Файл: Научный канд филолог наук доц. Корсакова Л. Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный университет правосудия»

Северо-Западный филиал
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


ПРОЕКТ

по дисциплине «Русский язык в деловой документации»
ЮРИДИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Выполнил: студент 2 курса группы

210/11 специальности «Право и судебное администрирование» Мусаев Гаджи Шамильевич

Научный руководитель: канд. филолог. наук доц. Корсакова Л.Е.

Санкт-Петербург

2022

Введение

Современное законодательство и система образования России предусматривает возможность получения образования на платной основе, которое регулируется Федеральным законом об образовании, гражданским кодексом РФ, а также правилами оказания платных образовательный услуг.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса, а также ситуации, когда договор об образовании имеет ошибки в самом договоре. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения или подписывать договор. Такой конфликт может быть разрешен с организацией с кем подписывается договор или в судебном порядке.

Целью исследования является изучение договора об образовании с юридического и лингвистического аспектов.

В связи с этим в данной проектной работе можно выделить ряд задач:

  1. Определить название, тип, вид и цель документа;

  2. Выделить структуру договора об образовании;

  3. Изучить документ с точки зрения лексических норм;

  4. Исследовать документ на соответствие морфологическим нормам;

  5. Разобрать договор об образовании относительно синтаксических норм.

  1. Юридический аспект анализа

    1. Название, тип и вид документа. Цель документа



Договор об образовании может быть заключен как с частными школами, колледжами и т.д., но проведем анализ документа об образовании с высшим учебным заведением.

Договор об образовании — это соглашение между высшим учебным заведением и студентом об установлении, изменении и прекращении педагогических правоотношений. Высшее учебное заведение выполняет работы и оказывает образовательные услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе договоров. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу вуза. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образование в государственных вузах, если они получают образование данного уровня впервые.


Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 54 Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

  1. организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями, законными представителями, несовершеннолетнего лица);

  2. организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор между образовательным учреждением и обучающимся позволяет: а) демократизировать отношения в образовании; б) повысить качество образования; в) более полно обеспечить право на образование; г) создать условия для защиты права на образование; д) повысить контроль обучающихся.

В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

    1. Структура документа


Договор оказания образовательных услуг считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия, которые названы в законе в качестве таковых, а также все те условия, по которым между сторонами было достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из п. 13 Правил, чтобы договор об оказании платных образовательных услуг считался заключенным, он должен отвечать определенным требованиям:

1. Быть заключен в простой письменной форме.

2. Содержать все существенные условия такого договора, а именно:

а) полное и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;



б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика и/или законного представителя обучающегося;

г) место нахождения или место жительства заказчика и/или законного представителя обучающегося;

д) фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полную стоимость образовательных услуг, порядок оплаты. Необходимо иметь ввиду, что корректировка стоимости договора возможна только путем заключения между сторонами дополнительного соглашения в той же форме, что и сам договор (письмо Минобрнауки России от 06.02.2019 № МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг»);

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форму обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

  1. Лингвистический аспект анализа

    1. Лексические нормы

      1. Специальная отраслевая терминологическая лексика



Анализ договора об образовании позволил выделить ряд таких терминов:

Договор - В гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, разновидность сделки. гражданское правоотношение, возникшее из д., и документ, в котором изложено содержание д., заключенного в письменной форме.

Нормативный правовой акт - Письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. в РФ и ее субъектах н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др.


Услуги - По определению РФЗ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 7 июля 1995 г. предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Физическое или психическое принуждение - По ст. 40 УК РФ одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие этого лицо не могло руководить своими действиями. Вопрос об уголовной ответственности при наличии психического принуждения, а также физического, но когда лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений ст. 39 УК РФ (крайняя необходимость).

      1. Литературное редактирование текста документа



Данный документ, имеющий юридическое значение, договор об образовании должен быть чётким и грамотным. Тем не менее, часто могут встретиться ошибки в документах.

Знание композиционных особенностей документа, не гарантирует грамотного создание договора того или иного вида. Как было указано выше, важным моментом является и применение устойчивых единиц языка. Под данными речевыми блоками подразумевается использование клише, штампов и документных формул.

Термин «клише» имеет ряд синонимов: стереотип, шаблон . На практике используются два вида документных клише: инициальные клише (информируем Вас о том, что…; обращаем Ваше внимание; просим Вас) и клише, которое относится к нашему договору неинициального или распределенного вида (оплата должна поступить на счет и т. п.).

Следующая группа нетерминологических единиц представлена речевыми штампами. Выражения типа «принять меры», «контроль исполнения возложить на…» и др.; составляют первую группу штампов — глагольные. Субстантивные речевые штампы имеют следующий вид: «организация мероприятия», «создание условий» и пр. Последнюю группу составляют наречные и союзные речевые штампы: «согласно распоряжению», «по мере поступления», «в соответствии с указом», «несмотря на…», и т. д.

Глагольные речевые штампы в большей степени характерны в части, описывающей обязанности сторон: «исполнять распоряжения», «осуществлять контроль знаний», обеспечить необходимые условия», «обеспечить соблюдение требований», «осуществлять еженедельную проверку», «соблюдать пропускной режим», «предоставлять сведения», «вносить денежные средства», «соблюдать дисциплину», «проходить аттестацию», «пользоваться льготами», и т. п.


В предложении Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оста­ваться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон допущена лексическая ошибка, вызванная нарушением сочетаемости. Договор не может быть прекращен, он может быть заключен или рас­торгнут, а прекращаются договорные отношения.

    1. Морфологические нормы



Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

Текст договора стандартизируется, приводится в строгий унифицированный вид. Стандартизация морфологических конструкций договора об образовании как юридических документов состоит в именном характере речи, т.е. употреблении отглагольных существительных, и в высокой частотности отыменных предлогов и предложных сочетаний.

Отыменные предлоги особенно часто встречаются, когда договор об образовании ссылается на нормы Устава академии или законодательства: «В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», «На основании Устава академии (утв. приказом Минсельхоза России от 16.11.2015 г. № 127-у)» и т.д.
    1. Синтаксические нормы


Синтаксис деловой речи имеет свои существенные особенности, отличающие его от синтаксиса разговорной речи. Это определяется, прежде всего, наличием в языке документа набора готовых синтаксических конструкций для выражения стандартных действий и обстоятельств.

Основной синтаксической ошибкой, которую можно обнаружить в документе или деловой бумаге, является проникновение в деловую речь элементов, моделей и конструкций из разговорной речи.

При подготовке документа часто приходится сталкиваться с вопросом синтаксического управления — выбором надлежащей формы и нужного предлога. Составители служебных документов нередко допускают неправильное употребление падежа. Наиболее распространенной является ошибка в употреблении существительного в родительном падеже вместо других падежей. Например, слово руководство требует после себя не родительного, а творительного падежа: «Руководство сельскохозяйственной академии», а нужно «Руководство сельскохозяйственной академией»

Для деловой письменной речи характерно употребление деепричастных оборотов, которые делают эту речь более компактной. Деепричастный