Файл: Учебник радиометриста флота учебник для школ и учебных отрядов ВМФ..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Измеренная дальность в такой схеме может вводиться в си стему передачи данных в виде следящих импульсов, т. е. вре менного интервала, характеризуемого временем задержки/2, ли бо в виде напряжения, снимаемого с выхода интегрирующего усилителя.
ипер |
Т п РЛС |
ь
Рис. 296. Графики напряжений в блоках АСД для случая удаления цели
Электронные схемы АСД проще, меньше по весу и габари там, чем электромеханические. Они малоинерционны, благода ря чему способны сопровождать цель при более высоких ско ростях и ускорениях, а также точнее вырабатывать данные о ее скорости. Абсолютная-ошибка сопровождения электронных схем часто не превышает 10—15 м.
314
§ 5. Автоматическое сопровождение целей по направлению
Автоматическое сопровождение целей по направлению (АСН)— это процесс непрерывного измерения угловых коорди нат выбранной цели. Практически он сводится к непрерывному совмещению направления оси антенны с направлением на цель.
Системы АСН делятся на одноканальные и двухканальные. В одноканальных системах сигнал ошибки, возникающий при несовпадении электрической или геометрической оси антенной системы с направлением на цель, усиливается и детектируется в общих для канала пеленга и угла места каскадах и лишь за тем преобразуется в два напряжения, каждое из которых харак теризует ошибку сопровождения цели в одной из плоскостей и подается па соответствующий (пеленговый или угломестный) канал.
В двухканальных системах АСН пеленговый и угломестный каналы разделяются уже в антенно-фидерном устройстве, т. е. двухканальные системы АСН состоят из двух полностью незави симых каналов, каждый из которых обеспечивает автоматиче ское сопровождение по одной угловой координате.
По способу управления, т. е. по типу исполнительного устрой ства, системы АСН, подобно системам АСД, могут быть либо электромеханическими, либо электронными.
Блок-схема электромеханической схемы АСН представлена
на рис. 297, временная |
диаграмма ее работы— на рис. 298. |
|
Селекторный |
|
Система |
рмпульс^ р . |
- |
кед |
Фазовый Зе- |
УП Т |
Э М У |
Исполнитель- |
|
тектор |
Д |
Р> |
И |
ный двигатель |
Канал |
п ел ен га |
Ограничитель |
|
|
момента |
|
по В
Рис. 297. Блок-схема электромеханической схемы АСН
315
Взаимное расположение облучателя и отражателя антенны РЛС сопровождения таково, что при вращении одного из них ось диаграммы направленности антенны описывает в простран стве поверхность конуса (рис. 298, а). Если ширина диаграммы направленности 2<р больше угла 2а при вершине конуса, то лю бая цель, расположенная внутри конуса, облучается антенной. При отклонении цели от равносигнального направления Ох мак-
Рис. 298. Временные диаграммы на
|
пряжении в системе АСН |
||
симум |
диаграммы направленности |
антенны то приближается |
|
к цели, |
то удаляется от нее, |
вследствие чего импульсы отражен |
|
ных радиосигналов ис (рис. |
298, б) |
модулируются по амплитуде |
с частотой развертывания луча антенны (сканирования). Радио импульсы усиливаются и преобразуются в приемнике в видео импульсы, которые с выхода приемника поступают в схему АСН.
Схема АСН начинается с преобразователя сигнала ошибки, предназначенного для выделения и усиления сигнала ошибки. Состоит он из детектора и усилителя. В детекторе отраженные
316
импульсы ис преобразуются в напряжение ис , близкое по
форме к огибающей радиоимпульсов (рис. 298, в). Это напря жение усиливается и с выхода усилителя подается на фазовые детекторы двух одинаковых и независимых каналов: пеленга и угла места. Одноименные блоки обоих каналов одинаковы как по выполняемым ими функциям, так и по принципиальным схе мам. Каждый канал управляет антенной в соответствующей плоскости независимо от другого канала.
На эти же фазовые детекторы подаются синусоидальные опорные напряжения, вырабатываемые генератором опорных напряжений (ГОН).
ГОН смонтирован на одном валу с двигателем вращения облучателя антенны и вырабатывает два опорных напряжения синусоидальной формы, сдвинутых между собой по фазе на 90°. Их частота равна частоте конического развертывания Qa, а фаза жестко связана с положением луча антенны в пространстве.
Одно из этих |
напряжений |
(рис. 298, |
а) является |
опорным |
напряжением |
канала пеленга, |
другое к0, |
(рис. 298, д) |
— опор |
ным напряжением канала угла места. Отличаются они друг от друга тем, что первое совпадает по фазе с сигналом ошибки, когда цель отклоняется только по пеленгу, а второе — только по углу места. В результате совместного детектирования напря
жений |
ис и и0р(и0.) на нагрузке фазового детектора выде |
ляется |
постоянное напряжение (м р, п ) (рис. 298, е и ж), |
пропорциональное угловому Смещению цели в соответствующей
плоскости. Напряжение, снимаемое с выхода фазового |
детек |
|||
тора, называется управляющим, |
так как в зависимости |
от его |
||
величины и знака антенна поворачивается |
на |
определенный |
||
угол в ту или иную сторону. |
пеленгу |
и |
по углу ме |
|
Управляющие напряжения по |
ста цу„ снятые с фазовых детекторов, усиливаются в усилите лях постоянного .тока и электромашинных усилителях, а затем следуют в исполнительные электродвигатели. Последние изме няют положение антенны так, чтобы цель находилась на равносигнальном направлении и сигнал ошибки стал равным нулю.
