Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
п . с . Л и в ш и ц
СКОЛЬЗЯЩИЙ КОНТАКТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
(СВОЙСТВА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ)
« Э Н Е Р Г И Я »
МОСКВА 1974
6П2.1.08 Л 55
УДК 621.313.066.6
Лившиц П. С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Л55 |
|
Скользящий |
контакт |
электрических |
машин |
||||||||
(свойства, |
|
характеристики, |
эксплуатация), М., |
||||||||||
«Энергия», 1974. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
272 с. с ил. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
В книге обобщены результаты работ по обеспечению надежной |
|||||||||||
эксплуатации |
скользящего |
контакта |
коллекторных |
электрических ма |
|||||||||
шин и электрических |
машин с контактными кольцами. |
|
|
||||||||||
щем |
Рассмотрены специальные вопросы прохождения тока в скользя |
||||||||||||
контакте |
и |
описан |
подбор |
щеток |
для электрических |
машин, |
|||||||
используемых |
на |
электростанциях, |
предприятиях |
металлургической |
|||||||||
промышленности, |
железнодорожном, |
авиационном |
и |
автомобильном |
|||||||||
транспорте и в других отраслях |
народного хозяйства. |
Показано, как |
|||||||||||
решается |
аналогичная |
задача в промышленности ГДР, ЧССР, ПНР, |
|||||||||||
Англии, |
Франции, Японии и ФРГ. |
|
|
|
работников и |
||||||||
|
|
Книга предназначена |
для инженерно-технических |
||||||||||
квалифицированного персонала, занятых изготовлением, ремонтом, |
|||||||||||||
наладкой, испытанием |
и эксплуатацией электрических |
машин. |
|
||||||||||
Л |
30307-175 |
|
112-73 |
|
|
|
|
|
|
6П2.1.08 |
|||
051(01)-74 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©Издательство «Энергия», 1974 г.
ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛИВШИЦ
Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация)
|
|
Редактор М. Д. |
Б е л к и н |
|
|
||||
|
Редактор |
издательства М. И. Н и к о л а е в а |
|
||||||
|
Переплет |
художника |
П. П. |
П е р е в а л о в а |
|
||||
|
Технический редактор Н. А. |
Г а л а н ч е в а |
|
|
|||||
|
Корректор Н. В. |
Л о б а н о в а |
|
|
|||||
Сдано в набор 21/Ш 1973 г. |
Подписано к печати 26/XII 1973 г. |
T-I9686 |
|||||||
Формат 84X108V3H |
|
|
|
|
|
Бумага типографская № 2 |
|||
•Усл. печ. л. 14,28 |
|
|
|
|
|
|
Уч.-изд. л. 16,83 |
||
Тираж 8 000 экз. |
|
Зак. 2 |
|
|
|
Цена 95 коп- |
|||
Издательство «Энергия». Москва, |
М-114, |
Шлюзовая |
наб., 10. |
|
|||||
Набрано в Московской |
типографии № 10 Союзполиграфпрома |
|
|||||||
при Государственном |
комитете |
Совета |
Министров |
СССР |
|
||||
по |
делам издательств, полиграфии |
и книжной торговли. |
|
||||||
|
Москва, М-114. |
Шлюзовая наб., 10. |
|
|
|||||
Отпечатано во Владимирской |
типографии |
Союзполиграфпрома |
|
||||||
при |
Государственном |
комитете |
Совета |
Министров |
СССР |
|
|||
по |
делам издательств, полиграфии |
и книжной торговли |
|
||||||
|
г. Владимир, ул. Победы, д. 186. |
|
|
ПР Е Д И С Л О В ИЕ
Вделе обеспечения надежной эксплуатации совре
менных коллекторных электрических |
машин и машин |
с контактными кольцами совершенно |
исключительная |
роль принадлежит элементам, обеспечивающим прохож дение тока между взаимоперемещающимися частями этих машин. Особенность работы названных элементов,
образующих скользящий электрический |
контакт, состо |
ит >в том, что она обусловлена действием |
значительного |
количества различных факторов, одна часть которых за ложена собственно в машинах, а другая находится вне
машин. Первая часть упомянутых факторов |
связана |
||
с расчетом |
и проектированием |
электрических |
машин, |
технологией |
их изготовления и |
используемыми |
материа |
лами. Вторая часть обусловлена режимами эксплуатации машин и состоянием среды, в которой эта "эксплуатация осуществляется. Взаимодействие перечисленных факто ров таково, что правильно рассчитанная, хорошо постро енная и надлежащим образом отрегулированная коллек торная электрическая машина может перестать удов летворительно работать только потому, что в составе окружающей ее атмосферы абсолютное содержание во
дяного пара, оказалось меньше 1—3 г/см3 , или |
потому, |
что в составе этой атмосферы на 1 млн. частей |
воздуха |
приходится 10 частей кремнийсодержащих веществ. На ряду с указанным можно, естественно, привести и такие примеры, когда удовлетворительное состояние окружаю щей среды не гарантирует надлежащую эксплуатацию электрооборудования из-за дефектов расчета и изготов ления, приведших к расстройству режима работы сколь зящего контакта. Из изложенного следует, насколько существенно и важно для практики эксплуатации электро оборудования изучение различных обстоятельств, влия ющих на характеристики используемого в нем контакта. Необходимость подобного изучения ощущалась на всех этапах развития электромашиностроения. Между тем знакомство с историей этого развития и с современным состоянием вопроса обнаруживает существование значи
