ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
Северо-Западный филиал
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ПРОЕКТ
по дисциплине «Русский язык в деловой документации»
ЮРИДИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
Выполнил: студент 2 курса группы
210/11 специальности «Право и судебное администрирование» Мусаев Гаджи Шамильевич
Научный руководитель: канд. филолог. наук доц. Корсакова Л.Е.
Санкт-Петербург
2022
Введение
Современное законодательство и система образования России предусматривает возможность получения образования на платной основе, которое регулируется Федеральным законом об образовании, гражданским кодексом РФ, а также правилами оказания платных образовательный услуг.
Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса, а также ситуации, когда договор об образовании имеет ошибки в самом договоре. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения или подписывать договор. Такой конфликт может быть разрешен с организацией с кем подписывается договор или в судебном порядке.
Целью исследования является изучение договора об образовании с юридического и лингвистического аспектов.
В связи с этим в данной проектной работе можно выделить ряд задач:
-
Определить название, тип, вид и цель документа; -
Выделить структуру договора об образовании; -
Изучить документ с точки зрения лексических норм; -
Исследовать документ на соответствие морфологическим нормам; -
Разобрать договор об образовании относительно синтаксических норм.
-
Юридический аспект анализа
-
Название, тип и вид документа. Цель документа
-
Договор об образовании может быть заключен как с частными школами, колледжами и т.д., но проведем анализ документа об образовании с высшим учебным заведением.
Договор об образовании — это соглашение между высшим учебным заведением и студентом об установлении, изменении и прекращении педагогических правоотношений. Высшее учебное заведение выполняет работы и оказывает образовательные услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе договоров. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу вуза. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образование в государственных вузах, если они получают образование данного уровня впервые.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 54 Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
-
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями, законными представителями, несовершеннолетнего лица); -
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Договор между образовательным учреждением и обучающимся позволяет: а) демократизировать отношения в образовании; б) повысить качество образования; в) более полно обеспечить право на образование; г) создать условия для защиты права на образование; д) повысить контроль обучающихся.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
-
Структура документа
Договор оказания образовательных услуг считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия, которые названы в законе в качестве таковых, а также все те условия, по которым между сторонами было достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из п. 13 Правил, чтобы договор об оказании платных образовательных услуг считался заключенным, он должен отвечать определенным требованиям:
1. Быть заключен в простой письменной форме.
2. Содержать все существенные условия такого договора, а именно:
а) полное и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика и/или законного представителя обучающегося;
г) место нахождения или место жительства заказчика и/или законного представителя обучающегося;
д) фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полную стоимость образовательных услуг, порядок оплаты. Необходимо иметь ввиду, что корректировка стоимости договора возможна только путем заключения между сторонами дополнительного соглашения в той же форме, что и сам договор (письмо Минобрнауки России от 06.02.2019 № МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг»);
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
л) форму обучения;
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
-
Лингвистический аспект анализа
-
Лексические нормы
-
Специальная отраслевая терминологическая лексика
-
-
Анализ договора об образовании позволил выделить ряд таких терминов:
Договор - В гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, разновидность сделки. гражданское правоотношение, возникшее из д., и документ, в котором изложено содержание д., заключенного в письменной форме.
Нормативный правовой акт - Письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. в РФ и ее субъектах н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др.
Услуги - По определению РФЗ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 7 июля 1995 г. предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Физическое или психическое принуждение - По ст. 40 УК РФ одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие этого лицо не могло руководить своими действиями. Вопрос об уголовной ответственности при наличии психического принуждения, а также физического, но когда лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений ст. 39 УК РФ (крайняя необходимость).
-
Литературное редактирование текста документа
Данный документ, имеющий юридическое значение, договор об образовании должен быть чётким и грамотным. Тем не менее, часто могут встретиться ошибки в документах.
Знание композиционных особенностей документа, не гарантирует грамотного создание договора того или иного вида. Как было указано выше, важным моментом является и применение устойчивых единиц языка. Под данными речевыми блоками подразумевается использование клише, штампов и документных формул.
Термин «клише» имеет ряд синонимов: стереотип, шаблон . На практике используются два вида документных клише: инициальные клише (информируем Вас о том, что…; обращаем Ваше внимание; просим Вас) и клише, которое относится к нашему договору неинициального или распределенного вида (оплата должна поступить на счет и т. п.).
Следующая группа нетерминологических единиц представлена речевыми штампами. Выражения типа «принять меры», «контроль исполнения возложить на…» и др.; составляют первую группу штампов — глагольные. Субстантивные речевые штампы имеют следующий вид: «организация мероприятия», «создание условий» и пр. Последнюю группу составляют наречные и союзные речевые штампы: «согласно распоряжению», «по мере поступления», «в соответствии с указом», «несмотря на…», и т. д.
Глагольные речевые штампы в большей степени характерны в части, описывающей обязанности сторон: «исполнять распоряжения», «осуществлять контроль знаний», обеспечить необходимые условия», «обеспечить соблюдение требований», «осуществлять еженедельную проверку», «соблюдать пропускной режим», «предоставлять сведения», «вносить денежные средства», «соблюдать дисциплину», «проходить аттестацию», «пользоваться льготами», и т. п.
В предложении Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон допущена лексическая ошибка, вызванная нарушением сочетаемости. Договор не может быть прекращен, он может быть заключен или расторгнут, а прекращаются договорные отношения.
-
Морфологические нормы
Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.
Текст договора стандартизируется, приводится в строгий унифицированный вид. Стандартизация морфологических конструкций договора об образовании как юридических документов состоит в именном характере речи, т.е. употреблении отглагольных существительных, и в высокой частотности отыменных предлогов и предложных сочетаний.
Отыменные предлоги особенно часто встречаются, когда договор об образовании ссылается на нормы Устава академии или законодательства: «В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», «На основании Устава академии (утв. приказом Минсельхоза России от 16.11.2015 г. № 127-у)» и т.д.
-
Синтаксические нормы
Синтаксис деловой речи имеет свои существенные особенности, отличающие его от синтаксиса разговорной речи. Это определяется, прежде всего, наличием в языке документа набора готовых синтаксических конструкций для выражения стандартных действий и обстоятельств.
Основной синтаксической ошибкой, которую можно обнаружить в документе или деловой бумаге, является проникновение в деловую речь элементов, моделей и конструкций из разговорной речи.
При подготовке документа часто приходится сталкиваться с вопросом синтаксического управления — выбором надлежащей формы и нужного предлога. Составители служебных документов нередко допускают неправильное употребление падежа. Наиболее распространенной является ошибка в употреблении существительного в родительном падеже вместо других падежей. Например, слово руководство требует после себя не родительного, а творительного падежа: «Руководство сельскохозяйственной академии», а нужно «Руководство сельскохозяйственной академией»
Для деловой письменной речи характерно употребление деепричастных оборотов, которые делают эту речь более компактной. Деепричастный