Кроме рассмотренных блоков в системах АСН обычно име ются стабилизирующие устройства, обеспечивающие плавность перемещения оси антенны в- процессе сопровождения цели. Их действие основано на использовании отрицательной обратной связи. В рассматриваемой схеме роль стабилизирующих уст ройств выполняют два каскада — ограничитель моментов и демпфер.
Ограничитель моментов устраняет сильные рывки антенны и предохраняет цепи приводного двигателя от перегрузок при больших амплитудах сигнала ошибки (например, в момент пере хода станции из режима поиска в режим сопровождения). В ог раничителе моментов используется отрицательная обратная
317
связь между приводным двигателем и усилителем постоянного тока, причем напряжение обратной связи подается на усилитель лишь в тех случаях, когда ток в якоре двигателя превышает допустимую величину. Благодаря этому отрицательная обрат ная связь не снижает чувствительности системы АСЫ.
Демпфер устраняет колебания антенны. Причина возникно вения колебаний— инерционность механической части антен ной системы. Приводной двигатель, стремящийся повернуть ан тенну в положение точного пеленга, при котором сигнал ошибки равен нулю, не может мгновенно остановить антенну, и она по инерции проскакивает это положение. По другую сторону поло жения точного пеленга сигнал ошибки меняет знак, вследствие чего антенна начинает двигаться в обратном направлении, вновь проскакивает нулевое положение и т. д.
Для устранения подобных колебаний антенной системы также используется отрицательная обратная связь.
Напряжением обратной связи, подаваемым на усилитель постоянного тока для подавления колебаний, является перемен ное напряжение, индуктируемое при колебаниях антенны в якоре приводного двигателя. Благодаря такой связи колебания ан тенны быстро затухают.
Роль устройств для устранения колебаний антенны подобна роли успокоителя (демпфера), устраняющего колебания стрелки в любом стрелочном измерительном приборе. Поэтому и устрой ство для устранения колебаний антенны получило название демпфирующего устройства, или демпфера. Автоматическое сопровождение цели осуществимо лишь при подаче на систему АСН импульса, отраженного от одной цели. Однако в пределах луча антенны помимо выбранной цели могут оказаться и дру гие. В этом случае за период повторения импульсов в приемник поступает несколько отраженных сигналов, система АСН выра батывает ложный сигнал ошибки и автоматическое сопровожде ние заданной цели становится невозможным.
Для нормальной работы системы АСН необходимо осуществ лять временную селекцию отраженных от целей импульсов. В рассматриваемой системе АСН временная селекция цели осу ществляется селекторными импульсами, поступающими с си стемы автосопровождения по дальности (системы АСД). Эти импульсы отпирают канал автосопровождения приемника, кото рый постоянно заперт, на время своего действия. Поэтому в этом канале усиливаются только те отраженные сигналы, время за паздывания которых относительно прямого импульса равно времени задержки селекторного импульса.
Для непрерывной временной селекции при перемещении цели необходимо согласовывать момент генерирования селекторного импульса, т. е. время задержки, с дальностью цели, т. е. време нем запаздывания отраженного сигнала. Следовательно, си стема АСН в процессе работы связана с системой АСД.
318
§ 6. Моноимпульсный метод автоматического измерения угловых координат
По мере увеличения скорости и дальности сопровождаемых целей повышаются требования к точности систем АСН. Точ ность метода конического сканирования ограничивается влия нием амплитудных и фазовых флуктуаций отраженного сигнала. Флуктуационные ошибки почти полностью исключаются в мононмпульсном методе АСН, основанном на сравнении сигналов, принятых одновременно по двум и более диаграммам направ ленности. Моиопмпульсным этот метод называется потому, что достаточно одного импульса, принятого в момент сравнения, чтобы определить направление на цель.
Моноимпульсный метод усложняет схему РЛС: для одновре менного сравнения сигналов по двум и более диаграммам нап равленности необходим приемник с числом независимых кана лов, равным числу используемых диаграмм. Антенная система, очевидно, тоже должна быть рассчитана на получение такого же количества диаграмм.
Взависимости от того, как производится пеленгация — сравнение амплитуд или фаз принятых сигналов, различают амплитудные и фазовые моноимпульсные системы АСН.
Вамплитудных моноимпульсных системах АСН для получе ния сигнала ошибки, характеризующего отклонения цели от равносигнального направления, используется разность ампли туд отраженных сигналов, одновременно принятых на две раз несенные антенны.
Вфазовых моноимпульсных системах АСН автоматическое определение каждой угловой координаты осуществляется путем непрерывного сравнения начальных фаз отраженных сигналов, принятых двумя разнесенными антеннами. При этом равносиг нальное направление, совпадающее с осью симметрии антенной системы, одновременно является и направлением равных на-, чальных 'фаз отраженных сигналов. При отклонении цели от равносигнального направления возникает разность фаз этих сигналов Дю, которая преобразуется в измерительном устройстве
системы — фазовом дискриминаторе — в напряжение |
рассог |
||
ласования (сигнал ошибки). |
Сигнал ошибки после усиления и |
||
преобразования управляет |
приводным |
двигателем |
антенны, |
который поворачивает последнюю так, |
чтобы равносигнальное |
направление антенной системы РЛС непрерывно совмещалось с направлением на цель.
При фазометрическом методе возможно осуществление авто матического сопровождения по направлению и без поворота ан тенной системы, т. е. при неподвижных антеннах, поскольку пеленгование цели фазовыми методами допускает использова ние антенных систем, не обладающих направленным действием. Поэтому для приведения фазовых систем АСН в согласованное
319