Файл: Практическое задание Шарипова Жанна Бахитовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

Шарипова Жанна Бахитовна


  1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).



ОТВЕТ

М етоды специальной психологий
1)Методы исследования 2) Методы профилактики 3)Методы воздействия
1.Методы исследования

а)методы сбора информаций обеспечивают предварительное знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики его развития.

б)методы обработки информаций.К ним относят все способы анализа и интерпретаций полученной информаций (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ). В свою очередь, выбор методов сбора информации в значительной мере обусловлен теоретической ориентацией.
2.Методы профилактики

а) первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствуя созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, педагогами и социумом.

б) вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения. Работа с детьми раннего возраста и их семьями весьма эффективна и позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития.

в) третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития и осуществляется в форме психологической поддержкиребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Специалисты прилагают усилия по поиску оптимальных способов психологической поддержки и при необходимости проводят психокоррекцию, принимая в расчет текущую ситуацию и уровень достижений ребенка. Имеются в виду достижения в познавательной сфере, самоактуализации,
жизненном самоопределении, социализации. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

3.Методы воздействия

а) психокоррекция представляет собой способ совместной деятельности специалиста (психолога, дефектолога) и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенностями психического развития ребенка и его взаимодействия со срeдой. Также это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

б) интервенция.В зарубежной психологии аналогом понятия «психокоррекция» служит термин «интервенция», т.е. представление об обусловленности развития индивида взаимодействием наследственности, среды и активности самой личности. В широком смысле под интервенцией понимается систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив потенциал ребенка.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:

Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения




Время поражения




Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом




Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии




Асинхрония развития





ОТВЕТ

Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:

Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

 В зависимости от функциональной локализации нарушения выделяют: частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Время поражения

Время поражения определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с распадом структуры психических функций. Характер аномалии зависит и от длительности развития функции в онтогенезе.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

Первичный дефект имеет характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание, например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии

В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости.

Асинхрония развития

Асинхрония – это неправильное непропорциональное дисгармоничное развитие психики, характеризующееся заметным опережением созревания одних явлений и функций психики развевающейся личности и существенным запозданием сроков, отставанием темпа формирования других, что становится базисом разлада психики и личности. Основными признаками асинхронии считаются ретардация (незавершённость определённых периодов созревания), акселерация (например, излишне раннее и отграниченное формирование речи на фоне раннего аутизма), регресс (возвращение на предыдущий уровень), изоляция (временное независимое развитие функции трансформируется в изоляцию).





  1. Опишите депривационные феномены.

ОТВЕТ

Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В определении депривации говорится о процессе блоки­рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­сятся потребность в двигательной активности, в новых впе­чатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмо­циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ности, творчестве, идентичности, интимности и прочее.


  1. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

ОТВЕТ

Сурдопсихология (от лат. surdus — глухой, глухозвучащий) — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания.

Объектом сурдопсихологии являются люди с нарушенным слухом.


Выделяют следующие задачи сурдопсихологии:

-выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;

-изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;

-изучить закономерности развития их личности;

-разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

-дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.

Выделяют следующие причины и факторы нарушения слуха :

1. Наследственные факторы, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию снижения слуха.


2. Воздействия на плод различных факторов, приводящих к нарушению развития слухового анализатора в том или ином его отделе. Особенно опасно воздействие этих факторов до 13 недель, т.к. происходит закладка структур слухового анализатора, (инфекционные заболевания и интоксикация матери во время беременности, недоношенность, роды с различными осложнениями и т.д.)

3. Факторы, действующие на орган слуха здорового от рождения ребёнка в один из периодов его развития, - приобретённые нарушения слуха. (заболевании лор-органов, травмы, интоксикации и т.д.)

Классификация нарушений слуха

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Основой данной классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис).

5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения




Нарушения устной речи




Нарушения письменной речи





ОТВЕТ

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Зрительный анализатор, с помощью которого осуществляется восприятие, анализ и синтез зрительных раздражений, состоит из периферического отдела (глаз), проводящих нервных путей и центрального отдела (подкорковые и стволовые центры, зрительные области коры - в затылочных долях больших полушарий головного мозга).

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, обучения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметнопрактической деятельности, в своеобразии эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.

К лицам с нарушениями зрения относятся:

• Незрячие (слепые) с полным отсутствием зрения и лица с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на

лучше видящем глазу);

• слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с

«очковой коррекцией»;

• дети с косоглазием и амблиопией.

У детей встречаются различные по характеру и степени выраженности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.

Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения, т.е. оба глаза лишены способности к светоощуще- нию и цветоразличению, и неполную слепоту.

Слабовидение - стойкое, частичное, двустороннее снижение зрения.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания

1. Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследст­вие патологических изменений голосового аппарата.

2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Речь тягуче растянута, вялая, монотонная.

3. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Речь торопливая, стремительная, напористая.

4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обу­словленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним: логоневроз.

5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты. При анатомических дефектах артикуляционного аппарата нарушения носят органический характер, а при их отсутствии - функциональный.

6. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обу­словленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Де­фект обусловлен врожденными расщелинами неба, губы, отсутствием небно-глоточного смыкания. При ринолалии наблюдается искаженное произноше­ние всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обуслов­ленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

1)Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органическо­го поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

2)Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локаль­ными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуко­вой формы слова; наблюдаются аграмматизмы и искажение понимания про­читанного.

2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в сме­шениях или пропусках букв, искажениях звукослогового состава слова и структуры предложения.

В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.



6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития

ОТВЕТ

Олигофренопсихология-это отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Оценка интеллекта - это оценка, в первую очередь, мышления, а также и предпосылок интеллекта - объема знаний, памяти, умственной работоспособности, внимательности. Основные синдромы нарушенного интеллекта это слабоумие и малоумие.

Слабоумие (деменция) это вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскудение эмоциональной сферы и изменение поведения1. Малоумие (олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поражается патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (условно, в первые 3 года).

Выделяют следующие степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность.

Выделяют 3 основные группы олигофрении:

Первая группа: олигофрении эндогенной природы, вызванные поражением генеративных клеток родителей. Сюда относятся (одни из наиболее частых):

  • Болезнь Дауна - одна из самых распространенных форм (встречается у 0,1% новорожденных). Наблюдается наличие лишней хромосомы - 47-й хромосомы (трисомия по 21-й паре).

  • Истинная микроцефалия (малоголовость) - в основе недоразвитие головного мозга, в первую очередь его полушарий, особенно недоразвиты лобные доли (соответственно, внешне видно недоразвитие мозгового черепа). Чаще всего наблюдается идиотия.

  • Фенилпировиноградная олигофрения (фенилкетонурия; встречается у 1 на 10 тыс. новорожденных) относится к так называемой энзимопатической олигофрении. Основой заболевания является нарушение переработки фенилаланина в тирозин и образование избыточных количеств полупродуктов его распада.