Файл: Самсонов, Д. Е. Основы расчета и конструирования магнетронов. (Настройка. Стабилизация. Вывод энергии. Холодные измерения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
|
В совокупности эти три условия предопределяют эф |
||||||||||||||
фективность |
автоколебательных |
р е ж и м о в |
амплитрона |
||||||||||||
и ультрона |
(мощность, |
к. п. д., |
диапазон |
электронной |
|||||||||||
настройки, |
стабильность, |
начальные |
и |
предельные |
|
токи |
|||||||||
и т. д . ), устанавливающихся в них при |
отсутствии |
внеш |
|||||||||||||
него сигнала во входном канале . Следует |
иметь в |
виду, |
|||||||||||||
что |
последние два условия вовсе |
не |
являются |
условия |
|||||||||||
ми |
с а м о в о з б у ж д е н и я |
колебаний |
в этих приборах, |
так |
|||||||||||
как, например, в амплитроне с идеальным |
согласовани |
||||||||||||||
ем |
и |
развязкой |
концов |
з а м е д л я ю щ е й |
|
системы |
в |
отсут |
|||||||
ствие |
внешнего |
сигнала и .при ограничении |
тока |
эмиссии |
|||||||||||
с катода |
.пространственным з а р я д о м , |
как |
и в |
к а р м а т р о - |
|||||||||||
не, |
может |
возбудиться |
и |
установиться |
р е ж и м |
|
автоколе |
||||||||
баний (когда сопротивление связи системы |
Z C B |
достаточ |
|||||||||||||
но |
велико) . О д н а к о этот |
режим |
является |
неустойчивым |
|||||||||||
и энергетически |
неоптимальным . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Формулируя эти условия, мы стремились лишь под |
||||||||||||||
черкнуть, что при нарушении второго условия режим |
ав |
||||||||||||||
токолебаний в амплитроне и ультроне становится |
неста |
||||||||||||||
бильным, а при нарушении третьего условия |
сужается |
||||||||||||||
диапазон |
электронной |
настройки. П о |
тем |
ж е |
соображе |
ниям не исключается возможность введения через вход ной канал внешнего синхронизирующего (подвозбужда - ющего) сигнала малой мощности и вспомогательного
(управляющего) |
электрода с |
|
независимо |
|
регулируемым |
||||||||
напряжением, |
который |
будет |
|
выполнять |
|
роль не |
фазо |
||||||
в р а щ а т е л я , |
а, |
скорее, |
электрода, позволяющего |
|
выби |
||||||||
рать и поддерживать оптимальным режим для |
облака |
||||||||||||
пространственного |
Заряда, в р а щ а ю щ е г о с я |
вокруг |
катода. |
||||||||||
Не в д а в а я с ь |
в |
подробное |
|
описание |
конструктивных |
||||||||
особенностей |
|
амплитроиов |
и |
ультропов, |
|
работающих |
|||||||
в автоколебательном режиме, у к а ж е м лишь на |
целесо |
||||||||||||
образность размещения у п р а в л я ю щ е г о электрода |
в |
|
мес |
||||||||||
те н а х о ж д е н и я |
так |
н а з ы в а е м о г о «холостого» |
резонатора |
||||||||||
(резонатора, |
р а з м ы к а ю щ е г о |
з а м е д л я ю щ у ю |
систему |
по |
|||||||||
электромагнитному п о л ю ) , и |
локальных |
|
неоднородно- |
||||||||||
стей вблизи входного и выходного концов |
з а м е д л я ю щ е й |
||||||||||||
системы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведем наиболее интересные результаты исследований амплит |
|||||||||||||
роиов в автогенераторпом режиме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
На рис. IV.21 приведены вольт-амперные характеристики |
одного |
||||||||||||
