Файл: Вопросы по теории государства и права и конституционному праву.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уголовная юридическая ответственность – это возникшее из преступления правовое отношение между управомоченным органом государственной власти в лице его руководителя и преступником (физическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное преступление, за нарушение требований, которые содержатся в нормах уголовного законодательства.
Конституционно-правовая ответственность – это применение к лицу (органу), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.
Международная юридическая ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства.
Правовые основания, исключающие юридическую ответственность:
1) необходимая оборона;
2) крайняя необходимость;
3) невменяемость;
4) отсутствие общественной опасности, малозначительность;
5) задержание лица, совершившего преступление;
6) обоснованный риск;
7) выполнение приказа;
8) физическое или психическое принуждение;
9) казус (случай).
21. Законность и правопорядок: понятие, структура и гарантии.
Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Принципы:
1. Единство (понимание и применение НПА должно быть одинаковым на всей территории страны);
2. Верховенство конституции и закона (имеют высшую юридическую силу);
3. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина (проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.)
4. Связь законность с культурой (уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства);
5. Связь законности с целесообразностью (проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности);
6. Принцип презумпции невиновности.
Правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.
Гарантии - это средства и условия
, обеспечивающие соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Виды гарантий:
1. социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
2. политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
3. организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, — прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
4. общественные (это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
5. идеологические (это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
6. специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К ним, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности, институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний итп).
22. Гражданское общество: понятие, структура, проблемы формирования в современной России.
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от гос-ва, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического и морального статуса, создающих совместно с гос-вом развитые правовые отношения. Это процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все стороны жизни, также, как и процессы достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, политических, моральных и культурных ценностей.
Структура гражданского общества:
1. Экономические отношения и институты (собственность - частная и публичная, труд - экономически свободные товаропроизводители, предпринимательство).
2. Организация и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, религиозных общин и т.д.
3. Сфера воспитания, образования, науки, культуры.
4. Семья - первичная основа человеческого общежития.
5. Система средств массовой информации.
Проблемы формирования гражданского общества в современной России следующие:
- сложившаяся в стране корпоративно-бюрократическая государственность.
- игнорирование политической элитой страны реального человека как объекта, цели и конечного результата проводимых в стране реформ. Тяжесть реформ всегда и везде ложилась, прежде всего, на плечи широких народных масс.
- ставка в развитии бизнеса не на формирование реального "среднего класса", не на создание условий "равных возможностей", а на чиновничий протекционизм, порождающий язву коррупции;
- выборочный принцип подхода к борьбе с коррупцией. Видимость борьбы с коррупцией государство создает за счет своей борьбы, по преимуществу, только с низовой коррупцией, с людьми, которые живут фактически по вине государства за чертой бедности.
- дефицит нравственности у власти и общества и понимания политическим классом исторической ответственности перед страной.
- проблема гражданского общества рассматривается в отрыве от конкретных исторических условий конкретной страны;
- тема нередко рассматривается как-то однобоко: либо есть гражданское общество, либо его нет.
- прочное разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные.
- отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.
- низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.
- отсутствие полноценной социальной и экономической базы гражданского общества - правового оформления института частной собственности и введения политического плюрализма недостаточно
- радикальная трансформация прежней социальной структуры.
23. Основные правовые семьи современности.
В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы.
Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.
1. Англосаксонская правовая система.
Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.
Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.
2. Романо-германская (континентальная) правовая система.
В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.
3. Система мусульманского (религиозного) права.
Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.
4. Система традиционного (обычного) права.
Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.
24. Понятие и сущность конституции.
Конституция Российской Федерации: структура и функции.
Основы конституционного строя России.
Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.
Конституция устанавливает:
1) основные принципы устройства общества и государства;
2) наименования и полномочия органов государственной власти;
3) механизм осуществления государственной власти;
4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Ее характерные черты:
1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ;
2) учредительный характер конституционно-правовых норм;
3) расширенный предмет регулирования Конституции;
4) особые юридические свойства Конституции.
Ее юридические свойства:
1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
3) особая охрана конституционных норм;
4) прямое действие конституционных норм;
5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.
Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:
1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий