Файл: Учебник радиометриста флота учебник для школ и учебных отрядов ВМФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Измеренная дальность в такой схеме может вводиться в си­ стему передачи данных в виде следящих импульсов, т. е. вре­ менного интервала, характеризуемого временем задержки/2, ли­ бо в виде напряжения, снимаемого с выхода интегрирующего усилителя.

ипер

Т п РЛС

ь

Рис. 296. Графики напряжений в блоках АСД для случая удаления цели

Электронные схемы АСД проще, меньше по весу и габари­ там, чем электромеханические. Они малоинерционны, благода­ ря чему способны сопровождать цель при более высоких ско­ ростях и ускорениях, а также точнее вырабатывать данные о ее скорости. Абсолютная-ошибка сопровождения электронных схем часто не превышает 10—15 м.

314

§ 5. Автоматическое сопровождение целей по направлению

Автоматическое сопровождение целей по направлению (АСН)— это процесс непрерывного измерения угловых коорди­ нат выбранной цели. Практически он сводится к непрерывному совмещению направления оси антенны с направлением на цель.

Системы АСН делятся на одноканальные и двухканальные. В одноканальных системах сигнал ошибки, возникающий при несовпадении электрической или геометрической оси антенной системы с направлением на цель, усиливается и детектируется в общих для канала пеленга и угла места каскадах и лишь за­ тем преобразуется в два напряжения, каждое из которых харак­ теризует ошибку сопровождения цели в одной из плоскостей и подается па соответствующий (пеленговый или угломестный) канал.

В двухканальных системах АСН пеленговый и угломестный каналы разделяются уже в антенно-фидерном устройстве, т. е. двухканальные системы АСН состоят из двух полностью незави­ симых каналов, каждый из которых обеспечивает автоматиче­ ское сопровождение по одной угловой координате.

По способу управления, т. е. по типу исполнительного устрой­ ства, системы АСН, подобно системам АСД, могут быть либо электромеханическими, либо электронными.

Блок-схема электромеханической схемы АСН представлена

на рис. 297, временная

диаграмма ее работы— на рис. 298.

Селекторный

 

Система

рмпульс^ р .

-

кед

Фазовый Зе-

УП Т

Э М У

Исполнитель-

тектор

Д

Р>

И

ный двигатель

Канал

п ел ен га

Ограничитель

 

момента

 

по В

Рис. 297. Блок-схема электромеханической схемы АСН

315


Взаимное расположение облучателя и отражателя антенны РЛС сопровождения таково, что при вращении одного из них ось диаграммы направленности антенны описывает в простран­ стве поверхность конуса (рис. 298, а). Если ширина диаграммы направленности 2<р больше угла при вершине конуса, то лю­ бая цель, расположенная внутри конуса, облучается антенной. При отклонении цели от равносигнального направления Ох мак-

Рис. 298. Временные диаграммы на­

 

пряжении в системе АСН

симум

диаграммы направленности

антенны то приближается

к цели,

то удаляется от нее,

вследствие чего импульсы отражен­

ных радиосигналов ис (рис.

298, б)

модулируются по амплитуде

с частотой развертывания луча антенны (сканирования). Радио­ импульсы усиливаются и преобразуются в приемнике в видео­ импульсы, которые с выхода приемника поступают в схему АСН.

Схема АСН начинается с преобразователя сигнала ошибки, предназначенного для выделения и усиления сигнала ошибки. Состоит он из детектора и усилителя. В детекторе отраженные

316

импульсы ис преобразуются в напряжение ис , близкое по

форме к огибающей радиоимпульсов (рис. 298, в). Это напря­ жение усиливается и с выхода усилителя подается на фазовые детекторы двух одинаковых и независимых каналов: пеленга и угла места. Одноименные блоки обоих каналов одинаковы как по выполняемым ими функциям, так и по принципиальным схе­ мам. Каждый канал управляет антенной в соответствующей плоскости независимо от другого канала.

На эти же фазовые детекторы подаются синусоидальные опорные напряжения, вырабатываемые генератором опорных напряжений (ГОН).

ГОН смонтирован на одном валу с двигателем вращения облучателя антенны и вырабатывает два опорных напряжения синусоидальной формы, сдвинутых между собой по фазе на 90°. Их частота равна частоте конического развертывания Qa, а фаза жестко связана с положением луча антенны в пространстве.

Одно из этих

напряжений

(рис. 298,

а) является

опорным

напряжением

канала пеленга,

другое к0,

(рис. 298, д)

— опор­

ным напряжением канала угла места. Отличаются они друг от друга тем, что первое совпадает по фазе с сигналом ошибки, когда цель отклоняется только по пеленгу, а второе — только по углу места. В результате совместного детектирования напря­

жений

ис и и0р(и0.) на нагрузке фазового детектора выде­

ляется

постоянное напряжение (м р, п ) (рис. 298, е и ж),

пропорциональное угловому Смещению цели в соответствующей

плоскости. Напряжение, снимаемое с выхода фазового

детек­

тора, называется управляющим,

так как в зависимости

от его

величины и знака антенна поворачивается

на

определенный

угол в ту или иную сторону.

пеленгу

и

по углу ме­

Управляющие напряжения по

ста цу„ снятые с фазовых детекторов, усиливаются в усилите­ лях постоянного .тока и электромашинных усилителях, а затем следуют в исполнительные электродвигатели. Последние изме­ няют положение антенны так, чтобы цель находилась на равносигнальном направлении и сигнал ошибки стал равным нулю.