из экспериментальных макетов амплитрона 10-см диапазона |
с |
чис |
|||||||||||
лом элементов |
N=9, |
исследованного |
И. Н. Хлебниковым в |
режиме |
|||||||||
генерирования |
(а) |
|
и усиления (б) |
колебаний при |
следующих |
усло |
|||||||
виях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! 1-453 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J6) |
' |
1. |
В волноводные (входной и выходной) каналы |
и в «холостой» |
||||||
резонатор специально |
были введены локальные отражения. |
||||||||
|
2. |
Катод работал в режиме пространственного заряда. |
|||||||
|
3. |
В режиме |
генерирования колебаний |
входной |
сигнал снимал |
||||
ся |
( Р В х = 0 ) , а в |
режиме |
усиления |
на |
вход |
системы |
подавался сиг |
||
нал |
такой величины |
( Я в х |
= 2 кВт), |
при |
которой все |
автоколебатель |
|||
ные режимы (« = |
4,5; |
я = |
3,5; п = 3) |
подавлялись. |
|
10 I |
i |
i |
I |
|
|
|
|
О |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1а,А |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Рис. IV.21. Зоны генерирования и усиления колебаний в амплитроне, работающем в режиме ограничения тока эмиссии с катода простран
ственным зарядом |
(N = 9, |
В = 2300 Гс, '£/„ = 6,5 В): |
а — р е ж и м а в т о к о л е б а н и й , |
Рзх=0; |
б — р е ж и м у с и л е н и я , Рвх=2 к В т . |
На рис. IV.21,a сплошными линиями отмечены зоны сравнитель но устойчивого генерирования колебаний, пунктирными линиями — зоны неустойчивого генерирования колебаний, а пунктирными, пере ходящими в сплошные линии,—переходные колебательные состояния, не наблюдавшиеся в процессе эксперимента.
И. Н. Хлебниковым было установлено, что генерирование коле баний наблюдается на тех видах колебаний, для которых имеет место наихудшее согласование замедляющей системы «на проход». Генерирование же колебаний на рабочем виде (п — А) в отсутствие
внешнего сигнала не наблюдалось, несмотря на то что зона сущест вования этого вида колебаний по напряжению перекрывается зона-
162
Рис. |
IV.22. |
|
Характеристики |
||||||
амплитрона |
10-см |
диапазона, |
|||||||
испытанного |
в |
автогенератор |
|||||||
ном |
режиме |
при ограниченной |
|||||||
|
эмиссии с |
катода. |
|
||||||
£ = 2200 |
Гс; |
г и м п |
= 12,5 |
мкс ; |
/2=7; |
||||
|
|
|
|
Р „ = 0 . |
|
|
|
||
ми |
существования |
других ви |
|||||||
дов. |
Объясняется |
это хорошим |
|||||||
согласованием системы |
в поло |
||||||||
се |
существования |
|
рабочего |
||||||
вида. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все |
автоколебательные ре |
|||||||
жимы, |
наблюдавшиеся |
в |
дан |
||||||
ном |
амплитроне |
(/1 = 4,5; |
/г = 3,5; |
||||||
га = 3), |
являются |
неэффективны |
|||||||
ми; при малых величинах ра |
|||||||||
бочих токов выходная мощность |
|||||||||
мала, а стабильность |
колебаний |
||||||||
низкая; |
полный |
диапазон |
пере |
||||||
стройки частоты колебаний для |
|||||||||
каждого |
режима |
составляет |
|||||||
приблизительно |
1%. |
|
|
|
|||||
|
Совершенно |
иная |
картина |
||||||
наблюдалась М. А. Фурсаевым |
|||||||||
при |
исследовании |
амплитрона |
|||||||
10-см диапазона |
в автоколебательном режиме. Амплитрон имел сле |
дующие конструктивные параметры: N= 17; d a = 24,9 мм; й н =15,4мм; /г = 25,5 мм; 0=0,62; w/I0 =0,39.
