ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие
функциональной
грамотности младших школьников в урочной
и внеурочной деятельности
Подготовила работу:
учитель начальных классов
Белоусова НатальяАлексеевна
2023г.
Слайд 2
ФГОС третьего поколения подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204).Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).
Главная же задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. Определяет четкие требования к предметным результатам по каждой дисциплине.
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность. Эта одна из важнейших задач современной школы
Слайд 3 Актуальность
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями.
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической шаблона образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности
Слайд 4 Ретроспектива понятия функциональной грамотности
Понятие функциональная грамотность сравнительно молодо: появилась оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО в 1957г. Позднее стала рассматриваться в более широком смысле: компьютерную, политическую, экономическую грамотность
Функциональная грамотность – уровень человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении
(Термин введен в обиход с 1957 года ЮНЕСКО)
В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилась ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. №413).
Слайд 5 Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и умений: познавательных и эмоциональных, и поведенческих. Они позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.
(иными словами Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Работе с текстом.
Слайд 6 Функциональная грамотность как базовое образование личности
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий. Естественно только на уроках невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной грамотности и внеурочную деятельность.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, и том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Слайд 7 Формирование функциональной грамотности
В эффективное внедрение ФГОС
-реализация педагогических практик развивающего обучения
- Создание учебных ситуаций (инициирующих учебную деятельность учащихся)
-приобретение опыта –разрешения проблем, позитивное поведение
-Учение в общении или учебное сотрудничество (задание на работу в парах или малых группах)
-поисковая активность
-оценочная самостоятельность
слайд 8 компоненты функциональной грамотности
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
слайд 9 основные направления формирования
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов:
Функциональная грамотность включает в себя:
математическая грамотность- 1.Формулировать математические ситуации; 2.Применять математические рассуждения, факты, методы и инструменты для получения решения; 3.Интерпретировать и оценивать полученное решение математической задачи
читательская грамотность ( «способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA)).
естественно-научную грамотность (1. готовность осваивать и использовать знания о природе; 2) понимание научных исследований; 3)интерпретация научной аргументации и выводов.
Глобальная грамотность (способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Включает заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития-управление поведением- открытость к новому – эмоциональное восприятие нового)
-
Финансовая грамотность, (сочетание осведомленности, знаний умений, отношений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и для достижения финансового благополучия) -
креативного и критическое мышление (способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Пример: предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть сильные и слабые стороны)
Слайд 10 Структура измерений материалов PISA ведущие компоненты
Ведущие компоненты по материалам PISA в 2021 году определяют математическое, креативное мышление, глобальная компетенция, в 2024г. ведущим компонентом станет естественно-научная грамотность
Слайд 11 Сущность ФГ
В современной школе сущностью ФГ становятся не сами знания, а четыре главные особенности.
- добывать новые знания;
- применять полученные знания на практике;
- оценивать свои знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию
Слайд 12 Формирование ФГ в образовательной организации
Урочная деятельность: Решение контекстных задач в рамкам уроков по всем предметам учебного плана
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Такие занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, творчество, новые открытия, удовольствие, и самовоспитание
Во внеурочное время ученики работают со специальными иллюстрированными индивидуальными рабочими тетрадями
Слайд 13 (фотографии)
Внеурочная деятельность по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. И в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.
Слайд 14 (фотографии)
Слайд 15
Слайд 16 (фотографии)
Слайд 17 Смысловое чтение (тренажер для школьников)
Такие тетради– это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.
Слайд 18 (фотографии) Предметная неделя
Следует назвать комбинированную форму внеурочной работы – Предметная неделя. В состав входят обычно конкурсы, выступления агитбригады, сообщения, викторины, инсценированние сказок. Предметная Неделя– это продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития живого интереса к предметам. Проведение недели – давняя традиция в нашей школе.
Слайд 19 Международные исследования
По международным исследованиям Функциональная грамотность проводится 1 раз в 3 года, Академическая грамотность в которую входит математическая, естественно-научная грамотность в начальной школе 1 раз в 4 года и читательская грамотность 1 раз в 5 лет
Слайд 20 Вывод Из выше сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.
Сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. А также обеспечивает личностное развитие, включая гражданское, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.