тельной диспропорции между степенями |
изученности |
1* |
3 |
различных факторов, влияющих на работу электричес кого скользящего контакта. Если одни из них изучены настолько полно, что поддаются вполне строгому количественному учету, то закономерности, определяющие влияние других, описаны только в самом общем виде.. Как всегда бывает в последней ситуации, отсутствие основополагающей руководящей идеи приводит к необхо димости рассмотрения большого числа частных случаев. Именно в подобном положении находится изучение влия ния на характеристики скользящего контакта состояния окружающей среды, материала контактных элементов, вводимых в эти материалы легирующих добавок и про питывающих веществ, температуры, давлений и ряда других показателей. Изучению влияния этих показате лей на характеристики электрического скользящего кон такта посвящено значительное количество исследований, опубликованных в самых различных изданиях. Особен ность этих публикаций состоит в том, что они касаются отдельных частных вопросов проблемы и не объединены каким-либо руководящим принципом. Методическая осо бенность предлагаемой вниманию читателей книги сос тоит в том, что в ней предпринята попытка связать ха рактеристики скользящего контакта с составом матери алов, из которых изготовлены образующие его элементы, и рассмотреть изменения этих характеристик в зависи мости от влияния факторов, определяемых как собствен
но электрической машиной, так |
и состоянием |
среды, |
в которой она эксплуатируется. |
Использованные |
авто |
ром многочисленные источники информации следует рас сматривать как составные части коллективного экспери мента, конечной целью которого является создание об щей теории работы скользящего контакта электрических машин. Автор отдает себе отчет в том, что в настоящем труде конечной цели полностью достичь еще не удалось. Тем не менее определенные результаты на пути к дости
жению этой цели уже получены |
и |
их использование |
в практике наладки и эксплуатации |
коллекторных элек |
|
трических машин и машин с |
контактными кольцами |
|
принесет несомненную пользу. |
|
|
Книга рассчитана на четыре категории читателей. Первую из них, наиболее многочисленную, составят ин женерно-технические работники и квалифицированный персонал, занятые ремонтом, наладкой и эксплуатацией электрических машин в самых различных отраслях
4
народного хозяйства. Вторую категорию составят специа листы, проектирующие <и изготавливающие электричес кие машины; третью— работники электроугольной про мышленности, разрабатывающие и выпускающие элек трощетки; четвертую категорию составят специалисты, проявляющие интерес к узкоспециальным вопросам тео
рии и практики |
эксплуатации |
скользящего контакта |
в электромашиностроении. |
|
|
Автор выражает уверенность |
в том, что читатели, ко |
|
торым адресовано |
настоящее издание, найдут в нем не |
мало полезных сведений, использование которых позво лит повысить надежность работы электрооборудования, эксплуатируемого в самых различных отраслях народ ного хозяйства.
В заключение несколько слов о принятой в настоящей книге системе единиц измерений. Для устранения суще ствующего в различных странах многообразия этих еди
ниц X I |
Генеральная |
конференция |
по мерам и весам |
(Париж, |
октябрь I960 |
г.) приняла |
международную сис |
тему единиц (Systeme international), сокращенно обозна ченную литерами СИ (SI). К настоящему времени мно гие страны ввели единицы системы СИ в качестве обя зательных и число таких стран непрерывно возрастает. Внедряется эта система и в СССР. Впервые ее узако нил в нашей стране ГОСТ 9867-61. После ряда усовер шенствований и дополнений Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР
в 1970 г. опубликовал окончательную редакцию проекта государственного стандарта «Единицы физических ве личин», предписания которой в настоящей книге и ис пользованы. Для преодоления затруднений, возникаю щих у читателя при восприятии цифровых данных, на ряду с единицами Международной системы в скобках указаны единицы измерения в системах, применявшихся ранее. Кроме того, в приложении I приведены перевод ные коэффициенты для перевода старых единиц измере ний в единицы СИ. Принятые в книге округления при соответствующих перерасчетах дают ошибку, не превос ходящую 2%'; для рассматриваемых задач подобная ошибка вполне допустима. В книге применены также кратные и дольные единицы, образованные с помощью десятичных приставок, например, «гПа» — гектопаскаль (100 паскалей); «сН» — сантиньютон (0,01 ньютона) и др.
