Файл: Бельский, В. И. Промышленные печи и трубы учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
обжига обыкновенного глиняного кирпича. В других типах печей оно применяется сравнительно редко.
Сжигание твердого топлива
Топка для твердого топлива представляет собой камеру, фу терованную огнеупорным кирпичом и отделенную порогом от рабочего пространства печи (рис. 9). Топливо забрасывается в топку через загрузочное окно на колосниковую решетку, а воз-
Рис. 9. Схема методической нагревательной печи
/ — зольниковая |
дверка; |
2 — загрузочное |
топочное окно; 3 — топка; |
4 — порог; |
5 — вто |
|||||
ричный воздух; |
6 — стена; |
7 — пламенное |
окно; |
8 — рабочее окно; |
9 — арки; |
10 — рабочее |
||||
пространство; // |
— свод; |
12 — дымовые пролеты; |
13 — загрузочное |
окно печи; |
/ 4 — шибер; |
|||||
/5 — боров; |
16 — |
выстилка; |
17 — под; 18 — нагреваемый металл; 19 — |
фундамент; |
20 — ко |
|||||
лосниковая |
решетка; 21 — зольник |
|
|
|
|
|
|
дух для горения подается снизу под колосниковую решетку в зольник. В промышленных печах для сжигания угля применяют чаще всего топки с горизонтальной колосниковой решеткой, вы кладываемой из стальных брусков сечением 25X25-^50X50 мм с зазором между ними, как показано на рис. 9. Иногда вместо стальных брусков применяют чугунные колосники или чугунные плиты с продольными или круглыми отверстиями. Колосниковая решетка служит для поддержания слоя топлива при горении и равномерного распределения воздуха по всему слою топлива. Зола сгоревшего топлива проваливается в зольник и выгребает ся оттуда через зольниковое окно. Загрузочное и зольниковое окна закрываются во время работы печи дверками (на рисунке не показаны). Продукты горения из топки идут в рабочее про
85
странство печи. Очень часто в зольник подается только часть воздуха, необходимого для горения топлива. При этом процесс горения завершается на решетке не полностью. В связи с недос татком воздуха углерод превращается в окись углерода и про дукты горения содержат много окиси углерода и водорода, кото рые дожигаются в рабочем пространстве печи при поступлении дополнительного (вторичного) воздуха, подводимого в верхнюю часть топки (как показано на рис. 9). Это делается для того, что бы по возможности перенести горение топлива в рабочее прост ранство печи с целью получить в нем более высокую температу ру при одновременном снижении температуры в топке. Такие топки называются полугазовыми.
Сжигание газообразного топлива
Процесс сжигания газообразного топлива протекает в две стадии: смешение горючего с воздухом и собственно горение.
Рис. 10. |
Горелка |
низкого давления |
для |
Рис. 11. Турбулентная горелка |
природного газа ГНП-3 |
|
1 — газ; 2 — воздух; 3 — щелевидные |
||
/ — газ; |
2 — воздух; |
3 — плита горелочная; |
отверстия для прохода воздуха |
|
4 — горелочный камень; 5 — отверстие для |
за |
|
||
жигания горелки |
|
|
|
При сжигании газообразного топлива основное внимание обра щают на смешение горючего и воздуха, что осуществляют с по мощью газовых горелок.