На рис. IV.22 представлены диапазонные характеристики для одного из образцов амплитронов с такими конструктивными пара метрами. Образец испытывался в режиме ограничения анодного тока температурой катода и был рассогласован на рабочем виде колеба ний (п=7) . Из рисунка видно, что в данном амплитроне-автогенерато- ре имеет место практически линейная перестройка частоты напряже нием в диапазоне 5% при полезной мощности Римп«*400 кВт, причем
к. п. д. в |
оптимальной |
точке |
|
достигает |
68%. |
Характер |
кривых |
|||||||||
Рпии = Рчмл(иа) |
и / а |
= / а ( £ / а ) |
|
отчетливо |
|
указывает |
|
па |
наличие |
|||||||
в амплитроне-автогенераторе при указанном |
уровне мощности режи |
|||||||||||||||
ма |
ограничения |
анодного |
тока |
температурой |
катода: |
начиная от |
||||||||||
£ / а « 3 7 |
кВ и выше, анодный ток и |
мощность |
|
мало |
|
изменяются. |
||||||||||
Заметим, что рабочее |
напряжение Ua. этого |
амплитрона в |
режиме |
|||||||||||||
усиления |
(при |
подавленном |
режиме |
автоколебаний) |
составляет |
|||||||||||
40 |
кВ. При этом номер |
вида |
|
колебаний |
в |
режиме |
генерирования |
|||||||||
и усиления колебаний оставался неизменным |
(га = 7.). |
В автоколе |
||||||||||||||
бательном |
режиме амплитрон работал устойчиво и стабильно. |
|||||||||||||||
|
Интересные |
результаты получил В. И. Индык при исследова |
||||||||||||||
нии амплитрона непрерывного действия в автогенераторном |
режиме. |
|||||||||||||||
Амплитрон |
имел следующие |
конструктивные |
параметры: |
N=15; |
||||||||||||
da =3,3 |
мм; d„ = l,8 мм; й = 3 мм; ,и = шД.о = 0,42. |
Рабочим |
являлся |
|||||||||||||
вид |
колебаний |
с п = 6 . Замедляющая |
система |
имела |
высокое вол |
|||||||||||
новое |
сопротивление |
(180—200 |
Ом) |
и была |
хорошо |
согласована |
||||||||||
11' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
163 |
с входной и выходной линиями передач (КСВН |
а ^ |
1,25 |
в относи |
|
тельной |
полосе частот 25%). |
(а) |
|
|
На |
рис. IV.23 представлены вольт-амперная |
и |
диапазон |
ные (б) характеристики такого амплитрона в режиме автоколебаний. Из рисунка видно, что с повышением анодного напряжения амплит-
рон |
(в отсутствие входного сигнала) последовательно генерирует |
||||||||
па |
частотах видов |
колебаний |
и = |
7,5 (я-вид), /1 = 7 и |
и = |
6 |
(ср. |
||
с рис. IV.21). При этом па рабочем |
виде |
колебаний |
(ft = 6) |
в |
режи |
||||
мах |
автоколебаний |
и усиления |
колебаний |
к. п. д. |
амплитрона |
оди- |
Рис. IV.23. Вольт-амперная (а) и диапазонные (б) характеристики амплитрона непрерывного действия, работающего в автоколебатель ном режиме.
наков. Таким образом, амплитрон данной конструкции на рабочем виде колебаний ведет себя, как магнетрон, синхронизированный внешним сигналом.
Из рис. IV.23 видно, что мощность и частота генерируемых ко лебаний в зависимости от анодного тока (напряжения) у данного амплитрона-автогенератора изменяются практически линейно. Диа
пазон электронной |
перестройки частоты, |
определяемый по измене |
нию мощности на |
3 дБ, составляет 4%. |
Амплитрон работает в ре |
жиме, близком к ограничению анодного тока температурой катода: поле на катоде согласно расчетным данным, полученным на ЭВМ, отлично от нуля; анодное напряжение согласно опытным данным уменьшается при увеличении мощности накала (при 7a =const). Перед магнетроном с разомкнутой резонаторной системой, работаю щим при я-виде колебаний, данный амплитрон-автогенератор имеет одно весьма важное преимущество: высокочастотная мощность в направлении входа составляет менее 1 % от мощности в направле нии выхода.
На рис. IV.24 представлены диапазонные характеристики амл- литрона-автогенератора с вынесенной (торцевой) электронной пуш кой и центральным «ложным» катодом. Представленные на рисунке
164