5
В В Е Д Е Н ИЕ
Развитию электромашиностроения всегда уделялось особое внимание, и в настоящее время оно является од ной из передовых и наиболее организованных отраслей промышленности всякой индустриально развитой страны. Подобное положение достигнуто в результате работ вы дающихся ученых, экспериментаторов, изобретателей и организаторов производства, чьими творческими усилия ми осуществлялись становление и прогрессирующее раз витие различных отраслей деятельности, связанных с разработкой теории, конструкций и совершенствова нием производства электрических машин. У истоков
этого процесса, начавшегося в первой |
четверти |
прошлого века, стояли М. Фарадей, |
доказавший |
возможность превращения электрической энергии в ме ханическую (1821 г.), открывший явление электромагнит ной индукции (1831 г.) и построивший первый магнито электрический генератор (1831 г.), член Петербургской академии наук Б. С. Якоби, впервые создавший электро двигатель с непосредственным вращением якоря (1834 г.), коллектор для выпрямления тока, речной бот с электри ческим приводом-(1838 г.) и открывший появление об ратной э. д. с. при вращении якоря; член Петербургской академии наук, ректор Петербургского университета Э. X. Ленц, которым обобщен и сформулирован закон магнитной индукции (закон Ленца), доказан принцип обратимости электрических машин (1838 г.), опублико вана первая в мире работа по исследованию магнито электрической машины, установлено и правильно объяс нено явление реакции якоря. Работы пионеров электро техники и электромашиностроения успешно были продолжены во второй половине XIX в. В 1860 г. А. Пачинотти создает электродвигатель с кольцевым якорем;
6
Г. Уайльда 1863 г. строит электрическую машину с неза< висим ым возбуждением, а еще через 4 года появляется первая электрическая машина с самовозбуждением. В 1870 г. 3. Грамм применяет кольцевой якорь при соо
ружении электрического |
генератора; в 1872 г. Ф. Гефнер- |
||||||
Альтенек |
изобретает барабанный якорь; десять |
лет спус |
|||||
тя, в |
1882 |
г., |
Т. Эдисон |
сооружает первую |
электриче |
||
скую |
станцию |
общественного |
пользования |
с |
подземной |
||
канализацией |
электроэнергии. |
В 1888 г. |
Г. |
Ферра-рис |
открывает принцип вращающегося магнитного поля, М. О. Доливо-Добровольский изобретает систему трех фазного тока, а Н. Тесла получает патент на электро двигатель многофазного тока и строит двухфазный асинхронный электродвигатель. Через год, в 1889 г.,
М.О. Доливо-Добровольский изобретает трехфазный
асинхронный |
двигатель, а еще через |
несколько лет, |
в 1899 г., Э. |
Арнольд разрабатывает |
теорию коммута |
ции электрических машин, -которую в настоящее время называют классической и в основе которой лежит пред ставление о постоянстве удельного переходного сопро
тивления в скользящем |
контакте |
( Д г щ = c o n s t ) . |
В текущем столетии |
работы |
по развитию электрома |
шиностроения приобрели принципиально новый харак тер. На смену ученым-одиночкам пришли мощные хо зяйственные и научно-исследовательские организации, объединившие целые коллективы исследователей и орга низаторов промышленности. В нашей стране талантливы ми руководителями научных школ, разрабатывавших теоретические вопросы электромашиностроения, и вы
дающимися организаторами |
электромашиностроительной |
||||
промышленности |
являлись |
академики |
АН |
СССР |
|
Г. М. Кржижановский и |
К. |
И. Шенфер, |
академик |
||
АН УССР В. М. |
Хрущев, |
члены-корр. |
АН |
СССР |
М.А. Шателен и К. А. Круг, профессора Д. В. Ефремов,
П.Л. Калантаров, В. Т. Касьянов, С. И. Курбатов,
Л. М. Пиотровский, В. А. Толвинский и многие другие.
Врезультате к настоящему времени созданы теория ра боты и методы расчета электрических машин самых различных 'Мощностей и назначений. В основе разрабо танных методов лежат точные количественные соотноше ния, позволяющие рассчитывать магнитные и электри ческие цепи машин, их пусковые, регулировочные, рабо чие, тепловые и прочие характеристики. Эта отлично систематизированная и достаточно строгая схема расче-
7