Файл: История развития этнопсихологии, связь с другими науками Презентацию.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История развития этнопсихологии, связь с другими науками

Презентацию подготовила:

Знаменская А.В.

группа ММ19П191

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ


424 г. до н.э.

Трактат Гиппократа «О воздухах, водах местностях»:

первые научные попытки объяснить природу различий в жизни тех или иных народов

середина XVIII в.

Начали развиваться внутринациональные отношения и межнациональные связи. Массовое производство товаров и их обмен существенно повлияли на национальную культуру, быт, традиции.

Работы Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ


Ш. Монтескье (1689–1755)

Принцип географической детерминации этнических различий у разных народов,

Национальный характер - результат воздействия климатогеографических условий.

К.А. Гельвеций (1715–1771)

В работе «О человеке» выделил особый раздел «Об изменениях, происшедших в характерах народов, и о вызвавших их причинах», в котором проанализировал характерологические черты народа и причины, сформировавшие их.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ


Д.Юм (1711–1776)

«О национальных характерах»
  • указал на значимость физических и моральных (социальных) факторов в формировании национальных черт психологии характера.
  • выдвинул тезис о необходимости учета психологии различных слоев общества и о соотношении их с общенациональными чертами.

  • В работах встречаются суждения о характерах различных народов, с присвоением одним народам черт мужества, другим трусливости и т. п. Эти стереотипы общественного сознания, не имея научного обоснования, оказались крайне живучими.

КОНЕЦ XVIII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.

Постулируются идеи этнической экологии, указывается о предрасположенности различных народов к жизни в конкретных климатических условиях
, что позволяет говорить об экологической гармонии и образе жизни.

Отстаивал идеи о единстве закономерностей истории общества и истории природы.


И. Гердер (1744–1808)

Г. Гегель (1770–1831)

И. Кант (1724–1804)

«Антропология с прагматической точки зрения»

Дает определения таким понятиям, как народ, нация, характер народа.

Кант отдавал основное предпочтение врожденным чертам далеких предков, что существенно ослабляет ценность его научного вклада в развитие проблем этнопсихологии.

«Философия духа»
  • Характер народа — плод социальных явлений.
  • Национальный характер выступает как абсолютный дух.

  • Утверждая положение о том, что не все народы могут быть носителями духа, он отрицает их всемирно-историческую принадлежность.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.

Явилась основой социально-психологических исследований больших групп населения


В. Вундт

«Психология народов»
  • Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении психических процессов, которые лежат в основе развития человеческого сообщества и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности.
  • Вундт внес большой вклад в становление этнопсихологии как науки, определил более конкретно ее предмет, сделал разграничение между народной психологией (в последующем социальной) и индивидуальной.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.

Подчеркивая развитие народов и рас, он указывал на невозможность их равенства. Это позволяет классифицировать народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Однако их слияние и единение невозможно, ибо для развития высших рас вполне допустимо освоение жизненного пространства низших с дальнейшей их колонизацией.
Г. Лебон (1841–1931)

«Психология народных масс»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЛАВЯНОФИЛОВ

Национальная программа славянофилов включала в себя определение понятий «нация», «народ» по отношению к человечеству вообще и индивиду

, в частности, качественную оценку национальных «идей», национальной сущности исторического бытия различных народов, проблему их взаимоотношений.
И.В. Кришевский

П.Я. Данилевский

В.С. Соловьев

Н.А.Бердяев

СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В 20-е гг. уделялось огромное внимание изучению краеведения, характерных особенностей национальных меньшинств. Особый интерес к исследованию проблем этнопсихологии и возник в связи с формированием нового многонационального государства — СССР. Г.Г. Шпет дал новую трактовку содержания коллективности, диалектики общего и особенного. В его представлениях, «дух» народа есть отражение коллективного единства, откликающегося на всякое событие в быту этого единства. Он много внимания уделял изучению таких понятий, как «коллективное», «коллектив».
Первые этнопсихологические исследования в советское время относятся к 1920 г. и связываются с именем Г.Г. Шпета (1879–1940), представителем феноменологической школы в философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время интерес к проблемам этнопсихологии вновь возрастает в связи с проведением коренных социальных преобразований как в стране, так и в окружающем мире. Вновь актуализируется проблемы этнопсихологии, намечаются перспективы ее развития, увеличивается число исследований, которые носят крайне противоречивый характер.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Презентацию подготовили:

Знаменская А.В.

группа ММ19П191

Тема:

«История развития этнопсихологии, связь с другими науками»