Шенфер,

академик

АН УССР В. М.

Хрущев,

члены-корр.

АН

СССР

М.А. Шателен и К. А. Круг, профессора Д. В. Ефремов,

П.Л. Калантаров, В. Т. Касьянов, С. И. Курбатов,

Л. М. Пиотровский, В. А. Толвинский и многие другие.

Врезультате к настоящему времени созданы теория ра­ боты и методы расчета электрических машин самых различных 'Мощностей и назначений. В основе разрабо­ танных методов лежат точные количественные соотноше­ ния, позволяющие рассчитывать магнитные и электри­ ческие цепи машин, их пусковые, регулировочные, рабо­ чие, тепловые и прочие характеристики. Эта отлично систематизированная и достаточно строгая схема расче-

7