Файл: Тема Где мы живем. Контрасты мегаполиса. Занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субкультура (subculture) – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и являющейся ее прямым генетическим порождением. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре (М. Брейк, Р. Швендтер).

Данные социологического опроса показывают, что молодежные субкультуры в Казахстане находятся в процессе становления и есть основания предполагать, что с ростом благосостояния населения в будущем они привлекут к себе еще большее количество сторонников. Не случайно, на вопрос: «Каким из молодежных субкультур Вы более всего симпатизируете?» - большинство респондентов выбрали интеллектуальные и спортивно-экстремальные субкультуры, что позволяет рассматривать их как ценностно-мотивационный ресурс широкой социально-педагогической работы с молодежью, и прежде всего с неформальными молодежными объединениями.

Молодежная культура – зона самореализации и альтернативной социализации молодого поколения.

Духовная культура – область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи.

Молодежь – лицо и дух нашего будущего. Однако молодежь мало интересуется проблемами своего здоровья, здоровьем общества и среды обитания. Это во многом объясняет проблемы, возникающие в духовной жизни молодежи: бездуховность, деформация ценностей, разрушение моральных норм, агрессивность, антиобщественные и контркультурные проявления. Также проблемы с молодежью возникает в связи со стремлением различных сил манипулировать ее сознанием, использовать молодых людей в своих интересах.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Карьера сейчас для молодежи стоит на первом месте.

Экономическая независимость – признак современного человека. Многие начинают работать или готовить себя к будущей работе еще со школьной скамьи. Многие выбирают профессию «за компанию».


Исходя из всего этого, в социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

– возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

– признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

– стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

– желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Итак, современная молодежь – это новые люди с западным мышлением, существующие в наших реалиях. Это люди, в которых мышление индивидуализма конкурирует с духом коллективизма. Это люди, чьи ценности скорее похожи на инстинкты, чем на идеи.

Важнейшую роль в воспитании нравственных ценностей должны играть СМИ, особенно если учесть, что молодежь не существует без телевидения и интернета. В их силах прекратить пропаганду образа животного. Они способны приобщить молодежь к достижению мировой и отечественной культуры. До молодежи нужно донести идею о возможности улучшения жизни по всем характеристикам только при их активном участии.
Упражнение 1. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов, а также повторение слов, тавтологию, плеоназм, ошибки в создании градации. Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства – лодки и моторы к ним – должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. Имя этого города в 30-е годы не сходило с газетных полос. 11. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 12. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 13. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой. 14. Прежний наш любознательный и пытливый читатель куда-то исчез, пропал. Куда же он девался? Ответ элементарен: телевидение отбивает интерес к чтению.



Упражнение 2. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Занятие № 4

Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций.

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Понятие «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам. «Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков. Именно поэтому под поликультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием».


Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи. Особенность художественно-эстетического сознания в том, что оно нередко получает воплощение в практике художественного творчества, в игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и т.д. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.

Язык — это ключевое явление культуры, вероятно, главный механизм национального единения, инструмент возникновения и воспроизводства нации как социальной структуры. Язык – не просто средство общения. Это базовый элемент национального самосознания, стержень духовности народа, важнейший инструмент национального воспитания. И мы должны стремиться к развитию своей страны, своего языка. Мы должны развивать и восстанавливать в сердцах народа Казахстана то забытое и немногое, что оставили нам наши предки. Чтя духовно и реализуя культуру и традиции казахского народа, наша страна станет еще более сильной и независимой, так как экономический рост и процветание республики зависит от духовного состояния, сплоченности и единства народов Казахстана.
Упражнение 1.Вместо точек вставьте синонимы к выделенным словам. (Для справок используйте словари синонимов.)

Образец. Узнав об этом, я была не удивлена, я была ошеломлена!

1. «Ты действительно проделал большую работу», - «Не большую, а…». 2. Его голос звучал не просто громко, он звучал… 3. Журавлев не только способный ученик, он… 4. Это не просто хороший способ, а… 5. Если лет десять назад он был худощавый, то теперь он совсем… 6. Его стремление к обогащению теперь превратилось в… 7. Его раздражение переросло в… 8. Эти наговоры следует расценивать как… 9. Вид у него был не только печальный, а просто… 10. Иванов не просто честный работник, а он…

Упражнение 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.


2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Упражнение 3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Составьте с ними сложносочиненные предложения.

Холодн... туман, устал... лошадь, соснов... лес, больш... высота, темнеющ... долина, тесн... залив, густ... туман, зимн... свежесть.