Газовые горелки можно разбить на две основные группы: го релки с принудительной подачей газа и воздуха и инжекционные, куда газ (реже воздух) подается под большим давлением и, вы-
£6
ходя из сопла с большой скоростью, подсасывает (инжектирует) требуемое для горения количество воздуха (или соответственно газа). В горелках с принудительной подачей газ и воздух пода ются под давлением 75—250 мм вод. ст., при этом воздух обычно под несколько большим давлением. В горелке низкого давления конструкции института Теплопроект (рис. 10) газ и воздух, выхо дя со значительной скоростью (порядка 15—30 м/сек), переме-
Рис. |
12. Инжекционная |
||
горелка |
|
|
|
1 — газ; |
2 — воздух; |
3 — соп |
|
ло; |
4 — |
смеситель; |
5—горел |
ка; |
6 — туннель; 7 — фланец |
||
для |
регулирования |
количест |
|
ва засасываемого воздуха |
Рис. |
13. |
Форсунка |
высо |
|
кого |
давления |
Шухова |
||
/ — пар; |
2 — мазут; |
3 — |
внут |
ренняя трубка; |
4 — наружная |
||
трубка; |
5 — отверстие |
для |
|
выхода |
мазута; 6 — кольце |
||
вая щель для |
выхода |
пара |
|
(сжатого воздуха) |
|
шиваются. Для лучшего перемешивания газ выходит из сопла под углом к движению воздуха. Окончательное смешение газа
ивоздуха и частичное сгорание смеси происходит в туннеле горелочного камня. Горелка крепится к горелочной плите. В плите
игорелочном камне предусмотрено закрываемое поворотной за слонкой отверстие для зажигания горелки.
Втурбулентных (завихряющих) горелках (рис. 11) газ и воздух смешиваются в самой горелке. Для лучшего перемешива ния воздух входит в камеру смешения через ряд продолговатых отверстий перпендикулярно движению газа, чем создается хо рошее завихрение его. К горелкам с принудительной подачей газа и воздуха относятся и керамические горелки, например го ловки мартеновских печей и горелки стекловаренных печей, опи
87
санные в §20 и 28 (см. рис. 73—75). В инжекционных горелках газ, подаваемый под давлением 1500—10 000 мм вод. ст. (в зави симости от теплотворной способности газа — чем выше тепло творность, тем большее количество воздуха должно быть инжек тировано на 1 м3 газа и тем большее необходимо давление последнего), инжектирует воздух (рис. 12). Смешение газа и воз духа происходит в смесителе и горелке. При сжигании газа, хо рошо смешанного с воздухом в горелке, получается очень корот кий факел, размещающийся в канале горелочного камня и не выходящий в рабочее пространство печи, в связи с чем такое сжигание газа получило название б е с п л а м е н н о г о горения. Количество засасываемого воздуха регулируется размером щели между смесителем и фланцем, навинченным на сопло. При низ ких давлениях газ может инжектироваться воздухом, подавае мым под давлением 400—600 мм вод. ст. Горелки крепят к спе циальным плитам, установленным на каркасе.
Сжигание жидкого топлива
В качестве жидкого топлива применяют главным образом ма зут. Жидкое топливо сжигается в распыленном состоянии. Чем лучше распыляется мазут, т. е. чем меньше капли, тем лучше он перемешивается с воздухом и быстрее происходит его сгорание. В связи с этим при хорошем распылении сжигание жидкого топ лива в высокотемпературных печах часто производят непосред ственно в рабочем пространстве без топки. В низкотемператур ных печах и печах, где требуется равномерное распределение температуры в рабочем пространстве (например, термических), устраивают для полного сгорания топлива небольшие форкамеры или подподовые топки. Распыление мазута производят по средством форсунок.
Ф о р с у н к и можно разбить на три типа: высокого давле ния, в которых распыление мазута осуществляется паром или сжатым (компрессорным) воздухом; низкого давления, распыле ние в которых выполняют воздухом, подаваемым от вентилято ра, и механические. Примером первого вида форсунок служит форсунка В. Г. Шухова (рис. 13), состоящая из двух трубок: внутренней мазутной и наружной паровой (воздушной). Выход ное отверстие для мазута остается постоянным, а величина коль цевой щели для пара (сжатого воздуха) в зависимости от про изводительности форсунки меняется вдвиганием или выдвига нием внутренней трубки. Распыление мазута производится па ром под давлением 4—10 кгс/см2 или компрессорным воздухом под давлением 2—6 кгс/см2. Количество распылителя составляет 0,4—0,6 кг пара на 1 кг мазута или 0,5—0,8 кг воздуха на 1 кг мазута. В форсунках низкого давления распыление мазута про изводится подаваемым от вентилятора воздухом под давлением от 300 до 1000 мм вод. ст. в зависимости от конструкции и про-
8 8
изводительности форсунок. Мазут подается из расходного бака самотеком или под давлением до 2 кгс/см2. На рис. 14 показана форсунка низкого давления конструкции института Стальпроект. Мазут подается по внутренней трубе, а воздух — по наружной. Так как тонкость распыления мазута зависит от скорости исте чения воздуха, то для сохранения его необходимой скорости при изменении производительности форсунки сечение кольцевой
$
Рис. 14. Форсунка низкого давления конструкции Стальпроекта
/•« м а з у т ; 2 — воздух; 5 — корпус; 4 — мазутная трубка; 5 — вал с эксцентриком
щели, через которую выходит воздух, может изменяться путем перемещения вдоль оси форсунки внутренней мазутной трубки, осуществляемого поворотом вала с эксцентриком.