Кроме рассмотренных блоков в системах АСН обычно име­ ются стабилизирующие устройства, обеспечивающие плавность перемещения оси антенны в- процессе сопровождения цели. Их действие основано на использовании отрицательной обратной связи. В рассматриваемой схеме роль стабилизирующих уст­ ройств выполняют два каскада — ограничитель моментов и демпфер.

Ограничитель моментов устраняет сильные рывки антенны и предохраняет цепи приводного двигателя от перегрузок при больших амплитудах сигнала ошибки (например, в момент пере­ хода станции из режима поиска в режим сопровождения). В ог­ раничителе моментов используется отрицательная обратная

317


связь между приводным двигателем и усилителем постоянного тока, причем напряжение обратной связи подается на усилитель лишь в тех случаях, когда ток в якоре двигателя превышает допустимую величину. Благодаря этому отрицательная обрат­ ная связь не снижает чувствительности системы АСЫ.

Демпфер устраняет колебания антенны. Причина возникно­ вения колебаний— инерционность механической части антен­ ной системы. Приводной двигатель, стремящийся повернуть ан­ тенну в положение точного пеленга, при котором сигнал ошибки равен нулю, не может мгновенно остановить антенну, и она по инерции проскакивает это положение. По другую сторону поло­ жения точного пеленга сигнал ошибки меняет знак, вследствие чего антенна начинает двигаться в обратном направлении, вновь проскакивает нулевое положение и т. д.

Для устранения подобных колебаний антенной системы также используется отрицательная обратная связь.

Напряжением обратной связи, подаваемым на усилитель постоянного тока для подавления колебаний, является перемен­ ное напряжение, индуктируемое при колебаниях антенны в якоре приводного двигателя. Благодаря такой связи колебания ан­ тенны быстро затухают.

Роль устройств для устранения колебаний антенны подобна роли успокоителя (демпфера), устраняющего колебания стрелки в любом стрелочном измерительном приборе. Поэтому и устрой­ ство для устранения колебаний антенны получило название демпфирующего устройства, или демпфера. Автоматическое сопровождение цели осуществимо лишь при подаче на систему АСН импульса, отраженного от одной цели. Однако в пределах луча антенны помимо выбранной цели могут оказаться и дру­ гие. В этом случае за период повторения импульсов в приемник поступает несколько отраженных сигналов, система АСН выра­ батывает ложный сигнал ошибки и автоматическое сопровожде­ ние заданной цели становится невозможным.

Для нормальной работы системы АСН необходимо осуществ­ лять временную селекцию отраженных от целей импульсов. В рассматриваемой системе АСН временная селекция цели осу­ ществляется селекторными импульсами, поступающими с си­ стемы автосопровождения по дальности (системы АСД). Эти импульсы отпирают канал автосопровождения приемника, кото­ рый постоянно заперт, на время своего действия. Поэтому в этом канале усиливаются только те отраженные сигналы, время за­ паздывания которых относительно прямого импульса равно времени задержки селекторного импульса.

Для непрерывной временной селекции при перемещении цели необходимо согласовывать момент генерирования селекторного импульса, т. е. время задержки, с дальностью цели, т. е. време­ нем запаздывания отраженного сигнала. Следовательно, си­ стема АСН в процессе работы связана с системой АСД.

318


§ 6. Моноимпульсный метод автоматического измерения угловых координат

По мере увеличения скорости и дальности сопровождаемых целей повышаются требования к точности систем АСН. Точ­ ность метода конического сканирования ограничивается влия­ нием амплитудных и фазовых флуктуаций отраженного сигнала. Флуктуационные ошибки почти полностью исключаются в мононмпульсном методе АСН, основанном на сравнении сигналов, принятых одновременно по двум и более диаграммам направ­ ленности. Моиопмпульсным этот метод называется потому, что достаточно одного импульса, принятого в момент сравнения, чтобы определить направление на цель.

Моноимпульсный метод усложняет схему РЛС: для одновре­ менного сравнения сигналов по двум и более диаграммам нап­ равленности необходим приемник с числом независимых кана­ лов, равным числу используемых диаграмм. Антенная система, очевидно, тоже должна быть рассчитана на получение такого же количества диаграмм.

Взависимости от того, как производится пеленгация — сравнение амплитуд или фаз принятых сигналов, различают амплитудные и фазовые моноимпульсные системы АСН.

Вамплитудных моноимпульсных системах АСН для получе­ ния сигнала ошибки, характеризующего отклонения цели от равносигнального направления, используется разность ампли­ туд отраженных сигналов, одновременно принятых на две раз­ несенные антенны.

Вфазовых моноимпульсных системах АСН автоматическое определение каждой угловой координаты осуществляется путем непрерывного сравнения начальных фаз отраженных сигналов, принятых двумя разнесенными антеннами. При этом равносиг­ нальное направление, совпадающее с осью симметрии антенной системы, одновременно является и направлением равных на-, чальных 'фаз отраженных сигналов. При отклонении цели от равносигнального направления возникает разность фаз этих сигналов Дю, которая преобразуется в измерительном устройстве

системы — фазовом дискриминаторе — в напряжение

рассог­

ласования (сигнал ошибки).

Сигнал ошибки после усиления и

преобразования управляет

приводным

двигателем

антенны,

который поворачивает последнюю так,

чтобы равносигнальное

направление антенной системы РЛС непрерывно совмещалось с направлением на цель.

При фазометрическом методе возможно осуществление авто­ матического сопровождения по направлению и без поворота ан­ тенной системы, т. е. при неподвижных антеннах, поскольку пеленгование цели фазовыми методами допускает использова­ ние антенных систем, не обладающих направленным действием. Поэтому для приведения фазовых систем АСН в согласованное

319