Для обеспечения более тонкого распыления мазута и лучшего перемешивания с воздухом разработано большое количество все возможных конструкций форсунок: имеются форсунки, в кото рых распыление мазута производится дважды; форсунки, в ко торых устроены направляющие, придающие воздуху завихряющее движение.
В форсунках низкого давления воздух для распыления пода ют в размере 60—100% количества, необходимого для сжигания распыленного топлива. В механических форсунках распыление происходит вследствие удара тонкой струи жидкого топлива, вы ходящего с большой скоростью из отверстия форсунки, об атмос феру, находящуюся перед отверстием форсунки. В наконечниках
89«
форсунок предусматривают специальные завихряющие направ ляющие. Давление жидкого топлива в механических форсунках составляет 8—10 кгс/см2 и выше. Воздух для горения жидкого топлива в форсунках высокого давления и механических частич но засасывается струей распыленного мазута из окружающего форсунку пространства, остальной •— подают вентилятором.
Некоторые виды форсунок, аналогично горелкам, снабжают установочными плитами, укрепленными на каркасе печи. В этом случае форсунки крепят к установочным плитам болтами. Фор сунки, не имеющие установочных плит, крепят только к воздухо- и мазутопроводам. Часто в установочных плитах устраивают за слонку для отделения форсунки от полости печи при ее выключе нии. Форсунки высокого давления и механические имеют длин ный факел и применяются обычно в больших плавйльных и обжиговых печах. У форсунок низкого давления производитель ность меньше и факел значительно короче, чем у форсунок высо кого давления. Они применяются для нагревательных печей среднего и малого размера, термических печей и сушил.
Воздухопроводы, мазутопроводы и газопроводы
Воздухопроводы диаметром до 150 мм, газопроводы и мазуто проводы монтируют из водогазопроводных труб путем сварки или с помощью муфт и фланцев. Газопроводы соединяют пре имущественно сваркой, а фланцы применяют только в местах присоединения газопроводов к горелкам, задвижкам и контроль но-измерительным приборам. Воздухопроводы диаметром боль ше 150 мм и газопроводы диаметром больше 800 мм сваривают из листовой стали. На мазутопроводах последовательно (по дви жению мазута) устанавливают запорный вентиль для выключе ния мазута, фильтр для очистки мазута и предохранения форсу нок от засорения, регулятор давления (чаще общий на цех) и вентиль для регулирования количества подаваемого в форсунку мазута, а также патрубок для присоединения контрольно-изме рительных приборов. Для выключения фильтра и регулятора давления при их смотре и чистке устраивают обводную линию. Газопроводы снабжают предохранительными взрывными клапа нами на случай взрыва газа и устройствами для продувки газо провода перед пуском газа.
§ 11. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЧЕЙ
Печь возводится на фундаменте, служащем для равномерного распределения давления на грунт от массы печи (см. рис. 9), Размеры подошвы фундамента определяются допустимым дав лением на грунт. Оно колеблется от 6 кгс/см2 для слежавшихся щебенистых (галечных) грунтов до 1,5 кгс/см2 для песчаных на сыщенных водой грунтов. У большинства печей, за исключением
90